В россии могут легализовать параллельный импорт автозапчастей

Новые возможности с параллельным импортом

Параллельный импорт до сих пор объект активных споров. Этот процесс получиться описать как ввоз товаров, на которые исчерпано право интеллектуальной собственности. Причем такой импорт непосредственно владельца прав не касается. С 5 мая Правительством принято решение о его частичной легализации. Что это даст потребителям и импортерам стоит разобраться.

Разбор понятия

Первое, что требуется отметить, легального понятия «параллельный импорт это» нет. Под этим термином в международной и российской юридической практике подразумевается ввоз брендированных товаров.

Причем они могут не иметь никакого отношения к реальному владельцу прав на торговый знак или срок такого права исчерпан.

Обратите внимание

На данное действие правообладатель дает разрешение, то есть он о факте ввоза и реализации на территории России таких товаров знает.

Также можно пояснить, что такое параллельный импорт – это ввоз оригинального товара под конкретной торговой маркой, но без согласия бренда. Предложен товар, который выпущен под тем или иным брендом, но при этом импортер не является официальным дилером в стране. Налаживание покупки и реализации происходит через параллельные, альтернативные каналы.

Признаки

Понять что это параллельный импорт можно разобрав признаки такой ввозимой продукции. Конкретней:

  • Импортер – любое юридическое лицо, которое ввозит оригинальную продукцию. Причем он не является дилером или официальным дистрибьютором.
  • Ввозимые товарные позиции имеют отличительную маркировку.
  • Нет договорных отношений между правообладателем и импортером.

Преимущества и недостатки

Это экономическое явление имеет ряд положительных и негативных качеств. Причем этот процесс не является абсолютно безопасным для представителей бренда, которые работают на территории страны. Экономике это также не идет в пользу. Но, тем не менее, абсолютная  легализация параллельного импорта в нашей стране вполне вероятна. Среди положительных качеств:

  • Исключение ограничения объема поставок со стороны государственных органов и владельцев прав.
  • Удастся снять ограничения на работу малого и среднего бизнеса.
  • Уменьшение случаев ущемления прав российских потребителей со стороны правообладателя. Касается это в большей мере цен, качества, ассортимента. В этом случае особенно важен параллельный импорт лекарственных средств.
  • Стоимость товаров известных торговых марок снижается, ведь появляется больше конкурентов. Причем те, кто не будут официальными представителями, вполне смогут снижать цены достаточно существенно. Тут же стоит сказать о расширении ассортимента.
  • При такой схеме ввоза удастся покупать иностранный товар быстрее.

Как понятно для потребителя легализация такой схемы пойдет только на пользу.

Но стоит учитывать и социально экономические последствия легализации параллельного импорта. Из недостатков можно выделить:

  • Иностранные предприятия не будут заинтересованы вкладывать средства в экономику страны. То есть производить «свои» товары в России. Как результат – исчезновение тысяч рабочих мест.
  • Ослабление таможенного контроля. За счет этого будет расти теневой сектор экономики, также как и объем контрафактной продукции. Автоматически уменьшатся налоговые вливания в бюджет.
  • Параллельный импорт товаров способен спровоцировать недобросовестную конкуренцию.
  • Фактически за более низкую цену потребители поплатятся отсутствие гарантийных обязательств. Ведь ввезти в страну товар известной торговой марки и получить быстрый доход сможет любая компания однодневка. После ее исчезновения, за качество не будет кому отвечать.
  • Экономика не будет зависеть от развития отечественной промышленности.

Все эти последствия не заставят себя долго ждать, если параллельный импорт будет разрешен.

Зачем легализировать в России

На данный момент полной легализации нет, но Правительство активно к ней идет. Причиной этого называют – борьбу с кризисом. Якобы наполнение рынка более дешевыми иностранными товарами сделает их доступными для потребителей. При этом не скрывают, что закупки будут производиться в странах третьего мира, о качестве таких товаров говорить не приходиться.

На данный момент, поняв, что такое параллельный импорт товаров покупать изделия из пилотной группы будет не так и безопасно. В планах Правительства разрешить параллельный импорт медтехники, лекарств, автозапчастей.

То есть, однозначного ответа о легальности данной процедуры нет, поэтому если вам необходимо узнать все нюансы процедуры и определить шансы на решение спора в суде в положительном ключе обращайтесь к нашему онлайн консультанту. Он поможет и разъяснит, что такое параллельный импорт простыми словами, а также даст советы касательно того как поступить в вашей ситуации. Все консультации бесплатны.

Видео: Параллельный импорт — плюсы и минусы

Источник: https://brokeram.ru/import/parallelnyi-import.html

Асгм признал законным параллельный импорт — новости право.ру

В суде доказали законность параллельного импорта: японский производитель запчастей для автомобилей не смог оспорить предупреждение ФАС. Решение АСГМ опубликовано в картотеке арбитражных дел. Служба не первый год продолжает бороться за введение такой нормы в торговле.

По действующему законодательству РФ, ввоз брендированного товара может осуществлять только владелец бренда или уполномоченный им поставщик. В противном случае, импорт такой  продукции будет считаться нарушением прав на товарный знак.

Еще в 2015 году Верховный суд выразил свою позицию по параллельному импорту: запрет на ввоз воды без согласия правообладателя признали незаконным, оставив решения предыдущих инстанций без изменений (см. «Верховный суд не поддержал параллельный импорт»).

Но в 2016 году федеральная антимонопольная служба заявила, что ввоз товаров по параллельному импорту в Россию будет разрешен (см. «ФАС разрешит ввоз товаров в РФ в рамках параллельного импорта»).

Глава ФАС Игорь Артемьев комментировал – предлагается «либерализовать систему параллельного импорта для лекарственных средств, автозапчастей, детских товаров».

