Тойоту впервые возглавил не японец

История японского авто-концерна TOYOTA | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония

Стоит заметить, что история японского автопрома начинается примерно после Второй мировой войны. До этого там фактически не было автомобильной промышленности, хотя в 10-20х годах ХХ века неоднократно были попытки создавать собственные автомобили.

Правда, до массового производства дело так и не доходило.<\p>

Такая ситуация сохранялась вплоть до Второй мировой войны. Но зато после 1951 года история японского автопрома резко рванула вверх.

Толчком для производства легковых автомобилей, стал, как ни странно, еще один милитаристический катаклизм: война в Корее. Американские компании стали давать льготы японским компаниям, бравшимся за исполнение военных заказов.

Именно они строили различные автомобили для американской армии, и, даже не смотря на то, что в общем доля транспорта производства этих компаний была незначительной, но положение японских концернов резко изменилось.

Обратите внимание

В связи с резким ростом производства легковых автомобилей было необходимо срочно осваивать опыт иностранных компаний. Поэтому японские компании, активно заключали контракты с различными европейскими фирмами на поставки различных комплектующих для сборки автомобилей на японских заводах.

Правда, были и исключения. Например, TOYOTA осваивала выпуск легковых автомобилей самостоятельно.

Примечание: Мало кто знает, что компания Toyota начинала с выпуска автоматических ткацких станков. А её эмблема не что иное, как абстрактное изображение петли. 🙂

Сакичи Тойоде (через д!) пришлось в свое время выбирать между текстильной промышленностью (он был изобретателем автоматических ткацких станков) и автомобилестроением.

По зрелым размышлениям чаша весов склонилась в сторону автомобиля и в 1933 г. Тойода занялся разработкой своей первой модели.

Работы над прототипом были закончены в 1935 году и «первенец» получил имя Toyota А-1, а затем -АА.

Однако прошло еще некоторое время, прежде чем началось производство. Лишь в 1937 г. была создана компания Toyota Motor Company и с конвейера сошли первые автомобили. Нельзя сказать, чтобы компании сопутствовал успех, ведь автомобиль для японцев был совершенно новым изделием.

Только после окончания Второй мировой войны появились возможности для развития автомобильной промышленности. Хотя в 1955 г. на заводе не было выпущено и 10000 автомобилей, но затем положение улучшилось, и в 1962 г. был изготовлен миллионный автомобиль марки Toyota.

Первая попытка экспортировать автомобили в США, которая была предпринята в 1957 г., провалилась (Конечно. Там своего авто-добра навалом. И тогда и сейчас, типа форд фокус 2011 цена на которые для кого надо хороша.)) Тогда фирма Toyota приняла решение экспортировать автомобили в Европу, и в 1963 г.

в Нидерландах был продан первый автомобиль марки Toyota. Через два года в США начался экспорт модели New Corona. Модели шестидесятых годов с технической точки зрения не представляли собой ничего необычного, но они привлекали к себе внимание своим полным оснащением и низкой ценой.

Важно

Такая ситуация продолжалась до начала восьмидесятых годов, когда появились переднеприводные и более совершенные с технической точки зрения модели. Чтобы иметь достойного представителя в секторе автомобилей высокого класса фирма Toyota создает модель Lexus.

Теперь Toyota является одним из крупнейших производителей автомобилей не только в Японии, но и во всем мире. Об этом свидетельствует ее годовой объем производства — около 3 млн. автомобилей.

— Киичиро Тойода открывает автомобильный отдел в компании своего отца. 1936 — Появился первый автомобиль компании — седан «Toyoda AA». 1937 — 28 августа основана компания Toyota Motor Co. Ltd. 1938 — Начинает работу завод в Ходоша. 1950 — Компания попала в кризисное положение. Основание Toyota Motor Sales. Киичиро Тойода подает в отставку в результате конфликта с профсоюзами, получившего название «трудового диспута». Начало зарубежных операций, поставка небольшой партии автомобилей в Коста-Рику. 1951 — На фирме вводится система «предложения новых идей». 1952 — Появление модели «Land Cruiser». 1954 — Выпуск модели «Crown». 1957 — Первый экспорт автомобилей Toyota в США. 1958 — Начало продаж модели «Corona». 1959 — Начинает работу завод компании Мономачи. 1962 — С конвейера компании сошел миллионный автомобиль. 1965 — Успех модели «Corona» в США. 1966 — Начало продаж модели «Corolla». 1968 — Начало выпуска модели «Сressida». 1970 — Выпуск модели «Celica». 1972 — Выпущен 10-миллионный автомобиль. 1974 — Основание фонда Toyota. 1978 — Начало выпуска модели «Tersel» и «Starlet». 1981 — Открытие бизнес-технологического института Toyota. 1982 — Реорганизация компании в Toyota Motor Corp. Начало выпуска модели «Camry». 1984 — Начало производства автомобилей на совместном предприятии в США Toyota GM.Завершение первой очереди строительства собственного полигона в Сибацу. Первый показ модели «Starlet». 1986 — Выпущен 50-миллионный автомобиль компании. Презентация «Tersel-Corsa-Corolla II» 1987 — Первый показ модели «Toyota 4 Runner» 1988 — Американское отделение компании начало выпуск автомобилей в США. 1989 — Презентация моделей «Lexus LS 400» и «Lexus ES250». 1990 — Выпущен 15-миллионный автомобиль «Toyota Corolla».Начало выпуска модели «Previa». 1992 — Британское отделение компании начинает выпуск продукции. 1993 — Начало выпуска модели «Celica». 1996 — Выпущен 90-миллионный автомобиль марки Toyota. 1997 — Презентация компактного мини-вэна «Raum». Компания презентовала автомобиль со смешанным силовым агрегатом «Prius». 1998 — Презентация нового поколения внедорожника «Land Cruiser 100».

2000 — Презентация нового поколения внедорожника «RAV4».

Началом истории компании Toyota можно считать 1933 год, когда в компании Toyoda Automatic Loom Works, изначально не имевшей отношения к автомобилям и занимавшейся текстильной промышленностью, открылся автомобильный департамент.

Открыл его старший сын владельца компании Сакичи Тойоды (Sakichi Toyoda) Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda), впоследствии и приведший автомобильную марку Toyota к мировой известности.

Начальным капиталом для разработки первых автомобилей стали деньги, вырученные при продаже патентных прав на прядильные машины английской компании Platt Brothers.

В 1935 году была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA) и первым грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль Model AA был запущен в производство.

Тогда же была произведена первая экспортная поставка – четыре грузовика G1 отправились в северный Китай. Через год, в 1937 г., автомобильный департамент превратился в отдельную компанию, получившую название Toyota Motor Co., Ltd.

Такова вкратце история довоенного развития компании Тойота.

После Второй мировой войны, в 1947 году, началось производство еще одной модели – Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях жесточайшего финансового кризиса, компания пережила первую и единственную забастовку своих рабочих.

Совет

В результате была пересмотрена корпоративная политика, отдел реализации выделился в отдельную компанию — Toyota Motor Sales Co., Ltd.

Впрочем, для послевоенных годов, когда автомобильная промышленность Японии наравне с остальными отраслями переживала не самые лучшие времена, компания вышла из кризиса не с самыми большими потерями.

В начале 50-х годов Таичи Оно (Taiichi Ohno) была задумана уникальная система управления производства («камбан»), позволяющая устранение всех видов потерь – материалов, времени, производственных мощностей. В 1962 году система получила свое воплощение на предприятиях группы Toyota и доказала свою эффективность, способствуя успеху компании.

В 1952 году умер создатель компании – Киичиро Тойода. К этому времени Toyota вступила в период начала расцвета.

