Вопреки ожиданиям: средняя цена полиса осаго снизилась из-за тарифной реформы

ОСАГО: ставки сделаны!

Страховщики определились с повышением и понижением цен на ОСАГОФото: reddemon_13@hotmail.com/Depositphotos.com

9 января стартовала реформа тарифов ОСАГО: минимум и максимум ставки теперь отличается вдвое, а коэффициент «возраст-стаж» разбили на 58 градаций вместо четырех. Кто из страховщиков воспользовался возможностью взвинтить цены, а кто пошел на снижение?

40+

С 9 января 2019 года тарифный коридор, в пределах которого страховые компании могут устанавливать цену полиса «автогражданки», расширен на 20% вверх и вниз, то есть в сумме на 40%, а коэффициент «возраст-стаж» (КВС) получил 58 градаций.

Теперь диапазон базового тарифа для легковых автомобилей физических лиц составляет 2 746—4 942 рубля вместо действовавшего ранее коридора в 3 432—4 118 рублей.

Для владельцев мотоциклов и мотороллеров тарифы снизились на 11% и составили 694—1 047 рублей, для легковых автомобилей юридических лиц сократились почти на 6%, до 2 058—2 911 рублей.

Обратите внимание

Благодаря расширению коридора цена «автогражданки» у разных компаний в теории теперь может различаться почти вдвое.

Поскольку коэффициент устанавливается для каждой территории, которых более 200, страховщики могут с помощью базовой ставки компенсировать коэффициент территорий (КТ), который сейчас в ряде случаев не отражает реального положения дел.

Автомобилисты теперь имеют возможность поискать в своем регионе страховщика с наименьшей базовой ставкой (удобнее всего это сделать на сайте агрегатора, где представлены ведущие страховые компании).

Как неоднократно говорили различные эксперты, расширение коридора усилит конкуренцию между компаниями, особенно в борьбе за «хорошего» клиента в «хорошем» регионе. Первые телодвижения страховщиков, уже внесших изменения в тарифы, подтверждают этот тезис: кто-то пошел на снижение тарифа, кто-то поднял планку до самого верха.

Приступили к снижению

Многие страховщики, вопреки ожиданиям, пока не воспользовались предоставившейся возможностью повысить цены. Например, лидирующая по объему собранных в ОСАГО премий «РЕСО-Гарантия» объявила о снижении тарифа в 21 регионе еще до публикации судьбоносного указания Банка России.

По словам заместителя генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игоря Иванова, на 9 января установленная компанией ставка находится на том же уровне, что и до 9 января. При этом страховщик планирует оперативно корректировать тарифы в соответствии с полученными данными мониторинга.

«При этом надо понимать, что конкуренция между страховщиками ОСАГО ужесточится, — отмечает Игорь Иванов. — Ведь расширение коридора произошло не только вверх, но и вниз. И этого ожидали не только потребители, но и страховщики.

Это даст возможность конкурировать за клиента в тех сегментах рынка и регионах, где позволяет экономика, то есть существенно снижать премию для привлечения большого количества клиентов».

Эксперт уверен, что благодаря повышению тарифа проблемные регионы станут менее убыточными, доступность полисов будет расти, а стало быть, автоматически улучшится качество обслуживания.

Ранее компания предварительно оценивала, что в результате расширения тарифного коридора на 20% в обе стороны повышение произойдет примерно для 30% клиентов, для 50% цена не изменится, по 20% тариф будет снижен.

САО «ВСК» с 9 января снизило тарифы по ОСАГО на легковые автомобили физлиц на 10% в Тульской, Костромской, Вологодской областях, Удмуртии, Пермском крае, Республике Коми, сообщил Банки.ру руководитель центра управления страховым портфелем ВСК Василий Бусаров. Ни для одной из территорий тариф для физических лиц не был повышен.

Входящая в топ-5 страховщиков ОСАГО СК «Ингосстрах» не будет менять тариф, кроме четырех городов, о снижении тарифов в которых было заявлено еще в декабре 2018 года.

«Установленные в настоящий момент в «Ингосстрахе» базовые ставки пока остаются неизменными и укладываются в установленный тарифный коридор.

Снижение тарифа планируется в четырех городах: Санкт-Петербурге, Красноярске, Тюмени и Перми», — сообщили в пресс-службе компании.

Красное и зеленое

СК «Росгосстрах», прежний лидер рынка, некогда контролировавший около 30%, а теперь снизивший долю до 8,5%, еще не определился с новыми тарифами — проект соответствующего приказа об изменении тарифов готовится, предположительно он будет опубликован в январе.

«Средний тариф на ОСАГО будет зависеть от реакции рынка на введение нового механизма и изменения стоимости восстановительного ремонта на СТОА в соответствии с едиными справочниками.

В ОСАГО наша стратегия в целом остается неизменной: главная задача — сохранять ОСАГО прибыльным видом для компании», — пояснили в пресс-службе страховщика.

Новый лидер рынка ОСАГО по количеству заключенных договоров компания «АльфаСтрахование» пока не опубликовала документ, устанавливающий новые базовые ставки по территориям преимущественного использования автомобиля, но при этом озвучила примерные оценки.

«За счет изменения базового тарифа и коэффициента «возраст-стаж» сокращение средней итоговой премии для клиентов произойдет в 70 регионах РФ», — прокомментировал руководитель управления андеррайтинга обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

Например, в Подмосковье, где снижение не такое большое, в итоге средняя итоговая премия сократится на 50 рублей.

СК «МАКС» провела корректировку тарифов ОСАГО в наиболее щадящем режиме, отмечает директор по развитию страхования компании Сергей Печников. «Увеличение или понижение тарифа осуществлялось в зависимости от уровня убыточности в том или ином регионе.

Важно

Например, в Москве и Алтайском крае тариф остался на прежнем уровне, а в Костромской, Саратовской и Пензенской областях он был уменьшен. По понятным причинам в ряде регионов из «красной зоны» тариф повышен, но их вклад в формирование средней премии по стране не является существенным», — говорит эксперт.

В результате средняя премия по России в компании существенно не изменится и будет отличаться от прежнего уровня на 2,5—3%.

«Красный коридор»: в 20 регионах цена ОСАГО взлетит

В январе тарифный коридор ОСАГО должен быть расширен на 40% — максимум и минимум будут отличаться почти вдвое. Банки.ру выяснял, в каких регионах цены будут снижаться, а где они станут максимальными.

Втопили на максимум

В то же время некоторые автостраховщики пошли по пути максимального увеличения тарифа в большинстве регионов, как и опасались автовладельцы.

