Известны преимущества электронных птс

Электронный ПТС с 1 июля 2018 г. Началось! — DRIVE2

BumbleBee: «Не водитель выбирает машину, а машина водителя. Между ними образуется мистическая связь. Можешь мне не верить, но я говорю правду…»

Статья из Авторевю №13 2018 г.
Электронный ПТС: как это работает?

AP #13 2018 г.

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

ЭПТС

Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев.

После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Полный размер

ПТС образца 1993 г.

Обратите внимание

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные.

Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении.

Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

ЭПТС

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!
Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте.

Важно

С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей.

Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД.

Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции.

А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку).

С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов.

Совет

Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено.

И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать.

По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту.

Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия.

Обратите внимание

Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года.

В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце.

Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку.

Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители.

Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

Важно

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится.

Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС.

А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки.

Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться.

Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта.

Совет

Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины.

Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».
(Игорь Владимирский)
Как получить электронный паспорт транспортного средства?

Полный размер

Варианты оформления ЭПТС * Полный перечень уполномоченных организаций размещен на сайте Минпромторга России minpromtorg.gov.ru

Источник: https://www.drive2.ru/b/506650835984318536/

В чем преимущество электронного птс

Внедрение электронных паспортов транспортных средств (ПТС), которое ожидается в 2019 году, даст возможность выявлять грузовики, нелегально переделанные в автобусы.

Предполагается, что это должна быть единая информационная система, позволяющая и контрольным органам, и владельцам отслеживать историю транспортных средств, видеть результаты контроля, в том числе весогабаритных параметров, экологических норм, технических характеристик, контролировать соблюдение иных норм законодательства об автотранспорте, рассказал «Российской газете» замглавы Ространснадзора Асланбек Ахохов, участвующий в работе Научно-технического совета Торгово-промышленной палаты, где обсуждается вопрос электронных ПТС.

Как вырастет стоимость полиса ОСАГО после реформы

В Ространснадзоре считают, что еще одним важным аспектом электронного ПТС может стать одобрение изменения типа транспортного средства, его конструкции.

Читайте также:  Программа утилизации теряет обороты?

Пока общей картины по стране нет, кто дает разрешения на переоборудование, почему и как оно сертифицируется, пояснил «РГ» Ахохов. На российских дорогах есть транспорт, который был переделан не в заводских условиях. Например, с завода выпущена грузовая платформа, шасси.

Обратите внимание

Она переделывается в полевых условиях, там устанавливают «оперения» автобуса, монтируются пассажирские кресла. И все это делается с грубейшими нарушениями, без должных на то испытаний.

Создание единой системы электронных паспортов транспортных средств позволит пресекать такого рода переоборудования или допуск таких автобусов на линию. «На уменьшение числа происшествий введение электронных ПТС не особо повлияет, а вот число дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями сократится», — прогнозирует Ахохов.

В Москве появится 200 новых камер фиксации ПДД

Когда такой «автобус» попадает в ДТП, много людей гибнет, так как им не была обеспечена пассивная безопасность. Можно в таком автобусе пристегнуться, но это не будет иметь смысла, если кресло прикручено в фанерному листу (его может вырвать из пола инерцией).

«Уже были ДТП с участием таких «автобусов», когда в живых оставался пассажир, который находился рядом с водителем. А люди, сидевшие в салоне, погибали.

В бывших грузовиках, переделанных под автобусы, в передней части автомобиля заводские крепления, жесткие конструкции, а в остальном салон кустарный», — говорит Ахохов.

Есть еще примеры переоборудования, которые сказываются на безопасности. Заводской вариант небольшого автобуса на 13 пассажирских мест в кустарных условиях переделывают в маршрутку с 15 и более местами.

Если будет создана единая информационная база «автомобильных историй», сократится количество ДТП с участием автобусов

Все эти переделки не учитывают требования по безопасности, которые бы соблюдались в заводских условиях. Но кто-то допускает такое переоборудование без испытаний в лаборатории. Система электронного ПТС покажет, кто сертифицировал такое транспортное средство, и сделает невозможным подобного рода отклонения, считает Ахохов.

Электронный ПТС будет содержать информацию о ДТП, в которых побывал транспорт, сколько раз машина перепродавалась, ее пробег, пройденные техосмотры. Это исключит возможность вводить в заблуждение покупателя машины, бывшей в употреблении, сказал Ахохов.

Электронный ПТС — документ, который можно будет развивать. Например, дать допуск к нему сертифицированным сервисам, чтобы они могли вносить в него записи по факту проведенных работ, замене деталей.

Важно

Это поможет снижению риска установки на машину фальсифицированных запчастей, говорит Ахохов.

Источник: https://rg.ru/2018/11/12/v-chem-preimushchestvo-elektronnogo-pts.html

Стереть с бумаги: плюсы и минусы электронного ПТС

ПРИШЛОСЬ ОТСРОЧИТЬ

Идея ввести электронные ПТС начала внедряться в 2014 году. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали межправительственное соглашение, к которому затем присоединились новые члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армения и Киргизия.

Затем крупнейшие производители автотранспортных средств начали тестировать пилотную версию системы. С 1 июля 2017 года всех без исключения производителей автомобилей ЕАЭС обязали перейти на систему электронных паспортов.

С этой даты бумажные ПТС больше не собирались оформлять.