В декабре 2017 года Конституционный суд рассмотрел жалобу ООО «ПАГ» по вопросу закупки бумаги марки Sony для аппаратов УЗИ. Тогда компания также столкнулась с проблемой параллельного импорта, получив иск о защите исключительных прав на товарный знак от японской организации.

 «Юридический факт пересечения границы и ввоза на территорию России не может сделать товар контрафактным и повлечь прекращения права на него. Отсутствуют основания ставить знак равенства между товаром, который когда-то выпустил правообладатель, и контрафактом», — отмечал  представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов (см.

«Конституционный суд решит судьбу «серого» импорта в России»). Решение Конституционный суд на момент выхода материала не принял.

Летом 2017 года ФАС продолжила работу по легализации ввоза брендированного товара без разрешения правообладателей по отдельным категориям товаров и вынесла предупреждения компаниям Daimler AG, Renault, KYB Corporation и YD-Diagnostics. Необоснованное ограничение ввоза в страну товаров под их брендами предпринимателям, не являющимися официальными дилерами правообладателей, признали нарушением антимонопольного законодательства.

KYB Corporation предупреждение ФАС решила оспорить в суде (дело А40-159212/2017). АСГМ принял позицию ФАСа.

«Ввоз такого товара на территорию РФ не приводит к какому-либо смешению между оригинальными товарами правообладателя и не содержит объективные признаки угрозы публичным интересам, поскольку речь идет о товаре одного и того же производителя», — посчитал суд. Действия по ограничению ввоза АГСМ счел противоречащими «принципам добропорядочности, разумности и справедливости».

Как сообщили представители KYB Corporation «Ведомостям», компания постарается оспорить решения. ФАС свою позицию также намерен отстаивать. Позиция АСГМ по данному делу фактически означает, что суд считает законным параллельный импорт при ввозе товаров в Россию.

  • Антимонопольное законодательство
  • Арбитражный суд г. Москвы

Источник: https://pravo.ru/news/view/147109/

Параллельный импорт лекарственных средств, автозапчастей. Закон о параллельном импорте. Легализация параллельного импорта в России

В Правительстве РФ, а также в экспертных кругах активно обсуждается инициатива, связанная с легализацией в России параллельного импорта товаров.

Данная схема предполагает появление преимуществ как для бизнесов, которые поставляют продукцию в РФ, так и для конечных потребителей.

Однако перспективы законодательного разрешения параллельного импорта находят противников. С чем это может быть связано?

Важно

Легализация параллельного импорта в России, судя по сообщениям СМИ, появившимся в мае 2015 года, коснется ввоза в страну медицинской техники, лекарств, а также автозапчастей. Правительство РФ занимается формированием перечня товаров, которые, возможно, будут импортироваться в Россию в рамках соответствующей схемы.

Что такое параллельный импорт? Под данным термином подразумевается схема ввоза товаров в РФ, альтернативная той, что существует с 2002 года, при которой владелец торговой марки контролирует оборот товара и может запретить его ввоз в страну.

Если в государство импортируется продукт, который юридически не принадлежит его разработчику, либо на его продажу не оформлено разрешение — это контрафакт. В данный момент импорт товаров в РФ в рамках схемы, о которой идет речь, запрещен — в положениях ГК РФ сказано, что согласие на ввоз товаров в рамках рассматриваемого механизма должен давать правообладатель.

Параллельный импорт предполагает, что перепродажа соответствующего товара одним государством другому в порядке экспорта не будет считаться нарушением закона.

Потребитель получает возможность приобрести продукт в ряде случаев по более справедливым расценкам, чем при поставках официальным дистрибьютором. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Польза параллельного импорта для потребителя

Необходимость в том, чтобы законодательно разрешить параллельный импорт лекарственных средств, медтехники, а также запчастей, как считают эксперты, связана с тем, что соответствующие типы товаров — в числе тех, что находят крайне устойчивый спрос у россиян. Аргумент правительства также в том, что производители соответствующих товаров не должны поставлять свою продукцию в РФ по высоким ценам на правах монополиста. Стоимость реализуемых продуктов должна быть такой же, что и при реализации в других странах.

Параллельный импорт, как считают аналитики, поможет избежать ситуации, когда расценки официальных дистрибьюторов могут быть в несколько раз выше, чем предложения, формируемые независимыми импортерами товаров.

Таким образом, правительство желает прежде всего снизить стоимость продукции, ввозимой в Россию, для конечного потребителя.

Это свидетельствует о желании властей обеспечить гражданам доступ к более дешевым товарам, имеющим довольно высокую социальную значимость.

Совет

Так, недорогие автозапчасти будут только приветствоваться автолюбителями, а также сервисными центрами, которые обслуживают транспортные средства. Доступ к лекарствам по сниженной цене также будет весьма позитивным социальным трендом для тех граждан, которым нужны высококачественные и эффективные препараты.

Легализация параллельного импорта в России должна стать, как считают власти, одной из антикризисных мер. Необходимую продукцию в рамках соответствующей схемы бизнесы из РФ смогут закупать в третьих странах, в которых она может стоить заметно дешевле, после чего переправлять ее в Россию.

Аргументы за и против

Разрешение параллельного импорта — инициатива, которая в России имеет как сторонников, так и противников. Как свидетельствуют сообщения в СМИ, даже на уровне правительства при обсуждении соответствующего проекта мнения разделились.

Аргументы сторонников того, чтобы разрешить в РФ параллельный импорт, сводятся к тому, что дилеры, например, если вести речь о рынке автозапчастей, не имеют права закупать товар у юрлиц, не ассоциированных с импортерами.

При этом сторонние поставщики вполне могут предлагать продукцию на порядок дешевле. Это может обусловить снижение отпускной цены товара для конечного потребителя примерно на 30-60%, считают аналитики.

В рамках подобной схемы может быть реализован не только параллельный импорт автозапчастей, но также самого широкого спектра других розничных товаров.

В свою очередь, рассматриваемый механизм может оказаться выгодным также и для официальных дилеров.