В 50-х годах проводились разработки собственных конструкций, обширные исследования, расширялся модельный ряд – появился внедорожник Land Cruiser, такая известная ныне модель, как Crown, а в США была основана компания Toyota Motor Sales, U.S.A.

, задачей которой был экспорт автомобилей Toyota на американский рынок. Правда, первая попытка экспорта автомобилей Toyota на американский рынок окончилась неудачей – но впоследствии, сделав выводы и быстро справившись с новыми задачами, Toyota это исправила.

В 1961 году выпущена модель Toyota Publica – небольшой экономичный автомобиль, быстро ставший популярным. В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного за свою историю автомобиля.

Шестидесятые годы стали периодом улучшения экономической ситуации в Японии, и, как следствие, бурного роста продаж автомобилей. Активно развивается сеть дилеров Toyota за рубежом – в Южной Африке, в Европе и Азии.

Добилась успеха Toyota на рынке США – модель Corona, которую начали экспортировать туда в 1965 году, быстро получила широкое распространение и стала самым популярным на иностранном рынке японским автомобилем.

В следующем, 1966 году, Toyota выпускает свой, пожалуй, самый массовый автомобиль – Corolla, производство которого с успехом продолжается и по сей день, а также заключает деловое соглашение с компанией Hino – еще одним японским автопроизводителем. Такое же соглашение Toyota заключила еще с одной фирмой – Daihatsu – в 1967 году.

1970-е годы ознаменовались строительством новых заводов и постоянными техническими усовершенствованиями агрегатов, а также «перекочевыванием» новшеств с дорогостоящих моделей, куда их изначально устанавливали, на более дешевые.

Обратите внимание

Начинается производство таких моделей, как Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II. Tercel стал первым переднеприводным японским автомобилем.

В 1972 году с конвейера сходит 10-миллионный автомобиль Toyota.

Преодолев энергетический кризис и финансовые трудности, введя режим жесткой сырьевой экономии, разработав под давлением законодательства, касающегося загрязнения воздуха, эффективную выхлопную систему, укрепляя внутрикорпоративную политику, Toyota вступила в следующее десятилетие.

В начале 80-х годов, а точнее, в 1982 году компании Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. сливаются в Toyota Motor Corporation. В это же время начинается выпуск модели Camry.

К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего третье место в мире по объемам производства.

В 1983 году Toyota подписывает многолетнее соглашение с General Motors, а в следующем году начинается производство автомобилей на их совместном предприятии в США.

Тогда же была завершена первая очередь строительства собственного испытательного полигона Тойоты – Шибецу, который был полностью завершен в 1988 году. В 1986 году перешагнут еще один рубеж – выпущен уже 50-миллионный автомобиль марки Toyota. Появляются на свет новые модели – Corsa, Corolla II, 4Runner.

Одним из главных событий 80-х годов можно считать появление такой марки, как Lexus — подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок автомобилей высокого класса.

До этого Япония ассоциировалась с небольшими, экономичными, недорогими и демократичными автомобилями; с появлением же Lexus в секторе роскошных дорогих машин положение изменилось.

Важно

Уже через год после основания Lexus, в 1989 году были представлены и поступили в продажу такие модели, как Lexus LS400 и Lexus ES250.

1990 год ознаменовался открытием собственного дизайнерского центра – Tokyo Design Center. Что интересно, в октябре того же года открывается первая авторизованная сервисная станция в тогда еще Советском Союзе.

Toyota продолжает свою мировую экспансию – открываются филиалы во все новых и новых странах мира и развиваются те, что уже были открыты. Кроме этого, очень активно идут научно-технические исследования; открываются такие компании, как Toyota System Research Inc. (совместно с Fujitsu Ltd.

, 1990 год), Toyota Soft Engineering Inc. (совместно с Nihon Unisys, Ltd., 1991 год), Toyota System International Inc. (совместно с IBM Japan Ltd. и Toshiba Corp., 1991 год) и т.п.

В 1992 году были опубликованы Toyota Guiding Principles – основные принципы работы корпорации, выражение корпоративной философии. Тогда же вышла Хартия Земли (The Earth Charter) – как реакция на усиливающиеся экологические веяния в обществе.

Экология оказала на развитие Toyota большое влияние; были разработаны планы и программы по защите окружающей среды, а в 1997 году была создана модель Prius, оснащенная гибридным двигателем (Toyota Hybrid System). Помимо Prius, гибридными двигателями были оснащены модели Coaster и RAV4.

Кроме этого, в 90-е годы Toyota успела выпустить свой 70-миллионный автомобиль (1991 год) и 90-миллионный автомобиль (1996), открыть в 1992 году Toyota Training Center во Владивостоке и заключить дилерские договора с Ауди и Фольксвагеном, в 1995 году подписать с Hino и Daihatsu соглашение о долевом распределении продукции и в том же году объявить о принятии нового глобального бизнес-плана, а также начать выпуск двигателей с системой изменения фаз газораспределения (VVT-i). В 1996 году был открыт Toyota Training Center в Москве и началось производство четырехтактного бензинового двигателя с непосредственным впрыском топлива (D-4). В 1997 году, помимо Prius, было объявлено о запуске в производство модели Raum, а в 1998 – Avensis и нового поколения культового внедорожника Land Cruiser 100. Тогда же Toyota приобрела контрольный пакет акций Daihatsu.

В следующем, 1999 году, в Японии был выпущен 100-миллионный автомобиль Toyota. В 2000 году продажи модели Prius достигли 50 тысяч по всему миру, было запущено новое поколение RAV4, а в 2001 была продана 5-миллионная Camry в США. В июле прошлого года была основана компания “Toyota Motor” в России, в декабре продажи Prius увеличились до цифры в 80 тысяч.

На сегодняшний день Тойота – один из крупнейших мировых производителей автомобилей.

Совет

Безусловно, она также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим более 5,5 миллионов машин в год, что примерно равно одной машине каждые шесть секунд.

В группе Toyota – множество компаний, как автомобильных, так и занимающихся многими различными областями. В 2002 году Toyota вступила в новую сферу, приняв участие в автогонках Formula 1.

Похожие записи на сайте miuki.info:

Источник: http://miuki.info/2012/01/istoriya-yaponskogo-avto-koncerna-toyota/

Toyota возглавит внук основателя компании | Rusbase

Президента Toyota Кацуаки Ватанабэ сменит на посту внук основателя компании — 52-летний Акио Тойода

Правление японского автопроизводителя Toyota решило сменить действующего президента компании Кацуаки Ватанабэ. Его преемником станет внук основателя компании — 52-летний Акио Тойода. Некоторые эксперты считают, что в кризисное время семейный контроль не лучшее решение для компании.

Правление Toyota решило сделать новым президентом компании внука ее основателяСакичи Тойода, создавшего Toyota в 1937 году. Об этом пишетсегодня The Wall Street Journal со ссылкой на информированный источник.

Официальное заявление об этом будет сделано только через несколько недель, а фактическая смена президента, вероятнее всего, произойдет на общем собрании в июне этого года, говорит источник газеты.

 Действующий президент Кацуаки Ватанабэ займет пост заместителя председателя совета директоров, а его пост займет Акио Тойода.

Читайте также:  Новый hyundai solaris выходит на китайский рынок

Отец Акио Тойода, Соичиро Тойода, был последним членом семьи основателей,  возглавлявшим Toyota. Он ушел в отставку с поста президента компании в 1992 году и сейчас является ее почетным председателем.

С тех пор наследники основателя компании перестали занимать высшие руководящие посты в компании.