Однако ввести новшество в срок не удалось. В России подготовить нормативную базу успели лучше, чем в странах-соседях. Но и российские автоконцерны, и дилеры выражали обеспокоенность поспешным переходом на «сырую» систему. В частности, не было ясно, кто будет оформлять ЭПТС для импорта, не было отлажено взаимодействие с ФТС. В связи с этим участники рынка стали грозить коллапсом с июля.

Евразийская экономическая комиссия признала необходимость отсрочки. Незадолго до «часа икс» было принято решение продлить переходный период на год — до 1 июля 2018 года. До этой даты страны-члены ЕЭС смогут выдавать на автомобили традиционные бумажные ПТС.

Когда переходный период все же завершится, Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения будут обязаны обеспечить выпуск транспортных средств по единым правилам на основании электронных паспортов.

Паспорта на бумажном носителе больше не должны оформляться.

Обязательной замены ранее выданных бумажных ПТС электронными не планируется, но устаревший документ заберут, когда кончится место для записи новых владельцев, либо если он будет испорчен.

Называется следующая схема выдачи электронных паспортов. При приобретении нового автомобиля ЭПТС, как и сегодня, покупателю будет оформлять автосалон.

Совет

Когда владелец автомобиля поставит его на учет, ГИБДД должна будет сообщить об этом ОАО «Электронный паспорт». Эта компания внесет сведения о регистрации в электронный ПТС.

Это же касается изменения конструкции или цвета машины, которые тоже подлежат регистрации.

Пользоваться данными из ЭПТС смогут аккредитованные структуры (банки, автосалоны и другие, кто заплатит за пользование системой), а также на бесплатной основе собственник транспортного средства.

Что ждать от нововведения автомобилистам и бизнесу?

Плюсы виртуального паспорта

В «Ростехе», который руководит процессом «паспортизации», в связи с новшеством большие ожидания. В частности, ЭПТС могут увеличить продажи как новых, так и подержанных автомобилей через официальных дилеров и профессиональных независимых игроков в целом на 500 000 шт. ежегодно.

В ГИБДД считают, что ЭПТС имеют плюсы и для автовладельцев. По словам главы ведомства Виктора Нилова, автомобилистам «не придется хранить дома огромную простыню с данными о машине».

Нилов отметил, что в итоге может получиться российский аналог американской системы Carfax, которая хранит полную историю автомобиля, зарегистрированного на территории США и Канады.

«В какой-то степени история автомобиля во всех ее проявлениях не очень нужна, но по идее это необременительная функция. А главное, автовладелец не должен за нее доплачивать. История его машины ведется на электронных носителях.

А в случае продажи покупатель может с ней ознакомиться», — пояснил он.

В Минпромторге отмечали, что преимущество ЭПТС — возможность консолидировать и хранить историю транспортного средства с момента выпуска или ввоза в ЕАЭС до утилизации, что способствует защите прав потребителей.

С автоматизацией процесса оформления ЭПТС должно сократиться влияние человеческого фактора, а за ним и риск ошибок. Виртуальный паспорт должен упростить регистрацию автомобилей, ведь инспекторы получат доступ к базе данных ЭПТС. Это же должно облегчить работу налоговых и таможенных служб.

Сведения о постановке автомобиля на учет (а также об изменении его конструкции или цвета) будут добавлены в эту базу сразу же, что позволит госорганам работать более оперативно.

Новшество должно также обезопасить участников рынка от различных злоупотреблений. Покупатель сможет отслеживать полную историю транспортного средства. В перспективе эта мера должна исключить махинации на вторичном рынке, искоренив нечистых на руку автовладельцев и перекупщиков. Введение ЭПТС призвано сделать практически невозможной постановку на учет краденых автомобилей.

Обратите внимание

ЭПТС могут повлиять на продажи автомобилей с пробегом у официальных дилеров: ценовой разброс на рынке снизится, значит, клиенты скорее предпочтут официального дилера, чем частных продавцов, предсказали в «Автостате». Электронный паспорт уменьшит криминализацию рынка: бумажные ПТС подделывают при краже машин, а ЭПТС затруднят даже сам процесс воровства, рассчитывает депутат Вячеслав Лысаков.

Новый документ, как было заявлено, объединит множество разрозненной сейчас информации. ЭПТС позволит видеть любые обременения машин (залог, арест, розыск автомобиля и проч.), их страховые случаи, пробег, а также информацию о настоящем и прошлых владельцах автомобиля.

То есть, приобретая подержанный автомобиль, всю его подноготную можно будет узнать непосредственно из ПТС, обещали в Минтрансе. Например, когда машина перестала ездить на дилерские ТО или как она пострадала в конкретных ДТП.

Как сообщалось, получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного будет дешевле — 600 руб. вместо нынешних 800 руб. Правда, внесение изменений в него обойдется в 250 руб.

Без недоработок не обошлось

К полной версии ЭПТС, как сообщается, получат доступ только налоговые и правоохранительные органы. Собственник машины получит выписку из ПТС в электронном виде. Содержание выписки будет весьма усеченным — это стало известно из проекта Порядка получения электронного паспорта транспортного средства (документ разработал Минтранс). В выписке будут следующие сведения:

  • идентификационный номер (VIN) транспортного средства или шасси;
  • наименование (в том числе коммерческое), категория и марка транспортного средства;
  • номер двигателя, шасси и кузова;
  • цвет транспортного средства;
  • год изготовления;
  • данные о двигателе (марка, тип, объем и мощность);
  • экологический класс;
  • максимальная масса транспортного средства;
  • территория, на которой можно зарегистрировать транспортное средство.