«Либерти Страхование» не снизило тариф ни в одном из регионов, для более чем 200 территорий установлена максимальная ставка тарифа.

«В некоторых регионах мы не меняли тарифы, а в некоторых, с высокой убыточностью, подняли.

Мы будем анализировать накопленную статистику и в случае необходимости корректировать базовые ставки», — сообщил заместитель генерального директора «Либерти Страхования» Александр Потитов.

На прежнем максимуме — 4 118 рублей — ставка сохранилась в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Орле, Архангельске, Московской, Ленинградской и Мурманской областях.

«Основная причина, по которой во многих регионах страховщики стоят сейчас на максимальном тарифе, — отсутствие возможности устанавливать разную цену внутри коридора для разных категорий водителей. Например, мы готовы были бы снизить тариф для опытных водителей в 90% регионов страны.

Но из-за высокой убыточности по молодым водителям мы вынуждены применять высокий тариф, — поясняет Игорь Иванов из «РЕСО-Гарантии». — Для снижения стоимости полиса большому количеству клиентов у страховщиков должна появиться свобода в установлении базовых ставок внутри коридора.

Для всего страхового рынка — и для страховщиков, и для клиентов — важна реальная реформа, то есть не просто расширение коридора, но и индивидуальное, свободное применение тарифа внутри коридора».

Возрастные изменения

Вторая часть реформы, уже вступившая в силу, — это реформирование системы коэффициентов «возраст-стаж». Согласно новым правилам, эта система теперь разделяется на 58 категорий вместо четырех.

Разбег значений по возрасту составит 13%, а по стажу — 41%.

В результате для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87 (вместо 1,8); а для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более трех лет) в два раза меньше — 0,93.

Кого затронут эти изменения? Коэффициент меньше 1 (то есть скидка), согласно указанию ЦБ РФ, будет присваиваться начиная с 30 лет при водительском стаже от 10 лет. Но для 25-летнего водителя с трехлетним стажем КВС будет не сильно больше, так что значительное повышение получат только самые молодые и неопытные водители.

Максимально возможная скидка — всего 7%. Это сделано для того, чтобы не разбалансировать рынок и не заставить молодых водителей, наиболее часто попадающих в аварии, платить втридорога. Впоследствии разница между категориями будет расти.

В среднесрочной перспективе водителям ожидать каких-то существенных изменений не стоит, отмечают эксперты «Зетта Страхования».

«По нашим прогнозам, на данном этапе большинство участников рынка ОСАГО будет вести себя осторожно, и тарифы сохранятся на уровне 2018 года.

Тем не менее изменение коэффициента возраста-стажа заметят водители старше 35 лет (снижение тарифов до 7%) и младше 25 лет (повышение до 4%)», — считают специалисты компании.

Личная история

Пока вступают в силу не все ранее предложенные изменения. Расчет коэффициента «бонус-малус» будет изменен с 1 апреля 2019 года.

«До этого времени страховые компании и РСА будут налаживать работу информационной системы, чтобы правильно определить значение коэффициента для каждого автомобилиста, — напоминает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

— Теперь коэффициент «бонус-малус» будет назначаться водителю один раз в год 1 апреля и в течение этого года пересчитываться не будет.

Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов «бонус-малус», то ему будет присвоен самый низкий из этих коэффициентов. Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться».

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10812015

Цены разгоняются по коридору

Фото: РИА Новости

9 января вступил в силу новый тарифный коридор ОСАГО, утвержденный Центробанком. Предельные размеры базовых ставок расширились на 20% в обе стороны: теперь максимальные значения обозначены рамками от 2746 до 4942 рублей. Предыдущий коридор составлял от 3432 до 4118 рублей.

Также были изменены коэффициенты, влияющие на стоимость страхового полиса. Коэффициент «возраст–стаж» (КВС), который раньше содержал всего 4 категории водителей, теперь насчитывает 58 категорий.

В зависимости от возраста (от 16 лет до 59 и старше) и стажа (от 0 до свыше 14) автомобилисту будет начисляться либо повышенный, либо пониженный коэффициент, причем минимальный будет составлять 0,93%, а максимальный — 1,87%.

Совет

Согласно данной логике, опытные и взрослые водители будут страховаться по пониженному коэффициенту, а молодые и без опыта вождения — по повышенному.

«Любой коэффициент сам по себе взят с потолка, — утверждает автомобильный эксперт Сергей Асланян. — Начинающий водитель опасен, поэтому у него повышенный коэффициент. С чего вы взяли? Статистику дайте.

По вине начинающих водителей происходит от 7 до 12% ДТП в год.

Значит, остальные 93% — это водители со стажем? С чего вы взяли, что именно эта категория начинающих водителей должна быть обложена большим косвенным налогом, которым, по сути, является ОСАГО?»

Изменения коснулись и коэффициента «бонус-малус» (КБМ), чей размер зависит от количества аварийных ситуаций у водителя: теперь его будут начислять только раз в год — 1 апреля.

Страховые компании обязаны назвать новые базовые тарифы в течение трех дней с 9 января: на сегодняшний день многие страховщики уже опубликовали свежие данные.

Как сообщают «Ведомости», главные игроки рынка ОСАГО скорее увеличивают ставки, чем снижают их. Так, крупнейшая компания «АльфаСтрахование» повысила ставки на 70% территорий, где она присутствует, а максимальный рост ставки составил 15%*.

«Ренессанс страхование» и «Аско страхование» в разных регионах повысили ставки до 20%.

Ранее Банк России прогнозировал, что средняя цена страхового полиса не подорожает больше чем на 1,5%. Но эксперты уже высказывают опасения относительно возможного роста цен. ЦБ обещает наблюдать за изменением ставок страховых компаний.

Принятая регулятором мера объясняется стремлением либерализировать сферу автострахования через индивидуализацию стоимости полиса. В качестве другой причины называют убыточность отрасли: в 2017 году страховщики понесли убытки в 15 млрд рублей в сфере ОСАГО. Правда, в 2018 убыточность стала сильно снижаться и достигла 79,2% (в предыдущем года она составляла 119,9%).

«Закон об ОСАГО вступил в силу с 2002 года: на протяжении всего этого времени нам всегда говорят об убыточности, которая не позволяет им сводить концы с концами, — объясняет Сергей Асланян. — Это является главным оправданием для того, чтобы поднять цены. Убыточность записана в законе. Согласно закону об ОСАГО, убыточность должна составлять 77% в год».

