Авторынок рф продолжил падать и в сентябре

Авторынок РФ продолжил падение

По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, продажи легковых автомобилей в России снизились в марте на 10% и составили 125917 машин. По итогам первого квартала 2016 года российский авторынок сократился на 16,9%  — до 319092 автомобилей.

Как отмечают в АЕБ, результаты продаж марта продемонстрировали, что автомобильный рынок по прежнему находится не в очень хорошей форме, хотя постепенно движется к тому, чтобы достичь пресловутого дна. Падение определенно замедлилось, однако выйти из пике автомобильным продажам все еще не удается. 

Характерно, что российский авторынок чуть ли не единственный в Европе показывающий столь яркую отрицательную динамику и даже на Украине наблюдается рост автомобильных продаж с начала года.

Обратите внимание

  По итогам марта они выросли там почти в 2,2 раза!  При этом положительная динамика на украинском авторынке фиксируется третий месяц подряд. За первый квартал 2016 года в Украине реализовано 12286 машин – на 57,9% больше, чем годом ранее.

В развитых странах Европы небольшой спад продаж после очень резкого подъема продемонстрировала  в первом квартале Испания (-2%).

Зато в Великобритании по продажам был побит национальный рекорд: в марте там было продано 518707 новых машин (данные Британского общества автопроизводителей и автодилеров SMMT), что на 5,3% больше, чем годом ранее. У остальных стран Европы по итогам марта 2016 года отметился уверенный рост: Италия ( +17%), Германия (+10%), Франция (+7,5%),

Аналитики OICA (Международная организация автопроизводителей), анализируя ситуацию на автомобильном рынке Старого света, отмечают, что рост продаж на нем в 2016 году напрямую зависит от ситуации с ростом ВВП той или иной страны за последние месяцы. Поэтому, если ВВП в большинстве стран Европы растет, включая даже Украину, то в России он продолжает сокращаться, а вместе с ним потребительская активность россиян.

Что касается показателей отдельных марок, то лидером на российском авторынке остается АвтоВАЗ, реализовавший  в марте 22267 своих автомобилей, но это на 19% ниже показателя годичной давности.

Второе место по объему продаж занимает KIA – реализация 12334 машин (+2%) обеспечила корейскому бренду лидерство на рынке иномарок. На третьей строчке идет Hyundai с показателем 11009 реализованных автомобилей (-21%). Далее следует Renault – автомобили этой марки выбрали 9448 покупателей (-1%).

Замыкает пятерку лидеров Nissan, реализовавший 8614 машин — почти столько же, как и годом ранее.

Среди наиболее продаваемых марок в марте также оказались Toyota (8237 шт., -15%), Volkswagen (6007 шт., -2%), Skoda (4820 шт., +6%), ГАЗ (4716 шт., +11%) и УАЗ (4437 шт., +50%).

Источник: https://autoassa.ru/novosti/avtorynok-prodoljil-padenie/?amp=1

Российский авторынок продолжает падать

По итогам сентября продажи новых автомобилей в России сократились почти на 11%.

Таковы данные ежемесячного отчета, опубликованного Комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). 

По данным АЕБ, в сентябре текущего года в России реализовано 125 568 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 10,9% меньше, чем в сентябре 2015 г. По итогам девяти месяцев 2016 года объем продаж на рынке РФ составил 1 020 932 автомобиля против 1 193 244 машин за аналогичный период прошлого года. 

«По завершении девятого месяца года рынок, наконец, преодолел планку в 1 млн автомобилей. Это, возможно, не то, что мы надеялись получить к данному моменту, но больше, чем предсказания пессимистов для всего года», – заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, комментируя итоги продаж за сентябрь.

«Темпы продаж в оставшиеся месяцы года будут зависеть от того, поверят ли покупатели или нет в продолжение государственных программ поддержки продаж, например программы трейд-ин.

Те, кто предположит, что окончание программ близко, могут ускорить принятие решения о покупке.

Важно

Если большинство будет думать таким образом, то спрос на новые автомобили может кратковременно вырасти», – отметил г-н Шрайбер. 

Лидером первичного автомобильного рынка России в сентябре (а также по итогам девяти месяцев года) остается отечественная Lada с результатом в 22 837 машин (+5% к результату сентября 2015 г.). На втором месте – Hyundai, реализовавший в РФ 14 200 авто (–6%), замыкает тройку лидеров Kia (13 398 машин, –17%). 

