Камаз отчитался о продажах продукции диверсификации в 2019 году

Российский авторынок начал восстановление

Статистика по продажам автомобилей и запчастей говорит о том, что рынок наконец-то начал восстанавливаться. Этому способствуют меры поддержки отрасли правительством и изменившиеся настроения покупателей.

Как свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (AEB), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в мае 2017 года снова увеличились. Все десять моделей, лидеров продаж новых легковушек, местного производства.

Май 2017 года ознаменовался ростом уровня продаж на 14,7%, или на 15 991 штуку по сравнению с маем 2016 года, и составил 124 990 автомобилей. В 2017 году в январе – мае было продано 577 449 автомобилей (данные Комитета автопроизводителей АЕБ).

«По отношению к прошлому году российский автомобильный рынок в мае в третий раз подряд продемонстрировал солидный рост, выраженный двузначной цифрой впервые за много лет, – отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Обратите внимание

– Заслуживает внимания тот факт, что положительная динамика наблюдается для большинства игроков на рынке.

По нашему мнению, это является важным фактором для того, чтобы процесс восстановления рынка получил дальнейшее развитие и, что наиболее важно, превратился в долговременный тренд».

Грузовики

О росте продаж отчитываются и производители грузового автотранспорта. Автомобильный завод, финишное предприятие КАМАЗа, изготовил в прошедшем месяце 2881 машкомплект (за аналогичный период прошлого года, АППГ – 2685), а всего с начала года – 13 313 единиц (+300 к бизнес-плану; АППГ – 10 566).

Завод двигателей и СП «КАММИНЗ КАМА» всего выпустили и поставили на главный сборочный конвейер КАМАЗа и другим своим потребителям 2877 двигателей и силовых агрегатов (АППГ – 2790 единиц). С начала года они произвели более 14,3 тыс. моторов для автомобилей и другой техники (АППГ – 11,6 тыс. единиц).

В мае запчастей реализовано на сумму более 1,8 млрд руб. (АППГ – 0,55 млрд руб.). За пять месяцев года – на 9,68 млрд руб. (АППГ – 5,48 млрд).

Продукции диверсификации в прошедшем месяце выпущено на сумму более 674 млн руб., а всего с начала года – на 2,8 млрд руб. (АППГ – 1,74 млрд).

По данным камазовских маркетологов, продажи ПАО «КАМАЗ» на рынке России по итогам пяти месяцев 2017 года по отношению к АППГ выросли на 21% и составили 10,2 тыс. единиц (общая реализация грузовых автомобилей всех классов по полной массе).

Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14–40 т (импорт и отгрузка) по итогам пяти месяцев 2017 года с учетом оперативных данных за май вырос на 61% по сравнению с АППГ и составил 21,5 тыс.

единиц. Доля ПАО «КАМАЗ» по итогам отчетного периода на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14–40 т с учетом оперативных данных за май (импорт и отгрузка) составляет 47% (АППГ – 62%).

Изменилось в лучшую сторону и настроение потребителей

Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14–40 т (регистрации) за четыре месяца текущего года вырос на 36% по сравнению с АППГ и составил 15,0 тыс. единиц. Доля ПАО «КАМАЗ» по регистрациям автотехники полной массой 14–40 т за четыре месяца 2017 года составила 51% (АППГ – 61%).

Купили больше запчастей

Положительную динамику отметило и аналитическое агентство «АВТОСТАТ». Организация провела исследование вторичного рынка компонентов для легковых автомобилей в России и определило его основные параметры.

Согласно результатам исследования, общий объем вторичного рынка автомобильных компонентов и запчастей в России в 2016 году составил 970 млн единиц различных деталей. При этом в денежном выражении емкость рынка достигла суммы, эквивалентной 18,8 млрд долл., что составляет 1 трлн 260 млрд руб.

В 2015 году данный показатель составил 953 млн единиц различных деталей. В денежном выражении емкость рынка достигла суммы, эквивалентной 19 млрд долл., или 1,16 трлн руб.

Важно

На вторичном рынке компонентов и запчастей в тройке лидеров традиционно присутствуют три сегмента: детали подвески, шины и масла. В прошлом году емкость рынка деталей подвески оценивалась в 135 млрд руб. Это равно примерно 11% от общей емкости рынка компонентов в финансовом исчислении.

Заявленные год назад планы на крупные траты разошлись с реальностью в сторону увеличения расходов

Шинам для легковых автомобилей принадлежит более 9% от всей емкости рынка, что соответствует 121,5 млрд руб.

На третьем месте находятся масла и технические жидкости (доля – около 8%).

В 2016 году для обслуживания парка легковых автомобилей их в общей сложности потребовалось в количестве 309 млн л, на что автовладельцами было затрачено 97 млрд руб.

Позитивный тренд в потребительских настроениях

Изменилось в лучшую сторону и настроение потребителей. Согласно опубликованным исследовательской компанией GfK данным, в России отмечен рост индекса потребительских настроений.

Индекс потребительских настроений представляет собой новый для России макро­экономический индикатор, аналогом которого является показатель, известный в США как Consumer Sentiment Index (CSI).

В настоящее время CSI включается в перечень основных показателей, характеризующих краткосрочные перспективы развития американской экономики. Также аналог CSI довольно широко используется во многих европейских странах в рамках программы «Евробарометр».

Основывается индекс на результатах опроса по общенациональной выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 16 лет) населения страны. Респонденты отвечают на пять вопросов, касающихся текущего материального положения семьи и ожиданий его изменения, перспектив развития экономики страны и ситуации на потребительском рынке, целесообразности совершения крупных покупок.

Общий объем вторичного рынка автомобильных компонентов и запчастей в России в 2016 году составил 970 млн единиц различных деталей

Рассчитывается показатель по формуле: Индекс = Доля положительных ответов – Доля отрицательных + 100.

Индикатор представляет собой среднюю арифметическую частных индексов, рассчитанных на базе ответов по каждому из пяти заданных вопросов. Значения индекса потребительских настроений может варьироваться от 0 до 200 пунктов.

Интервал от 0 от 99 пунктов называется «пессимистической оценкой», а население считает ситуацию ухудшающейся.