Тем не менее, они принимают активное участие в управлении компанией, потому что именно Тойоды являются главными носителями корпоративной культуры.

Крутой момент

На 52-летнего Тойода будут возложены задачи рулевого в не самое лучшее для компании время.

В условиях падения спроса в США, Европе, Японии и других странах, а также курсовых изменений Toyota недавно понизила свой прогноз прибыли на финансовый 2009 год, который заканчивается 31 марта: впервые за последние 70 лет компания прогнозирует операционный убыток по итогам  года — 150 млрд иен ($1,7 млрд).

  Кроме того, Акио Тойода предстоит доказать, что сохранение семейного контроля над столь крупной и публичной компанией является вполне жизнеспособным решением, так как некоторые члены правления компании настроены довольно скептически в отношении него. Они считают, что Toyota должна отойти от семейного управления, тем более что семья Тойода владеет всего около 2% акций.

Они обеспокоены тем, что у Тойода недостаточно опыта, чтобы справиться с проблемами компании в период мирового финансового кризиса. Официально в Toyota отказались комментировать информацию о назначении. «Ничего еще не решено», — сказал WSJ официальный представитель Toyota Кока Кониси.

Что ждет Toyota

Как ожидается, возглавив компанию, Акио Тойода, скорее всего, попытается серьезно изменить корпоративную культуру управления. По словам источников газеты, Тойода считает, что известная своей осторожностью Toyota, стала за последние годы еще более консервативной и бюрократической компанией. Ей необходима новая структура управления, которая ускорит процесс принятия тех или иных решений.

Скорее всего, Тойода также попытается расшевелить компанию путем привлечения новых талантов из других компаний. В частности, он может вернуть к работе бывших руководителей Toyota, которые покинули компанию в последние годы, говорят источники газеты.  Одна из главных проблем, с которой столкнется Тойода в новом качестве — убедить некоторых работников компании следовать его линии.

«Существует фракция, дружественно настроенная по отношению ко мне, которая полностью поддерживает членов семьи основателя компании», — говорил господин Тойода несколько лет назад в интервью газете.  Другие же стараются избегать его, сомневаясь, что он как член семьи сможет принести пользу компании.

Who is mister Toyoda?

Акио Тойода отличается агрессивным стилем управления, рассказывают источники, знакомые с его карьерой. Они вспоминают случай, как несколько лет назад Тойода стал инициатором поглощения одной китайской компании.

Обратите внимание

Такая стратегия характерна для западного стиля управления, который неприемлем для японского автогиганта. Когда Тойода был назначен главой отделения Toyota в Китае в 2001 году, он увидел, что финансовые возможности его китайского партнера — Tianjin Automotive — ограничены, а заводы работают неэффективно.

Тогда-то он и задумал создать более крупного  и более агрессивного автопроизводителя — First Automotive Works, который сможет взять под свой контроль Tianjin. Сейчас эта компания известна всему миру под именем FAW.

И Tianjin, и FAW контролировались китайским государством, и в 2002 году Акио удалось объединить эти две компании. Такой шаг позволил ускорить развитие Toyota на китайском рынке.  

Карьера Тойода

Тойода не сразу пришел работать в Toyota. Первоначально его отец был против этого. Получив степень MBA в колледже Бостона, Тойода сначала проработал в инвестиционно-банковском и консалтинговом бизнесе в Нью-Йорке и Лондоне.

И только в 1984 году в возрасте 27 лет он сумел присоединиться к семейному бизнесу, начав с невысоких должностей. Руководители компании не воспринимали его всерьез. Однажды Тойода даже попал в больницу из-за стресса, который был вызван трениями с одним из боссов, рассказывают близкие к нему люди.

  Сам Тойода тогда подтвердил, что попал в больницу, но отказался комментировать причины. Когда он стал продвигаться вверх по карьерной лестнице, ему удалось улучшить свою репутацию в компании. К примеру, он сыграл ключевую роль в оптимизации системы управления дилерскими предприятиями.

До уровня топ-менеджера он дорос только в 2000 году (через 16 лет работы в Toyota).

Почему сейчас

Члены правления начали активно подыскивать нового президента компании отчасти из-за проблем со здоровьем председателя совета директоров Фудзио Чо. 71-летнему Чо из-за недуга стало трудно выполнять свои обязанности, и он решил отказаться от занимаемой должности.

Важно

Автоматически его преемником становился действующий президент Toyota Ватанабе. Однако старейшины компании, прежде всего Акио Тойода и его 83-летний отец, уговорили Чо остаться на своем посту.

А Ватанабэ, уйдя с поста президента, станет вице-председателем и сможет облегчить работу Чо. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/article/toyota-vozglavit-vnuk-osnovatelya-kompanii/5614557.html

История бренда Toyota

Бренд Toyota (Тойота) на сегодняшний день считается крупнейшим, мировым производителем автомобилей. Ежегодно с конвейеров компании сходит свыше 5,5 млн. авто. В пересчете на временные рамки, каждую 6 секунду в мире появляется новое авто этого бренда. Как удалось японским создателям перейти от изготовления текстильных станков к лидерству в мировой автоиндустрии, узнаете дальше.

Предпосылки развития компании

Предшественником в создании величайшего магната в автоиндустрии стала компания Toyoda Automatic Loom Works. Она занималась производством станков для текстильной промышленности. Особенность оборудования заключалась в самопроизвольной остановке станка при появлении проблемы в работе (принцип дзидока).

1929 г. — создатель автоматических ткацких станков Сакити Тойода (Sakichi Toyoda) продаст патент на изобретение британцам, а прибыль от продажи он вложит в развитие бизнеса сына Киитиро Тоёда.

Сакити Тойода родился в семье плотника 14 февраля 1867 г. В 1890 г. он создает деревянный станок с ручным приводом, а спустя 6 лет первый в Японии электрический ткацкий станок.

На этом Тойода не останавливается, в 1924 г. появляется автоматический текстильный станок, который не требует остановки оборудования для замены челноков.

В этом же году у Сакити родился сын Киитиро, который создаст собственную автомобильную компанию Тойота.

После подробного изучения автомобильной индустрии Европы, США в 1930 году Киитиро Тойода начнет производство собственного автомобиля. 1933 г. для компании Toyoda Automatic Loom Works ознаменуется появлением дочерней ветви по выпуску автомобилей под руководством Киитиро Тойода. Этот факт станет знаменательным для развития автомобильной промышленности Японии и мира.

Этапы развития бренда

Первые успехи

История великого автомобильного бренда начинается с 1933 г. Спустя 2 года появляются две модели авто: легковая Model A1 (переименованная позже в Model AA) и грузовая Model G1. Модели оснащены двигателем типа А собственной разработки, но во многом напоминают известные авто Chevrolet, Dodge Power Wagon.

Грузовые машины G1 пришлись по вкусу китайской власти, корпорация экспортировала в Китай целую партию грузовиков. Теперь бренд стали узнавать не только на территории Японии, но и за ее пределами.

1937 г. — компания становится самостоятельной, переходит на новый этап развития уже как Toyota Motor Co., Ltd. Обновленное название бренда звучит мягче, обещает принести удачу (написанное катаканой слово Toyota состоит из 8 черточек, что по японским поверьям символизирует успех).

Удар войны по производству

Военные годы приостановили развитие компании и выпуск новых моделей. Все внимание уделялось производству грузовых машин для японской армии. Острый дефицит сырья заметно ощущался, производились упрощенные модели, некоторые грузовики делались даже с одной фарой.

В период войны пострадали и мощности компании в префектуре Аити, это усложнило дальнейшее развитие марки, но не остановило. Несмотря на сложности, в 1947 г. компании удалось выпустить новые пассажирские авто (Model SA).