Читайте также:  Автомобили lada до конца марта можно купить со скидкой в 100 000 рублей

Трактовать убыточность страховых компаний так же, как и в остальном бизнесе, нельзя: если любая другая компания с убытками в 77% должна была бы немедленно закрыться, то страховая компания признается убыточной при пересечении рубежа в 100%.

Обратите внимание

Убытки страховой компании составляют ее выплаты клиентам, рассказывает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов: «Допустим, убыточность страховщика составляет 60%.

У вас в голове сразу возникает некая компания, которая получает убытки 60%: 100 рублей получили, 160 потратили. Ах какие бедные, несчастные. На самом деле убыточное страхование означает, что компания получила 100 рублей, а выплатила 60».

В Европе ситуация, когда страховщики выплачивают больше 100% доходов своим клиентам, абсолютно нормальна, говорит эксперт.

При этом новая система тарифов автострахования декларируется Центробанком как шаг в сторону рыночного метода ценообразования на рынке автострахования.

— Мы должны понимать, что это эксперимент по попытке вывести ОСАГО в саморегулирующуюся плоскость без необходимости нерыночных методов регулирования, — считает Шкуматов. — Это на самом деле очень хорошо, потому что на текущий момент к регулятору ходят все — и автомобилисты, и страховщики. ЦБ это достало.

Если одни эксперты видят в реформе попытку либерализации рынка ОСАГО, то другие уверены, что новые тарифы — просто очередной предлог для повышения цен.

Среди критиков меры — депутат Госдумы и председатель Межрегиональной общественной организации автомобилистов Вячеслав Лысаков. Он убежден, что подорожание тарифов коснется всех автомобилистов, вне зависимости от возраста и стажа.

— Страховщики постоянно просят повышать тарифы. При этом стоимость ОСАГО на постсоветском пространстве (если взять Украину и Беларусь, где схожая ментальность и дорожные условия) значительно ниже и не повышается, — говорит Лысаков.

Бывший председатель ЦБ, экономист Константин Корищенко, напротив, поддерживает инициативу: «Индивидуализация тарифа необходима для повышения качества [страхового] портфеля и снижения убыточности, одно без другого не существует. Этот механизм направлен на улучшение всего рынка — и для страховщиков, и для самих водителей».

Банк России планирует продолжить реформы в этой отрасли: Эльвира Набиуллина в конце 2018 года утверждала, что через год будет отменен региональный коэффициент (сейчас страховщики назначают разные цены в зависимости от проблемности региона), а через два года — коэффициент мощности, зависящий от двигателя машины. В то же время тарифный коридор снова расширят: сначала на 30%, затем на 40% в обе стороны.

При цитировании газеты «Ведомости» корреспондент не проверил информацию и опубликовал ошибку источника цитаты, приносим извинения АО «АльфаСтрахование» за публикацию непроверенной информации.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/01/12/79166-tseny-razgonyayutsya-po-koridoru

Страх и риск. Насколько подорожает ОСАГО из-за реформы | Финансы и инвестиции

Таким образом, назрела необходимость кардинальных изменений в сегменте ОСАГО. Основной целью реформирования объявлена индивидуализация тарифа, что соответствует западному опыту. Поправки в законодательство инициированы Центробанком, Минфином и депутатами Госдумы.

Суть реформы

Среди наиболее обсуждаемых поправок — привязка полиса не к автомобилю, а к водителю, расширение тарифного коридора, отмена коэффициентов по мощности и территории, увеличение максимального срока договора с 1 до 3 лет, увеличение штрафа за отсутствие ОСАГО.

Скорее всего, переход от страхования автомобиля к страхованию водителя в ближайшие годы не состоится, так как это приведет к кратному росту затрат россиян, если в семье количество автомобилей меньше количества водителей. Ситуация, когда один водитель использует несколько транспортных средств, встречается гораздо реже. Остальные изменения будут вводиться постепенно до 2020 года.

Апробация контроля за наличием полиса через дорожные камеры уже началась в Москве, и с большой долей вероятности распространится на другие регионы. В этом случае охват ОСАГО будет практически полным.

Важно

Основными факторами, влияющими на расчет тарифа, в идеале должны быть только те, которые влияют на вероятность причинения вреда и размер причиненного ущерба. Исходя из этого принципа, коэффициент мощности имеет скорее социальную функцию, увеличивая стоимость полиса для более крупных дорогих авто.

Предполагаемая отмена этого коэффициента с 1 сентября будущего года, как и отмена регионального коэффициента годом позже, приведет к подорожанию полисов для жителей мелких населенных пунктов и владельцев маломощных автомобилей. Как правило, именно эти категории наименее социально защищены.

Как будет меняться рынок ОСАГО

Переход к новым условиям будет многоэтапным. На первом этапе тарифный коридор будет расширен на 20%, изменится принцип расчета КБМ, увеличится срок действия договора.

Расширение тарифного коридора также позволит страховщикам увеличить стоимость полиса. Этим правом обязательно воспользуются страховые компании в проблемных регионах. В других регионах сдерживать рост стоимости ОСАГО поможет только конкуренция.

В последнем варианте законопроекта предполагается, что коэффициент мощности и территориальный коэффициент будут не отменены, а учтены в базовом тарифе. В этом случае идея персонализации тарифов будет реализована лишь частично, так как эти усредняющие коэффициенты все равно будут использоваться.

Индивидуализация тарифа предполагает введение коэффициентов, учитывающих нарушения правил дорожного движения, а также характер вождения автомобиля. И если данные для расчета первого коэффициента получить достаточно легко, то для определения второго необходимо использование телематических устройств. Поэтому для большинства водителей учет стиля вождения останется делом будущего.

На втором этапе реформы тарифный коридор расширится до 30%, на третьем— до 40%. В любом случае максимальная стоимость полиса не должна будет превышать трехкратную величину базового тарифа.

Последствия для всех

Даже если все нововведения будут приняты, полностью индивидуализировать тариф не удастся, поскольку для этого нужны статистические данные за больший период, но отличия от нынешней ситуации будут существенными.

Однако следует понимать, что объем выплат будет расти в связи с ростом цен на запчасти и стоимость ремонтных работ. То есть страховщики должны собирать премий не меньше, чем сейчас, для того, чтобы покрыть свои затраты.

По последним статистическим данным, только в 16 регионах средняя премия выше среднерыночной, которая составляет 5651 рубль по итогам первого полугодия 2018 года, но на эти субъекты РФ приходится более 40% договоров.