Из выписки нельзя будет узнать даже месяц изготовления машины, что может иметь значение при ее продаже.

Сегодня это можно приблизительно определить по дате оформления ПТС, которая указывается в бумажном паспорте, но в выписке из электронного она не предусмотрена.

То же касается страны происхождения машины, данных о которой в выписке также нет (как правило, автомобили с иностранной сборкой ценятся дороже).

При покупке автомобиля будет сложно определить, что предъявитель выписки из ЭПТС и собственник автомобиля — одно и то же лицо. Ведь в самой выписке владелец машины не указан.

В выписке также не будет указано, кто владел авто раньше (в то время как сегодня это отмечается в бумажном ПТС в специальных графах). Таким образом, узнать историю машины, просто изучив документы на нее, уже не получится. В виде компенсации Госавтоинспекция создаст сервис, который позволит проверить, сколько собственников имела машина.

Полная версия ЭПТС содержит, помимо указанных сведений, подробную информацию об автомобиле с описанием всех его систем. Можно будет даже узнать, какое дополнительное оборудование имеет автомобиль.

Наконец, ЭПТС включает и некоторую административную информацию: дату оформления ПТС, страну вывоза автомобиля, сведения об уплате утилизационного сбора, таможенные ограничения, статус ПТС (действует он или, например, аннулирован) и т. д.

Ожидания рынка

То, что в электронном паспорте не будет сведений о собственнике, в частности о его месте жительства, затруднит жизнь автостраховщикам, рассказал начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов.

«Дело в том, что  территориальный коэффициент (один из важнейших в ОСАГО) определяется по месту жительства собственника ТС, — пояснил он. — В Москве, например, он составляет 2, а в Крыму — 0,6.

И без этого рушится вся тарификация ОСАГО».

Есть и другие опасения у участников рынка. Так, полностью нельзя исключать, что злоумышленники взломают базу данных ЭПТС, и эти сведения окажутся в руках мошенников.

Наконец, пока непонятно, каким образом новая форма ПТС повлияет на стоимость автокредитов.

Важно

Дело в том, что в настоящее время банки довольно часто при выдаче займа под залог автомобиля требуют передать им ПТС, чтобы обезопасить себя от несогласованной продажи заложенной машины.

А кредит на покупку машины без передачи ПТС, как правило, стоит дороже. Электронный же ПТС передать в принципе невозможно.

В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» в письме Минпромторгу жаловались на дороговизну электронных подписей у юрлица для оформления ЭПТС. Это примерно 4,5 тыс. руб. на  сотрудника, что дорого в условиях текучки кадров.

В FM Logistic оценивают нововведение положительно — как в целом, так конкретно и для «профильного» рынка. «Для новых автомобилей каких-либо изменений мы не видим, кроме перехода с бумажного носителя на цифровой, — комментирует директор по закупкам транспортных услуг компании Дмитрий Колотильщиков.

— А вот для потенциальных владельцев коммерческого транспорта, ввезенного и купленного в РФ с историей пробега по нашей стране, будет очень полезна такая информация, как технические осмотры, ремонтные работы, пробеги, обременения, страховые случаи.

На основании этих данных потенциальный владелец будет принимать окончательно решение о покупке машины».

Среди «плюсов» он называет ускорение процесса регистрации, быстрый доступ к информации и т. п.

Однако недоработки действительно нужно убирать, считает эксперт. Правда, в большей степени они касаются покупки транспортных средств для личного пользования.

В частности, тот факт, что из выписки нельзя будет узнать месяц производства автомобиля, что влияет на его стоимость.

Совет

Еще один недостаток — отсутствие информации по ввезенным авто: не будет указана страна производства, что также является одним из важных факторов, влияющих на цену. То же касается и данных о предыдущих владельцах — этот фактор тоже важен.

Дмитрий Колотильщиков считает, что при условии доработки нововведение вполне можно реализовать в срок.

Генеральный директор «Авто-ПЭК» (автопарка транспортной компании «ПЭК») Дмитрий Иевлев тоже думает, что в срок реально успеть: за оставшееся время можно хорошо подготовить законодательную базу и наладить обмен информацией между участниками рынка. Эксперт рассчитывает, что нововведение сможет препятствовать неправомерным действиям на рынке, например, подделке документов, а также ускорит процесс оформления при регистрации транспортных средств.

Технический директор холдинга AsstrAAssociated Traffic AG Вадим Плотников настроен менее оптимистично, чем коллеги. Он не верит, что удастся запустить новшество в указанный срок.

«Учитывая опыт внедрения подобных новшеств, мне кажется, переходный период продлится минимум до 2020 года, — считает он.

— Если следовать планам и перейти на ЭПТС в 2018 году, то возможны непреодолимые проблемы у всех заинтересованных сторон: и у государства, и у  собственников ТС».

Не верит эксперт и в то, что введение ЭПТС поможет избежать махинаций на рынке.

В целом же он не видит проблем для рынка от внедрения электронных паспортов. Но до этого необходимо обеспечить свободный доступ к базе данных всех желающих, считает он.

«При отчуждении транспортного средства за пределы РФ, скорее всего, потребуется выписка из базы ЭПТС. Такую процедуру необходимо организовать на доступном уровне», — добавляет эксперт.

Читайте также:  Штрафующие камеры должны быть установлены на 10 000 ж/д переездов

ДМИТРИЙ КОЛОТИЛЬЩИКОВ / ДИРЕКТОР ПО ЗАКУПКАМ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ FM LOGISTIC

Перевод бумажных носителей информации в «цифру» — всегда позитивный момент.