Глубокий экономический кризис привел к забастовке работников компании. Найти выход руководству помогла концепция Таичи Оно под названием «Камбан» или «бережливое производство». Новая концепция избавила Тойоту от необоснованных затрат времени, усилий, материалов и гарантировала высокий скачок в развитии.

Благодаря «бережливому производству» весь производственный процесс компании стал придерживаться двух базовых принципов: «точно вовремя» и полная автоматизация. Оба принципа дополняли друг друга.

Совет

Первый принцип оговаривал поступление запасных деталей на позицию сборки, когда это необходимо и в нужном количестве. Это позволяло сократить запасы на складах и постепенно пополнять их.

Вдобавок, Таичи Оно выделил 7 видов потерь в производственном процессе и обозначил методы по их сокращению.

В чем суть философии бережливого производства вы можете узнать из видео.

Производство и реализация были разделены, в 1950 г. появилась Toyota Motor Sales Co, она занималась исключительно продажей продукции.

На пути к известности

1952 г. — скончался первый руководитель Тойоты, но концерн продолжил активную деятельность. 1956 г. — японские автомобили попали на американский рынок. Подробное изучение требований населения позволили бренду успешно закрепиться в США, Бразилии, а затем проследовать в Европу и Австралию.

В истории развития марки наблюдается стремительный рост и успех. 1961 г. — на рынке появляется Toyota Publica, компактный, ресурсосберегающий автомобиль. 1962 г. — выпущен юбилейный (миллионный) автомобиль, 1966 г. — произошел выпуск новой модели Corolla, который произвел фурор в мировом автопроме.

1967 г. — бренд наращивает производство, было подписано сразу два сотрудничества с автопроизводителями Hino, Daihatsu.

Мировая слава

В 80-е годы концерн ожидает ряд приятных изменений:

  • происходит слияние Toyota Motor Sales Co., Ltd. и Toyota Motor Co., Ltd. (1982);
  • 1982 г. — запускается производство известной модели Toyota Camry, а сам бренд признается мировым сообществом в качестве мощного и достойного конкурента на автомобильном рынке;
  • подписано соглашение о сотрудничестве с крупнейшим автогигантом General Motors (1983);
  • 1986 г. — выпускается 50-миллионный автомобиль Тойота;
  • появляется подразделение концерна Lexus, созданное для выпуска машин премиум-класса. 1989 г. — выпуск пополняют роскошные модели Lexus LS400, Lexus ES250;
  • компания создает свой логотип в виде буквы «Т», которую образуют два овала (1989).

Выпуск автомобилей марки растет в геометрической прогрессии, к 1996 г. количество произведенных авто достигло 90 млн., в 1999 г. превысило 100 млн.

В борьбе за чистоту планеты создаются гибридные автомобили Raum (1996), Avensis и внедорожник Land Cruiser 100 (1998), а также известная модель Prius, выпуск и продажа ее превысили 50 тысяч только за 2000 г.

2002–2009 гг. — компания активно участвует в гонках Формула-1.

Как создавался и развивался бренд Toyota на протяжении всего времени вы можете посмотреть в видео.

Конкуренты бренда

Непрерывные темпы изобретения новых технологий производства, внедрение в бюджетные автооборудования и функций, свойственных для первоклассных моделей, гибкость в экологических и ресурсосберегающих вопросах повысили спрос на продукцию бренда. Японские автомобили оказались для потребителя компактными, комфортными и экономичными, а главное, доступными в ценовом отношении.

2007–2009 гг. — Тойота занимает лидирующие позиции.Мировой кризис 2008 г. также отразился на концерне, 2009 г. он завершает с убытками. Но это не помешало бренду обогнать своих главных соперников: мирового гиганта General Motors (GM) и Volkswagen.

2012 г. — концерн выходит на лидирующую позицию. Своевременная реакция на тенденции в моде, на предпочтения покупателей, приемлемая цена в соотношении с высоким качеством позволяют компании удерживать лидерство, не уступать конкурентам. Кроме того, руководство концерна заботится и о состоятельных клиентах, предлагая им высококлассные машины марки Lexus.

2013 г. — Тойота признана самой дорогой маркой в мире.

Toyota в России

Впервые официальное представительство известного бренда в России появилось в 1998 г. Динамичное развитие автомобильного рынка подтолкнуло Toyota Motor Corporation к созданию национальной компании ООО «Тойота мотор» (2002). Она занималась маркетингом, продажей авто на территории РФ.

2007 г. — в России начало функционировать ЗАО «Тойота Банк». Банк занимался кредитованием дилеров авто Toyota, Lexus. Этот ход существенно облегчил оптовую и розничную покупку автомобилей известной марки.

Вскоре в поселке Шушары был открыт автосборочный завод по выпуску авто Toyota Camry класса «Е». Предполагалось, что завод будет выпускать порядка 20 тыс. машин в год с перспективой до 300 тыс. машин. По итогам 2011 г.

на предприятии работало 600 человек, объем выполненной работы превысил 14 тыс. автомобилей.

На конец 2011 г. японский концерн в России представляли ООО «Тойота Мотор», ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия». Их главные офисы расположились в Москве и Санкт-Петербурге.

2015 г. — Тойота преуспела другие японские марки. Самыми популярными на российском рынке признаны модели авто Land Cruiser Prado, Toyota Camry, Land Cruiser 200 и RAV4.

Первенство среди полноразмерных внедорожников премиум-сегмента на сегодняшний день занимает Toyota Land Cruiser 200. Доля авто на рынке составила 45%.

Доля бренда на мировом рынке

Toyota Motors Corporation занимается производством и продажей авто для перевозки пассажиров, грузов. Большая часть заводов концерна сконцентрированы на территории Японии, некоторые мощности расположились и в других странах. Например, крупные заводы в США, Таиланде, Канаде и Индонезии, где численность сотрудников варьируется от 5,5 тыс. до 10 тыс. человек.

По данным 2015 г. из количества приобретенных за год авто (91 млн.) 9,6% пришлось на бренд Тойота.

Продукция концерна активно покупается, доля автомобилей Тойота в некоторых регионах составила:

  • Япония (46,8%);
  • Северная Америка (13,5%);
  • Азия (13,4%);
  • европейские страны (4,6%).

Руководство бренда максимально исключило операции и процессы в технологическом процессе, которые не приносят ценности для потребителя. Желание совершенствоваться, удовлетворять желания клиентов обеспечивают успех и лидерство концерна Тойота.

Источник: https://investim.guru/journal/istoriya-brenda-toyota

История создания компании Тойота

История Toyota Motor Corporation начинается в XIX веке в Японии. Как и многие другие известные бренды, первоначальный бизнес основателей не был связан с автомобилестроением.

В конце позапрошлого века изобретатель и инженер Сакичи Тойода (Sakichi Toyoda) основал компанию Toyoda Enterprise. Современники сравнивали  Сакичи со знаменитым американским изобретателем Томасом Эдисоном.

Сакичи Тойода родился в небогатой семье, его мать занималась ткачеством, в то время это было достаточно тяжелое ремесло. Именно желание помочь матери привело молодого изобретателя к созданию ткацкого станка. Оригинальная конструкция была запатентована, и в последующем стала основой растущего бизнеса.

Со временем ткацкими станками заинтересовались английские мануфактуры. Для подписания договора сын изобретателя — КиичироТойода — отправился в Англию с остановкой в США.

Молодой человек, как и многие его ровесники из поколения первой половины XX века, увлекался автомобилями.