Далее в первой десятке самых популярных «легковых» брендов по итогам сентября расположились Renault (10 474 ед., +1%), Toyota (8 419 ед., +18%), Volkswagen (7 022 ед., +3%), Nissan (6 556 ед., –1%), Skoda (4 819 ед., +5%), УАЗ (4 220 ед., +2%), Ford (3 515 ед., –27%). 

Самым востребованным новым автомобилем в России в сентябре, как и месяцем ранее, был Kia Rio, который разошелся по стране тиражом в 8 014 экземпляров (в сентябре 2015 г. было продано 10 822 Rio).

В первую пятерку по продажам по итогам минувшего месяца вошел компактный кроссовер Hyundai Creta (5 058 экз., четвертое место).

Результат его прямого конкурента Renault Kaptur в сентябре – 2 218 единиц (13 место в рейтинге АЕБ).

Ранее, впрочем, мы уже отмечали, что Hyundai, скорее всего, учитывает в своей статистике не только те автомобили, что были переданы клиентам, но и те, на которые оформлены заказы. 

Вазовская Lada Vesta «откатилась» в списке самых популярных авто в России с четвертого места в августе на шестое в сентябре.

Источник: https://dvizhok.su/business/rossijskij-avtoryinok-prodolzhaet-padat

Российский авторынок: Падение и неутешительные прогнозы

Текущий год медленно, но верно подходит к концу. Продолжаются санкции Запада против России, продолжают расти курсы иностранных валют, и кризис на авторынке тоже продолжается. Если в премиум-сегменте всё более-менее стабильно, то массовые бренды терпят убытки.

По итогам октября общее число продаж снизилось почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом в 2014-ом. Согласно статистике Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), дилерам удалось реализовать чуть меньше 130 тысяч машин на территории нашей страны в двух сегментах — легковом и коммерческом (LCV).

За 10 месяцев из шоу-румов уехали 1,32 млн машин — планка cнизилась на 33,6%

Судя по цифрам, темп падения рынка в октябре снова ускорился, хотя в августе и сентябре была небольшая пауза. Рубль продолжил обесцениваться в последний месяц лета, что вызвало всплеск покупательской активности. Сейчас рынку очень не хватает этих людей, решившихся на приобретение транспортного средства.

Сыграла свою роль и остановка государственной программы обновления автопарка.

Совет

Поддержки trade-in и программы утилизации больше нет, то есть правительство перестало компенсировать часть стоимости автомобиля, сданного в утиль.

А жаль, ведь раньше минимальный размер возмещения составлял 40 000 рублей за легковушку и 350 000 рублей за грузовик. Особенно эффективно это стимулировало спрос на продукцию «АвтоВАЗа».

Кстати, Lada по-прежнему сохраняет лидерство. Но и она в минусе — потеряла 46% (20,5 тысяч машин) в октябре.

Вторую и третью строчку занимают KIA и Hyundai, корейцы выплывают за счёт «Рио» и «Солярисов», которые пачками штампуются в Санкт-Петербурге.

Но и тут отрицательная динамика — минус 17 и 8%, то есть около 14,5 и 14 тысяч проданных машин. Далее Renault с «Логаном» и «Дастером», а также Volkswagen, выживающий за счёт Polo. У них минус 35 и 26%.

Что интересно, в кризисное время лучше всего продаются «ГАЗ» и «УАЗ», из иностранных брендов — вечная Toyota, Nissan и Skoda. Эти ребята вошли в десятку самых востребованных производителей.

Эксперты «Автостата» считают, что положительных тенденций в ближайшем будущем ждать не стоит. Да, есть распродажи, есть скидки и акции, но они уже не такие привлекательные, как раньше. Не за горами Новый год, и всё это, конечно, будет. Но, скорее всего, на бумаге, а не на деле, хотя маркетологи очень постараются привлечь трафик в свои автосалоны.

Если в прошлом году продажи в ноябре и декабре доходили до отметки 230 и 270 тысяч машин, то сейчас ожидания намного ниже. По прогнозам Сергея Целикова, директора аналитического агентства, реализация снизится вдвое, до 130 тысяч машин.