Совет

Если значение индекса равно 100 пунктам – это означает, что доля положительных и отрицательных оценок одинакова, население рассматривает ситуацию скорее как пограничную. Если же интервал от 101 до 200 пунктов, то это означает, что население воспринимает нынешнюю и будущую ситуацию как улучшающуюся.

Как показало исследование GfK, во II квартале 2017 года Индекс потребительских настроений вырос до 102 пунктов, что на 2 пункта выше индекса, зафиксированного в I квартале 2017 года – тогда он впервые с 2014 года достиг 100 пунктов, – показателя, разделяющего негативную и позитивную зону оценки потребителями ситуации в экономике и собственных финансах.

Минпромторгом разработаны проекты постановлений правительства РФ о реализации в 2017 году программ льготного автокредитования

Во II квартале 2017 года в шести из девяти федеральных округов России настроения потребителей уже в позитивной зоне (индекс выше 100 пунктов). В числе таких регионов – Центральный, Южный, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Москва. В негативной зоне остаются Дальний Восток, Северо-Западный регион и Поволжье.

Уверенный рост индекса продолжился в Центральном, Южном регионе и на Северном Кавказе. А вот в Поволжье, Северо-Западном регионе и на Дальнем Востоке восстановление потребительских настроений пока застопорилось.

Москва по-прежнему отличается высокой волатильностью индекса. Во II квартале 2017 года индекс по Москве хотя и остался в зоне позитивных настроений, все же снизился на 3 пункта (со 107 пунктов в I квартале до 104 во II квартале). Такие флуктуации могут быть связаны с тем, что рыночная и информационная среда в Москве более динамична, что влияет на настрой москвичей.

«Индекс потребительских настроений отражает оценку потребителями текущей ситуации в экономике страны, своего финансового состояния и ожиданий на будущее. Исследования GfK показывают, что изменения индекса являются предвестником изменений спроса в перспективе 3–6 месяцев – в зависимости от категории товаров», – говорит Александр Демидов, генеральный директор CEO компании GfK Rus.

Закономерностью оценки индекса по возрастам является тот факт, что чем старше человек, тем ниже индекс. В группе от 16 до 19 лет наиболее высокий уровень индекса может быть обусловлен тем, что молодежь обычно получает желаемое, не прилагая к этому особых усилий, так как обеспечивается в основном родителями.

В группе 65 лет и старше стабильно низкий уровень индекса, что обусловлено невысокими пенсиями и отсутствием серьезных ожиданий по улучшению материального положения.

Острее всего на кризис реагировали возрастные сегменты, которые соответствуют наиболее экономически-активной группе населения. Во II квартале 2017 года потребительские настроения восстановились во всех возрастных группах, кроме старшей (50+).

Обратите внимание

Интересно, что чем больше семья, тем уровень индекса выше: это может быть обусловлено большей уверенностью людей, живущих в семьях, когда можно рассчитывать на поддержку родных. В таких семьях, как правило, большее количество людей имеет доход (зарплаты, пенсии, пособия и др.). Сложнее всего приходится домохозяйствам, состоящим из одного человека.

Если говорить о социальных классах, то, как показали исследования GfK, в стабильные годы лучше всего себя чувствуют классы А, В (высший и выше среднего – люди с хорошим образованием и хорошей работой).

Кризис, начавшийся в 2014 году, существенным образом ударил по настроениям именно высшего и среднего класса, хотя впоследствии именно эти классы демонстрируют быструю адаптацию и приспособление к новым экономическим условиям.

По состоянию на II квартал 2017 года потребительские настроения восстановились во всех экономических группах, кроме низких классов DE (низкий уровень образования и неквалифицированная работа).

Планы и реальность

Интересную динамику в поведении потребителей отметили исследователи из холдинга «Ромир». Заявленные год назад планы на крупные траты разошлись с реальностью в сторону увеличения расходов.

Сэкономить россиянам удалось только на покупке одежды и обуви – планировали покупки 33%, а реально купили 27%. Крупные расходы на отдых планировали 12% россиян, а в итоге их осуществили 10%.

Почти совпали планы и реальность в вопросе оплаты образования (5 и 6%), трат на развлечения (4 и 6%), покупку мебели (6 и 8%) и ювелирных изделий (1 и 2%).

По остальным же статьям планы были превышены, причем в некоторых случаях в двойном и более размере.

Так, например, яркими примерами являются приобретения бытовой техники и электроники. Год назад планы на такие покупки делали 8% опрошенных, а по факту доля покупателей БТЭ выросла до 21%.

Аналогичная ситуация и с покупкой смартфонов и планшетов. Собирались их купить 5% россиян, а в итоге купили 11%.

От поломок телефонов никто не застрахован, поэтому и покупка новых аппаратов иногда становится непредвиденной тратой, отметили исследователи.

Привлекает внимание и ситуация вокруг автомобилей. Если год назад о планах на покупку авто говорили всего 2%, то по факту число купивших авто выросло втрое – до 7%. Дорогостоящий ремонт авто провели 8% россиян, хотя планировали только 4%. Однако этот вид трат также не всегда возможно планировать – ситуация могла потребовать срочного вложения значимых сумм в ремонт автомобиля.

Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14–40 т (регистрации) за четыре месяца текущего года вырос на 36%

Вот и по статье медицинских расходов произошел перерасход. В прошлом году планировали крупные траты на медицину и лечение 8% респондентов, а в итоге их совершили 16% россиян.

Читайте также:  В линейке honda появился еще один кроссовер

Ремонтом квартир, домов и дач тоже планировали заниматься значительно меньше респондентов (9%), чем в итоге оказалось (15%). Кому-то, вероятно, пришлось срочно проводить ремонтные работы вышедших из строя сантехники или отопительных агрегатов. Кто-то, возможно, просто решил вложить накопления в обновление интерьера.

Важно

Таким образом, с учетом роста реальных трат по сравнению с планами не удивительно, что доля россиян, которые не планировали делать никакие крупные покупки, тоже сократилась с 39 до 31%.

При этом число россиян, которые не производили крупных трат, вернулось к докризисным показателям уже в прошлом году и продолжает оставаться на прежнем уровне. Значительно выше доля экономящих была только в 2015 году.

Тогда более половины россиян (59%) не строили планов на крупные покупки.

