Кто не заметил кризиса: число купленных роскошных авто увеличилось почти в два раза

Из окон люксовых машин не видно кризиса

15.08.2017 00:01:00

Сверхдорогие автомобили в России по-прежнему пользуются популярностью

Фото Роман СмирновНГ-Online

В первом полугодии 2017-го количество проданных в России роскошных автомобилей по цене от 3 до 33 и выше млн руб. выросло на 9% по отношению к тому же периоду прошлого года.

Автоспециалисты уверяют, что счастливыми хозяевами таких автомобилей стали успешные предприниматели и деятели шоу-бизнеса, доходы которых не пострадали во время кризиса.

Другие эксперты подозревают, что среди владельцев люксовых марок могли оказаться и чиновники, нашедшие лазейки для обхода правительственного запрета на покупку сверхдорогих автомобилей.

Обратите внимание

Как сообщило аналитическое агентство «Автостат», за январь–июнь 2017-го в стране было продано 733 роскошных автомобиля так называемой категории Luxury, а за тот же период прошлого года – 675 штук. Рост – примерно на 9%.

Около 70% проданных за указанный период роскошных машин пришлось на Москву и Подмосковье (503 люкс-авто). Также любители роскоши на колесах живут в Санкт-Петербурге (туда уехали 46 машин), в Краснодарском крае (23 штуки), в Татарстане и Ростовской области – по 10 машин.

Свыше 40% автомобилей сегмента – это Mercedes-Benz Maybach S-Class. Таких автомобилей было продано 314. Далее в списке предпочтений богатых россиян идут автомобили Maserati (продано 213 экземпляров), а замыкает первую тройку  Bentley (116). Также за это время в нашей стране было приобретено 47 новых Rolls-Royce, 17 – Lamborghini, 15 – Ferrari и 11 – Aston Martin.

Хотя, судя по данным «Автостата», рынок этих авто достаточно изменчивый, месяц на месяц не приходится (в апреле 2017 года продажи выросли на 17%, а в мае упали на 14,7%), но в целом прослеживается тенденция к росту, который не обращает внимания на кризис. По итогам 2016 года было продано почти 1,2 тыс. штук, что на 6,5% больше, чем в 2015-м. А в первом полугодии 2015 года роскошных автомобилей было продано почти в 2 раза больше по сравнению с тем же периодом 2014-го.

В Минпромторге России к роскошным относят автомобили, стоимость которых превышает 3 млн руб. Однако цена того же Mercedes-Maybach стартует с отметки в 7,8 млн руб. Впрочем, это далеко не предел.

Роскошный Rolls-Royce Ghost продают за 24,7 млн руб., Bentley Flying Spur уходит за 27,8 млн руб., средняя цена Rolls-Royce Phantom составляет 33,8 млн руб.

Всего за пять месяцев этого года россияне потратили на приобретение люксовых автомобилей 24 млрд руб.

По состоянию на 1 января 2017 года в РФ было зарегистрировано около 9,7 тыс. luxury-автомобилей. Больше половины люксовых авто в РФ, по данным «Автостата», стоят на учете в Москве – около 5,5 тыс. экземпляров. В других регионах таких машин гораздо меньше.

Важно

Например, в Санкт-Петербурге зарегистрировано чуть более 900 машин, в Подмосковье – 800, в Краснодарском крае – 258 штук, в Свердловской и Ростовской областях – 129 и 119 единиц соответственно.

Представитель Rolls-Royce рассказывал, что заказы есть также из Сочи, Красноярска и даже Сахалина.

Опрошенные «НГ» эксперты отмечают, что речь идет не столько о рынке автомобилей, сколько о люксовых приобретениях, при этом они по-разному объясняют растущий спрос на супердорогие авто и неодинаково оценивают влияние общей экономической ситуации на эти продажи.

По мнению операционного директора компании «АВИЛОН» Вагифа Бикулова рост продаж в этом сегменте вызван внимательным отношением производителей суперкаров к российскому рынку.

«Даже кратковременное укрепление рубля позволило запустить программы поддержки trade-in и финансирования сделок. Высокие продажи в России в люкс сегменте подстегнули войну брендов за лояльность владельцев дорогих автомобилей.