Совет

Во всех регионах с уровнем выплат более 77% средняя стоимость полиса ниже 5651 рублей. Отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности должна быть скомпенсирована другими параметрами.

Мы считаем, что для аккуратных водителей стоимость полиса снизится, но это снижение будет небольшим.

Для тех же, у кого в результате реформы стоимость вырастет, повышение будет максимально возможным для этого водителя.

В целом все положительные изменения в тарифообразовании не дадут качественного изменения рынка до тех пор, пока не будет решена проблема с мошенниками (в том числе среди агентов и сотрудников страховых компаний) и автоюристами.

Разумной выглядит идея о переводе в бюджет штрафов, которые получают автоюристы, но в проект реформы она, к сожалению, не вошла.

Так что до полного отсутствия проблемных регионов рынку далеко, но их список в результате индивидуализации тарифов сократится.

Источник: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/367883-strah-i-risk-naskolko-podorozhaet-osago-iz-za-reformy

Тарифам ОСАГО после реформы эксперты предсказали «узкий коридор»

Расширение тарифного коридора в рамках реформы ОСАГО повысит стоимость полисов для «аварийного» меньшинства водителей, а для большинства в некоторой степени даже снизит. Об этом рассказал эксперт РСА Андрей Знаменский.

Ожидаемое расширение тарифного коридора вряд ли заметно скажется на ценах на ОСАГО. Об этом заявил зампред Центробанка Владимир Чистюхин.

По словам Чистюхина, регулятор проводит регулярные расчеты, чтобы оценить, как реформа ОСАГО влияет на стоимость полиса.

«С момента начала дискуссий о реформе было проведено уже три актуарных оценки. Последняя показала, что средняя стоимость тарифов практически не должна вырасти, отклонение будет равняться не более 1,5%. То есть рост стоимости, если он и будет, то он не должен превысить по актуарным расчетам 1,5%», — сказал замглавы ЦБ.

Коснется не всех

Дело в том, что подорожание коснется не всех, говорит Андрей Знаменский.

«У нас сегодня ограничения максимального тарифа приводят к тому, что часть водителей, которые являются высокоаварийными, платят за страховку меньше, чем стоит их реальный риск.

Эту недобранную с них премию страховщики вынуждены добирать с остальных страхователей.

С реформой ОСАГО получится, что для особо аварийных водителей тарифы повысятся, а для остальных они должны понизиться», — сказал эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (это 3432–4118 рублей) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя. 

И рост, и снижение

По расчетам Российского союза страховщиков, произойдет примерно следующее — для 17% водителей тариф вырастет, а для всех прочих, 73%, скорей, снизится. При этом в среднем рост составит, как и говорил Чистюхин, как раз полтора процента, отметил Знаменский, добавив, что «мы ожидаем, что, действительно, для почти 80% граждан реформа все-таки приведет к снижению тарифов». 

Каким может быть это снижение, сказать сложно, потому что там очень разные категории граждан: «Для кого-то снижение будет небольшим, для кого-то чуть выше». Серьезно тарифы, конечно, не упадут, но и точно не вырастут.  Но в целом, повторил эксперт, заявленные представителем Центробанка ожидания в части именно роста (на 1,5%) соответствуют прогнозам страховщиков. 

Не только Минфин и ЦБ

Минфин и Центробанк занимаются подготовкой первого этапа либерализации ОСАГО.

Так, Центробанк разработал проект указания, которым предлагается расширить тарифный коридор в ОСАГО, изменить систему расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ) и коэффициента «возраст-стаж» (КВС).

Законопроект Минфина предполагает отмену двух коэффициентов — территории и мощности, и, кроме того, введение ряда индивидуальных для каждого водителя коэффициентов.

Кроме предложений Минфина и Центробанка свое видение реформы ОСАГО есть у МВД, Минэкономики. Все сходятся в одном – цена полиса должна напрямую зависеть от манеры езды водителя и безаварийности, видимо, этот принцип и станет базовой концепцией для реформы. За нюансы де придется поспорить участникам рынка.

«Опасения, что из-за невыгодных условий страховщики начнут уходить из убыточных регионов, на мой взгляд, беспочвенны – из-за работающей в стране системы единого клиента, как мы видим, из неблагополучных субъектов никто не уходит.

Более того, у страхового сообщества есть свое видение реформы, на фоне остальных предложений оно также достойно обсуждения.

И дискуссии будут продолжаться, чтобы вывести оптимальный вариант условий, который устроит всех, включая водителей», — говорил ранее ФБА «Экономика сегодня» автоэксперт Игорь Моржаретто.

Обратите внимание

Кстати, в июле в обзоре страхового рынка аудиторско-исследовательской компании KPMG прогнозировалось, что коэффициент убыточности ОСАГО в 2018 году станет рекордным. 

Источник: https://rueconomics.ru/359874-tarifam-osago-posle-reformy-eksperty-predskazali-uzkii-koridor

Центробанк утвердил новый диапазон тарифов ОСАГО – Новости Владивостока на VL.ru

Совет директоров Банка России 30 ноября утвердил давно обещанный документ о новых тарифах ОСАГО. Он предполагает принцип «как ездишь, так и платишь», то есть аккуратные водители больше не должны будут доплачивать за аварийных. По прогнозам ЦБ, в итоге средняя цена полиса ОСАГО должна вырасти не более чем на 1,5%, то есть всего на 100 рублей, пишет «Коммерсантъ».

Как говорится в сообщении регулятора, на 20% вверх и вниз будет расширен тарифный коридор базовых ставок ОСАГО. Сейчас он – 3432–4118 руб., будет 2746–4942 руб. Решение по установлению тарифа внутри коридора будут принимать страховые компании. ЦБ намерен отслеживать верхний предел цен на рынке, чтобы предотвратить завышение тарифов страховщиками.

Кроме того, указание вводит более гибкую систему коэффициента «возраст–стаж» (КВС) с более детальной градацией (58 ступеней вместо действующих четырех).

Для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87 (рост цены полиса почти вдвое), для наименее рискованного (автолюбители старше 59 лет со стажем более трех лет) коэффициент будет фактически в два раза меньшим – 0,93 (означает скидку 7%), «что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста», – говорится в сообщении ЦБ.

Реформирован будет и коэффициент аварийности – бонус-малус (КБМ). Он будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца будет несколько значений КБМ, то ему будет присвоен самый низкий из них. 