Меры господдержки

Рост статистических показателей во многом обусловлен и рядом мер по поддержке автомобильной промышленности государством. Так, Минпромторгом разработаны проекты постановлений Правительства РФ о реализации в 2017 году программ льготного автокредитования, льготного лизинга, а также программы обновления парка автотранспортных средств.

По итогам предыдущего года в рамках программы льготного автокредитования при плане в 270 тыс. единиц техники по льготной кредитной ставке было реализовано 324 тыс. легковых автомобилей, что на 20% превышает плановый показатель.

Данный инструмент показал себя эффективной мерой стимулирования спроса, и в 2017 году Минпромторг предлагает увеличить лимит стоимости автомобиля, чтобы предложить покупателям больший выбор моделей на максимально выгодных условиях.

В соответствии с разработанным проектом в 2017 году льготные кредитные договоры заключаются на следующих условиях: кредиты выданы в рублях с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года включительно на приобретение новых автомобилей 2016 или 2017 года выпуска. Стоимость автомобиля не превышает 1450 тыс. руб., а его полная масса – 3,5 т. Обеспечением кредита является залог приобретаемой машины, необходимо внести предоплату в размере не менее 20% ее стоимости.

Продажи автомобилей растут несколько месяцев подряд

Ставка кредитования, предусмотренная кредитным договором, определена в виде разницы между действующей на дату выдачи кредита ставкой кредитной организации (процентная ставка по сопоставимым по срокам, суммам и размеру первоначального взноса кредитам на покупку соответствующего типа автомобиля) и предоставляемой скидкой в размере 6,7 процентных пункта. Срок действия кредитного договора не должен превышать 36 месяцев.

В программе льготного автокредитования принимают участие 70 кредитных организаций, среди которых такие крупные банки, как ООО «Русфинанс Банк», ООО «Сетелем Банк», Банк ВТБ 24 (ПАО), АО «РН Банк», АО «Меткомбанк», АО «ЮниКредит Банк» и ООО «Фольксваген Банк РУС». В настоящее время средняя ставка по автокредиту с учетом предоставляемой скидки за составляет 9,5%, размер скидки 6,7 процентных пунктов.

Нарастить экспорт

Кроме того, государство собирается серьезно увеличить поставки машин и комплектующих за рубеж. Минпромторгом представлен проект стратегии развития экспорта автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Российской Федерации на период до 2025 года.

Документ определяет приоритетные направления развития экспорта, меры поддержки отрасли, целевые показатели и ресурсное обеспечение. Развитие экспорта, считают в министерстве, позволит продолжить долгосрочную программу развития автомобильной промышленности и дать дополнительный стимул для локализации в России ключевых технологий, которые используются во многих отраслях промышленности.

В рамках проекта было проведено широкое обсуждение потенциала экспорта автопрома, барьеров и необходимых мер поддержки с участниками отрасли. По результатам было выделено четыре основных направления Стратегии, по каждому из которых подготовлена конкретная программа мероприятий:

  • создание общей институциональной среды для работы экспорто-ориентированных предприятий автомобильной отрасли, включая крупных автопроизводителей, а также средние и малые компании, работающие на рынке компонентов и субкомпонентов;
  • поддержка экспорта национальных производителей, включая развитие сбытовых/сервисных сетей, развитие и адаптацию продуктов, эффективные схемы финансирования;
  • стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России сборочных производств экспортно ориентированных моделей для глобального рынка;
  • стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России заказов на компоненты для зарубежных сборочных производств.

Программа мероприятий содержит как организационные меры, включая формирование зон свободной торговли с приоритетными рынками и точечную доработку законодательной среды, так и меры налогового стимулирования и финансовой поддержки.

В базовом сценарии реализации стратегии и предлагаемых мер поддержки ожидается увеличение объемов экспорта продукции автопрома в размере 4,9 млрд долл.

В 2016 году совокупный объем экспорта продукции автомобильной промышленности составил 2,4 млрд долл. США без учета шин (3,4 млрд долл. США с учетом шин).

Всего в 2016 году экспортировано 82 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых и около 2 тыс. автобусов.

Совет

Несмотря на позитивную динамику рынка, вопрос о том, продолжится ли его восстановление, остается открытым. Любые негативные изменения в экономике могут прервать наметившуюся тенденцию.

Источник: http://www.abs-magazine.ru/article/rossijskij-avtorynok-nachal-vosstanovlenie

«Камаз» приблизился к стратегической цели – экспортировать 20–30% продукции

«Камаз» тянет за границу

Е. Разумный / Ведомости

«Камаз» увеличил в I квартале 2015 г. экспорт машин и сборочных комплектов на 28% до 895 шт., сообщила в пятницу компания в своем отчете. Доля зарубежных поставок в общих продажах составила 19%. Таким образом, компания близка к своей стратегической цели – к 2020 г. экспортировать 20–30% продукции. В 2014 г. доля экспорта у «Камаза» составляла 16%.

Экспортные поставки «Камаза» начали расти в III квартале прошлого года (см. график). В I квартале 2015 г. поставки в страны СНГ упали на 16,7%, а в страны дальнего зарубежья выросли в 4 раза. Поставки увеличились прежде всего за счет Азербайджана, Вьетнама и стран Латинской Америки, говорит представитель «Камаза».

В этом году «Камаз» рассчитывает продать за рубежом от 6000 (уровень 2014 г.) до 8000 машин, передал «Интерфакс» слова гендиректора предприятия Сергея Когогина. В странах с наиболее емкими рынками «Камаз» организует сборочные производства, говорится в его отчете.

У компании уже есть площадки в Казахстане, Индии, Колумбии, Литве, Вьетнаме, изучается возможность выпуска в Аргентине, Индонезии и проч.

«Мы сегодня очень серьезно смотрим в сторону Китая, где созданы кластеры по производству автокомпонентов, которыми мы уже пользуемся для российского производства в Набережных Челнах», – сказал Когогин, не исключив организации там сборки.

Представитель завода не стал это комментировать, лишь заметив, что «Камаз» в Китай за последние шесть лет ничего не экспортировал. «С учетом того развития коммерческого автопрома, которое получил Китай, нам туда идти бессмысленно. Да и входной билет очень дорого стоит. Возможны какие-то нишевые решения. Не более того», – говорил год назад в интервью «Ведомостям» Когогин.