Читайте также:  Первые кроссоверы volkswagen teramont доберутся до рф весной

Дело в том, что у них появится возможность стать поставщиками не только для автовладельцев, которые обращаются в сервисные центры по гарантии, но также и для тех владельцев машин, которые ремонтируют транспортные средства самостоятельно. Такие граждане были бы рады возможности покупать дешевые запчасти.

Таким образом, рассматриваемая инициатива может, с одной стороны, быть выгодной для бизнесов — в части расширения рынков сбыта, с другой — практически наверняка найдет поддержку в среде граждан, которые увидят снижение цен на импортные товары.

Обратите внимание

Однако многие бренды против того, чтобы закон о параллельном импорте был принят в России.

Например, игроки фармацевтического рынка считают, что рассматриваемая инициатива может стать фактором появления на рынке фальсифицированных лекарств. Есть и контраргументы данной точке зрения.

Так, в Европе параллельный импорт разрешен — и это не приводит к увеличению интенсивности оборотов контрафактной продукции.

Не поддерживают реализацию рассматриваемой инициативы также и бизнесы, которые ведут деятельность в сфере продаж бытовой техники и электроники. Дело в том, что соответствующая схема товарообмена может стать фактором, как полагают участники рынка, переноса производства в третьи страны.

Вследствие этого в национальной экономике может начаться отток капитала, сопровождающийся снижением собираемости налогов. Вместе с тем в РФ пока что рассматривается, как мы отметили выше, параллельный импорт лекарственных средств, медтехники и автозапчастей — касательно электроники пока что речи не идет.

И потому, как считают эксперты, игрокам соответствующего сегмента рынка не о чем беспокоиться.

Дополнительные меры

Наряду с легализацией параллельного импорта власти РФ рассматривают возможности внедрения дополнительных мер, направленных на усиление защищенности национальной экономики в процессе международного сотрудничества в сфере внешней торговли.

Так, например, ФАС предлагает ряд инициатив, связанных с защитой от контрафактной продукции — как то формирование таможенных постов особого назначения, повышенный контроль со стороны ФТС, а также создание инфраструктуры, с помощью которой потребитель сможет проверить товар на предмет подлинности.

ФАС также предлагает иностранным производителям продолжить дальнейшую локализацию выпуска товара, включая производство запчастей и расходников. При реализации подобной схемы и достаточном объеме производства ввоз соответствующей продукции из-за рубежа можно будет не разрешать законодательно.

История инициативы

Рассматриваемая нами инициатива — закон о параллельном импорте в России, — фигурирует на правительственных повестках с 2014 года.

ФАС тогда подготовила законопроект, по которому предлагалось исключить из положений ГК РФ статью, по которой ввоз в РФ товаров, защищенных товарным знаком, разрешается только в случае, если правообладатель одобрил их импорт в РФ.

Таким образом, бизнес, осуществляющий ввоз соответствующей продукции в Россию, имел бы возможность закупать ее у любого поставщика за рубежом без согласования с владельцем бренда.

Изначально предполагалось, что соответствующие поправки вступят в законную силу в 2010 году, в то время как правительство определит конкретные виды и типы товаров, в отношении которых поставки в порядке параллельного импорта могут быть реализованы раньше. Соответствующий законопроект, разрешающий параллельный импорт в России, был передан на общественную экспертизу, которая была завершена в октябре 2014 года. Решение по документу, однако, не было принято.

Преимущества параллельного импорта

Рассмотрим подробнее то, какими конкретно преимуществами может обладать рассматриваемая схема ввоза товара в Россию, которую рассчитывается внедрить на законодательном уровне. Так, основное достоинство, характеризующее параллельный импорт — брендированная продукция, вероятнее всего, будет продаваться в РФ по сниженной цене.

Главный фактор, предопределяющий данный экономический эффект — увеличение конкуренции между официальными поставщиками, действующими от имени правообладателя, и бизнесами в статусе независимых импортеров. Также параллельный импорт — автозапчастей, медтехники, лекарств и иных видов продукции позволит осуществлять товарообмен более динамично.

Необходимые для россиян товары будут ввозиться в страну быстрее.

Недостатки параллельного импорта

Есть в рассматриваемой схеме импорта и недостатки. Прежде всего следует отметить то, что многие правообладатели могут потерять стимул к инвестированию в локализированные на территории России производства.

К тому же, как считают некоторые эксперты, соответствующая схема товарооборота может стать фактором увеличения доли теневого оборота продукции, как результат — будет наблюдаться сокращение налоговых поступлений.

В некоторых случаях производства в РФ, в которые инвестировал бренд, могут оказаться нерентабельными, и это отрицательным образом скажется на функционировании бизнес-модели компании. Есть в отношении данной точки зрения контраргументы.

Важно

Например, некоторые аналитики полагают, что себестоимость выпуска многих товаров в РФ — одна из самых выгодных в Европе.

И потому маловероятно, что импорт продукции неофициальными поставщиками предопределит необходимость снижения цен на изделия, выпущенные брендом локально, тем более — обусловит снижение темпов продаж.

Позиция фармацевтических корпораций

Интересно будет ознакомиться с тем, как оценивают перспективы параллельного импорта фармацевтические корпорации, исходя из опубликованного в СМИ письма, адресованного бизнесами премьер-министру РФ.

В данном документе содержится просьба — не допустить параллельный импорт лекарств.

Как полагают фармацевты, нет никаких экономических расчетов, которые бы обосновывали положительное влияние на рынок соответствующей схемы товарообмена.

Вместе с тем, как считают бизнесы, внедрение механизма импорта, о котором идет речь, может привести к появлению существенных рисков для рынка, прежде всего в аспекте формирования условий для активизации деятельности поставщиков контрафактной, некачественной продукции. Вследствие этого может снизиться привлекательность фармацевтического сегмента для инвесторов.