Читайте также:  - колеса.ру

По словам директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, по итогам реформы средняя цена полиса не должна вырасти более чем на 5%. По данным союза, средняя премия на рынке ОСАГО (цена полиса) за девять месяцев 2018 года составила 5,7 тыс. руб.

– таким образом, прибавка в среднем составит не более 300 руб.

«По тарифному коридору страховщики будут принимать решение в зависимости от убыточности ОСАГО в каждом конкретном регионе,– говорит он,– изменения КВС не должны сказаться на среднем тарифе, а реформа КБМ сыграет на понижение цены, поскольку в ней заложен элемент амнистии».

По оценкам же ЦБ, средний рост тарифов должен быть еще меньшим – в пределах 1,5%. По словам директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексея Бредихина, «мы изначально ожидали в качестве итога реформы рост цен на 20% – по верхней границе тарифного коридора, но сейчас наблюдаем снижение убыточности и теперь сложно прогнозировать уверенный рост тарифов».

Важно

В результате реформы выиграют аккуратные водители, говорит президент РСА Игорь Юргенс, а «автовладельцы с аварийным стилем вождения получат мощный экономический стимул для того, чтобы его менять».

Источник: https://www.newsvl.ru/society/2018/12/01/175987/

Водители поддержали увеличение стоимости полиса ОСАГО для лихачей :: Финансы :: РБК

Тарифная политика в ОСАГО полностью находится в компетенции ЦБ.

Стоимость полиса ОСАГО зависит от набора коэффициентов (региональный и коэффициент, зависящий от наличия страховых возмещений в прошлом, стажа и возраста водителя, периода использования транспортного средства, мощности). Например, в Крыму и Чечне самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, а в Москве и Санкт-Петербурге самые высокие — 2.

Осенью Минфин предложил свои поправки в систему ОСАГО. В частности, проект предусматривал удалить из формулы расчета конечной цены полиса коэффициент мощности и территориальный коэффициент. Вместо этого предлагалось ввести коэффициент нарушения ПДД.

Кроме того, согласно проекту Минфина, Центробанк должен устанавливать только общие границы базового тарифа, а страховщик будет определять конкретное значение тарифа в зависимости от характеристик автомобиля. Компания сможет вводить ряд понижающих коэффициентов в зависимости от стиля вождения клиента.

Для этого страховщик сможет установить на автомобиль клиента устройство телематики.

Министерство финансов также предложило выпустить три вида страховых полисов. Кроме тех, по которым предоставляются выплаты 500 тыс. руб. в связи с нанесением вреда жизни и здоровью и 400 тыс. руб.

— имуществу, ведомство предлагает ввести выплаты 1 млн руб. в связи с нанесением вреда жизни и 1 млн руб. — имуществу и 2 млн руб. при вреде жизни и 2 млн руб. — имуществу. Сейчас существуют полисы с лимитами выплат 500 тыс. руб.

при вреде жизни и здоровью и 400 тыс. руб. — имуществу.

Тогда страховщики назвали предложенные Минфином поправки «крайне неудачными» и выступили со своими предложениями — согласно им с июля 2018 года Центробанк должен будет регулировать в тарифах ОСАГО только коэффициент аварийности, дорожных нарушений и максимальную цену полиса. Полный отказ от регулирования ОСАГО Центробанком в этом варианте должен произойти с начала 2020 года.

Сейчас проект либерализации тарифов все еще обсуждается страховым сообществом совместно с Минфином и ЦБ. План на первый этап (полтора-три года) либерализации тарифов в ОСАГО может появиться уже летом 2018-го, говорил на прошлой неделе замминистра финансов Алексей Моисеев.

Совет

По его словам, либерализация должна будет проходить в два этапа. На первом будут расширены действующие границы тарифного коридора в стоимости, который сегодня определен в 20%, после расширения разлет границ тарифного коридора может составить 40%.

На втором этапе, после полного освобождения тарифов, резкого роста средних значений не ожидается, уточнил замминистра. Разница в стоимости полисов окажется более значительной в зависимости от стиля и истории вождения клиента.

«В среднем по рынку даже с учетом второго этапа реформы в ОСАГО цены могут подняться на 20–30%, говорят расчеты актуариев страхового рынка», — уточнил Моисеев.

Либерализация тарифов ОСАГО приведет к более справедливому установлению тарифов для автовладельцев, когда добросовестный водитель не платит за плохого, считают участники рынка.

Либерализация не обязательно означает повышение тарифов, говорят в Российском союзе автостраховщиков (РСА), ставя в пример международный опыт. «В других странах — в Польше, Эстонии, Латвии, Литве — при либерализации произошло небольшое повышение тарифов в пределах 10–15%, а далее ситуация стабилизировалась», — отметил представитель РСА в ответ на запрос РБК.

Ситуацию с либерализацией нельзя рассматривать в отрыве от текущей ситуации на рынке ОСАГО, где действуют недобросовестные автоюристы, посредники и мошенники, ​говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

«Если бы с либерализацией удалось остановить работу недобросовестных автоюристов, то вполне вероятно, что коррекция тарифов при либерализации была бы несущественной — для одних категорий граждан они бы увеличились, у одних регионов бы понизились, у других повысились», — отмечает он.

Тем не менее, если в тех регионах, где огромная убыточность по выплатам (в «лидерах», по данным РСА — Карачаево-Черкесия, Ингушения, Адыгея), люди поймут, что переплата за полис после либерализации возникнет лишь из-за «кормления» автоюристов, то тарифы со временем могут пойти вниз, отмечает Иванов. «Понятное дело, что, например, в Волгограде, где убыточность более 300%, тарифы надо было бы увеличить минимум в три раза, чтобы покрывать ущербы от недобросовестных автоюристов», — добавляет он.

С тем, что вырастут тарифы в самых убыточных из-за автоюристов регионах, согласны и в «Эксперт РА».

«Явно вырастут тарифы в проблемных южных регионах типа Волгоградской области, а также для водителей с плохой страховой историей», — отмечает управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.

Для водителей с длительной историей безаварийной езды из регионов, где не орудуют автоюристы, тарифы могут и снизиться, считает эксперт

Обратите внимание

Сейчас рынок страдает от недостатка тарифа на фоне «неадекватных» коэффициентов, к примеру по мощности, говорит Игорь Иванов. «Сейчас, если у тебя Land Rover, то цена за полис выше, чем если у тебя «Жигули», однако «Жигули» может побить столько же машин, что и Land Rover», — уточняет страховщик.

Пример работы электронного ОСАГО показывает, что примерно 84% клиентов без проблем заключат договоры на сайте страховщика, заявили в РСА.