Читайте также:  Плюсы и минусы peugeot 107

«Текущие ожидания 130–140 тысяч в месяц. Может быть в декабре 150. Большему взяться просто неоткуда, — пишет Целиков в своей авторской колонке. — Так что получим предстоящую месячную динамику минус 43%-48%. В целом по году падение будет порядка минус 36%. Абсолют будет на уровне 1,6 млн автомобилей, включая LCV».

Если в прошлом году россияне сходили с ума в декабре из-за резкого падения рубля, то в этом ситуация вряд ли повторится. Тогда наши люди активно скупали машины, в том числе, для того, чтобы чуть позже перепродать их и получить навар.

Оценив экономическую обстановку, к нашим людям быстро и массово подключились жители Белоруссии и Казахстана. Они уже всё купили, в 2015-ом их можно не ждать, так что друзьям из стран таможенного союза можно сказать «до свидания».

Обратите внимание

Легко догадаться, что в январе—феврале многим автомобильным компаниям придётся затянуть пояса. Целиков считает, что в начале 2016 года продажи упадут до 50–70 тысяч в месяц.

По сравнению с долларом, рубль в два раза ниже. Инфляция подняла цены на 25%, поэтому не надо думать, что автодилеры ведут зверскую политику и злостно набивают карманы.

На данный момент в России самые низкие дистрибьюторские цены, ни в одной другой стране мира таких прайсов нет. Более того, автосалоны терпят убытки, маркетинг практически сошёл на нет.

Ведь по-хорошему цены должны расти, но и клиента надо заманивать чем-то выгодным.

Следующей отправной точкой для российского авторынка станет грядущая весна. И вот она, как раз, и может подарить всем немного надежды. Это благодатное время, когда спадает депрессия, набухают почки, распускаются цветы отложенного спроса.

Не исключено, что правительство изменит позицию и поможет дилерам. Многое зависит от позиций рубля, внутренней и внешней политики. Возвращаясь к 2015 году, АЕБ отмечает, что общая доля рынка составит 1,57 млн. автомобилей.

То есть на 37% меньше, чем в 2014-ом.

Источник: https://www.drivenn.ru/journal/reportazhi/rossiyskiy-avtorynok-padenie-i-neuteshitelnye-prognozy-id732

Сергей Варивода:Почему авторынок падает, а цены на автомобили растут?

Автомобильные рынки России, Казахстана и Беларуси продолжают свое падение. При этом сокращение спроса не останавливает рост цен на автомобили

       Цыплят по осени считают. Промозглым ноябрем можно смело начинать подводить итоги автомобильных продаж в «синеокой» и у собратьев по Союзу. Младшенькие, Армения и Кыргызстан, пока не в счет, а вот у основателей общего рынка дела на этом  самом рынке пока не задались.

       Свежая порция автомобильной статистики вновь опровергла ожидания оптимистов «достигнутого дна» и подтвердила расхожую истину: никогда не бывает так плохо, чтобы не было еще хуже.

       За десять месяцев этого года рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей Беларуси сократился на 34%, рынок Российской Федерации за три квартала упал на 14,4%, а авторынок Казахстана за январь-сентябрь рухнул на 74,2% к соответствующему периоду прошлого года.

       Рынок  евразийского братства падает в каждой стране по- своему.

Важно

  Например, в России сокращение продаж фиксируется уже третий год подряд, а Беларусь продолжала расти до рекордных уровней даже в кризисном 2015-ом.

Казахский авторынок тоже ушел в штопор гораздо позже российского. Но при этом рынки Беларуси и Казахстана в этом году демонстрируют существенно более глубокий спад, чем российский.

       Прогнозы экспертов авторынка утрачивают свою актуальность практически сразу после их публикации. Отчасти из-за отсутствия сколько-нибудь научно обоснованных  методик прогнозирования рынков, отчасти из-за ошибочности официальных макроэкономических прогнозов, а иногда и попросту из-за уверенности аналитиков автомобильного рынка, что этого не может быть, потому что этого не может быть.

       Дилерские прогнозы обычно страдают избыточным оптимизмом, потому как опираются на «хотелки» роста продаж автопроизводителей. А с автопроизводителем, в основном российским, не сильно то и забалуешь, иначе прогноз будет составлять уже твой конкурент.

       Автор этих строк всегда страдал пессимизмом в прогнозах и, как правило, ошибался – рынок показывал лучшие результаты. Ошибся и в этот раз: только рынок падает быстрее, чем предполагал прогноз (- 30% в 2016г.).