Рост экспорта представитель «Камаза» объясняет желанием использовать эффект девальвации рубля (выручка от зарубежных поставок в I квартале 2015 г. выросла у «Камаза» на 23% до 1,8 млрд руб., а их доля в общей выручке – на 5 п. п. до 13,1%) и компенсировать часть потерь на российском рынке. В 2014 г. продажи «Камаза» в России упали на 14,5%, в январе – апреле 2015 г. – на 45%.

С учетом ситуации на рынке стратегический ориентир по общим продажам (60 000–70 000 шт.) вряд ли будет достигнут ранее 2020 г., думает представитель «Камаза». В прошлом году предприятие продало на всех рынках 38 644 грузовика и сборочных комплекта (-11,8%).

Растет экспорт и у «АвтоВАЗа». В январе – апреле он увеличился на 7,9% до 12 555 шт. (продажи в России упали на 29% до 91 413 шт., по данным АЕБ). Основные экспортные рынки автомобилей Lada – страны СНГ, в том числе Казахстан, Белоруссия, Украина, перечисляет представитель завода. Как изменился экспорт у группы ГАЗ, ее представитель не сказал.

Источник: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2015/05/18/kamaz-priblizilsya-k-strategicheskoi-tseli-eksportirovat-2030-produktsii

Андрей Максимов, КАМАЗ: «Они говорят нам: «Ну не под санкциями вы, но все равно – ну вас»

Камский автогигант начинал год хорошо, а заканчивает его плохо

ПАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах традиционно подвел итоги года в неформальной обстановке — в ресторане «Искушение». На этот раз от автогиганта выступал финансовый директор компании Андрей Максимов.

Побывав на встрече, между сменами блюд корреспондент «Реального времени» узнал, как так вышло, что КАМАЗ начинал 2018 год хорошо, а заканчивает его не очень (убытков, правда, не будет, обещали в компании). Автогигант фактически провалил осенние продажи — единственный из отечественных автопроизводителей.

Как рассказал нам финдиректор челнинского завода, причин три: большая инвестнагрузка (хотя заем «Ростеха» на 19,5 млрд рублей пока не потратили), санкции и отсутствие в России крупных инфраструктурных проектов после ЧМ по футболу.

Обратите внимание

В итоге продажи самосвалов свалились в пике — зато растут продажи магистрального тягача, на который 5 лет назад в компании сделали ставку.

Что же касается санкций, то на КАМАЗе откровенно признались, что они стали для завода серьезным ударом: многие зарубежные партнеры не хотят иметь дело с российскими компаниями вообще, тем более с теми, чьи контрольные пакеты находятся в руках госкорпораций. Поэтому представители КАМАЗа не скрывают радости по поводу уменьшения пакета акций, принадлежащих «Ростеху»: это позволит говорить за рубежом, что контрольного пакета у Сергея Чемезова теперь нет!

2018 год руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев назвал непростым и трудным: «Не все идет так, как нам хотелось бы…» Однако в компании не видят ничего «криминального и страшного» в том, что происходит на автомобильном рынке.

Финансовых итоговых показателей на заводе тоже пока не называют, ссылаясь на новое российское законодательство, запрещающее озвучивать подобную информацию до публикации официальной финансовой отчетности. Впрочем, Андрей Максимов заверил, что закроет год КАМАЗ все-таки без убытков.

Минорные нотки слышать было удивительно, если вспомнить полное оптимизма собрание акционеров компании: тогда, летом, компания отчиталась о самых высоких дивидендах в истории завода, о замечательном росте продаж в 2017 году на 18%, о том, что КАМАЗ второй год подряд показывает прибыль (в прошлом году она составила по МСФО 3,5 млрд рублей — в 2,5 раза выше, чем в 2016 году), что продажи нового модельного ряда выросли на 71%, а доля на российском рынке составила 45% — в итоге только на развитие модельного ряда и модернизацию мощностей в этом году должны были направить 18,3 млрд рублей. На волне головокружительных успехов гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявлял, что в 2018 году объем проданных грузовиков вырастет с 38 тыс. машин до 43 тыс., из них 37 тыс. машин — на российском рынке, и 6 тыс. машин собирались продать на экспорт: соответственно должны были вырасти и основные операционные показатели (выручка, прибыль, рентабельность).

План по росту продаж грузовиков придется скорректировать — осенью КАМАЗ продавал меньше машин, чем в 2017 году

Но, если верить статистике, несмотря на общий рост российского рынка новых грузовиков в целом с января по ноябрь, именно осенние месяцы показали отрицательную динамику: в сентябре компании продали на 11% меньше грузовиков, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ), всего 6,4 тыс. ед., в октябре продали на 3,4% меньше (7,7 тыс.), в ноябре — на 5% меньше (8,2 тыс. единиц).

Существенно на рынок повлияли именно продажи КАМАЗа, остающегося лидером рынка. Так, в сентябре челнинский автогигант по продажам просел на 13,4% (2 тыс. грузовиков), в октябре потерял в продажах почти 1% (продав 2,4 тыс. авто), в ноябре было продано на 16,1% меньше, чем за АППГ, — 2,3 тыс. В результате доля рынка КАМАЗа сократилась с 30,8% до 28% к началу декабря 2018 года.

Читайте также:  В бразилии дебютировал рестайлинговый chevrolet trailblazer

При этом из входящих в топ-10 марок рынка грузовых автомобилей РФ только КАМАЗ, если говорить именно об отечественных производителях, показал осенью отрицательную динамику: к ноябрю минусовые показатели демонстрировали также «Мерседес» и DAF, но объемы их продаж почти в 6 раз меньше камазовских.

Важно

Если смотреть на таблицу продаж, в глаза бросаются неудачи только КАМАЗа, который за 11 месяцев 2018 года продал 22,4 тыс. автомобилей, что на 4,3% меньше, чем годом ранее. Можно смело предполагать, что оптимистичный прогноз Когогина о росте продаж в этом году с 38 до 43 тыс. машин не сбудется. Есть большие сомнения и в том, что в декабре автогигант сможет продать сразу 15 тыс.

машин, чтобы хотя бы добраться до прошлогодней планки продаж на внутреннем рынке в 38 тыс. грузовиков.