Параллельный импорт, легализация его в РФ могут также стать существенной проблемой для российских бизнесов, которые уже вложились в производства, расположенные на территории РФ.

Известно, например, что один из лидеров фармацевтической отрасли, компания AstraZeneca, инвестировала более 230 млн долларов в фабрики, работающие в России.

Если медицинские препараты начнут ввозиться в РФ в порядке параллельного импорта, как считают топ-менеджеры данной корпорации, то продажи лекарств, выпущенных на локальных производствах, могут сильно снизиться.

Оценки экспертов

Изучим мнения экспертов касательно перспектив легализации параллельного импорта в России.

Так, аналитики полагают, что экономический эффект от корректировки текущих ограничений на ввоз товаров в рамках рассматриваемой схемы связан с фактической долей конкретной продукции в общем объеме импорта в РФ.

Чем соответствующий показатель больше, тем выше будет экономический эффект от корректировок законодательства.

Совет

Эксперты подсчитали, что в числе товаров, что ввозятся в РФ наиболее активно — как раз-таки автозапчасти. Второй по объему сегмент импорта в Россию — ввоз фармацевтической продукции. Весьма значительна доля медицинской техники, а также бытовой химии.

В свою очередь, электроника — далеко не лидер рейтинга импортируемых товаров. Таким образом, параллельный импорт запчастей и фармацевтических товаров, исходя из логики экспертов, будет способен оказать значительное влияние на экономику РФ.

Как ожидается — позитивное, по крайней мере, в части снижения отпускной цены товаров для конечного потребителя.

Текущий опыт параллельного импорта в РФ

Следует отметить, что, несмотря на то, что параллельный импорт в РФ пока что не разрешен законодательно в полной мере, правоотношения, весьма близкие к нему, в России уже выстраиваются. Правда, их интенсивность не слишком заметна. Неофициальные импортеры ввозят в РФ медицинскую технику, инструменты, одежду, обувь.

Как считают аналитики, сложно сделать однозначный вывод касательно перспектив снижения цен на ввозимые товары для конечных потребителей. Хотя бы потому, что те неофициальные импортеры, что уже ввозят продукцию без согласования с правообладателями, выставляют ценник, который ненамного ниже того, что фиксируется официальными поставщиками.

В ряде случаев — расценки на товары в рознице даже выше.

Международный опыт внедрения параллельного импорта

Ввоз товаров в порядке параллельного импорта — довольно распространенное явление на зарубежных рынках.

Каков практический опыт коммуникаций между иностранными фирмами в рамках соответствующей схемы товарообмена? Исследователи полагают, что снижение цен, возникающее после внесения поправок в регулирующее законодательство, в среднем составляет порядка 2-5%. Для РФ аналитики прогнозируют верхнее значение.

Если цены на импортную продукцию меняются, то к этому адаптируются практически все экономические агенты, которые ведут деятельность в национальном хозяйстве. Если ввоз товаров становится дешевле или дороже, то действия потребителей и экономических агентов будут зависеть от сложившейся практики их активностей, от привычек, приоритетов либо предпочтений.

Так, например, параллельный импорт медицинских изделий, запчастей либо медтехники может сопровождаться переключением внимания потребителей и бизнесов на более дешевую продукцию, чем до внесения в законодательство соответствующих поправок. В результате снижаются цены как на промежуточные товары, так и на те, что предназначены для конечного потребителя.

Данный тренд может сопровождаться несколькими эффектами. Во-первых, может увеличиваться интенсивность потребления на уровне домохозяйств. Разумеется, при условии, что текущие доходы граждан сохраняются на прежнем уровне либо увеличиваются.

Во-вторых, в экономике может наблюдаться процесс перераспределения факторов, влияющих на производство.

Для того чтобы проанализировать возможные последствия, сопровождающие изменения в среде коммерческих коммуникаций, возникшие вследствие корректировок цен на импорт, следует задействовать эффективные подходы к моделированию, как считают эксперты.

Данная методология предполагает учет различных экономических связей между разными коммерческими агентами, которые ведут деятельность в хозяйственной системе.

Обратите внимание

В числе наиболее эффективных инструментов, что могут быть задействованы в этом случае — расчетная модель экономического равновесия.

При этом, как отмечают эксперты, характеристики экономической среды могут быть разнонаправленными, вследствие чего интерпретация результатов будет затруднена. Повышение либо понижение цен на те или иные товары не всегда будет свидетельствовать о фундаментальном экономическом тренде.

Резюме

Итак, пока в РФ установлен запрет параллельного импорта, легальный ввоз товаров в страну возможен только официальными импортерами, аффилированными с правообладателем. Во многих западных странах от этой практики решено отказаться. Отмена параллельного импорта, по всей видимости, не стоит на повестке дня правительств западных стран.

Рассматриваемая схема товарооборота, прежде всего, позволяет повысить уровень конкуренции на рынке между официальными поставщиками и теми субъектами коммерческих активностей, которые действуют независимо от них.

В результате высока вероятность снижения отпускных цен для конечного потребителя.

Список товаров параллельного импорта в случае если он будет разрешен в России, будет включать те позиции, что занимают крупную долю в общем объеме ввозимой продукции в РФ — автозапчасти, медтехнику, лекарства.

Данные типы товаров относятся к тем, что имеют большую социальную значимость для России. Поэтому снижение цен на них, вероятно, станет одним из факторов стабилизации кризисной ситуации в экономике, когда отпускная стоимость на многие виды продуктов (в первую очередь импортных) ощутимо растет.

Однако параллельный импорт, невзирая на отмеченные преимущества — в том числе и в аспекте своей социальной роли, — может в ряде сценариев воздействовать на экономику негативно.

Так, разрешение на ввоз товаров от неофициальных импортеров может предопределить появление на рынке товаров низкого качества. Кроме того, брендам, локализовавшим производство в России, может оказаться невыгодно продавать изделия, выпущенные в РФ.