Читайте также:  Автоваз с начала года потерял 5,1 млрд рублей

В Америке он своими глазами увидел современные индустриальные производства, в итоге, после возвращения домой, Киичиро Тойода начал осуществлять свою мечту — создание японского автомобиля.

Заручившись поддержкой отца, Киичиро с энтузиазмом взялся за реализацию амбициозной задачи. Прототип — четырехдверный седан А1- начали разрабатывать в 1936 году. Уже через полгода машина была готова. Подобная скорость объясняется тем, что большинство технических решений были подсмотрены у американских брендов. Производство модели АА наладили на новом заводе в Коромо.

Обратите внимание

Первые автомобили выпускали под именем Toyoda, однако молодого предпринимателя такое название не совсем устраивало. Киичиро ничуть не стыдился своей фамилии, в переводе она означала «плодородное рисовое поле». Однако это аграрное название не соответствовало индустриальному духу XX века.

Именно поэтому был объявлен конкурс на новое название. Рассмотрев свыше 20 тысяч вариантов, остановились на всем известном сегодня названии Toyota. В этом названии прослеживается преемственность с фамилией основателя, слово легко запоминается и хорошо звучит в разных языках.

28 августа 1937 года была зарегистрирована компания Toyota Motor Corporation, а производство автомобилей началось уже в ноябре, именно в этот момент родился знаменитый японский бренд. Вплоть до Второй мировой войны компания выпустила свыше 1400 седанов АА. В годы войны на мощностях Toyota выпускались военные грузовики, амфибии, вездеходы и детали для самолетов.

Компании повезло, что во время военных действий ее заводы практически не пострадали. Несмотря на тяжелое положение страны, уже осенью 1945 года инженеры Toyota приступили к созданию новой модели.

Послевоенная разруха и нищета диктовала свои условия – необходимо было разработать простой и компактный автомобиль. Модель Toyota SA внешне напоминала «жук» или Volkswagen Type 1. Несмотря на множество заимствований, считается что данная модель все-таки в большей степени является самостоятельной японской разработкой. Первая серия Toyota SA была выпущена уже в 1947 году.

Борьба за качество

В современном мире японский автомобиль является синонимом качества, но так было далеко не всегда. В послевоенные годы доверие к товарам, произведенным в Японии, было, скажем так, не очень.

Для снижения издержек КиичироТойода применил на своих заводах систему Just-in-Time (точно вовремя).

Данная система использовалась еще в 20-е годы на заводах Генри Форда, однако именно японцы довели её до совершенства.

Следующим шагом в борьбе за качество стал принцип jidoka, что означает повышенную ответственность каждого работника за качество выпускаемой продукции.

Таичи Оно (Taichi Ohno), управляющий цеха на заводе в Коромо, в 50-е годы предложил использовать подход, применяемый до этого в ткацком производстве.

При обрыве нити прядильные машины самостоятельно отключались, что позволяло уменьшить количество бракованной ткани.

Важно

Этот же принцип впервые применили в автомобильном производстве. Если рабочий замечал бракованную деталь, он обязан дернуть за специальный шнур, который останавливал весь конвейер. Таким образом, брак выявлялся на ранней стадии, а его устранение обходилось в итоге дешевле, чем последующая работа с недовольным клиентом.

В дополнение на заводах Тойота была введена система непрерывного совершенствования. Любой рабочий может подать рацпредложение, которое будет обязательно рассмотрено, плюс ко всему на предприятиях действуют «кружки качества», царит особая атмосфера, которая вовлекает в процесс улучшения абсолютно всех работников.

Принципы бережливого производства, применяемые на заводах Тойота, стали классикой и изучаются современными менеджерами для адаптации в других сферах деятельности. Все это позволило японской автомобильной компании стать лидером рынка, а выражение «японское качество» стало нарицательным.

Зарубежная экспансия

Уже в 1950-е годы стало ясно, чтобы догнать и перегнать ведущих мировых автогигантов, необходимо активно осваивать зарубежные рынки. Для начинающей японской компании это был серьезный вызов.

В 1957 году Тойота стала первой среди японских автомобильных компаний, кто открыл филиал в США. В сентябре несколько менеджеров прибыли в Лос-Анджелес для изучения местных условий, а уже 31 октября начала работу Toyota Motor Sales. В США поставлялись модели Toyota Crown и Land Cruiser.

Первоначальные продажи на крупнейшем автомобильном рынке не впечатляли — за первый год в США было продано всего 288 машин. В те годы в Америке правили бал традиционные автогиганты: GeneralMotors, Ford и Chrysler.

Однако все изменилось во время нефтяного кризиса 1970-х годов. Резко подорожавшая нефть изменила взгляды американцев на автомобили. Недорогие, экономичные и надежные японские автомобили быстро завоевали популярность.

И если в 1966 году новая модель седана Corona была распродана тиражом 10 тысяч машин, то уже в 1972 году суммарные продажи этой модели достигли 1 миллиона. И это было только начало. В последующие годы японская компания успешно завоевала рынки Европы, Южной Америки и России, заслужено получив звание крупнейшего автопроизводителя в мире.

Современное производство Toyota включает в себя десятки сборочных производств, разбросанных по всему миру. Каждый завод соответствует самым строгим требованиям в области качества, таким образом, независимо от того, в какой стране и в каком городе вы проживаете, вы всегда можете рассчитывать на качество и надежность автомобилей под брендом Toyota.

Где купить запчасти Тойота

В России японские автомобили заслуженно пользуются спросом и доверием. Суровые климатические условия нашей страны требуют внимательного подхода при выборе марки автомобиля, запчастей и расходных материалов. Наиболее популярны модели Corolla, Camry, RAV4, MarkII, Land Cruiser Prado и многие другие.

Интернет-магазин автозапчастей АВТОВЕЛИКАН предлагает приобрести качественные запчасти Тойота. В каталогах автомагазина свыше 20.000.000 наименований оригинальных запчастей и их аналогов. Если вы ищите надежного поставщика, и при этом не желаете переплачивать посредникам, АВТОВЕЛИКАН поможет сэкономить бюджет.

Видео об истории развития компании Тойота:

Может заинтересовать:

Источник: http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/auto/toyota/istoriya-kompanii.html

17 интересных фактов о Тойоте

Давай поговорим о той теме, которой не так часто касается наш журнал, но наверняка она тебе интересна. Мы об автомобилях, конечно же. Сегодня речь пойдет о Тойоте. Мы расскажем тебе малоизвестные, но вполне интересные факты об этой компании. Итак, давай приступим.

1. Тойода

Да-да. Изначально именно так называлась эта компания и, конечно же, все потому, что имя основателя – Киичиро Тойода. Такие дела. Но, как ты понимаешь, ребята довольно быстро поняли, что более привлекательно выглядит логотип с буквой Т вместо Д. И было решено переименовать марку.

2. Сакичи Тойода

Это имя отца основателя Тойоды. Это непростой человек: он, как и сын, добился за свою жизнь признания от самых великих людей. Многие годы Тойода занимался ремонтом и модернизацией прядильных и ткацких станков, пока, наконец, в 1897 году не создал свою уникальную конструкцию простого и надежного ткацкого станка.

Ткацкие станки были основным продуктом Тойоды в течение многих десятилетий, прежде чем они начали производить автомобили.

3. Логотип

Как думаешь, что означает логотип Тойоты? Очевидно, что это дань отцу, который начинал свой бизнес с ткацких станков, ведь логотип – это изображение иглы, в которую продета нить.

4. Скорость

Не самого автомобиля, а его создания. Тойота создается очень быстро, настолько, что ее производство можно сравнить с длительностью твоего полового акта. В цехе Тойоты новые машины появляются каждые 6 секунд.