Есть большие сомнения и в том, что в декабре автогигант сможет продать сразу 15 тыс. машин, чтобы хотя бы добраться до прошлогодней планки продаж на внутреннем рынке в 38 тыс. грузовиков. Фото новости.ru-an.info

Причин несколько — во-первых, большая инвестиционная нагрузка…

— Убытков не будет. Но сегодня на КАМАЗе большая инвестиционная нагрузка. По сути, мы сейчас строим еще один завод, — объяснил Максимов.

Отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени» как раз об инвестиционной нагрузке (напомним, в этом году «Ростех» предоставил компании долгосрочный заем на 19,5 млрд рублей), Андрей Максимов заметил, что главным образом большая инвестпрограмма потребовалась для создания новой команды и нового завода.

— Объем инвестиций, который требовался изначально, — порядка 87 млрд рублей. Причем сумма в проект закладывалась еще в 2013 году, после падения курса рубля она стала другой, и мы поэтому сейчас оптимизируем проект. Нужны источники. Какие? Есть собственные средства — порядка 40 млрд рублей мы вложили сами. Второй источник — заем под госгарантии (облигации) на 35 млрд рублей.

Понятно, этих денег не хватает, и государство нам помогает. Путин поставил задачу правительству РФ — поддержать наш проект как раз через «Ростех». Мы деньги «Ростеха» пока не выбрали [не потратили]. Почему? Потому что пока хватает тех денег, что у нас есть (гособлигаций с госгарантией).

Думаю, через год мы воспользуемся займом «Ростеха», — рассказал «Реальному времени» финансовый директор ПАО «КАМАЗ».

— А что насчет банковских кредитов? Стало ли сегодня вам сложнее занимать необходимые средства? — поинтересовались мы у топ-менеджера.

— Дешевых кредитов не бывает. Сейчас вот поднялся уровень ключевой ставки [Центробанк повысил ее 14 декабря на 0,25% — до 7,75%]. И никакой банк ниже ключевой ставки кредит и не будет выдавать.

Я не буду говорить, под какой процент мы берем кредиты — сами банки просят не говорить об этом, — осторожно заметил Максимов. — Но, общаясь с коллегами на крупных предприятиях, знаю, что мы берем дешевле, чем российские крупные компании.

Но в любом случае кредиты сегодня дорогие, это да.

Большая инвестпрограмма потребовалась для создания новой команды и нового завода

На КАМАЗе рады уменьшению пакета акций, принадлежащих «Ростеху» — из-за санкций

Главным ударом для КАМАЗа стали санкции, признался финдиректор автогиганта, который формально не находится под санкциями ЕС и США:

— Китай начинает тормозить наши платежи, говорит, у вас Сбербанк в акционерах [банк под санкциями]! А он уже больше 15 лет не является нашим акционером… Ближний Восток говорит: «У вас «Ростех» акционер [госкорпорация, которая управляет активами крупнейших оборонных предприятий РФ, тоже находится под западными санкциями]!». Да, «Ростех» наш акционер, к сожалению или к счастью, — уныло заметил Максимов.

— К счастью! — поправил его дипломатично Олег Афанасьев.

— Да, к счастью. Его поддержка много для нас значит. Но то, что он наш акционер, это создает для нас определенные сложности, — все-таки признался Андрей Максимов. — А то, что «Ростех» уменьшил пакет акций КАМАЗа с 49 до 46% (обменяв эту долю на ряд предприятий РТ) — позволит нам говорить, что контрольного пакета у «Ростеха» теперь нет!

«Они говорят нам: «Ну не под санкциями вы, но все равно — ну вас на фиг!»

По словам Максимова, санкционный удар по КАМАЗу, если он вдруг будет нанесен, может затронуть, минимум, 400 тыс. человек. Уже сегодня большинство платежей с зарубежными партнерами идет фактически в «ручном режиме»: КАМАЗ доказывает всякий раз, что он не находится под санкциями и никаких проблем у него нет — но некоторые все-таки перестраховываются.

— Они говорят нам: «Ну не под санкциями вы, но все равно — ну вас на фиг!». Их в основном отпугивает тот факт, что мы из России. Никому не хочется разбираться. Это для нас серьезная проблема, — резюмировал Максимов.

После инвестнагрузки и санкций главный фактор, повлиявший на бизнес автогиганта, — отсутствие в РФ больших инфраструктурных проектов

Однако вряд ли санкции — главный фактор, повлиявший на отрицательную динамику продаж: напомним, уже в прошлом году экспорт снизился до 5 тыс. машин, а Когогин планировал, что он если и вырастет в 2018 году, то не более чем на 1 тысячу.

Максимов признался «Реальному времени», что еще одним важным фактором, серьезно помешавшим реализоваться оптимистическим планам КАМАЗа, стало отсутствие крупных инфраструктурных проектов в самой России. «Чтобы грузовики покупали — что-то должно строиться».

Максимов напомнил слова Когогина, сказанные президенту РФ Владимиру Путина во время кризиса. Тогда на реплику «Сколько вам надо денег?» — гендиректор КАМАЗА ответил: «Нам не надо денег. Хорошо, дадите вы нам, например, 4 млрд рублей. А у нас зарплатный фонд — 1 млрд рублей. Мы четыре месяца проживем и помрем потом.

Совет

Деньги нужны на конец цепочки, скажем, для дорожников, которые способны будут покупать машины, а мы, соответственно, будем покупать металл. И вся цепочка оживет».

Инвестиции в новую более комфортную кабину для магистрального тягача должны, по мнению команды Когогина, позволить еще больше увеличить долю КАМАЗа на рынке. Фото Максима Платонова

Спасает КАМАЗ выход в сегмент магистральных тягачей: пока продажи самосвалов падают — продажи модели 5490 растут

Спасло от кризиса компанию решение топ-менеджмента развивать и модернизировать производство кабин (начиная с К-4).

— Чемпионат прошел. Строительство стадионов закончилось. Строек крупных не осталось. Соответственно, рынок самосвалов просел. «Газпром» с «Роснефтью» попали под санкции, и тоже ограничили добычу — полноприводные машины просели.