Несмотря на реконструкцию Москвы и холодное лето, программы поддержки продаж позволили привлечь новую аудиторию», – сказал «НГ» Бикулов.

Эксперт автомобильной отрасли Алексей Тузов отмечает, что продажи люксовых автомобилей превышают средние показатели по рынку.

«Если за первые шесть месяцев 2017 года продажи легковых автомобилей в целом по России выросли на 6,9%, причем +8,4% пришлось на массовый сегмент и -3,3% на автомобили премиум-класса, то авто класса люкс показали рост в 9%.

Считается, что продажи люксовых авто в России увеличиваются в разгар кризиса: если спрос на массовые автомобили падает, то на роскошные именно растет. Но первое полугодие, в котором экономическая ситуация в стране была вполне стабильна, опровергло это правило.

Объяснить вышеперечисленные факторы можно небольшой долей люксового рынка в РФ, а значит возможной зависимостью итоговых показателей от случайных факторов, как например то, что правительство Москвы в начале 2017 года решило обновить свой автопарк и закупить седаны Mercedes-Benz Maybach S-Class для чиновников, тем самым резко повысив показатели продаж Luxury сегмента».

«Рост продаж в люкс-сегменте особенно бурно начался в момент резкого скачка курсов валют и продолжается уже с 2014 года, – сказал «НГ» зампред правления «Автоспеццентра» Александр Зиновьев.

– Покупатели в данном сегменте в большинстве своем имеют сбережения в иностранной валюте, и при низком курсе рубля это делает покупку более выгодной, чем, к примеру, в странах Западной Европы. Так что тут нет зависимости между продажами автомобилей премиум класса и темпами роста российской экономики».

Совет

По мнению Зиновьева основными покупателями дорогих автомобилей являются крупные бизнесмены и деятели шоу-бизнеса.

«Портрет владельца суперкара в России и Европе сегодня идентичен – это успешные профессионалы, те кто хочет побаловать себя вниманием к деталям и особым сервисом, подчеркнуть свой статус. Основные покупатели – владельцы предприятий, финансовых структур, представители шоу-бизнеса», – считает Бикулов.

«Формально, сейчас основными покупателями люксовых автомобилей стали бизнесмены. В декабре Дмитрий Медведев запретил чиновникам пользоваться автомобилями мощностью более 200 лошадиных сил и стоимостью более 2 млн. руб., тем не менее, каким-то образом, это не мешает отдельным чиновникам их приобретать.

Видимо, остались какие-то лазейки.

Если учесть, что члены семей некоторых высокопоставленных чиновников покупают люксовые машины, а бизнес нередко сращен с госдеятельностью, то отследить реальный объем госденег в покупке таких авто крайне трудно», – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Руководитель департамента компании Castle Family Office Оксана Ильзина также не исключает, что чиновники по-прежнему могут покупать дорогие авто.

«В 2017-м году расходы на общегосударственные вопросы, в которые входят обеспечение деятельности, в том числе транспортировки высших чиновников и правительственных деятелей, обойдутся бюджету в 1,9 трлн руб, что на 70% превышает затраты прошлого года. Возвращение чиновников и бизнесменов к любимым маркам автомобилей и привычному уровню комфорта – закономерный процесс, связанный во многом и с повышением уровня доходов», – сказала «НГ» Ильзина.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров видит в увеличении продаж люксовых авто отдушину для предпринимателей. «За первое полугодие рост ВВП составил 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, многие российские предприятия показали высокую доходность.

В свете таких историй успеха наши проекты становятся еще более интересны иностранным инвесторам, что позволяет говорить о новом притоке средств в Россию. С другой стороны, рисков для бизнеса также становится меньше.

Политическая воля государства сегодня направлена на защиту бизнеса: президент РФ Владимир Путин дает недвусмысленные сигналы государственным органам прекратить давление на предпринимателей. Это вдыхает определенный оптимизм в бизнес, который, откровенно говоря, устал от кризиса», – сказал «НГ» Назаров.

«В какой-то мере можно согласиться, что небольшой процент бизнесменов почувствовал окончание кризиса и позволяют себе «немного больше роскоши», однако это фактор все же вряд ли доминирующий, – возражает аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

– Люди, которые могут купить себе роскошный автомобиль, могут сделать это всегда, несмотря на кризис или другие экономические потрясения.