Читайте также:  Datsun перенес сроки запуска производства хэтчбека mi-do

Те инвестиции, что вложены в фабрики, функционирующие локально, могут не окупиться.

Важно

Так или иначе, проблема параллельного импорта обсуждается в России на высшем правительственном уровне и при подключении компетентных экспертов.

Вполне возможно, что соответствующая инициатива будет реализована в РФ в том виде, который устроит поставщиков, и в то же время, сможет выполнить позитивную роль в решении социальных задач.

Многие эксперты исключительно позитивны в отношении оценки того факта, что инициатива по разрешению параллельного импорта в РФ исходит как раз таки от правительственных структур. Это значит, что власти заинтересованы в том, чтобы расходы граждан в части приобретения импортных товаров снизились.

Источник

Источник: http://IDeiforbiz.ru/parallelnyj-import-lekarstvennyx-sredstv-avtozapchastej-zakon-o-parallelnom-importe-legalizaciya-parallelnogo-importa-v-rossii.html

СМИ: правительство может легализовать импорт без разрешения владельцев брендов

Федеральная антимонопольная служба подготовила поправки в Гражданский кодекс РФ, легализующие импорт без разрешения владельцев товарных знаков (параллельный импорт). Как пишет газета «Ведомости», законопроект прорабатывается в Минэкономразвития России.

Сейчас брендовые товары для торговли официально разрешено ввозить лишь правообладателю или официальному дилеру.

По данным издания, разрешение коснется не всего импорта вообще, а товаров, подпадающих под определенные условия: если они недоступны или их не хватает в России, цены на них завышены, или если они качественно отличаются от аналогов, продаваемых за рубежом.

В ФАС отмечают, что соответствующая мера может способствовать росту конкуренции и снижению цен. Правда, с оговоркой: не разрешать параллельный импорт товаров, производство которых локализовано.

По сведениям из другого источника, перечень товаров, которые не подпадут под разрешение, должен утверждаться правительством.

О плюсах и минусах возможного разрешения рассказала директор департамента по работе с клиентами компании Vector Market Research Дина Григолая:

Дина Григолая директор департамента по работе с клиентами компании Vector Market Research «С одной стороны, уменьшение ограничений и доступ большего числа участников на рынок для перепродажи оригинальной продукции производителей других стран ведет к увеличению возможности приобретения более выгодных по цене товаров.

С другой, это впускает на рынок довольно много участников, а потребитель оказывается в зоне риска, получая товар, которой необязательно оригинален. Плюс ко всему для отечественного рынка это убивает внутреннее производство.

Если можно привозить по более выгодной цене и получить рынок сбыта, то зачем производить на месте? В определенном смысле это подрывает интенции на инвестирование в российскую экономику в виде строительства предприятий, увеличения числа рабочих мест.

Для импортных производителей возникает очень много дополнительных задач, связанных с поддержанием качества товара на территории страны, это другие расходы на маркетинг, логистику, охрану».

Ранее федеральные власти заявляли, что готовы были бы разрешить параллельный импорт детских товаров, автозапчастей и лекарств. Фармацевты заявляют, что в ближайшей перспективе такое осуществить невозможно.

Совет

Идею прокомментировал генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев:

Виктор Дмитриев генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей «Вся фарма, включая регуляторов и бизнес, выступают против этого.

По опыту других стран видно, что это первый путь для попадания фальсифицированных лекарственных средств.

С другой стороны, если в Москве по пятницам выстраиваются машины на дачи, то в Калининградской области основная часть людей выезжает в Польшу или Литву, откуда они везут лекарства, которые нередко бывают дешевле, чем в России. Успешность реализации идеи будет упираться в вопрос регулировки. Я думаю, в ближайшее время параллельного импорта лекарств у нас не будет».

Похоже, у правительства есть четкие планы относительно нового законопроекта. В феврале 2018 года ввозить товары без разрешения владельца бренда, завышающего цены, разрешил Конституционный суд. В конце августа подготовить предложения о легализации параллельного импорта ФАС поручал премьер Дмитрий Медведев.Читать ещё •••

Источник: https://finance.rambler.ru/other/41119073-smi-pravitelstvo-mozhet-legalizovat-import-bez-razresheniya-vladeltsev-brendov/

Фас предложит разрешить импорт без ведома владельцев брендов

24 октября 2018 г.

Поправки в Гражданский кодекс РФ, которые частично легализуют параллельный импорт, сейчас его принято называть «серым», призваны побороть дефицит качественных товаров, которые не производятся в России. Предложение имеет не только очевидные плюсы, но и несёт определенные риски.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила поправки в Гражданский кодекс (ГК), которые легализуют импорт продукции в Россию без разрешения владельцев товарных знаков (параллельный импорт), сообщили в среду «Ведомости».

В случае их принятия правительство сможет разрешить с 2021 года ввоз иностранных товаров без необходимости становиться официальным дилером. Поправки закономерно не затрагивают товары с локализованным производством. Они призваны побороть дефицит качественных товаров, которые не производятся в России.

Однако предстоит разрешить некоторые противоречия с правилами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Например, Белоруссия выступает против такого предложения. А для его реализации необходимо добиться согласия всех членов союза. Также следует отработать новые механизмы контроля качества импортных товаров.

В начале 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил идею легализации параллельного импорта и поручил Министерству экономического развития разработать предложения по его вводу. Однако министр промышленности и торговли Денис Мантуров тогда сказал, что его ведомство настороженно относится к такой инициативе.

Параллельный импорт

История понятия «параллельный импорт», точнее принципа исчерпания исключительного права, уходит корнями в диссертацию немецкого юриста Йозефа Колера о патентном праве.

Его труды в области истории права и интеллектуального права до сих пор имеют фундаментальное значение.

Вот лучше бы не имели, хочется воскликнуть, ведь, как ни крути, а параллельный импорт остаётся одним из «честных отъёмов» доходов правообладателя. Но давайте попробуем разобраться вместе.