Снижение затрат на производство, быстрый доступ к необходимой информации, ускорение оформления, расширение истории автомобиля — все эти моменты имеют только положительный характер как для рынка коммерческого транспорта, так и для других областей, где задействован транспорт.

По нашему мнению, главное условие исключения возможных махинаций на вторичном рынке — это четкое соблюдение конфиденциальности в хранении, предоставление данной информации только авторизированным третьим лицам, введение только одной структуры, имеющей право вносить информацию в ЭПТС.

ВАДИМ ПЛОТНИКОВ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР ХОЛДИНГА ASSTRA-ASSOCIATED TRAFFIC AG

Сегодня покупатель транспортного средства никак не защищен от покупки «кривого» транспортного средства, которое не сможет встать на учет или сменить собственника. Каждый пытается бороться с этим как умеет. Думаю, ЭПТС никак не поможет избежать махинаций. Для этого требуется комплексная законодательная, правоприменительная и судебная реформа.

ДМИТРИЙ ИЕВЛЕВ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «АВТО-ПЭК» — АВТОПАРКА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ «ПЭК»

Обратите внимание

На этапе ввода ЭПТС для владельцев крупных автопарков не должно возникнуть сложностей. Резкого перехода на электронные ПТС не будет: для бумажных паспортов, которыми сейчас снабжены транспортные средства, не потребуется замена — они продолжат действовать вплоть до окончания срока эксплуатации автомобилей.

Мы надеемся, что ЭПТС помогут препятствовать неправомерным действиям на рынке, например, подделке документов, а также ускорят процесс оформления при регистрации транспортных средств.

Источник: http://5koleso.ru/avtopark/steret-s-bumagi-plyusy-i-minusy-elektronnogo-pts

Бумага не стерпит: зачем в России вводят электронный ПТС

Летом 2017 года бумажные паспорта транспортных средств (ПТС) начнут заменяться на электронные. В отличие от традиционных ПТС, цифровой вариант будет содержать расширенную информацию об автомобиле: о ДТП, ремонте, техосмотре, страховых случаях, пробеге. Какие плюсы и минусы будут у электронных паспортов — разбирался RT.

С 1 июля 2017 года в России вместо бумажных ПТС могут начать выдавать электронные. Внедрение ЭПТС проводится в рамках соглашения, заключённого странами Евразийского экономического союза.

Об этом говорится в подготовленном Минпромторгом проекте постановления правительства «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства».

В настоящее время он проходит процедуру общественного обсуждения.

Дешевле бумажного

В случае с новым автомобилем оформлением электронного паспорта будет заниматься автопроизводитель или его уполномоченный представитель. То есть на момент покупки машина уже будет обладать ЭПТС с уникальным номером. 

Для того чтобы поставить новую машину на учёт в ГИБДД, владельцу нужно будет сообщить инспектору или номер электронного паспорта (как вариант — предоставить выписку из него) или идентификационный номер (VIN), а также договор купли-продажи.

Электронный паспорт, по желанию собственника, можно будет получить и взамен действующего бумажного ПТС, в том числе в случае его утраты или приведения в негодность. Однако как будет осуществляться эта процедура, пока неизвестно. 

Согласно проекту постановления, за оформление электронного паспорта автопроизводители будут платить 250 руб., а автовладельцам (физлицам и юрлицам) электронный паспорт обойдётся в 600 руб. 

В итоге электронный ПТС окажется дешевле, чем бумажный: госпошлина за выдачу традиционного ПТС сегодня оставляет 800 руб. 

При этом обязывать автовладельцев менять бумажные паспорта на электронные чиновники не планируют. 

Вся история автомобиля

Перечень сведений, которые будут содержаться в электронном ПТС, значительно шире, чем в нынешнем бумажном варианте.

Предполагается, что в ЭПТС будет отображаться информация о пробеге, техосмотре, гарантийном ремонте, произошедших ДТП, возмещениях по ОСАГО и каско, наложенных судом ограничениях на регистрацию, а также данные о кредите, если транспортное средство приобреталось на заёмные средства. 

В Минпромторге отмечают, что «электронный паспорт позволит консолидировать и хранить всю историю транспортного средства с момента его изготовления или ввоза на территорию Евразийского экономического союза и до утилизации». 

«Этапы жизненного цикла автомобиля будут формироваться в электронном виде в том числе компетентными государственными органами и уполномоченными организациями, что исключит умышленное искажение информации, позволит федеральным органам исполнительной власти использовать сведения для реализации задач, будет способствовать защите прав потребителя от недобросовестного поставщика или продавца транспортного средства, которые даже при желании не смогут изменить в коммерческих интересах достоверные данные», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления. 

Важно

Наличие и статус электронного варианта документа любое заинтересованное лицо сможет бесплатно посмотреть на созданном для этих целей интернет-портале.

«Все данные о новом или старом собственнике, при наличии их разрешения на обработку персональных данных, теперь смогут находиться в специальной Системе электронных паспортов.

При необходимости нынешний собственник автомобиля сможет оттуда получить нужную информацию», — добавляют в Минпромторге.

Помимо заботы о потребителях электронный формат ПТС позволит МВД России снизить расходы на производство, хранение, обработку и утилизацию таких документов (в размере около 900 руб. за один бумажный ПТС), а также автоматизировать большинство регистрационных действий с транспортными средствами. 