       Впрочем, бизнес сейчас интересует не столько финал этого года, сколько перспективы года наступающего. В атмосфере авторынка витают ожидания существенного замедления спада, а то и вовсе стабилизации рынка. По принципу «куда уж больше».

       А действительно, есть ли куда дальше падать авторынку? Ответу на этот вопрос думаю посвятить один из следующих материалов, а пока лишь напомню, что, например, рынок новых легковых автомобилей Украины за семь лет с 2008 по 2015 годы сократился в 13 раз!

       Приведу еще один показатель. Продажи новых «легковушек» в Беларуси за весь 2007 год составили 18 700 авто.  Почему нам может быть интересен именно 2007-й? Напомню, на конец того года средняя зарплата белорусов составила в эквиваленте  около  370 долларов США. Сейчас — 380.

Совет

       Конечно, можно спорить об изменившихся за это время предпочтениях белорусов, все чаще выбирающих новый бюджетный автомобиль взамен большого и старого. Да, это правда. Как и то, что из вышеуказанной суммы долларов нынче гражданам приходится отдавать гораздо больше на такие чувствительные для семейного бюджета статьи, как коммунальные платежи, транспорт, услуги.

       Спешу успокоить операторов авторынка. Продажи 2017-го не рухнут до уровня 2007-го. И одной из главных причин, почему это не случится, будет нахождение цен на новые автомобили на крайне низком уровне. Вероятно, 2017-й станет третьим годом продаж автомобилей в убыток для их автопроизводителей на рынке Евразийского союза.

       Речь идет о крупных игроках автомобильного рынка, в первую очередь, подписантах соглашений о промышленной сборке в Российской Федерации, а также национальных автопроизводителях.

Искусственное поддержание «нужных» властям автопроизводителей на плаву, вливание бюджетных денег в пропасть производственных убытков, а также экономика производителей автомобилей с долей рынка на уровне статистической погрешности — не в счет.

       На тему, зачем продавать автомобили в убыток писано-переписано, поэтому позволю себе ограничиться лишь констатацией фактов. С начала текущего года на волне оптимизма рынок бодро стартовал резким ростом цен. За первый квартал цены у российских поставщиков выросли на 16% и еще на столько же цены внутреннего рынка подтолкнул вверх слабеющий к российскому рублю рубль белорусский.

       Однако, последующие два квартала показали, что панические инвестиции населения в приобретение автомобилей ушли в прошлое, а на фоне падения реальных доходов покупатели не готовы оплачивать потяжелевшие счета автодилеров. Рынок практически «встал по цене», а волны дилерских распродаж к концу нынешнего года могут перерасти в цунами.

       По данным Ассоциации европейского бизнеса рост цен в России с начала года и уже за три квартала составил 17%, то есть практически те же проценты, которые были зафиксированы еще весной.

       Напомню, что в нынешнем году доля импорта автомобилей из России в Беларусь превышает 93%. Очевидно, что цены в Беларуси определяются их уровнем у российских поставщиков и курсом национальной валюты к российскому рублю. О курсе пусть рассуждают другие, но что касается цен, то они, безусловно, будут расти. А рынок при этом продолжать падать.

Обратите внимание

       Похоже, даже оптимистам из правительства России стало понятно, что проблема убытков АвтоВАЗа не будет решена простой заменой Андерссона на Мора. Где там уже тот стрелочник Бу, а дырявые карманы АвтоВАЗа как были, так и остались. И штопать их дальше у российских властей желания за год поубавилось.

Читайте также:  Едва открыв завод в сша, volvo может заморозить его или отказаться от набора персонала!

       Минпромторг России по привычке запросил без малого миллиард долларов на поддержку автопрома, вряд ли их в таком объеме получит, что приведет к более активному разгону динамики цен.

Если убытки не покрывает бюджет, их должен оплатить покупатель. Терпение лопнуло. Дна не видно, отскоком и не пахнет, а жить который год оптимистическими прогнозами надоело. Прогноз не баланс, его акционерам на стол не положишь.

Ну разве что, как Бу Андерссон, вместе с заявлением об увольнении.