«Это говорит о том, что 84% клиентов не являются проблемными для страховщиков, по ним нет высокой убыточности, страховщики готовы с ними работать», — отмечают в союзе.

Поэтому при проведении либерализации ОСАГО их, скорее всего, не будет ждать никакое изменение тарифа — возможно, для части он понизится, отметили там.

При этом, по оценкам РСА, остальные 16% — проблемные высокоубыточные клиенты. «К ним можно отнести таксистов, молодых водителей, автовладельцев из проблемных регионов. Вот по ним могут быть коррективы по тарифу при либерализации», — заключают в союзе.

Авторы: Екатерина Литова, Елена Пашутинская

Источник: https://www.rbc.ru/finances/29/03/2018/5abcee1f9a7947ff3017ac02

Изменения в ОСАГО. Лучше ездишь — меньше платишь

Последний раз Центробанк РФ менял тарифы по «автогражданке» в два этапа осенью 2014 года (повысил на 30%) и весной 2015-го (на 40–60%). Тогда это было связано с увеличением лимитов выплат по полису. Новая реформа затеяна с основной целью — убрать разбалансированность системы ОСАГО, в первую очередь — в региональном разрезе.

На данный момент страховая компания не может предложить индивидуальный тариф автовладельцу в тех регионах, где больше аварийность или процветает мошенничество, а значит, и выше риск наступления страхового случая. Все автомобилисты платят усредненную, при этом повышенную цену — и те, кто водит аккуратно, и те, кто постоянно попадает в аварии.

Нововведения призваны исправить эту ситуацию.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Банк России рассчитывает поэтапно провести основные этапы реформы в течение трех лет. Первая часть нововведений будет оформлена в документе, который собирается утвердить Центробанк. Регулятор ранее собирался ввести изменения прошедшим летом, теперь обещает сделать это до конца года.

На момент написания этой статьи документ принят пока не был, однако первый этап — уже дело решенное. Планируется увеличить коридор, в рамках которого страховщики смогут повышать и понижать базовый тариф.

Конкретнее, он сможет расти на 20% от максимальной планки и снижаться на те же 20% от минимальной.

Напомним, что стоимость полиса определяется умножением базового тарифа на коэффициенты. На первом этапе будет изменен расчет бонус-малуса, который дает скидку за безаварийную езду.

Его будут присваивать автовладельцу раз в год, тогда как сегодня это делается либо после наступления страхового случая, либо по истечении периода времени, когда был куплен полис. Кроме того, этот коэффициент будет один — вне зависимости от количества полисов автовладельца.

Важно

Если к моменту проведения реформы у автовладельца будет несколько коэффициентов бонус-малус, то для него будет выбран самый низкий из них. Изменится и коэффициент возраст-стаж: вместо пяти предусмотренных сейчас позиций будет полсотни.

Число градаций увеличивается, чтобы сочетание наиболее и наименее рискованных показателей возраста и стажа существенно отличались.

ВТОРОЙ ЭТАП

Следующая, более кардинальная «глава» реформы будут вводиться поправками в закон об ОСАГО.

Она предусматривает еще большее расширение тарифного коридора, отмену ряда коэффициентов, а также введение нового «множителя» за грубые нарушения правил. Изменения прописаны в законопроекте, подготовленном Минфином.

Согласно им, с 1 сентября следующего года коридор разрешенного изменения тарифа составит 30%, а с 1 сентября 2020 года — 40%.

При этом коэффициент мощности двигателя также предлагается упразднить с 1 сентября 2019 года. Напомним, что, в зависимости от мощности автомобиля, он колеблется в диапазоне от 0,6 (для транспорта с двигателем до 50 л. с.) до 1,6 (свыше 150 л. с.).

Этот коэффициент считается «социальным» — он был принят для того, чтобы при расчете цены полиса дать скидку малообеспеченным автовладельцам. Однако, как замечают авторы из Минфина, сама по себе мощность автомобиля не влияет на риск попадания в ДТП.

А страховщик, с которым автовладелец заключил договор, оплачивает ремонт чужой машины, мощность двигателя которой может быть любой.

Территориальный коэффициент, как предполагается, исчезнет с 1 сентября 2020 года. Сейчас он зависит от места регистрации автомобиля и составляет от 0,6 (Крым, Симферополь и другие регионы) до 2 (например, Москва, Сургут, Челябинск). Что касается новшеств, то, во-первых, появится коэффициент «нарушения ПДД», который будет применяться по отношению к тем, кто злостно не подчиняется правилам.

Например, пересек две сплошные, превысил скорость более чем на 60 км/ч, проехал на красный, пойман за рулем в пьяном виде. Также будет введен «коэффициент страховщика», который даст страховщику возможность установить индивидуальную скидку для конкретного водителя.

При этом поправки устанавливают верхний предел всех таких надбавок — не более трехкратного максимального значения базовой ставки тарифа.

Совет

ЦБ будет контролировать тарифообразование страховщиков ОСАГО для своевременного выявления экономически необоснованных решений.

Если регулятор выявит нарушения, компания получит предписание о необходимости ввести обоснованные тарифы.

Ведомство собирается ограничивать сверхприбыль страховщиков, если статистические выкладки показывают, что та или иная компания устанавливает тариф, исходя не из убыточности, а намного выше.

КТО ОЩУТИТ РАЗНИЦУ

Расширение тарифного коридора, согласно задумке, вводится «в целях сглаживания эффекта» от упразднения указанных коэффициентов.

При этом в итоге повышение тарифа на себе ощутят, по оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), только около 16% водителей, которые сейчас, по оценке чиновников, платят незаслуженно мало (средняя цена полиса ОСАГО по итогам первого полугодия составила 5,7 тыс. руб.).

Очевидно, что, кроме «аварийных» водителей в числе тех, кто заплатит больше, окажутся водители малолитражек. Ведь сейчас те, кто ездит на более мощных машинах, оплачивают за них часть цены полиса.

В целом же средняя стоимость полиса ОСАГО останется на том же уровне, обещали в Центробранке на прошедших в Совете Федерации парламентских слушаниях. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин сообщил, что, по предварительным расчетам, водители, ездящие без аварий два-три года, даже получат снижение цены полиса.

Читайте также:  Премьера новой dacia duster

«Сейчас у страховщиков улучшилась ситуация с убыточностью, и они нацелены не на увеличение цены ОСАГО всем без разбора, а на гибкий, дифференцированный подход к клиентам, – добавил он в интервью «Российской газете».