В АО «Электронной паспорт», которое является администратором Системы электронных паспортов, RT рассказали, что, поскольку постановление правительства до сих пор не подписано, выдача первых ЭПТС может начаться позже запланированного Минпромторгом срока. 

«До 1 июля можем не успеть начать выдавать электронные паспорта, по крайней мере, не на все категории транспортных средств», — сообщил представитель организации.

«Прозрачный» паспорт 

В Национальном автомобильном союзе переход на ЭПТС оценивают положительно, но считают, что процесс займёт много времени. 

«Граждане не готовы следовать даже позитивным инициативам, поэтому вряд ли многие пойдут менять бумажные ПТС, — сказал RT вице-президент НАС Антон Шапарин. — К тому же многие автовладельцы просто не узнают о нововведении. Например, большинство автолюбителей до сих пор не знают, что ОСАГО можно купить через интернет». 

Собеседник отмечает, что если система, как и предполагается, будет увязана с другими базами данных о транспортных средствах, то она действительно может сделать авторынок более прозрачным. 

Гендиректор компании «Подбор Авто» Денис Еременко полагает, что система ЭПТС не застрахована от мошенничества. 

«Насколько будет защищена база, пока никто не знает, потому что она ещё не работает, — поясняет RT эксперт. — Но не исключаю, что мошенники найдут способ взламывать систему и менять данные в нужных паспортах ТС». 

В остальном, по мнению собеседника, введение ЭПТС положительно скажется на прозрачности вторичного авторынка, и автомобили с хорошей историей станет легче продавать. 

«Дело даже не только в дополнительных сведениях о транспортных средствах.

У наших автолюбителей есть стереотип, что машину с ПТС, в котором уже много записей о владельцах, или с дубликатом документа лучше не покупать, хотя на самом деле ничего страшного в этом нет. ЭПТС эту проблему решает.

Поэтому уверен, что автовладельцы охотно станут менять бумажные паспорта на электронные, с учётом невысокой стоимости услуги, чтобы обелить историю машины, повысить на неё спрос», — резюмирует эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/375128-ehlektronnyy-pasport-transportnoe-sredstvo-minpromtorg

Электронный ПТС: плюсы и минусы

С 1 июля 2016 года в Таможенном союзе обещают внедрить электронную форму ПТС. Она заменит действующую «бумажную» форму ПТС, которая существует с 2014 года.

Что известно об электронном ПТС? В сети никакой информации о его виде и содержании пока нет, существует только решение Евразийской экономической комиссии об утверждении новой формы. Теоретически, изменений относительно «бумажного» ПТС быть не должно: особых проблем с нехваткой данных об авто или слабой защитой от подделки замечено не было.

Напомним: сейчас в ПТС публикуются номерные агрегаты авто, сведения о его технических характеристиках, а также имеются 6 граф с данными предыдущих собственников. По этим графам можно установить периоды владения автомобиля, регионы учета, сличить подписи предыдущего и настоящего собственников.

Важнейшими данными для приобретателя авто служат особые отметки напротив каждого из собственников, из которых зачастую можно узнать, бывал ли автомобиль в кредите или лизинге, а также установить техническое состояние авто (речь про отметки о полицейских шильдах, восстановлении авто из тоталя и т.д.).

Также, согласно действующему законодательству, каждый владелец авто обязан вписывать себя в ПТС даже при условии, что ТС приобреталось для продажи и постановка на учет не планируется.

Совет

А теперь давайте разберемся, что возможно будет присутствовать в электронном ПТС и каких данных мы, наоборот, скорее всего не досчитаемся в нем.

Вероятнее всего, электронный ПТС не будет отличаться от ныне существующей базы ГИБДД, ход в которую заказан простому гражданину.

В нем также будут отмечаться все данные о характеристиках автомобиля, сведения о розыске, ограничениях на регистрационные действия, периоды владения, а также персональные данные всех собственников авто.

На руки владелец ТС будет получать Свидетельство о регистрации, которое тоже, по сути, вряд ли будет отличаться от нынешнего. Так сейчас работает система в штатах.

Плюсы этой системы очевидны: у собственника отсутствует необходимость хранить основной документ, удостоверяющий его право владения автомобилем. Исчезают трудности с продажей авто у любителей по-честному терять ПТС. Пропадает проблема банков-залогодержателей: заемщик не сможет получить в ГИБДД дубликат ПТС и реализовать автомобиль.

Минусы, однако, не менее существенны. В первую очередь, покупатель подержанного автомобиля лишается возможности оценить полную историю владения автомобилем, т.к.

если в определенный период автомобилем владел собственник, который не стал ставить авто на учет, сведения об этом периоде в базе ГИБДД будут отсутствовать.

На момент написания этой статьи портал Автокод публикует данные только о тех ТС, которые стоят на учете в Москве и Московской области, а также не выводит информацию о периодах, когда машина стояла на учете в других регионах ранее.

А ведь именно портал Автокод, скорее всего, и станет единственным общедоступным источником для получения данных об истории ТС. Будем надеяться, что на момент внедрения электронного ПТС в базу Автокода будут добавлены все регионы РФ.

Второй проблемой является отсутствие возможности у покупателя узнать ФИО предыдущих владельцев из общедоступных источников. Как мы знаем, Автокод публикует обезличенную историю авто. Зачем знать, кто ранее являлся собственником автомобиля, а также как и зачем проверять нынешнего и предыдущих собственников авто — читайте в этой статье.