Обратите внимание

Итак, Колер сформулировал что-то вроде: «принцип исчерпания (ограничения) исключительного права направлен на защиту общественных интересов путём обеспечения свободной конкуренции через снятие искусственных препятствий движению товаров и услуг, созданных исключительными правами (патентами и другими авторскими правами)».

Обеспечение таких публичных интересов происходит за счёт того, что обладатель товарного знака когда-то легально выпустил товар на каком-то рынке (по-умному — ввёл в гражданский оборот).

Поэтому исключительность прав подлежит исчерпанию (ограничению) на другом рынке, то есть ни цена, ни другие условия поставки не могут на втором рынке устанавливаться по желанию правообладателя и радикально отличаться от цены и условий на первом рынке.

В понимании ФАС принцип упрощается до возможности закупки легальных товаров на зарубежном рынке для распространения на российском без оповещения владельца торговой марки, который может продавать продукцию в России значительно дороже.

Кстати, параллельный импорт даёт возможность привести пример перевода с юридического на нормальный язык.

Фраза «ФАС предлагает в отношении ограниченного списка товаров перейти с национального принципа исчерпания исключительного права на международный» означает, что антимонопольный орган всего-навсего хочет легализовать параллельный импорт, то есть разрешить свободное перемещение товаров под товарным знаком не только в пределах страны, но и его свободную закупку в любой точке мира для последующей перепродажи в России (например, это касается и «серых» телефонов). Этот перевод был бы полезен при прочтении следующего сообщения от апреля 2017 года:

«На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), где был одобрен проект Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе, было предложено наделить межправительственный совет полномочиями устанавливать в определенных случаях в отношении отдельных видов товаров действие международного принципа исчерпания права на товарный знак».

Однако отечественная судебная практика такую идею о легализации параллельного импорта до сих пор обычно не поддерживала и исходила из того, что ввоз на территорию РФ товара без согласия правообладателя является несанкционированным использованием чужого товарного знака. Поправки в ГК, предложенные ФАС в октябре 2018 года, хотят изменить такое отношение к вопросу.

Исполнительная власть, включая ФАС, понимает вопрос с параллельным импортом несколько по-другому. Когда в декабре 2017 года Конституционный суд РФ (КС) изучал мнения органов власти в отношении запрета параллельного импорта, то полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде Михаил Кротов выразил поддержку отмене такого запрета.

«Вопрос дистрибуции и конкуренции не пересекается с вопросом защиты товарного знака. Здесь прослеживается рассогласованность гражданского законодательства.

Производитель, продав свой товар, в данном случае бумагу для УЗИ, уже получил прибыль, и зачем его защищать в процессах перепродажи и импорта.

Считаю, что оспариваемые нормы конституционны, но правоприменительная практика с арестами и конфискациями подлежит корректировке», — сказал Кротов.

Важно

Тогда речь шла о том, что бумага SONY для УЗИ продаётся в России в пять раз дороже, чем на других рынках, что, по мнению исполнительной власти, экономически необоснованно.

КС тогда принял любопытное решение (Постановление по данному делу было вынесено13 февраля 2018 года). Нормы ГК, запрещающие параллельный импорт, были признаны не противоречащими Конституции.

Однако было указано, что «глобализация мировой торговли, введение экономических санкций в отношении России актуализировали юридическую проблему исчерпания прав правообладателя в отношении товарного знака».

По мнению КС, правообладатели сейчас получили возможность злоупотреблять исключительным правом на товарный знак, ограничивать ввоз конкретных товаров на российский рынок или завышать цены в большей степени, чем это происходит в нормальном гражданском обороте продукции. Поэтому, с точки зрения КС, приоритетом в подобных судебных делах должен стать публичный интерес. Петля замкнулась – мы вернулись в XIX век к суждению Колера.

Плюсы и минусы

Когда с теорией и современным контекстом более-менее разобрались, SULARU предлагает перейти к самому интересному – экономическим последствиям применения принципа исчерпания исключительных прав.

Итак, очевидный плюс в том, что параллельный импорт может снизить цены на некоторые импортные товары в России.

При отсутствии альтернативы в виде параллельного импорта потребители вынуждены покупать товар дороже, чем в соседних странах, хотя себестоимость товара, транспортные расходы и затраты на продвижение у производителя практически не изменяются.

Наибольшее значение параллельный импорт, по мнению его сторонников, имеет в закупках автозапчастей, лекарств и медицинскоого оборудования.

Конечно, такой жирный плюс не может не нести определенные риски. В противном случае дебаты о продлении или снятии запрета не велись бы так долго (SULARU считает, что более 10 лет точно).

Есть риск резкого ростаконтрафакта.Механизма оптимального контроля над параллельным импортом нет, поэтому недобросовестные предприниматели получат возможность под видом оригинальных товаров с размещенными на них товарными знаками увеличить объем контрафакта в гражданском обороте.

По мнению ФАС, такой риск можно нивелировать с помощью ужесточения таможенного регулирования и создания специальных таможенных постов для оформления товаров параллельных импортеров. Мнение ФАС не поддерживается большей частью экспертного сообщества.

SULARU считает, что в теории ФАС права, но на практике будут сложности до полноценного ввода маркировки всех основных групп товаров.

Есть риск снижениеинвестицийилокализациипроизводства.

Совет

Согласно некоторым исследованиям, полное разрешение параллельного импорта может привести к снижению инвестиций в экономику в размере около 30%, а сокращение локализованного производства — около 20% уже в первый год после такого решения.

Именно подобные опасения и определяли с 2015 года мнение Минпромторга РФ. В результате сейчас ФАС уточнило идею, что параллельный импорт будет разрешён только для товаров, которые не производятся и не планируются к производству в РФ.