5. Королла

Рекордсменом по массовости является Королла. Всего по миру раскидано 40 000 000 автомобилей Тойота Corolla, и наверняка среди наших читателей есть счастливые и не очень обладатели.

6. А1

Так названа первая модель Тойоты, которую увидел свет. А списан дизайн кузова был с Chrysler DESOTO.

7. Точное время

Тойота не любят устраивать что-то типа распродажи помидоров в супермаркете. Поэтому они производят только то количество автомобилей, которое им необходимо; они первые придумали эту фишку. Сейчас это выглядит очевидно, но в то время это было революционным.

8. Джип

Первые Джипы Тойота были созданы для правительства Соединенных Штатов. Когда вспыхнула корейская война, Тойоте был отдан приказ на производство 100 Джипов.

9. Зима

Королла и зима стали дружить только в 1967 году, когда было решено отправить испытателей в долгое путешествие в самый разгар суровой зимы.

10. Терминатор

7 автомобилей Тойота приняли участие в съемках «Терминатора». К сожалению, они не выжили, ибо погибли на месте съемок.

11. Формула 1

Тойота – самый легендарный спортивный автомобиль на Формуле 1. Японцы не зря рискнули разработать концепцию 2000GT.

12. Рекорд

Тойота является троекратным рекордсменом среди автомобилей, развивающих высокую скорость во время тропического шторма: 250 километров в час непрерывно на протяжении 78 часов.

13. Строительство

Тойота строит реальные дома. Кухни, оконные рамы, гарнитуры и многое другое – все это производит все та же старательная Тойота. Они являются крупнейшим застройщиком во всей Японии.

14. Лодки

Они еще и строят лодки, названные в честь островов Новой Зеландии.

15. Город

В честь Тойоты даже назвали город, который является родиной компании. Так местные власти в 1959 году решили отобразить самый успешный бизнес города.

16. Монорельс

Тойота разработала дизайн для монорельсового общественного транспорта.

17. Роботы

10 лет Тойота вкладывает средства для развития робототехники. Эти роботы помогают людям ходить, а еще сопровождают свою работу красивой музыкой.

Источник: https://BroDude.ru/17-faktov-o-tojote/

Subaru надежнее Mercedes

Американский журнал Consumer Reports опубликовал результаты ежегодного рейтинга надежности автомобилей. Тройку лидеров возглавили японские бренды Subaru, Mazda и Toyota. В числе аутсайдеров вновь американские марки.

Автомобили компании Subaru возглавили потребительский рейтинг надежности автомобилей, который ежегодно проводит издание Союза потребителей США Consumer Reports (CR). Бренд набрал 75 баллов по шкале CR.

По мнению редакции журнала, Subaru смог набрать максимальное количество очков благодаря высоким результатам испытаний моделей Impreza, Legacy и Outback. Кроме того, владельцы автомобилей Subaru поставили марке высокие оценки за надежность.

На втором месте оказался другой японский производитель – Mazda. Замкнул тройку лидер рейтинга предыдущего года автоконцерн Toyota Motor.

Honda, в прошлом году возглавившая рейтинг, опустилась на четвертую строчку. Шведский бренд Volvo стал пятым – самым лучшим среди европейских производителей.

В десятку также вошли Nissan, Hyundai, BMW и Volkswagen. Самым надежным национальным брендом американцы назвали Ford.

Совет

Аутсайдерами рейтинга надежности автомобилей стали американские General Motors и Chrysler, который из-за отсутствия новых продуктов замыкает список четвертый год подряд.

Журнал Consumer Reports выбирает самые надежные автомобильные марки на основании опросов потребителей.

В 2011 году издание опросило 1,3 млн подписчиков журнала и посетителей сайта, владеющих автомобилями либо их арендующих. Свое мнение высказали владельцы не только новых автомобилей: опрос охватывал машины, выпущенные в 2002–2011 модельных годах.

Consumer Reports спрашивает автомобилистов о неполадках и неудобствах в 17 различных категориях.

При этом учитываются не только поломки, но и удобство пользования автомобилем, а также вспомогательные функции, в том числе доступ в салон без ключа, предупреждение о низком давлении в шинах.

Также водители могут высказаться о скрипах, протечках в салоне и собственно технических неисправностях узлов и агрегатов.

Неисправности двигателя и трансмиссии разделены на крупные (требующие замены мотора в сборе, ремонта головки блока цилиндров) и мелкие (утечки масла, обрыв ремней).

В отдельные категории выделены вопросы о проблемах с кондиционером, топливной и выхлопной системой, электрооборудованием, подвеской, тормозами, а рейтинг составляется в зависимости от количества респондентов, указавших на проблемы. При этом учитывается пробег автомобиля.

В этом году в рейтинге участвовали 300 моделей автомобилей и 13 производителей.

Обратите внимание

Несмотря на отзывные кампании и остановку производства, вызванную аварией на Фукусиме в марте 2011, пять номинаций из десяти заняли автомобили Toyota. Toyota Camry Hybrid был признан лучшим семейным седаном, Toyota RAV4 оказался лучшим среди кроссоверов, Toyota Sienna был признан лучшим минивэном.

Также эксперты CR наградили Toyota Prius в номинации «гибриды», а звание самого надежного семейного паркетника досталось Toyota Highlander.

Лучшим среди спорткаров признали Ford Mustang, Infiniti G не было равных в классе спорт-седанов, Hyundai Sonata оказался лучшим среди бюджетных семейных седанов, Chevrolet Avalanche возглавил рейтинг пикапов, а Subaru Impreza был признан самым надежным среди автомобилей малого класса.

Роман Кондратьев

Источник Газета.ru

Источник: https://autorambler.ru/novosti/subaru-nadezhnee-mercedes-02-03-2012.htm

«Тойота» началась с ткацкого станка

Японский автоконцерн «Тойота» впервые сумел преодолеть планку в десять миллионов проданных автомобилей в год, став первым в мире автопроизводителем, добившимся столь внушительного результата.

Весьма впечатляют и финансовые достижения японского концерна. По итогам года «Тойота» ожидает прибыль в объёме 1,9 триллиона иен, или около 18,5 миллиарда долларов. Таким образом, компания уверенно подтверждает свой статус лидера мирового автопрома.

Нельзя отрицать того, что в последнее время на руку «Тойоте» играют заметное улучшение ситуации в японской экономике, падение курса иены по отношению к иностранным валютам, которое увеличивает прибыли от продаж за рубежом, а также высокая популярность экологически безопасных моделей с гибридными двигателями — флагманами её нынешней модельной линейки.

Тем не менее источник сегодняшних успехов «Тойоты» следует искать в её давней и не всегда славной истории.

Принцип «дзидока»

Основатель будущего главного японского автоконцерна Сакити Тоёда был сыном простого плотника. Родился он в небольшом городке Косаи в 1867 году.

С юного возраста Сакити проявлял большой интерес к технике и в итоге стал настоящим изобретателем, кстати, одним из первых в Японии.

В возрасте 23 лет он представил своё первое изобретение — деревянный ткацкий станок, а спустя ещё семь лет, в 1897 году, основал собственное дело.

Главным достижением Сакити Тоёды, которого в Японии прозвали отцом местной промышленной революции, стала разработка методов автоматизации производства.

Важно

Свою главную задачу он формулировал следующим образом: как сделать так, чтобы машина останавливалась сама в случае возникновения какой-либо неполадки? На рубеже XIX и XX веков эта проблема казалась весьма неординарной.

В 1905 году Сакити Тоёда представил свой первый, частично автоматизированный ткацкий станок: он прекращал работу в случае обрыва нити и потому намного облегчал труд фабричных рабочих, которым теперь не приходилось неотрывно следить за машиной.