       Итак, автопроизводители будут стремиться минимизировать свои убытки, повышая отпускные цены. Не спрашивайте на сколько – не знаю. Очевидно, чем крепче российский рубль, тем меньше потребность в повышении цен. Правда крепчающий рубль стимулирует ввоз импортных автомобилей, что сокращает долю рынка местных автопроизводителей.

       Психология современного российского авторынка очень близка к психологии мирового рынка нефти. За-ради доли рынка потерпим убытки, а потом отобьем свое. Однако, и тут, и там, похоже, наступает просветление.

Думаю, во многом на поведение основных игроков рынка повлияет и появление обновленной программы развития автомобильной отрасли в России. Отдельные, весьма занятные, идеи из этой программы уже появляются в СМИ.

       Но вернемся на нашу бренную землю, убеленную первым снегом. Переполненные стоки белорусских дилеров, плохо посчитавших своих цыплят, будут толкать цены вниз. Какофония дилерской рекламы создаст иллюзорное впечатление, что праздник потребителей только начался. Ан нет, веселье бывает и на поминках.

       Выжившие к весне проведут оптимизацию складских запасов и цены 2017 года станут отрезвляющим душем для заядлых оптимистов. Как впрочем, к сожалению, и цифры падающих продаж.

Важно

       А может ли быть счастливый конец у нашей сказки про цены и продажи? Не исключаю, что сильные внешние шоки (нефть, ФРС, Китай и т.д.) могут привести к резкому ослаблению российского рубля и в моменте цены снова упадут. В моменте продажи вырастут, а в перспективе спад на авторынке только усилится.

       Автодилеры готовятся зимовать. Каждый в своем курятнике. Зима будет долгой. Три весны, как минимум…

Источник: https://ej.by/blog/varivoda/2016/11/08/pochemu-avtorynok-padaet-a-tseny-na-avtomobili-rastut.html

Авторынок замедлил темпы падения

Рынок легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей России немного замедлил темпы падения в сентябре — до 10,9% и преодолел планку в 1 млн проданных машин с начала года. В Ассоциации европейского бизнеса считают, что поддержку продажам могут обеспечить опасения покупателей, связанные с риском завершения госпрограмм поддержки автопрома.

По данным Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре продажи легковых автомобилей и LCV в России сократились на 10,9%, до 125,5 тыс. машин по сравнению с тем же месяцем 2015 года. Это минимальное падение за последние месяцы: в августе рынок падал на 18%, до 113,7 тыс.

автомобилей, в июле продажи сократились на 16,6%, до 109,4 тыс. штук, в июне — на 12,5%, до 122,6 тыс. машин. Всего за январь—сентябрь в России было продано чуть более 1 млн машин.

Как отмечает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, эти данные не оправдали большинства прогнозов, но оказались лучше, чем «предсказания пессимистов для всего года».

По его словам, до конца года продажи легковых машин и LCV в России будут зависеть от веры россиян в продолжение госпрограмм поддержки, например, скидок по трейд-ин. Кратковременное увеличение спроса стимулируют покупатели, решившие не откладывать покупку автомобиля на фоне опасений скорого окончания программ, заключает господин Шрайбер.

Третий месяц подряд самый продаваемый в России бренд Lada продолжает увеличивать продажи: в сентябре его реализация выросла на 5%, до 22,8 тыс. штук (в августе и июле рост составлял 4%, в июне продажи упали на 16%). Но за девять месяцев продажи Lada сократились на 7%, до 189,8 тыс. машин.

Продолжается падение продаж корейских конкурентов АвтоВАЗа — Hyundai (в сентябре на 6%, до 14,2 тыс. штук) и KIA (в сентябре — минус 17%, до 13,3 тыс. автомобилей). В топ-5 самых продаваемых марок в сентябре входили также Renault и Toyota, улучшившие свои показатели на 1% и 18% соответственно.

В целом, по итогам сентября двузначный рост продаж, кроме Toyota, продемонстрировали Lexus (51%, до 2,3 тыс. автомобилей), Subaru (37%, до 563 штук), Lifan (12%, до 1,6 тыс. машин) и LCV Volkswagen (16%, до 540 единиц).

Совет

Lexus и Lifan в отличие от большинства брендов, реализуемых на российском рынке, смогли сохранить положительную динамику продаж и за январь—сентябрь, улучшив свои показатели на 14% и 35% соответственно.