Есть риск снижения налоговых поступлений.Это связано с падением таможенных поступлений и собираемости налогов внутри страны. Риск достаточно тесно связан с предыдущим. Нивелируется, вероятно, тем же предложением ФАС о точечном применения принципа исчерпания исключительного права.

Conclusio

Тема параллельного импорта стара, но не имеет однозначного решения, пожалуй, ни в одной стране мира. Её интерпретация судами разных стран удивительно разнообразна. Кстати, Всемирная торговая организация параллельный импорт не ограничивает. SULARU уже давно не может сформулировать своего устоявшегося отношения к вопросу.

Читайте также:  Mercedes-benz w140 brabus 7.3 за 19 000 000 рублей

Хотя редакция, скорее, против, так как параллельный импорт препятствует гибким маркетинговым политикам, снижает прибыльность официальных правообладателей и подрывает становление делового климата.

Но КС тоже прав, когда заявляет о приоритете общественного интереса в рамках текущей реальности.

Возможно, реализация поправок ФАС назрела, так как внешнее давление на Россию в ближайшей перспективе продолжится.

Источник: https://www.sularu.com/theme/10614

Фас легализует параллельный импорт — мк

Как решается вопрос об интеллектуальной собственности

29.10.2018 в 19:50, просмотров: 2911

Параллельный импорт — это ввоз товаров без разрешения владельцев брендов. ФАС подготовила законопроект, легализующий этот вид бизнеса. Правда, только с 2021 года и для пробы всего на пять лет. Значит ли это, что над российским рынком поднимается «Веселый Роджер»?

Что параллельный импорт повышает шансы пиратов, очевидно. Но так же очевидно, что легализация параллельного импорта — далеко не изобретение ФАС.

В ЕС, например, если не уходить в юридические дебри, а ограничиться судебной практикой, нетрудно убедиться в том, что параллельный импорт вполне легален.

Суть в том, что «серый» импорт, то есть ввоз брендированной продукции, но без разрешения обладателя бренда, — это вовсе не обязательно ввоз контрафакта. Контрафакт — это пиратство, и оно, бесспорно, вне закона. Что же тогда «серый» импорт, если контрафакт оставить в стороне?

Есть очень важное решение российского Конституционного суда (КС), принятое в феврале 2018 года. Суть дела: Санкт-Петербургская компания ПАГ закупила для аппарата УЗИ 60 рулонов специальной бумаги производства Sony. Но не у самой японской компании, а у польской фирмы, выступившей посредником.

Товар был остановлен на таможне, а впоследствии конфискован. ПАГ дошла до КС, оспаривая п. 4 ст. 1252, ст. 1487, п. 1, 2 и 4 ст.

1515 ГК РФ, которые позволяют применить санкции как к подделкам с чужим товарным знаком, так и к оригинальным товарам, законно введенным в оборот другой страны правообладателем или его официальным дистрибьютором, но ввезенным в РФ другим импортером. 

Обратите внимание

КС вынес соломоново решение. С одной стороны, он признал оспариваемые статьи не противоречащими Конституции.

С другой стороны, КС разъяснил, что ввозимые в порядке параллельного импорта товары следует конфисковать и уничтожать, но только если они опасны для здоровья и жизни людей, угрожают природе или культурным ценностям.

Суд также признал, что «обладатель товарного знака может вести себя недобросовестно, ограничивать ввоз своих товаров на рынок другой страны». Соответственно, суды должны выявлять это и отказывать правообладателям в исках, если их требования создают угрозу для конституционно значимых ценностей.

Итог: ввозить товар, произведенный обладателем бренда, но без его согласия можно. Именно на этом прецедентном решении КС и строит свой законопроект, легализующий параллельный импорт, ФАС.

Почему это происходит именно сейчас, ведь проблема существует давно? Ответ очевиден: право, увы, не может быть полностью независимым от политики. Катализатор легализации параллельного импорта — это санкции, на что намекает, блюдя свою независимость, КС, говоря о том, что «обладатель товарного знака может вести себя недобросовестно, ограничивать ввоз своих товаров на рынок другой страны».

ФАС тоже не договаривает до конца, в пояснительной записке к законопроекту указывается: в настоящее время развитие производства и технологий в России «не дает возможности удовлетворить большинство потребностей населения за счет внутренних ресурсов». Тот факт, что по законопроекту легализация параллельного импорта наступит лишь в 2021 году, — это признание того, что эпоха санкций, увы, просуществует долго.

Что принесет с собой легализация параллельного импорта? Как показывает опыт того же ЕС, этот шаг способствует, как и надеется ФАС, большей конкуренции и, следовательно, снижению цен. Но есть и побочные эффекты.

Во-первых, придется доказывать, в том числе в судах, а их наверняка станет больше, что ввозится именно брендированная продукция, а не контрафакт.

Во-вторых, скорее всего, контрафакта все-таки станет еще больше.

Важно

В-третьих, вмешательство политики в систему права будет нарастать. Уже сейчас высказываются предложения распространить ограничения на отдельные бренды, владельцы которых засветились своей нелояльностью к России, то есть использовать регулирование параллельного импорта как контрсанкции.

В-четвертых, легализация параллельного импорта может вызвать новые зоны напряженности во взаимоотношениях со странами, где обитают брендодержатели.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2018/10/29/fas-legalizuet-parallelnyy-import.html

В россии могут легализовать

В Федеральной антимонопольной службе намерены легализовать «параллельный» импорт автомобильных и авиационных запчастей. Но с одним условием: они все-таки должны быть сделаны по лицензии правообладателя.

Такие нормы содержатся в законопроекте, размещенном ФАС на официальном портале раскрытия информации государственными органами.

Сейчас в России зачастую складывается такая ситуация, когда те же самолеты стоят в ангарах, ожидая нужную деталь. А большая часть даже качественных запчастей получает статус контрафакта.

Да и автомобилисты, которые не хотят «слететь» с гарантии, часто ждут запчасти месяцами. Те, кому это неважно, часто покупают замену официальным деталям, но произведенным по лицензии. Получается дешевле и быстрее.