Строительство газопровода «Сила Сибири» [проект «Газпрома»] почти завершено. Зато вырос сегмент магистральных тягачей. В 2013—2014 году мы впервые с тягачом вышли на рынок, в 2015 году у нас было 13% рынка было, в этом году — 30%.

Действительно, если свериться со статистикой продаж в сентябре — ноябре 2018 года, окажется, что именно по самосвалам (модель КАМАЗ 6520) продажи свалились в пике (-35% в сентябре, -36,8% в октябре, -35,6% в ноябре).

Тогда как продажи магистрального тягача (модель 5490) растут ежемесячно на 20—27%, хотя продолжают уступать лидеру продаж, модели КАМАЗ 43118. Если тягачей за 11 месяцев продано 3,5 тыс. машин (на 20,2%, чем за АППГ), то КАМАЗа 43118 — более 5 тысяч.

Собственно, инвестиции в новую более комфортную кабину для магистрального тягача должны, по мнению команды Когогина, позволить еще больше увеличить долю КАМАЗа на рынке.

Главными конкурентами в этом сегменте в итоге стали не российские производители, а иностранные компании, «большая семерка» («Вольво», «Мерседес», «Скания» и т. д.). На КАМАЗе настаивают, что производят собственную кабину: каркасы кабин для «Даймлера» и челнинского завода будут одинаковые, но итоговые кабины — разные.

Пятое поколение КАМАЗов на автогиганте сравнивают с космическими кораблями

Несмотря на неудачи, КАМАЗ весь год провел в подготовке к производству грузовиков пятого поколения K-5. Для этого было уже запущено производство двигателей R-6, создана новая кабина и несколько прототипов нового автомобиля. Недавно состоялась и тестовая сборка кабины К-5 на главном сборочном конвейере.

Сейчас идет отладка производства на заводе каркасов кабин (его КАМАЗ построил совместно со своим партнером Daimler). Олег Афанасьев настаивает, что сегодня нет более современного завода по производству каркасов кабин, чем в автограде.

Обратите внимание

Таким образом, КАМАЗ со следующего года будет выпускаться с «самыми современными кабинами в мире».

Главной задачей автогиганта станет создание «автомобиля добавленного интеллекта», который бы помогал водителю в управлении: новый грузовик, уверяют в компании, будет выпускаться с «высокой степенью интеллектуальности» — в машине будет несколько тысяч датчиков, собирающих информацию во время всего пути, а компьютер будет, обрабатывая огромный массив информации, выдавать оптимальный режим работы для водителя. «Это почти космический корабль!» — резюмировал Олег Афанасьев. Фактически, КАМАЗ выпустит «предбеспилотную технику», облегчающую водителю возможность работать за рулем. Напомним, автогигант не первый год также разрабатывает и беспилотные версии КАМАЗов.

Главной задачей автогиганта станет создание «автомобиля добавленного интеллекта», который бы помогал водителю в управлении

В плюсы уходящего года команда когогина занесла и контракт с москвой на поставку электробусов

Вторым успехом КАМАЗ считает выигрыш московского тендера на поставку 100 электробусов — уже несколько десятков их колесят по столичным дорогам. Стоимость контракта — 6,5 млрд рублей (еще один контракт на ту же сумму выиграл «ГАЗ» Олега Дерипаски, также обязавшийся поставить 100 электробусов для «Мосгортранса»).

В компании заверяют, что таких электробусов «нет нигде в мире», и даже в Китае, где больше всего развит рынок городского электротранспорта. Главным образом потому, что камазовские электробусы отвечают северным погодным условиям (учитывая, что низкие температуры влияют на заряд батареи).

Кроме того, правительство Москвы заказало челнинской компании электробусы с «ультрабыстрой зарядкой».

Средняя зарплата на КАМАЗе сегодня составляет 37—39 тыс. рублей. В компании уверяют, что у рабочих средняя зарплата 34—35 тыс. рублей, а 2,5 тысячи камазовцев получают даже больше, чем работники одного из самых успешных челнинских предприятий — КБК (72 тыс.

рублей). 20—25 тыс. рублей получает, отметили на КАМАЗе, большей частью вспомогательный персонал. В дальнейшем автогигант планирует избавляться от неквалифицированного малооплачиваемого труда.

А мнение о том, что на КАМАЗе маленькая зарплата, Олег Афанасьев назвал мифом.

За что КАМАЗ обижен на ТОСЭР и почему в этом году Москва получит от автогиганта меньше налогов

Андрей Максимов, комментируя зарплатную тему, неожиданно выразил сожаление, что компании, ставшие резидентами ТОСЭР, имеют существенные льготы, в том числе по отчислениям в Пенсионный фонд (в результате чего предприятия могут переманивать камазовских работников, обещая более высокие зарплаты).

— Они платят 7%, мы фактически 30% [почти 300 млн рублей в месяц]. Получается, что градообразующее предприятие, формирующее бюджет, имеет совершенно иные условия. Если мы сейчас начнем переманивать друг у друга людей, это будет путь в никуда, ситуация окажется патовой, — отметил финансовый директор ПАО «КАМАЗ». — Понятно, люди от этого выиграют. Но бизнес точно пострадает.

Читайте также:  Skoda отзывает octavia и rapid 2019 модельного года

В 2018 году, к слову, КАМАЗ перечислил в федеральный бюджет 6,5 млрд рублей налогов, при этом сумма в этом году уменьшилась из-за большой инвестиционной нагрузки, лежащей на компании (обычно компания платит больше), еще 2 млрд рублей компания перечислит за этот год в республиканский бюджет.

ПромышленностьМашиностроениеОбществоИнфраструктураБизнесТранспорт Татарстан

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/123737-na-kamaze-podveli-finansovye-itogi-2018-goda—neudachnogo

Продажи продукции Cummins выросли во всех сегментах деятельности

Cummins

Рекомендация

Покупать

Целевая цена:

$187

Текущая цена:

$148,3

Потенциал роста:

26,10%

Инвестиционная идея

  • Cummins является одним из крупнейших в мире производителей дизельных двигателей для тягачей, автобусов, строительной техники, бронетехники и самоходных судов.
  • Мировые продажи дизельных двигателей продолжат расти из-за благоприятной рыночной конъюнктуры в мировой экономике. На текущий момент объем продаж приблизился к $250 млрд по сравнению со $160 млрд в 2013 году.
  • Менеджмент компании прогнозирует, что продажи большегрузных автомобилей в Северной Америке в 2019 году увеличатся на 2%, а продажи в Бразилии вырастут на 13%.
  • Менеджмент Cummins ожидает, что выручка в 2019 году может вырасти до 4%. Показатель EBITDA прогнозируется в диапазоне 15,75-16%. Также менеджмент планирует направлять 75% от операционного денежного потока акционерам в виде дивидендов и обратного выкупа акций.