Немного нарастить продажи за девять месяцев смогли и коммерческие автомобили ГАЗ и УАЗ, реализация Skoda, LCV Volkswagen и Chery осталась на уровне показателей 2015 года. Большинство автопроизводителей продолжает демонстрировать отрицательную динамику продаж с начала года.

По итогам месяца, наибольшее падение показали коммерческие автомобили Mercedes-Benz (65%, до 547 машин), Suzuki (63%, до 248 автомобилей), Chevrolet (56%, до 1,8 тыс. штук) и Mitsubishi (52%, до 1,4 тыс. машин).

В тройку наиболее популярных моделей в сентябре входили по прежнему бюджетные KIA Rio (спад продаж на 2,8 тыс. автомобилей, до 8 тыс. штук), Lada Granta (снижение на 782 машины, до 7,8 тыс.

) и Hyundai Solaris (снижение на 4,5 тыс. машин, до 6,5 тыс. штук). При этом в первой шестерке присутствуют две относительно новые для рынка модели — четвертое место занял Hyundai Creta (5 тыс.

машин), а шестое — Lada Vesta (4,3 тыс. автомобилей).

Анастасия Веденеева

Авторынок пока не видит новый спрос

Автопродажи в России в июле упали на 16,6%, это чуть ниже, чем средний уровень с начала года — 14,4%.

На фоне дефицита спроса удалось нарастить продажи АвтоВАЗу, хоть и первенство самой продаваемой модели закрепилось за конкурентом Lada Granta — Hyundai Solaris.

По итогам семи месяцев корейцы чуть теряют позиции — рыночная доля Hyundai упала на 0,4 п. п., тогда как у Lada выросла на 1 п. п. Читайте подробнее

Почему в июне авторынок не доехал до рекорда

Российский авторынок, на протяжении мая и апреля демонстрировавший тенденцию к стабилизации, в июне начал падать. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей в России снизились на 14,5%. По мнению АЕБ, такой результат демонстрировал, что «путь к стабилизации рынка остается ухабистым». Читайте подробнее

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3112643

Авторынок России — итоги и прогнозы — журнал За рулем

Объем продаж новых автомобилей в России сокращался на протяжении четырех лет подряд — с 2013 по 2016 год. Обвал прекратился в прошлом году: россияне купили 1 595 737 автомобилей, что на 11,9% больше, чем в 2016‑м. Это успех.

Но относительно благополучного 2012 года, когда было продано 2,94 млн машин, - скромное достижение. Лишь каждый сотый житель страны приобрел автомобиль. В России зарегистрировано около 42 млн легковых машин — выходит, за год обновилось меньше 4%.

А средний возраст легковушки в России достиг двена­дцати с половиной лет. Треть наших автомобилей старше 15 лет!

Марочный отчет

В тучном 2012 году больше 100 тысяч машин продали девять марок, а Skoda почти стала десятой, поскольку вплотную приблизилась к этой отметке. Ныне 100‑тысячный рубеж перешагнули лишь четыре. Залог успеха — хороший набор бюджетных моделей и кроссоверов (в том числе с приставкой «псевдо»).

Читайте также:  Opel vivaro: теперь клон фургонов peugeot и citroen, а не renault. обещан полный привод

*По данным АЕБ. **Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общий объем продаж.

В компании самым успешным неудачником выглядит Hyundai: продажи выросли всего на 9%, тогда как у ближайших конкурентов — на 17–22%, что гораздо выше среднерыночного показателя.

Очень неплохо подросли Volkswagen, Ford, Mazda и Datsun.

Впечатляет прогресс Mitsubishi (+ 45%), но в сложившейся ситуации такой результат лишь отражает глубину пропасти, в которую свалились продажи машин этой марки в предыдущие годы.

Обратите внимание

Ravon и вовсе шокирует темпами роста: 733%! Объясняется это просто: в 2016 году молодой узбекистанский бренд лишь осваивался на рынке, поэтому продажи были мизерными. А машин Daewoo в последний полный год их присутствия на российском рынке было реализовано 20,5 тысячи.

Любопытное наблюдение: пока все катились вниз, УАЗ, Lexus и Porsche показывали положительную динамику или минимальное падение. Как только рынок сменил направление, делá у этих марок, напротив, пошли хуже. Продажи ульяновских автомобилей просели на 15%. Самое заметное относительное падение — у Хантера и Карго: свыше 50%.