Но с такими запчастями люди едут уже не фирменный сервис.

Все это происходит потому, что по закону ввоз и введение в гражданский оборот товара, маркированного товарным знаком, без получения разрешения правообладателя на территории России не допускается. Получается, что такие детали признаются контрафактом автоматически.

Все это, по мнению экспертов, ведет к ограничению конкуренции между продавцами товара, маркированного товарным знаком правообладателя, удорожанию брендированного товара. Производители же имеют очень небольшой выбор оборудования и материалов официальных компаний и по ценовым предложениям. Да и страдают они так же, как и простые автомобилисты, ожидая дорогих запчастей.

Например, при производстве по сборке машин, самолетов и другой техники. А время простоя увеличивает затраты.

«Серые», но качественные детали теперь начнут ставить и в официальных автомобильных сервисах

Совет

Федеральная антимонопольная служба для того, чтобы решить эту проблему, предлагает внести поправки в четвертую часть Гражданского кодекса, которая даст возможность легализовать параллельный импорт, только исключив из одной статьи Гражданского кодекса слова «на территории Российской Федерации».

Кроме того, планируется принять еще дополнительные меры для защиты интересов инвесторов, говорится в законопроекте. А именно изъять из установленного международного принципа исчерпания прав для правообладателей, совершивших действия по локализации производства аналогичных товаров на территории России в порядке, который установит кабинет министров.

Кроме того, у правообладателя появится еще право запрещать или ограничивать ввоз в Россию тех деталей, которые он продает или производит в других странах. Но при условии, что аналогичный товар он будет выпускать в России в рамках локализации производства взаимозаменяемых товаров.

Такие меры повысят конкуренцию среди поставщиков деталей. «И, безусловно, цены на автозапчасти будут снижаться. Более того, в настоящее время наблюдается как раз такая тенденция», — рассказали «РГ» в ФАС. И контрафактных деталей в России может значительно поубавиться.

Отметим, что новые поправки антимонопольщиков в Гражданский кодекс могут вступить в силу с 1 января 2020 года. Но для отдельных групп и видов товаров может быть определен срок и меньший, чем 6 лет. Право на решение этого вопроса остается за российским правительством.

Источник: https://www.alta.ru/articles/31829/

Таможне дали добро на параллельный импорт

Конституционный суд поставил точку в вопросе о параллельном импорте в Россию, разрешив его. То есть теперь можно легально купить товар напрямую у производителя либо через дистрибутора. В каком случае продукция будет дешевле для потребителя? И чем это обернется для ритейла в целом? Выясняла Аэлита Курмукова.

Запрет на параллельный импорт, который действовал в России, затрагивает многие сферы, — от продажи лекарств, бытовой техники, автозапчастей до сервисного обслуживания.

Чтобы ввезти эти товары в страну, нужно было разрешение производителя, говорит советник юридической фирмы Dentons Сергей Федоров: «Федеральная антимонопольная служба заявляла, что запрет на параллельный импорт необходимо отменить и ограничить это право правообладателя решать, кто будет ввозить товар на соответствующую территорию.

Обратите внимание

Сотрудники ведомства считают, что это будет полезным для рынка, а, в конечном счете, — для потребителя, потому что у правообладателей будет меньше рычагов для завышения цены. Кроме того, такая мера приведет к общему увеличению конкуренции на рынке».

Вопрос параллельного импорта дошел до Конституционного суда. Поводом для рассмотрения дела стала история вокруг ООО «ПАГ», которое заключило госконтракт на поставку бумаги марки Sony для аппаратов УЗИ. Компания закупила легальную продукцию, но в Польше и через немецкого посредника.

Но до заказчика — одной из больниц — партия так и не дошла, так как ее арестовали на таможне как контрафакт по требованию Sony. Товар конфисковали, а российскую компанию оштрафовали на 100 тыс. руб.

В одном из интервью представитель компании «ПАГ» заявил, что аналогичный товар от производителя стоит в России в пять раз дороже, чем у посредников.

Понятно, что производители хотят сохранить монополию. Против легализации параллельного импорта, в частности, выступали автоконцерны, производители автозапчастей.

Но в итоге всегда переплачивали потребители, говорит вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко: «Например, Porsche и BMW очень сильно ограничили ввоз деталей в Россию.

Но все пытаются работать, грубо говоря, «в серую» и ввозят комплектующие полулегально, оформляя их доставку на частных лиц либо отправляя контейнер путешествовать, например, через ОАЭ, и потом все равно это завозится в Россию.

Контрафакта у нас на рынке сейчас хватает и без этого. На самом деле, после легализации параллельного импорта пройдет определенное «осветление» рынка, потому что цена гарантированно упадет на 30-40%, и мы будем тратить меньше денег на запасные части».

Важно

Между тем, объем рынка автомобильных компонентов и запчастей в России оценивается почти в $19 млрд. И понятно, что автодилеры не хотят терять этот рынок.

Но именно они контролируют качество, а легализация параллельного импорта приведет к росту контрафакта, резюмирует президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров: «Открытие параллельного импорта означает смерть всего российского ритейла и серьезный удар по рынку. Сейчас есть хоть какой-то запрет на кросс-бордерную торговлю.

Как только параллельный импорт будет разрешен, тут же огромное количество посылок с известными брендами мимо официальных каналов хлынет из Китая в Россию. В итоге российский бюджет потеряет на налогообложении многомиллиардные суммы».

Если сейчас производители отвечают за качество своих товаров, то в случае легализации параллельного импорта, как подчеркивают в АКИТ, отвечать будет некому.

Ежегодный объем контрафактной торговли в России оценивается в четыре миллиарда долларов. Чаще всего подделывают лекарства, алкоголь, табачную продукцию, одежду, минеральную воду и автозапчасти.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3547931

Ссылка на основную публикацию