Третьим неприятным сюрпризом для новоиспеченного обладателя подержанного автомобиля станет вероятность получить повестку в суд от одного из предыдущих собственников (не последнего), который будет утверждать, что не продавал автомобиль и подпись в договоре купли-продажи авто недействительна.

Это стандартная мошенническая схема, при которой Вас могут оставить без автомобиля и без уплаченных денег, которые Вам останется долго и упорно взыскивать через суд.

Обратите внимание

Сейчас некоей «защитой от дурака» служит дублирование подписи предыдущего и нынешнего владельцев в ПТС: всегда можно сличить подписи «на глаз», а в случае судебных разбирательств правую сторону определит почерковедческая экспертиза. Очевидно, что в электронном ПТС возможность сличить подписи предыдущих собственников пропадает.

Четвертый изъян электронного ПТС: отсутствие особых отметок в общедоступном виде. Простой покупатель не сможет получить доступ к данным, которые сейчас в Автокоде не содержатся (и маловероятно, что будут содержаться). Таким образом, отпадает очень полезный источник нестандартных и зачастую негативных данных о приобретаемом авто.

Список можно продолжать и далее, но совершенно очевидно: странам-участникам Таможенного союза предстоит еще много работы в этом направлении. Главное — учесть интересы каждого, в том числе простого добросовестного гражданина, который желает знать как можно больше информации об истории приобретаемого автомобиля.

Похожее

Источник: http://scrup.ru/archives/583

Электронный ПТС с 1 июля: как покупать и продавать машину :

C 1 июля в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в целом и в России в частности, должна была прекратиться выдача привычных синих бумажек на новые автомобили, но с учетом неравномерной готовности стран ЕАЭС окончательный переход на электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) отложили на полтора года. Тем не менее, новая электронная система все-таки заработала, и первые документы в ней уже начинают появляться, хотя и бумаги остались в ходу.

Корреспондент Autonews.ru побывал в офисе администратора системы АО «Электронный паспорт», увидел, как выглядит новый документ, и поговорил с гендиректором компании Ильей Минкиным о том, зачем понадобилось переходить на электронный документ, когда состоится полноценная замена и что делать владельцам старых машин, а также людям, не имеющим доступа в сеть.

— Зачем вообще понадобился электронный паспорт, какую он несет выгоду для государства и автомобилистов? Наконец, как все это работает?

— Существует несколько мотивов. Основной содержится в межправительственном соглашении стран ЕАЭС — обеспечение свободного обращения транспортных средств на территории союза.

Но потребителю более близки и понятны другие мотивы. Во-первых, в век информационных технологий бумажки, которые нужно выписывать и хранить, являются атавизмом.

Во-вторых, бумажный ПТС имеет ограниченные возможности, а с электронным ПТС этих ограничений нет. Бумажный паспорт содержит 21 поле, в электронном — от 90 до 150 полей.

Электронный ПТС включает все индентифицирующие признаки машины: номера, характеристики, комплектацию, дополнительное оборудование, то есть это полное описание.

Есть также ряд технологических вопросов, которые упрощает электронный ПТС. Например, электронный паспорт может быть не только действующим, но и незавершенным, аннулированным, погашенным, и утилизированным.

Читайте также:  Mitsubishi скоро представит кроссовер asx в версии active gear

Некоторые статусы можно менять, некоторые не имеют обратного хода. В бумаге вносить изменения сложно.

Важно

И если сейчас ПТС годами хранят в сейфах, то вскоре вся история будет в системе с моментальным доступом по запросу.

— А что с залоговыми и кредитными автомобилями?

Сегодня ПТС достаточно часто отдают в залог банку, но при желании мошенник может сделать дубликат, чтобы продать залоговую машину, тем самым создав массу проблем новому покупателю. Есть и другие варианты манипуляций с бумажным ПТС.

Например, вариант «потери» ПТС у машины с большим количеством собственников, когда перед продажей получают пустой дубликат и все выглядит, как будто у машины был один владелец. В ГАИ все эти данные есть, но потребителю на рынке они недоступны.

В системе электронных паспортов данные невозможно стереть или изменить, там аккумулируются все сведения, и покупателю на вторичном рынке сразу будет видно, что это за машина. Та же история с лизингом, использованием в качестве такси, фактами ДТП — ЭПТС все это аккумулирует, формируя прозрачную историю автомобиля.

— Кто помимо ГИБДД сможет вносить данные, например, о залогах, ДТП или пробеге? Кто вообще имеет доступ к системе, и возможны ли злоупотребления?

Внесение данных будет идти постепенно на протяжении всей жизни автомобиля. Первичную информацию вносит организация-изготовитель, либо импортер или испытательная лаборатория, если речь идет о ввозе единичных ТС из-за границы.

Дальше госорганы начинают внесение административных сведений, например, об уплате утилизационного сбора. Следом появляются сведения о собственнике. Первым, в большинстве случаев, будет организация, которая оформляла паспорт, далее цепочку начнут дополнять дилеры.

Кстати, внесение данных о собственнике будет производиться на добровольной основе, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».

Вся система по смене собственника выстраивается по принципу двух согласий, как это сегодня происходит в бумажном ПТС. Разница в том, что электронная система не позволяет покупателю ничего сделать, пока прежний владелец не даст ему доступ.

Совет

Если я хочу продать вам машину, я должен в системе найти вас, найти свой автомобиль и соединить эту историю. Вы, получив уведомление, должны прислать подтверждение, и тогда информация попадет в систему. С этого момента права прежнего собственника будут утрачены.