Текущее ускорение связано скорее с выходом новых моделей люксовых авто, таких как Bentley Bentayga, Maserati Levante, Mercedes-Maybach, на которые наблюдается высокий спрос».

«На рынке люксовых автомобилей особые законы конъюнктуры.

Финансовые возможности элитных клиентов в период кризиса мало снизились, поэтому этот сегмент авторынка «просел» меньше других, на него слабее действуют такие факторы как снижение общих показателей экономики, среднедушевых доходов, – сказал «НГ» ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман.

– Общая стабилизация в стране, постепенный выход из кризиса влияет на рост продаж не только в этом сегменте: авторынок в целом за первые 7 месяцев 2017 года поднялся по числу проданных автомобилей на 8,5%. Поэтому увеличение в люксовом секторе на 9% за полгода не выглядит чем-то необыкновенным».

Источник: http://www.ng.ru/economics/2017-08-15/4_7051_luxcars.html

Золотое дно: Российский рынок luxury переживает тяжелейший кризис в истории

В 2012 году классическая мужская сорочка Dolce & Gabbana на российской версии официального сайта модной марки стоила больше $500, сейчас — $385. Цена на американском сайте — $375, на французском — $277. В России роскошное потребление по-прежнему обходится дороже, чем на Западе, но разница постепенно сокращается. Главным образом благодаря экономическому кризису.

Консультант отдела исследований рынка компании CBRE Елена Ключарова говорит, что снижение цен на 10–25% по сравнению с докризисными временами — распространённая практика: бренды и их дистрибьюторы жертвуют маржой.

В качестве примера Ключарова приводит холдинг Mercury (Dolce & Gabbana, Giorgio Armani, Alexander McQueen и другие), который, как она заметила, переписал ценники в начале этого года.

Обратите внимание

Представители Mercury на вопросы «Секрета», впрочем, не ответили (игроки рынка luxury вообще почти никогда не обсуждают свою ценовую политику).

В среднем, согласно исследованию CBRE, стоимость тех же люксовых мужских сорочек (скажем, Brioni или Valentino в московских магазинах снизилась с $1355 в начале 2015 года до $900–1200 в начале 2016-го. Или другой пример — женские сумки.

Елена Ключарова отмечает, что Chanel, бренд, который крайне редко решается на акции, в кризис регулярно распродаёт базовые модели с дисконтом в 5–10% (около 54 000 рублей вместо 60 000 рублей).

Цель — вернуть клиентов, полностью переключившихся на зарубежный шопинг.

В целом на долю предметов гардероба приходится 40–45% всех продаж люксовых товаров. По оценке Discovery Research Group, в 2015 году этот сегмент заработал 175,9 млрд рублей, годом ранее — 162,3 млрд. В натуральном выражении продажи сократились на 15%, у некоторых компаний — ещё сильнее (до 30%).

Директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян отмечает, что в кризис даже самые обеспеченные потребители меняют модель поведения — совершают меньше эмоциональных покупок, стараются совершать «разумные инвестиции» и чаще выбирают «качество, а не количество».

Согласно социологическому опросу Ipsos Comcon, проведённому в апреле 2016 года, 29% обеспеченных россиян в кризис начали приобретать одежду менее дорогих марок.

Эти наблюдения подтверждает исследование Y Consulting: трафик покупателей в мультибрендовых магазинах сократился на 32%, при этом средняя конверсия выросла на 28%, а средний чек — на 17,4%, притом что средний рост цен составил почти 30%.

В результате с сентября 2014 года по сентябрь 2015-го закрылось 28% мультибрендовых бутиков (в этом сегменте работают, например, ЦУМ и ДЛТ).

Важно

Новая экономическая реальность заставляет продавцов не только снижать цены, но и привлекать клиентов новыми маркетинговыми мероприятиями.

«Такие бренды, как Ralph Lauren, Versace, Valentino, Brioni, Prada, довольно активно начали развивать программы лояльности, — отмечает Елена Ключарова из CBRE.

Читайте также:  Перечень транспортных средств может расшириться

— Они информируют постоянных клиентов о поступлении новых коллекций, делают щедрые подарки и комплименты тем, кто что-то покупает, предлагают помощь в выборе оптимальных по цене и качеству продуктов».