Вкупе с небывалой производительностью, которая была почти в двадцать раз выше, чем у существовавших в то время в Японии аналогов, изобретение Тоёды надолго обеспечило стабильность его растущей компании. Вместе с тем принцип автоматизации, по-японски «дзидока», впоследствии стал одним из основополагающих для «Тойоты».

Читайте также:  Дешевые внедорожники индии, которых нет в россии

На протяжении многих десятилетий главной сферой деятельности клана Тоёды оставалось текстильное производство.

К концу 20-х годов ХХ века неутомимый изобретатель Сакити, который теперь стоял во главе компании «Автоматические станки Тоёда», довёл свои станки до такого совершенства, что патенты на них стали закупать за рубежом.

Однако к тому моменту наследник основателя Киитиро Тоёда уже пристально изучал новый рынок, который компании ещё предстояло завоевать, — автомобильный.

Киитиро Тоёда унаследовал от отца талант изобретателя. Уже в юном возрасте он принимал активное участие в создании и совершенствовании новых ткацких станков, а впоследствии и в экспорте технологии Тоёда за рубеж. Интерес к автомобилям у Киитиро возник отнюдь не случайно.

Прежде всего, на Тоёду-младшего повлиял большой тур по странам Европы и по Северной Америке, который он предпринял в 1922 году. В ходе этой поездки Киитиро надеялся узнать о новых веяниях в мировом текстильном производстве. Но, как он сам впоследствии вспоминал, ничего нового о ткацких станках в этом путешествии узнать не удалось.

В то же время младший Тоёда получил чёткое представление о том, что в США и Европе развивается семимильными шагами производство автомобилей.

Все четыре колеса

К тому времени спрос на автомобили возник и в самой Японии.

Совет

Французские машины «Панар-Лавассор» появились на улицах японских городов ещё в 1897 году, а в 1911 году инженер Масудзиро Хасимото создал первую в стране компанию по производству автомобилей «Каисин», которая начала выпускать пассажирские модели под названием ДАТ.

Чуть позже, в начале 1920-х годов, у «Каисин» появился первый конкурент — компания «Тоёкава». Тем не менее ни тому, ни другому концерну не удалось наладить массовые продажи своей продукции, которую японское общественное мнение относило к предметам роскоши.

Ситуация изменилась после того, как 1 сентября 1923 года в стране произошло мощное землетрясение, которое нанесло серьёзный ущерб Токио. У японских властей возникла срочная необходимость в большом количестве грузового транспорта для вывоза обломков, однако ни один из местных автопроизводителей не смог оперативно предоставить требуемые машины в нужном объёме.

На выручку пришёл американский автозавод «Форд», у которого власти Токио закупили более 800 шасси от грузовиков: по прибытии в Японию они доукомплектовывались лёгкими кузовами. Часть из этих транспортных средств переделали в автобусы, и со временем они стали неотъемлемой составляющей городского пейзажа восстановленного после землетрясения Токио.

Так в Японию пришли американские автоконцерны. В 1924 году завод в Иокогаме открыл «Форд». Спустя ещё год «Дженерал моторс» создал своё предприятие в Осаке. К 1929 году они суммарно выпускали  на  территории Страны восходящего солнца уже более 28 тысяч автомобилей и фактически монополизировали местный рынок. Клан Тоёда стал одним из первых, кто решился бросить вызов автогигантам из США.

Первая попытка, впрочем, закончилась провалом. В 1930 году мэр крупного города Нагоя Исао Оива выступил с инициативой создания в Японии собственного «города моторов» — технологического парка, в котором национальные промышленные компании могли бы совместно создавать автомобили японского производства.

Киитиро Тоёда добился того, что компания «Автоматические станки Тоёда» заняла одно из ключевых мест в новом технопарке, получившем название «Тюкё Детройт».

Сотрудники Тоёды отвечали за сборку новой пассажирской модели автомобиля «Ацута», который был разработан совместными усилиями целого ряда небольших производителей автозапчастей.

Обратите внимание

Коммерческого успеха эта модель добиться не сумела, поскольку стоила вдвое дороже, чем последние на тот момент машины от «Форда» — 6200 иен против 3000 иен. Производство «Ацуты» было свёрнуто практически сразу, а проект «Тюкё Детройт» был прекращён вскоре после этого.

Тем не менее Киитиро Тоёда и его инженеры от амбициозных планов ворваться на автомобильный рынок не отказались. В том же 1930 году они разработали прототип собственного двигателя и начали постепенно двигаться к созданию оригинальной модели нового автомобиля.

Одновременно с этим Киитиро начинает убеждать своего старшего сводного брата Рисабуро, который занял место во главе «Автоматических станков Тоёда» после кончины их отца Сакити Тоёды, в необходимости учреждения отдельного подразделения для автомобильного производства.

В результате отдел «Тоёда мотор» был создан в 1933 году, а ещё четыре года спустя стал полноценной компанией.

Как «Тоёда» стала «Тойотой»

Самое время объяснить, как фамилия Тоёда превратилась в названии компании «Тойота». Это было нерядовое событие: в 1936 году замена букв горячо обсуждалась высшим руководством компании с привлечением широкой общественности.

К тому времени в клане Тоёда осознали, что для завоевания даже японского автомобильного рынка потребуются серьёзные маркетинговые шаги. В частности, одной из первоочередных задач для них стало создание запоминающегося бренда и хорошего логотипа. На его создание был объявлен открытый конкурс.

В результате набралось почти 30 тысяч предложений, и практически в каждом из них говорилось, что использовать обычное иероглифическое написание слова «Тоёда» в логотипе неразумно.

Ведь первый из двух иероглифов этого слова состоит аж из тринадцати черт, поэтому его графическое изображение никак не получится компактным и броским.

Важно

В качестве альтернативы предлагалось написание названия компании с помощью более простой азбуки катакана, которую японцы используют для записи иностранных слов. Однако и здесь возникла проблема из-за двух маленьких чёрточек, которые входят в состав слога «да». Они нарушали симметрию в логотипе. В итоге Рисабуро Тоёда принял волевое решение и удалил эти две черты.

В результате надпись стала читаться как «тоёта». Для её написания требовалось восемь черт, а это число в Японии считается счастливым и ассоциируется с бесконечностью. На разницу между «ё» и «йо» обращать внимание не стоит: она возникла только из-за различий в системах транскрипции с японского языка на русский.

Со временем новое название приняли все дочерние компании, связанные с кланом Тоёда.

Первая пассажирская «тойота» модели А1 была разработана в 1935 году, однако в массовое производство запущена не была.

Вместо этого Киитиро предпочёл сконцентрироваться на выпуске менее оригинальных грузовиков G1 и GA, которые практически повторяли аналогичные модели от «Форда». Главным клиентом «Тойоты» стало правительство Японии, которое активно закупало их машины для нужд армии.

С началом второй японо-китайской войны в 1937 году и последовавшей за ней Второй мировой объёмы производства грузовых автомобилей «Тойоты» уверенно пошли в гору.

Впрочем, о пассажирском рынке в «Тойота мотор», первым президентом которой стал Рисабуро Тоёда, также не забывали. С 1936 года компания начала выпуск модели AA, которая являлась модифицированной версией A1, а внешним дизайном практически точно повторяла популярный в то время седан «Крайслер Эйрфлоу».

АА выделялась среди современных ей аналогов весьма низкой ценой в 3350 иен, примерно на 400 иен меньше, чем новинки того времени от «Форда» и «Дженерал моторс». Тем не менее, поскольку рынок пассажирских автомобилей для «Тойоты» в то время имел второстепенное значение, за последовавшие десять лет компания продала в общей сложности не более полутора тысяч подобных машин.