И это, кстати, позволит избежать обременений в отношении прежнего собственника, поскольку момент смены владельца фиксируется с точностью до минуты.

— Как технически будет продаваться автомобиль? Нужно искать специальный терминал или пользоваться госуслугами?

— Предусматривается минимум три варианта. Первый — при наличии электронной подписи, которой подтверждаются операции в системе.

Вторая схема — идентификация собственника через портал госуслуг, на котором также можно будет получить доступ к совершению действий внутри системы.

Третий вариант, когда у автовладельца нет электронной подписи или интернета, ему придется идти в МФЦ, где по аналогии с комиссионными магазинами симпатичная девушка проведет все нужные операции.

— То есть комиссионные магазины больше не нужны, а люди гарантированно совершают сделки через госуслуги и расходятся?

— Тут есть один важный нюанс. Сейчас мы, как администратор системы, занимаемся обработкой информации, но не вопросами передачи денег и заключения договора, эти вопросы покупатель и продавец решают сами.

Но будет и следующий шаг. Мы прорабатываем с банками систему смарт-договоров, когда банк и мы будем работать в связке, и тогда ваша сделка будет полностью сопровождаться наиболее безопасным образом. Вы заключите электронный договор в системе, деньги автоматически переведутся, и сделка не будет закрыта, пока этого не случится.

— Возможен ли вариант мошенничества с преднамеренным искажением данных? Например, убрать сведения о ДТП или подкорректировать пробег?

— Портал госуслуг — хорошо защищенная структура, и если мы говорим о переходе прав собственности, то здесь таких вопросов быть не может.

Чтобы обмануть систему, придется совершить серию действий: получить доступ к учетной записи, что непросто, создать липовый договор, с которым потом прийти в ГАИ — вся эта схема легко вычисляется.

В любом случае, собственники всегда получают уведомления, когда что-то происходит с их электронным ПТС, и у них есть возможность оперативно предпринять необходимые действия.

Если же речь о желании почистить историю машины, такой возможности нет ни у кого. Все система устроена по принципу накопления, когда информация только добавляется. Если был техосмотр, он останется там навсегда.

Обратите внимание

Точно так же система предусматривает сбор информации о пробеге на протяжении всей истории автомобиля. И если кто-то скрутит спидометр, то в электронном паспорте это обязательно будет заметно. То есть в истории машины сперва будет 100, 200, 500 тыс.

км, а потом вдруг снова 100 тыс. — это очевидный подлог.

Система будет предлагать вносить пробег при любых действиях, при любом занесении информации в электронный ПТС. Конечно, это необязательно делать, поскольку обязательность должна быть установлена законом. Но мы исходим из того, что если машина прозрачна, то покупатель на рынке будет ее дороже ценить, и это стимул все-таки вписывать и пробеги, и все события.

— Как электронный паспорт выглядит с точки зрения автомобилиста? Это отдельная карточка, просто номер или строчка в свидетельстве о регистрации?

— У электронного паспорта нет какого-то носителя, ни карточки, ни чего-то другого. Это электронный документ в электронной базе данных. Он имеет 15-значный номер. Этот номер указывается в договоре купли-продажи.

Когда вы придете в ГАИ, вас не будут спрашивать, что у вас на руках. Инспектор в первую очередь в своей системе будет запрашивать электронный ПТС по VIN вашего автомобиля.

Если в системе не существует электронный ПТС, тогда он попросит бумажный ПТС.

А если вы дадите какую-то копию бумажного ПТС, но в системе есть электронный, то эта бумага будет недействительной и регистрация будет проходить исключительно с использованием электронного паспорта.

Кстати, для спокойствия автовладельцев у нас существует два дополнительных сервиса. Есть такое понятие как выписка из электронного ПТС — распечатка, которая по содержанию напоминает бумажный ПТС, но не является юридически значимым документом. Те, кто привык к бумажке, может ее распечатать для себя.

А те, кто хочет проверить, есть ли у машины электронный ПТС, могут по номеру ЭПТС или по VIN-номеру зайти на наш портал и удостовериться, что такой паспорт действительно существует, а не выдуман продавцом.

— Электронные ПТС будут введены во всех странах ЕАЭС? То есть у любой машины в Армении будет такой же документ, и его можно будет проверить?

— В принципе система будет одна, и электронные паспорта будут иметь хождение во всех стран ЕАЭС. Но небольшие отличия будут. Так в номере ЭПТС будет заложен код государства.

Есть различные национальные законодательные особенности, которые нужно учитывать. Допустим, мы покупаем машину в Казахстане.

Паспорт будет действителен, но надо уплатить утилизационный сбор, в данном случае российский, получить соответствующую отметку, и только после этого проводить регистрационные действия в России.

— Когда появятся первые электронные ПТС, и почему пришлось продлить сроки переходного периода?

— В России система готова и постепенно запускается уже сейчас, в ближайшие дни ждем первые машины с электронными паспортами. Заводы сами принимают решение: сегодня мы начинаем оформлять электронные ПТС с таким-то одобрением типа ТС, завтра с другим.

Важно

Вплоть до окончания переходного периода завод сам решает, до какого времени выдавать бумагу. Нельзя выдавать на одну машину и то, и другое одновременно.

А мы координируем переход с ГАИ, заранее уведомляя, машины какого производителя будут приходить с электронными паспортами.