— Сейчас страховщики пытаются всеми способами избегать продажи полисов водителям, которые часто попадают в аварии. Реформа же даст автовладельцам возможность спокойно покупать страховку, заплатив за это справедливую цену с учетом аварийности.

ОСАГО, по данным Центробанка, до сих пор убыточно для страховщиков: в 2017 году убыток от «автогражданки» для них составил 15 млрд руб.

Обратите внимание

Согласно расчетам самих игроков страхового рынка, уже первый этап тарифной либерализации позволит снизить стоимость полиса автогражданки для ряда категорий водителей в среднем на 6–14%.

В первую очередь снижение базового тарифа анонсируется в таких регионах, как Удмуртия, Пермский край, Тульская, Вологодская и Костромская области, а также республика Коми.

На скидку примерно в 7% смогут рассчитывать водители из этих регионов в возрасте от 30 лет при соблюдении ряда условий: стаж вождения не менее 5 лет, наличие коэффициента бонус-малус не ниже 6 класса, мощность двигателя 100 л. с.

Для более опытных водителей средняя премия по ОСАГО может снизиться на 14%. Имеются в виду водители старше 50 лет со стажем управления более 10 лет, имеющие максимальную скидку по коэффициенту бонус-малус.

Однако даже молодые водители с небольшим стажем вождения, по информации страховщиков, смогут рассчитывать на снижение стоимости «автогражданки».

Например, для гражданина в возрасте 23 лет со стажем от 1 года полис может подешеветь на 6%.

В общем, аккуратным водителям новый порядок расчета стоимости ОСАГО будет на руку: они не будут переплачивать страховщикам за аварийных «коллег». Страховые компании смогут устанавливать более справедливые тарифы и обещают для большинства водителей удешевить полисы.

СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ

По ряду позиций второго этапа реформы (на тему отмены коэффициента) ведомствам и парламентариям еще предстоят споры. Так, Центробанк, по сообщениям СМИ, высказывает опасение о том, что резкий отказ, например, от территориального коэффициента даст негативный эффект для ряда регионов с низким значением этого показателя и для автовладельцев, живущих в небольших городах.

Важно

Региональный коэффициент существует во всех странах, и в России оправдан, ведь интенсивность движения в разных регионах разная. Например, в Сибири можно не встретить ни одной машины в ходе длинного пути. Дорожная обстановка везде отличается, и как ее учитывать, если не через региональный коэффициент, пока непонятно.

Кроме того, второй этап реформы может быть дополнен существенным изменением.

Как заявили в ЦБ, после реализации первой части изменений, может появиться возможность выплаты компенсаций без учета износа автомобиля (сейчас это возможно только при возмещении ремонтом).

Таким образом, при оплате деньгами убытка расчет будет строиться из калькуляции новых запчастей. Предложение на эту тему высказали парламентарии. Регулятор и Минфин склонны его поддержать.

На парламентских слушаниях Владимир Чистюхин также сообщил, что в дальнейшем реформа ОСАГО приведет к возможности выбирать между полисами с разными лимитами выплат, вплоть до 2 млн руб. А еще ЦБ и Минфин положительно отнеслись к предложению депутатов о введении обязательной аудио- и видеофиксации покупки полиса. Сейчас это делается с подачи клиента.

Ведомство-регулятор не только поддержало указанное предложение, но и само предлагает ввести серьезные штрафы — они станут препятствием для страховых компаний осуществлять заведомо некачественную запись. В РСА сразу же высказались против: эта обязанность увеличит издержки компаний.

В связи с этим представители страхового сообщества предложили не нагружать реформу новыми изменениями.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Третий — и на данный момент финальный — этап реформы ОСАГО тоже пока только обсуждается. По задумке ЦБ, он будет заключаться в предоставлении возможности устанавливать свободный тариф.

Страховым компаниям будет дано право самим определять количество коэффициентов, принципы их определения. При этом страховщики будут отталкиваться от собственной статистики. Правда, полной свободы все же не будет.

Планируется все же установить коридор для цены полиса, но внутри него дать свободу действий. Эта практика уже зарекомендовала себя в добровольных видах страхования.

На этом этапе важно не спешить — это понимают не только эксперты, но и регулятор.

В Центробанке хотят приступить к важным изменениям только после того, как чиновники оценят последствия реализации первых двух этапов реформы.

Совет

А именно, не должно быть злоупотреблений страховщиков при установлении цен, по навязыванию дополнительных услуг. Кроме того, для введения свободных тарифов должна быть решена проблема с доступностью полисов.

В конечном счете, нововведения приведут к объединению полисов каско и ОСАГО, предсказывают участники рынка. Таким образом, будет реально группировать разные виды страховки в один договор, и полис автострахования приобретет комплексный характер.

Однако не приведет ли реформа к негативным моментам — в частности, к тому, что водители, для которых стоимость ОСАГО будет очень высокой, вообще перестанут покупать полисы? В Центробанке признают, что часть автовладельцев уже приняли для себя решение, что дешевле не покупать полис либо купить за тысячу рублей фальшивый и ездить с ним, пока не поймают.

С такими нарушителями собираются бороться разными способами, в том числе с помощью видеокамер. Напомним, что штрафы за управление автомобилем без полиса ОСАГО начнут выписывать в ноябре. В этом же месяце в Москве, как анонсировалось, должен начаться эксперимент по «отлову» водителей без полисов. В перспективе такую технологию можно будет распространить и в регионах.

По итогам эксперимента, парк камер, подключенных к системе, планируется расширять, но перед этим будет проведен тщательный анализ правоприменительной практики и обжалований.

Источник: http://5koleso.ru/avtopark/izmeneniya-v-osago-luchshe-ezdish-menshe-platish

Страховщики пообещали, что ОСАГО подешевеет после реформы. Но не для всех

Страховщики начали готовить автовладельцев к первому этапу перехода ОСАГО на свободные тарифы. Напомним, для этого они хотят реформировать систему коэффициентов, а также расширить коридор базового тарифа на 20% в сторону увеличения и уменьшения.

Многие водители опасаются, что страховка для них подорожает. Это обосновано, если учесть, что сейчас все страховщики используют верхнюю планку тарифа. Однако, в РСА решили успокоить россиян, сказав, что для части автомобилистов «автогражданка» подешевеет.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) делят все регионы РФ на три зоны: зелёную, жёлтую и красную. В первую попадают те, у которых Союз либо не выявил проблем с мошенничеством, либо успешно их решает. В третью – те, у которых высока убыточность, а во вторую – те, которые находятся на грани между зелёным и красным секторами.