А в абсолютном выражении больше других потеряли Патриот (минус 3,5 тыс. машин) и древние «буханки» и «головастики» (минус 2,5 тыс. машин). Сумеет ли помочь УАЗу полуторка Профи? За последний квартал года завод отчитался о 812 проданных Профи.

Новичок только набирает обороты, но всё же: ГАЗелей за этот же период продано в 20 раз больше.

*По данным АЕБ.

Немало на нашем рынке брендов, у которых основную кассу делают одна-две модели.

Это, в частности, Datsun (on-DO и mi-DO), Honda (CR-V и Pilot), Mazda (CX‑5 и 6), Mitsubishi (Outlander и Pajero Sport), Subaru (Forester и Outback) и Suzuki (Vitara и SX4).

Причем во всех случаях первая из указанных машин отбирает львиную долю покупателей. Эхо кризиса и новая реальность: в благополучные времена линейки были гораздо разнообразнее.

Истощение премиума

В 2015–2016 годах премиальные бренды тоже страдали от кризиса, но в меньшей степени. В 2015‑м в массовом сегменте спрос сократился на 37%, а в дорогом — лишь на 23%.

Аналогичные показатели год спустя составили минус 12,2% и минус 7,2% соответственно. В 2017 году объемы продаж «ширпотреба» выросли на 13,6%, а «элита» поднялась всего на 0,6%.

Доля премиума на рынке за последние три года минимальная — 9,3%.

*По данным АЕБ.

Из крупных игроков на позитивной ноте закончил год только BMW (+ 9%). Mercedes-Benz остался «при своих», у Audi серьезное падение (- 18%). В линейках Audi и BMW лидеры продаж прежние — большие кроссоверы Q7 и X5/X6.

Важно

У Мерседеса состарившийся GLS пропустил вперед GLC/GLC Coupe и Е‑класс. Баварцы празднуют не только рост продаж — их «пятерка» обошла «ешку»-седан (4919 машин против 4833), а третья серия и раньше опережала С‑класс.

Для полной радости не хватает превосходства в представительском сегменте, но S‑класс непоколебим.

Благодаря выходу кроссовера F‑Pace продажи Ягуаров в России в 2016 году выросли более чем вдвое. Результат 2017‑го — скромные тем не менее плюс 5%. Спрос на все модели снизился, а общую статистику вытянул F‑Pace.

В наступившем году начнутся продажи компактного кроссовера E‑Pace — можно ждать очередного всплеска покупательского интереса. Родственный Land Rover ничем похвастаться не может: Discovery 5 и принципиально новый Velar не спасли марку (- 3%).

В 2018‑м вытягивать спрос призваны рестайлинговые Range Rover и Range Rover Sport. Новый Evoque вступит в бой только в 2019 году.

Топ-модели

С 2012 года список из 25 самых востребованных машин претерпел серьезные изменения: в нем появилось десять новых имен. Валятся вниз вазовские старички. Из перечня лучших исчезла Приора, с 17‑го на 23‑е место переместилась за год Калина. Спрос на «классическую» Ниву подрос, но это не помогло ей удержать позиции: 16‑я строчка против 13‑й годом ранее.

*Выделены модели, не присутствующие в соседнем столбце. **По данным АЕБ.

Прогресс новичков колоссален. XRAY расходился на 67% лучше, чем в 2016 году, Веста — на 40%.

XRAY вошел в десятку лидеров рынка, Веста — в тройку! Причем Веста достигла такого результата фактически без помощи универсалов: они появились в продаже только во второй половине осени, в 2017 году их сделали около 5,5 тысячи штук.

Свой вклад в полную силу они внесут в 2018‑м: предполагается сделать 40 тысяч машин SW/SW Cross. У Весты есть все шансы побороться за первую строчку рейтинга.

Впрочем, не собирается сдаваться и Гранта. Ее продажи выросли почти на 7%, а в середине года спрос на нее должен подстегнуть рестайлинг. В этом году Гранту и Калину объединят в одно семейство по имени Гранта. А хэтчбеки и универсалы Калина — это, если опираться на продажи за 2017 год, 20 тысяч машин! Борьба за лидерство обостряется.

В 2016‑м Hyundai Solaris стал первой иномаркой, обошедшей по годовым продажам Ладу. Но с выходом в начале 2017 года машины второго поколения что-то пошло не так.