Совет

Примечательно, что в 1987 году, когда «Тойота мотор» праздновала своё пятидесятилетие, руководство компании предприняло попытку найти сохранившиеся АА, однако не смогло этого сделать.

Как выяснилось, на территории Японии не осталось ни одной такой модели — даже в коллекциях исторических автомобилей.

В результате для подготовки выставки к юбилею компании пришлось построить лишь копию АА, которая мало в чём соответствовала оригиналу, поскольку изначальные чертежи автомобиля также оказались утеряны.

Единственный сохранившийся экземпляр АА был обнаружен значительно позже — в 2010 году, причём в России.

Её владельцем оказался некий фермер из Приморского края, который почти 60 лет хранил машину, предположительно привезённую из Японии в качестве военного трофея, на своём садовом участке.

Впоследствии редчайший автомобиль выкупил голландский музей исторических машин Лоумана, где он и находится в настоящее время.

Взлёт после падения

Как и большинство других крупных японских компаний, «Тойота» с трудом пережила драматические события середины ХХ века.

Поражение во Второй мировой войне привело не только к разрушению национальной промышленности, но и к своеобразной люстрации в деловых кругах.

Обратите внимание

Американские оккупационные власти принимали активные меры по раздроблению крупных японских конгломератов — дзайбацу, которые составляли основу военно-промышленного комплекса милитаристской Японии.

«Тойота» к числу дзайбацу не относилась, хотя её деятельность к концу войны уже вышла далеко за пределы только текстильного и автомобильного производств. Так, для нужд армии некоторые подразделения, входящие в группу «Тойота», занимались разработкой новых видов авиационного топлива, а также производили запчасти для самолётов.

Оккупационные власти взяли «Тойоту» под пристальный контроль, но всё же дали разрешение на перевод её производства на гражданские рельсы под руководством Киитиро Тоёды, который к тому времени сменил своего брата Рисабуро на посту президента. Именно на президентство Киитаро пришлись самые тяжёлые для компании годы.

Впрочем, поначалу обстоятельства сказывались скорее в пользу «Тойоты». Многие её предприятия, которые концентрировались в префектуре Айти, не успели стать жертвами американских бомбардировок: официальный Токио капитулировал всего за несколько дней до запланированной атаки на них.

Таким образом, в распоряжении «Тойоты» оставались производственные мощности.

А восстановление страны от последствий войны требовало большого количества грузового транспорта и обеспечило спрос на грузовики от «Тойоты», которые по-прежнему продавались намного лучше, чем пассажирские автомобили.

Однако серьёзный удар по стабильности компании нанесла новая экономическая политика властей страны, которая в первые послевоенные годы была направлена на сдерживание инфляции.

В результате в стране перестали расти цены, однако расходы таких компаний, как «Тойота», продолжали увеличиваться. Концерн терпел многомиллионные убытки,  которые в 1949 году поставили его на грань банкротства.

Киитаро стал искать пути к сокращению издержек, проводя крупные сокращение персонала, что, в свою очередь ухудшило отношения «Тойоты» с профсоюзами.

Едва удержав компанию на грани пропасти, Киитиро Тоёда в 1950 году подал в отставку, а спустя ещё два года скончался. Ему так и не суждено было увидеть подлинный триумф «Тойоты», начало которого принято связывать с именем создателя новой производственной системы компании Тайити Оно.

Оно, прошедший в «Тойоте» путь от простого рабочего до члена правления, стал одним из главных идеологов японской производственной философии кайдзэн, суть которой состоит в постоянном совершенствовании промышленного процесса. Целью этого беспрерывного совершенствования Тайити Оно считал постоянное уменьшение потерь, которые он подробно классифицировал.

Согласно теории Оно, сильнее всего уменьшают эффективность производства лишние действия — ненужные перемещения сотрудников, простаивание деталей на складах, малозначимые этапы обработки или неоправданно долгое ожидание перед началом нового производственного этапа.

Тайити Оно и его помощники постарались и построили производственную линию таким образом, чтобы её можно было обновлять и совершенствовать в любой момент практически без остановки конвейера.

Важно

Весомый вклад в её доведение до ума внёс ещё один известный инженер Сигэо Синго, который предложил концепцию «быстрой переналадки». В соответствии с ней всё производственное оборудование «Тойоты» разрабатывалось таким образом, что его можно было починить или перенастроить всего за десять минут.

Все эти философско-технологические новации позволили «Тойоте» не просто крепко встать на ноги, но и выйти в лидеры японского автопрома.

Первой по-настоящему успешной модельной линейкой «Тойоты» стал «Краун», который был представлен в 1955 году, а спустя ещё два года уже экспортировался в США. На волне растущей популярности этой модели продажи компании продолжали уверенно идти вверх и к 1961 году совершили резкий скачок — с 39 до 65 тысяч в год.

В 1960-е годы «Тойота» активно расширяла своё присутствие на зарубежных рынках и постепенно приобрела статус мирового автоконцерна. Первый завод за границей был  открыт в 1963 году в австралийском Мельбурне, а американский рынок «Тойота» завоевала в годы нефтяного кризиса 70-х благодаря тому, что её модели заметно опережали американские аналоги в экономичности.

Рекордсмен из рекордсменов

Одной из ключевых составляющих успеха компании стала легендарная модель «Королла», впервые увидевшая свет в 1966 году, а в 2000 году внесённая в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый автомобиль в истории.

В общей сложности за более чем 40 лет производства в мире было продано свыше 32 миллионов «Королл».

По итогам 2007 года «Тойота» стала лидером мирового автопрома, впервые опередив по количеству проданных машин американского конкурента «Дженерал моторс».

Сегодня «Тойота» и группа связанных с ней компании — это настоящий конгломерат, который от традиционных японских кэнрэцу типа «Сумитомо» или «Мицубиси» отличает только отсутствие общего крупного банка.

Совет

В сферу деятельности группы входят не только создание автомобилей, но и аэрокосмические исследования, производство изделий тяжёлой промышленности, а также высокотехнологические разработки, в частности робототехника.

Недавно «Тойота» объявила о намерении побороться за звание первой компании, которая представит серийную модель беспилотного автомобиля, в лучших традициях принципа автоматизации Сакити Тоёды.

Одновременно с этим корпорация активно вводит в производство экологически безопасные технологии и даже делает их модными у потребителей, о чём свидетельствует колоссальный успех модели «Приус» с гибридным двигателем.

За всеми этими достижениями стоит действующий президент «Тойоты» Акио Тоёда. За всю историю компании в ней сменилось 11 президентов, из которых шесть были выходцами из семьи Тоёды. Нынешний приходится правнуком основателю корпорации.

Акио, занявший этот пост в 2009 году, имеет примечательное хобби — автогонки. На данный момент он, вероятно, является единственным в мире руководителем автоконцерна, участвующим в гонках, разумеется, на машинах производства «Тойоты».

Ежегодно Акио Тоёда принимает участие в нескольких соревнованиях по гонкам на выносливость, причём не без успеха.

Так, в минувшем году его экипаж занял второе место в своём классе машин в престижнейшей профессиональной гонке «24 часа Нюрбургринга».

С учётом того, что через год президенту стукнет уже 60, это достижение впечатляет многих любителей автоспорта. Ну и, конечно же, служит дополнительной рекламой и без того самому успешному на сегодняшний день автоконцерну в мире.

Эхо планеты

Источник: http://asiarussia.ru/articles/3666/

Ссылка на основную публикацию