  • Cummins, несмотря на лидерство в секторе, недооценена по отношению к своим конкурентам почти по всем мультипликаторам.
  • Компания Cummins представила нейтральные финансовые результаты за четвертый квартал. При этом продажи выросли во всех сегментах деятельности.
  • Мы сохраняем по акциям Cummins рекомендацию «Покупать» с целевой ценой $187. 

Основные сведения

ISIN

US2310211063

Рыночная капитализация

$24,02 млрд

Enterprise Value (EV)

$25,88 млрд

Финансовые показатели, млрд $

2017

2018

2019est

Выручка

20,428

23,37

24,32

EBITDA

3,05

3,47

3,83

Чистая прибыль

1,776

2,114

2,415

Прибыль на акцию, $

10,62

13,23

15,14

Дивиденды, $

4,21

4,44

4,65

Финансовые коэффициенты, %

2017

2018

2019est

Маржа EBITDA

14,9%

14,8%

15,7%

Маржа чистой прибыли

8,7%

9,02%

9,9%

Краткое описание эмитента

Cummins — один из крупнейших в мире производителей дизельных двигателей для тягачей, автобусов, бронетехники и самоходных судов. Компания была основана в 1919 году Чесси Лайлом Камминсом. Основные производственные мощности находятся в Колумбусе (США) и в Сиане (Китай).

Сравнительная динамика акций Cummins и индекса S&P500

Cummins владеет 57 заводами, а его дизельные двигатели устанавливаются на грузовую технику, генераторные установки, суда и автобусы, самосвалы и экскаваторы, железнодорожную и сельскохозяйственную технику, дорожно-строительную технику и нефтедобывающее оборудование. При этом крупнейшими потребителями техники Cummins являются JCB, Iveco, Bombardier, КАМАЗ, ГАЗ и многие другие. Ежегодно компания производит более 50 тыс. генераторных установок и более 900 тыс. дизельных моторов.

Среди ключевых направлений деятельности Cummins можно выделить:

  • Производство дизельных двигателей
  • Дистрибуция
  • Производство энергетического оборудования
  • Производство составных компонентов (фильтры, турбокомпрессоры и другие)
  • Производство мобильных и стационарных аккумуляторов (Electrified Power)

По итогам 2018 года 35% от общего объема выручки компании принесло направление производство дизельных двигателей, далее идут дистрибуция и производство составных компонентов, которые составляют 26% и 24% от выручки, производство энергетического оборудования — 15% от общего объема доходов. Что касается рынков сбыта, то на первом месте США, где компания зарабатывает 54% от общего объема выручки.

На текущий момент капитализация Cummins составляет $24,02 млрд, а количество сотрудников составляет около 55 тыс.

Факторы роста 

Согласно прогнозам ряда мировых аналитических агентств, мировые продажи дизельных двигателей продолжат расти из-за благоприятной рыночной конъюнктуры в мировой экономике. Ранее отмечалось, что объем продаж дизельных двигателей в 2013 году составляли чуть менее $160 млрд, тогда как на текущий момент он более $250 млрд.

Важно

При этом в 2016 году продажи двигателей в сегменте строительной техники и сельского хозяйства (Off-Highway) составляли 12,5 млн ед., тогда как в 2018 году они были уже на уровне 14,6 млн ед., а к 2020 году и вовсе достигнут 17-17,2 млн ед.

Ожидается, что ежегодные темпы роста продаж дизельных двигателей до 2020 года будут составлять от 7% до 9%. 

Помимо этого, отмечается, что спрос на дизельные автомобили и технику растет в Бразилии, а также в Северной Америке, что подтверждает менеджмент компании. Отметим, что плюсом для компании Cummins является то, что ее основным рынком сбыта является США, где она зарабатывает 54% от общего объема выручки. 

Что касается прогнозов менеджмента Cummins, то они ожидают, что в Северной Америке продажи большегрузных автомобилей в 2018 году увеличатся на 2% до 292 тыс. ед. по сравнению с 286 тыс.

в 2018 году, продажи автомобилей средней грузоподъемности подрастут также на 2% и составят 134 тыс. ед. Помимо этого, менеджмент ожидает рост продаж грузовиков в Бразилии на 13% до 120 тыс. ед.

, но при этом прогнозируется 10%-ное снижение большегрузных и среднегрузных автомобилей в Китае до 1,193 млн ед. 

Дополнительным плюсом является то, что в конце 2017 года Cummins приобрел активы Brammo, которые занимаются разработкой и производством мобильных и стационарных аккумуляторов, что позволит компании стать ведущим поставщиком электрифицированных энергетических систем. В связи с этим Cummins сумел диверсифицировать свой бизнес, а также создать новый сегмент Electrified Power. Первые продукты поступят в продажу уже в текущем году.

Помимо этого, у компании Cummins успешная история корпоративного управления, и она уже на протяжении 28 лет увеличивает дивидендные выплаты, причем на текущий момент дивидендная доходность составляет около 3%. 

Наконец, мы по-прежнему сохраняем надежду на то, что после завершения затяжной торговой войны между США и Китаем, администрация Дональда Трампа вновь обратит внимание на план по инфраструктурным инвестициям в США на сумму $1-1,5 трлн. Если он все-таки будет реализован, то вырастет спрос на самосвалы и экскаваторы, железнодорожную, дорожно-строительную технику, что, в свою очередь, повысит спрос на дизельные двигатели и другую продукцию Cummins.

Финансовые результаты

Совет

Теперь рассмотрим финансовые показатели Cummins за четвертый квартал. Выручка компании в отчетном периоде выросла на 12% и составила $6,13 млрд по сравнению с $5,285 млрд годом ранее, тогда как аналитики ожидали $6,09 млрд.