Кто-то, конечно, пытается использовать проблемы конкурентов, чтобы упрочить собственное положение.

Партнёр международной консалтинговой группы Texere Advisors Екатерина Петухова, например, видит, что некоторые бренды (Fendi, Valentino, Bvlgari и другие) в кризис завоёвывают престижную торговую площадь по низким ценам. Louis Vuitton открывает уже второй магазин в Санкт-Петербурге за год.

Ещё один тренд — отказ модных домов от работы с локальными партнёрами и перевод магазинов под собственное управление. Ещё в конце 2014 года так поступили, например, Prada, Gucci, Burberry и Fendi.

По мере снижения платёжеспособного спроса внутри страны всё большее значение для российских продавцов люксовой одежды и обуви играют покупатели из Азии.

Исследователи Bain & Company осенью прошлого года связали замедление спада на рынке с активностью китайских туристов. И правда, по данным Ростуризма, в 2015 году поток китайских туристов в Россию вырос на 30%.

По словам Ануш Гаспарян, разница в цене с китайским рынком доходит до 70%. Например, одна и та же сумка Saint Laurent в ЦУМе стоит 144 000 рублей, в Китае — 360 992 рублей.

Такую разницу в ценах объясняет то, что в КНР действует налог на роскошь, который распространяется на любые товары, формально относящиеся к люксовым.

«Официальная ставка единого налога — 15%, но по факту товары в материковом Китае стоят на 45% дороже, чем в Гонконге, на 51% дороже, чем в США, и на 72% дороже, чем во Франции», — объясняет Гаспарян.

Кроме того, в определение «налог на роскошь» включают различные сборы: пошлины на импорт, НДС, налог на потребление. Например, для элитной косметики или парфюмерии пошлина на импорт может достигать 50%, НДС — 17%, налог на потребление — 10%.

В туристической ассоциации «Мир без границ» подсчитали, что 60% бюджета китайского туриста приходится на шопинг, и в прошлом году гости из Китая только в Москве оставили до $1 млрд.

Совет

Как следствие, торговцы роскошью запускают рекламу на китайском языке, нанимают продавцов со знанием китайского, подключают китайскую платёжную систему UnionPay. ЦУМ и ДЛТ в 2016 году потратили на «китаизацию» своих магазинов 50 млн рублей.

Проанализировав продажи 2015 года, ЦУМ теперь ожидает, что по итогам 2016-го туристы из Азии обеспечат ему треть выручки.

Источник: https://secretmag.ru/trends/tendencies/luxury.htm

Продажи автомобилей увеличились в два раза

Статистика Эстонского союза предприятий по продаже и обслуживанию автомобилей (AMTEL) свидетельствует о том, что хуже всего машины продавались в 2009 году. В прошлом году их продажа уже заметно активизировалась, а результаты нынешнего января вселяют в продавцов надежду, что  в этом году будет лучше, чем в прошлом.

В январе был продан 1161 новый автомобиль — это в два раза больше, чем в январе 2010 года. Росту продаж, по словам продавцов, способствовали не только госзаказы, но и мелкие бизнесмены, которые во время кризиса предпочитали не покупать новый автомобиль, а продлевать лизинг.

«Поскольку фирмы несколько лет не меняли автомобили, расходы по их содержанию слишком выросли, и стало выгоднее купить новую машину, чем ремонтировать старую», — сказал глава занимающейся продажей автомобилей Škoda фирмы Auto 100 Тоомас Кууск.В январе было продано 133 новых Škoda, причем соотношение покупателей составило 70:30 в пользу фирм.

«Новые автомобили покупают фирмы, автопарк которых насчитывает десятки машин, а не две-три», — отметил Тоомас Кууск.

Неплохой результат

Глава торгующей автомобилями Peugeot фирмы Auto Forte Райдо Тоонекург подтвердил, что в январе продажи выросли. «Представители лизинговых фирм тоже говорят, что частные лица еще осторожничают, а небольшие фирмы меняют по 2-5 автомобилей», — заметил он.

Из проданных в январе 242 новых Peugeot 170 приобрели по госзаказу Силы обороны. На вопрос, можно ли утверждать, что если бы не армия, то продажи шли плохо, Тоонекург ответил: «Не сказал бы, что плохо, все таки 60-70 автомобилей — это неплохой результат.