Переходный период был задуман с самого начала, потому что он нужен для бизнеса, которому требуется настроить свои процессы от сертификации до реализации ТС без остановки производства. У нас более 1500 крупных и мелких предприятий, и, как мы наблюдали, к весне 2018 г. далеко не все успели подготовиться к переходу на электронные паспорта.

Отсрочка связана с тем, что не все государства члены ЕАЭС завершили разработку национального законодательства по этим вопросам. Казахстан и Белоруссия обратились с просьбой продлить переходный период до 1 ноября 2019 года. К этому времени большая часть стран ЕАЭС не только справятся с задачей, но и обеспечат реализацию переходного периода для всех участников.

Параллельно в рамках переходного периода мы решаем и серьезные технические проблемы, например, с написанием марок и моделей. Кажется, что можно составить единый справочник, но постоянно появляются новые названия, а прочтение документа везде должно быть однозначным и понятным.

Есть тема цветов кузова, где много вариаций и странных названий. У нас в системе предусмотрено два поля: в первом только семь цветов радуги, во втором производитель может написать что угодно. В итоге любой инспектор, прочитав одну или две строчки, точно поймет, что имеется ввиду.

— Допустим, производитель решил продавать такую-то модель с ЭПТС. Человек пришел к дилеру, заплатил деньги и не получил никакой бумаги?

— Он получит главную бумагу, которая удостоверяет право собственности — договор купли-продажи. Кроме того, покупателю будет предоставлена выписка из электронного ПТС. Первое время она будет нужна для оформления полиса ОСАГО, а в ГАИ эта бумажка вам не нужна.

— Как продавать автомобили с бумажными ПТС на вторичном рынке, можно ли оформить электронный паспорт на старую машину?

— Если вы не хотите ничего менять, то ничего не изменится. Вы продаете точно так же, как сегодня, то есть подписываете договор, передаете покупателю ПТС, и он едет оформляться в ГАИ.

Но при желании собственник может оформить электронный паспорт вместо бумажного, для этого обратившись в уполномоченные организации, которые создаются на базе операторов техосмотра.

Почему к ним? Эти компании в состоянии квалифицировано идентифицировать автомобиль, и их много по всей стране. Была задача не создать очередей. Понятно, что к техосмотру есть претензии, но мы реализуем механизмы, которые не позволят мошенничать.

Совет

Механизмы просты: по каждой ранее зарегистрированной машине будет автоматически отправляться запрос в ГАИ на подтверждение того, что она легальна. Если что-то не так, то в оформлении электронного ПТС будет отказано.

И мы в договорах с этими компаниями подписываем обязанность с их стороны в таких случаях обращаться в компетентные органы.

— Какие еще сведения будут попадать в электронный ПТС? Техобслуживание, страховки, аварии…

— Это все может попадать. Главное, построить систему, при которой это будет интересно участникам рынка и достоверно. Самый интересный момент — техобслуживание и ремонт. Сейчас мы начинаем работать с дилерами, и они заинтересованы, потому что им выгоднее продавать машины с прозрачной историей.

В то же время важно, чтобы вносимая информация была достоверной. Поэтому пока не работаем с обычными автосервисами и с частными мастерами не будем вступать в отношения. Но ищем контакты с объединениями, которые могут дать какие-то гарантии.

Поставщик информации должен быть готов ответить за ее достоверность, потому что «липовая» печать может подтащить за собой уголовное дело.

На обеспечение гарантий направлен и приказ Минпромторга: для получения полномочий в системе электронных паспортов организации должны иметь страховой полис на 20 млн рублей. Поскольку, если выяснится, что действием данной организации причинен ущерб, то должен быть ресурс для компенсации.

— АО «Электронный паспорт» работает под крылом Ростеха, но это коммерческая организация. Каковы источники дохода?

— Система электронных паспортов — это пример государственно-частного партнерства. Для государства это выгодно, поскольку на создание системы не израсходовано ни рубля бюджетных денег. Компенсировать расходы на создание системы планируется в ходе ее работы. Причем это будет выгоднее и для всех участников, в том числе, автовладельцев.

Так, получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного дешевле — 600 руб. (в то время как замена бумажного ПТС сейчас стоит 800 руб., но уже разработан законопроект об увеличении стоимости до 1500 рублей). При регистрации в ГАИ внесение изменений в электронный ПТС пошлиной не облагается, в то время как в случае с бумажным ПТС придется заплатить 350 рублей.

Организации-изготовители будут платить за каждый паспорт 250 руб., но сегодня их затраты на бумажные ПТС как минимум не ниже.

Кроме того мы создаем дополнительные сервисы. Например, банковское сообщество сейчас платит 600 руб. за постановку залога, 600 руб. — за его снятие. Мы предлагаем услугу за 500 рублей. Подобная же история с лизингом.

Обратите внимание

Для собственников тоже готовим дополнительные платные сервисы. Например, историческая справка по автомобилю. Будут разные предложения с разным объемом данных. Кто-то будет готов оплатить 200, 500 или 1000 руб. — каждый выберет то, что ему нужно.

Но если человеку не нужны дополнительные сервисы, то ни за что платить не придется. Например, собственник имеет полный доступ к своему паспорту бесплатно, и также бесплатно он может ознакомить с ним потенциального покупателя.

Таким образом, мы уверены, что электронный паспорт будет удобен для всех категорий пользователей.

Источник: https://www.autonews.ru/news/5b39ca579a794769318a5343

Ссылка на основную публикацию