В отчете отмечается, что продажи Cummins увеличились благодаря росту производства грузовиков в Северной Америке, а также сильному спросу на ее продукцию на большинстве ключевых рынков со стороны энергетических и строительных компаний.

Изменение валютных курсов негативно повлияло на выручку в отчетном периоде на 2%. Доходы в Северной Америке увеличились на 17%, тогда как и международные продажи подросли на 6% благодаря росту спроса на рынках Европы, Азии и Латинской Америки.

Продажи выросли во всех сегментах деятельности компании. Доходы подразделения «Производство и продажи дизельных двигателей» подросли на 18% на фоне роста спроса на продукцию для грузовиков в Северной Америке.

Выручка подразделения «Производство составных компонентов» подскочили на 14%, доходы сегмента «Производство энергетического оборудования» увеличились на 9%, а выручка подразделения «Дистрибуция» выросла на 6%.

Доходы нового подразделения «Электрооборудование» составили $2 млн.

Операционная прибыль выросла на 24,7% до $731 млн по сравнению с $586 млн за аналогичный период прошлого года. Операционная маржа в четвертом квартале составила 11,9% по сравнению с 10,7% годом ранее.  Показатель EBITDA в четвертом квартале составил $896 млн по сравнению с $769 млн годом ранее.

Чистая прибыль компании составила $579 млн или $3,63 на акцию по сравнению с убытком в размере $274 млн или $1,65 на бумагу годом ранее. Скорректированная прибыль на акцию составила $554 млн или $3,48 (без учета разового дохода от налоговой реформы) по сравнению с $505 млн или $3,03 годом ранее. Аналитики прогнозировали прибыль на акцию на уровне $3,81.

Помимо этого, в 2018 году компания вернула акционерам $1,9 млрд ($1,14 млрд в виде выкупа акций, $718 млн в виде выплат дивидендов) или 78% от операционного денежного потока.

Также стоит отметить, что менеджмент Cummins ожидает, что выручка в 2019 году может вырасти до 4%, тогда как аналитики ожидают рост на 2,7%. Показатель EBITDA прогнозируется в диапазоне 15,75-16%.

Обратите внимание

Также менеджмент планирует направлять 75% от операционного денежного потока акционерам в виде дивидендов и обратного выкупа акций.

  Кроме того, согласно данным ACT Research, в 2018 году в Северной Америке продажи грузовиков достигли десятилетнего максимума и составили 189 тыс.

Исполнительный директор компании Том Лайнбаргер сообщил, что в 2018 году выручка компании достигла рекордного значения благодаря слаженной работе всего коллектива. Также он отметил, что в 2019 году Cummins будет праздновать свое 100-летие и при этом компания может зафиксировать очередные рекордные значения по выручке и прибыли.

Показатель, млрд $

4Q2018

4Q2017

Изменение

2018

2017

Изменение

Выручка

6,126 

5,476 

11,87%

23,771 

20,428 

16,36%

Себестоимость

-4,580 

-4,100 

11,71%

-18,034 

-15,328 

17,65%

Валовая прибыль

1,546 

1,376 

12,35%

5,737 

5,100 

12,49%

Операционная прибыль (EBIT)

0,731 

0,586 

24,74%

2,786 

2,334 

19,37%

Прибыль до уплаты налогов

0,710 

0,596 

19,13%

2,753 

2,365 

16,41%

Налоги

-0,100 

-0,905 

-0,566 

-1,371 

Чистая прибыль

0,579 

-0,274 

-311,31%

2,141 

0,999 

114,31%

Прибыль на акцию, $

3,630 

-1,650 

13,150 

5,970 

Дивиденды, $

1,140 

1,080 

4,440 

4,210 

Источник – Cummins

Оценка компании по метрикам и сравнение с конкурентами

Как видно из динамики, выручка компании демонстрирует стабильную динамику на протяжении многих лет. В 2019 году она прогнозируется в районе $24,7 млрд по сравнению с $23,8 млрд в 2018 году. Помимо этого, чистая прибыль компании стабильно держится выше $1,5 млрд, а в текущем году она превысит $2,3 млрд.

Источник – данные Thomson Reuters

Что касается мультипликаторов, то компания Cummins по-прежнему недооценена по отношению к своим конкурентам по всем показателям, несмотря на лидирующие позиции в мире. Так, по коэффициенту P/E ntm у компании есть потенциал роста в размере 23%. 

Также неплохо выглядит P/S и EV/EBITDA – 1.01 и 9.08, тогда как среднерыночные значения находятся на уровнях 1.39 и 10.22 соответственно, что эквивалентно потенциалу роста в размере 37% и 13% соответственно. 

Компания

EV/S

EV/EBITDA

P/E daily

P/E ntm

P/CF

P/B

P/S

Div yield

Cummins Inc

1,09

9,08

11,30

9,7

10,10

3,22

1,01

3,0%

Honeywell International

2,75

12,39

21,22

18,44

17,05

5,97

2,62

2,2%

Emerson Electric Co

2,61

12,42

20,67

17,32

15,01

4,96

2,34

3,0%

General Electric Co

1,23

13,64

NA

13,64

12,33

2,82

0,72

0,00

Caterpillar Inc

1,91

8,61

12,81

10,38

11,59

5,41

1,39

2,7%

Generac Holdings Inc

2,02

10,22

14,40

10,93

11,06

4,47

1,59

NA

Volvo AB

0,94

6,34

10,57

11,94

8,83

2,13

0,70

3,3%

BorgWarner Inc

0,95

5,79

10,18

8,58

7,34

2,03

0,77

1,7%

Peer Median

1,91

10,22

13,60

11,94

11,59

4,47

1,39

2,4%

Потенциал роста/снижения

76%

13%

20%

23%

15%

39%

37%

Источник данных – Thomson Reuters

Технический анализ

С технической точки зрения на месячном графике котировки акций Cummins торгуются в рамках долгосрочного восходящего канала с нижней границей около $127. Верхняя граница стремится к $210. Стохастические линии находятся в благоприятном для покупки положении, а также расположены чуть выше перепроданности, поэтому ожидается формирование восходящего движения.

Источник данных – whotrades.com

Сысоев Вадим

Источник: https://finam.whotrades.com/blog/43165834098

Ссылка на основную публикацию