Обратите внимание

Ведомство подготовило обновлённую версию законопроекта, предполагающего реформу ОСАГО. Ещё раньше Минфин предлагал отказаться от двух спорных коэффициентов, влияющих на цену полиса: мощности двигателя автомобиля клиента…

В «зелёной зоне» сейчас находится 20 регионов, которым страховщики и пообещали удешевление полисов ОСАГО после первого этапа либерализации .

На сегодняшний день в их число входят: Псковская, Рязанская, Орловская, Брянская, Новгородская, Калининградская, Сахалинская, Костромская, Удмуртская, Чувашская, Курская, Кировская, Томская, Саратовская и Калужская области, Забайкальский край, Ненецкий автономный округ, республики Карелия, Мордовия, а также Саха (Якутия).

Напомним, в ходе реформы ОСАГО схема расчёта цены полиса должна лишиться территориального коэффициента (КТ): показателя, который меняет цену полиса в зависимости от того, где преимущественно используется автомобиль.

По мнению тех, кто продвигают эту идею, регион эксплуатации напрямую не влияет на аварийность.

Сейчас получается, что аккуратный водитель вынужден переплачивать за полис, просто потому что проживает в регионе с высокой убыточностью.

Правда, не совсем ясно, как именно отмена территориального коэффициента удешевит полисы для водителей, проживающих в неубыточных регионах. Логичнее будет, если это поможет аккуратным водителям в регионах из «красной зоны» не переплачивать за полис.

Помимо этого инициаторы думают об отмене коэффициента мощности двигателей автомобилей (КМ). По их мнению, это также не влияет на аварийность клиентов. Вместо КТ и КМ страховщики будут использовать реформированные коэффициент бонус-малус (КБМ) и коэффициент возраста/стажа (КВС).

Важно

Первый из них отвечает за скидку/надбавку в зависимости от уровня аварийности (планируется поменять методику его расчёта), второй основан на личных данных водителей.

Количество учитываемых параметров предлагается увеличить до 50, предположительно, это позволит сделать полис более индивидуальным.

О новой системе расчёта тарифа уже задумались в «Страховом доме ВСК». По их предположениям, новая система позволит снизить цену полиса для молодых водителей с небольшим стажем вождения (в возрасте 23 лет со стажем от 1 года) на 6%.

Для 30-летних автомобилистов со стажем не менее 5 лет с КБМ не ниже 6 класса и машиной с мотором мощностью до 100 л.с. договор обойдётся дешевле на 7%.

А для тех, чей возраст от 50 лет, стаж – от 10 лет, класс КБМ – 13, цена страховки может снизиться на 14%.

В дальнейшем на стоимость ОСАГО может начать влиять также количество нарушений ПДД и даже манера вождения клиентов страховых компаний. Как ранее сообщал Kolesa.ru, подобные изменения ранее предлагал Минфин для следующего этапа перехода «автогражданки» на свободные тарифы.

Источник: https://news-ria.ru/avto/strakhovshhiki-poobeshhali-chto-osago-pode

Осаго подорожает на 20%

Центробанк решил расширить границы тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз

Денис Гришкин / Ведомости

Центробанк решил расширить границы тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз, сообщил во вторник зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Сейчас базовая ставка – 3432–4118 руб., после изменений она будет в пределах 2746–4942 руб.

«Приблизительно среднеобобщенный водитель заплатит за полис 7000 руб., сейчас этот средний водитель платит 5800 руб. за полис ОСАГО», – сказал Чистюхин.

Изменения тарифного коридора ЦБ планирует утвердить летом, когда конкретно, Чистюхин не уточнил.

Что еще меняется

Одновременно с повышением базовых тарифов ЦБ планирует пересмотреть параметры, влияющие на стоимость полиса. Более точным станет коэффициент, учитывающий возраст и стаж водителя: число категорий вырастет с 5 до 50, рассказал Чистюхин. Для части водителей премия вырастет, для кого-то – снизится.

Реформа ждет и коэффициент «бонус-малус» (КБМ), отражающий скидки за безаварийную езду и надбавки за совершенные ДТП.

Страховщики будут наказаны за то, что так и не смогли создать нормально работающую единую базу данных о клиентах. Из-за этого при смене страховщика данные старой и новой компании о КБМ часто не совпадают.

Совет

В таких случаях будет применяться меньшее значение КБМ (более выгодное водителю), заявил Чистюхин.

Еще два коэффициента, определяющие цену полиса, – территориальный и мощность двигателя – остаются в прежнем виде.

Осаго остается проблемой

Несмотря на принимаемые ЦБ меры стабилизировать ситуации в ОСАГО, добиться этого не удалось, констатировал Чистюхин. Подтверждением этому жалобы потребителей. За I квартал ЦБ получил 13 500 жалоб на ОСАГО, большая часть которых касалась некорректного применения страховщиками коэффициента «бонус-малус», 25% жалоб пришлось на сложности потребителей с оформлением электронных полисов.

Российский союз автостраховщиков (РСА) в целом поддерживает идею либерализации ОСАГО, говорит президент союза Игорь Юргенс. Предложенные ЦБ меры являются единственным возможным выходом из кризисной ситуации, они своевременны и в буквальном смысле спасут рынок ОСАГО, уверен он.

Спасением меры ЦБ можно назвать с натяжкой: они не удовлетворят ни страховщиков, ни потребителей.

По словам Чистюхина, проведенные ЦБ расчеты показали недостаточность тарифа ОСАГО примерно на 47% – убыток всех страховщиков от ОСАГО в 2017 г., по данным регулятора, составил 15 млрд руб.

Изменение тарифного коридора на 20% «создаст конкурентные возможности для страховых компаний», заявил Чистюхин. Эта мера будет способствовать повышению доступности ОСАГО, полагает он.

Что дальше

Осенью ЦБ планирует перейти к реализации второго этапа мер, направленных на стабилизацию рынка ОСАГО, сказал Чистюхин.

В частности, регулятор надеется на принятие закона, который позволит страховщикам устанавливать индивидуальный тариф для каждого человека, а также законодательно предусмотреть «автоматическое» расширение тарифного коридора, но как часто и на сколько, не уточнил.

На третьем этапе — не раньше середины 2020 г. — ЦБ рассмотрит возможность отмены всех ограничений по тарифам в ОСАГО, включая сам тарифный коридор.

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/05/15/769532-osago-podorozhaet

Ссылка на основную публикацию