Если в 2016‑м бóльшую часть месяцев тираж Соляриса не опускался ниже 7,5 тысячи экземпляров, то в минувшем году этой планки он достиг лишь единожды. Винить в этом следует Крету: она ненамного дороже, а выглядит солиднее. Опять же кроссовер.

Совет

В последнем квартале отчетного года Creta стабильно обходила Solaris по ежемесячным продажам.

Есть и другое мнение: от Соляриса отвернулись из-за повышения цен. Однако ближайший родственник и конкурент Kia Rio после смены генерации летом 2017 года и неминуемого подорожания хуже продаваться не стал. А значит, причина не только в ценовой политике. Кроме того, у Rio появилась псевдокроссоверная комплектация X-Line. Так что в топ-тройке неизбежна напряженная борьба.

Отметим также взрывной рост продаж кроссоверов Hyundai Creta (ожидаемый) и Volkswagen Tiguan (неожиданный). «Немец» в своем сегменте сожрал всех, кроме Тойоты: RAV4 остался на вершине по итогам всего года, хотя и уступил Тигуану в декабре.

*Седан. **По данным АЕБ.

Чего ждать?

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) давала прогноз на следующие 12 месяцев даже в самые тяжелые для российского автомобильного рынка времена.

А сейчас ступор: «Нам нечего сказать», - заявил на итоговой пресс-конференции Йорг Шрайбер, глава комитета автопроизводителей АЕБ.

По его словам, еще в октябре все сходились во мнении, что в 2018 году рост составит 5–10%, но обнародовать такой прогноз АЕБ не решилась. И причин тому несколько.

Реальные доходы населения сокращаются. Доля новых автомобилей, продаваемых в кредит, достигла 50%. Ставки по займам снижаются, но далеко не все россияне имеют достаточный запас финансовой прочности для своевременного погашения кредита.

*По данным АЕБ.

С момента обвала рубля прошло больше трех лет, однако рост цен на машины не прекращается. Только с 16 декабря по 15 января два десятка производителей переписали прайс-листы в сторону повышения. По нашим данным, у некоторых марок и моделей цéны до конца года могут подскочить на 10–15%.

С 1 января акцизы на автомобили с двигателем мощностью 301–400 л.с. выросли на 240–319 тысяч рублей, на машины мощностью 401–500 л.с. - на 337–420 тысяч, а на те, что мощнее 500 л.с., - на 442 тысячи.

Более демократичные модели придавлены повышением утилизационного сбора.

На момент сдачи материала новые ставки еще не были утверждены, но обсуждаемые размеры таковы: для машин с двигателем объемом от одного до двух литров утильсбор вырастет на 90%, от 2 до 3 литров — на 49%, в сегменте ГАЗели — на 52%, в сегменте КАМАЗа — на 130%.

Обратите внимание

Такие меры могут окончательно похоронить импорт массовых моделей (местные производители получают субсидии) и привести к серьезному росту цен в премиум-сегменте. А ведь дорогие машины и без того изрядно прибавили в цене.

Например, Mercedes-Benz CLA 200 стоил летом 2014 года 1,39 млн рублей, а в конце 2017‑го — 2,21 миллиона.

И хотя на нашем рынке давно уже правят бал автомобили местной сборки, подобная налоговая политика приведет к очередному сокращению ассортимента.

Добавим сюда вложения в сертификацию системы ЭРА-ГЛОНАСС (немало автомобилей пока еще продается без нее, по старым ОТТС) и переход на электронные ПТС.

 Часть потребителей отвадит от автосалонов снижение объемов господдержки автопрома: на адресные программы стимулирования спроса в 2018 году из бюджета выделяют 16 млрд рублей против 27,5 млрд годом ранее.

К чему может привести такое сокращение, подскажет статистика АВТОВАЗа: в прошлом году по госпрограммам продали 45% автомобилей Лада! И не будем забывать про активную антиавтомобильную политику московских властей, которую с удовольствием подхватывают регионы.

Так что позитива не очень много. Но есть надежда, что некогда отложенный спрос и доступность кредитов позволят авторынку продолжить рост. По нашим прогнозам, в течение года продажи вырастут примерно на 5%. До трехмиллионного рекорда 2012 года еще очень далеко. Запасемся ­терпением — нам не впервой.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/910999-otskok/

Ссылка на основную публикацию