Даже если не брать в расчет госзаказ, продажи растут».Глава отдела лизинга S­wedbank Тармо Улла сказал, что на результаты января повлияли продажи в конце года, нашедшие отражение в статистике позднее.

«Что касается лизинга, то доля частных лиц не изменилась, росту продаж способствовали фирмы, меняющие автопарк, и крупные г­оспоставки», — сказал Улла.

Рекордные годы

По словам Кууска, в этом году ожидается примерно 20-процентный рост объема продаж автомобилей. Таким образом, если исходить из статистики AMTEL (она не отражает цифры продаж Renault и Dacia. — Ред.), фирмы могут продать около 33 000 автомобилей, как подержанных, так и новых.Впрочем, эти цифры все равно не приблизятся к результатам, зафиксированным в лучшие годы.

За последние девять лет рекордным по количеству проданных автомобилей стал 2006 год, когда было продано более 74 000 машин. Для продавцов новых автомобилей самым лучшим был 2007 год, тогда они продали почти 31 000 машин.

В ближайшее время продажа автомобилей в рамках госпоставок продолжится.

Обратите внимание

Так, например, Налогово-таможенный департамент в скором времени должен сообщить, у кого он купит 31 новый автомобиль.

Источник: https://rus.postimees.ee/383927

Эксперты: в кризис растет спрос на предметы роскоши

Вроде бы, в стране кризис, нефть того и гляди станет бесплатной, ситуация в экономике оставляет желать лучшего. Но шикарные автосалоны и не думают закрываться. Эксклюзивные сумки ценой в половину московской однушки находят своих покупателей. Ювелирные украшения буквально метут с прилавков. Если москвичи такие небогатые, то отчего же скупают это все?

Всю неделю в офисах «Газпрома» разрывался телефон. Сотрудники отдела кадров терпеливо объясняли, что вакансий уборщицы в компании нет. А те, кто уже работают, получают обычную зарплату – 25 тысяч. Поверить в это – все равно что разрушить сказку про Золушку. Та самая злополучная сумочка, которую якобы украли у уборщицы «Газпрома».

Драгоценная кожа, подвески с отделкой и истинная элегантность Дома Doir. Почти такую же в свое время Бернадет Ширак подарила принцессе Диане. Сегодня стоимость бренда – 2 миллиона 600 тысяч. В два раза дороже, чем сама машина, из которой вытащили аксессуар. В общем, копить на крокодиловое чудо сотруднице клининговой компании пришлось бы как минимум восемь лет.

Подобные истории – о краже предметов роскоши – в последнее время всплывают все чаще.

За эти новогодние праздники в Москве угнали сразу несколько машин премиум-класса. Каждая стоимостью почти 10 млн рублей. И у кого угнали – даже не уборщиц – у безработных. Подробность, конечно, любопытная, но дело-то совсем не в этом. В конце концов, роскошные авто владельцам могли и подарить.

Здесь другое важно – подобные историю заставляют вспомнить об одном экономическом феномене. Американский социолог Веблен назвал это демонстративным потреблением. Когда вещь покупают не за ее качество, а за ее высокую цену. Таким образом, стараются если не быть, то хотя бы казаться частью элиты – богатым и успешным. Пусть даже придется потратить на это последние деньги.

Вот и получается как в том анекдоте: хочется жить по средствам, но средства не позволяют.

Важно

Такое демонстративное потребление особенно заметно в кризис. Когда средств на покупку дорогих брендов вроде бы не хватает, а желания выделиться – в избытке. Продажи компании Роллс-Ройс в России выросли на 1%.

В то время как во всем мире рухнули почти на 7. Еще лучше чувствует себя «Лексус» и «Порше». Немецкий производитель реализовал в прошлом году рекордное количество автомобилей.

Каждый день салоны продавали не меньше 15 машин.

«Когда кризис понимается, что он системный, зачастую те люди, которые стояли на грани покупки, которые такой Upper medium класс, которые готовы были купить себе лакшери-автомобиль, но откладывали, если они понимают системность и долговечность кризиса, они делают покупку и приобретают машину. Мы это ярко видели на переходе с 2014 на 2015 год, когда лакшери-салоны разнесли все в несколько дней, и салоны стояли пустые», — говорит генеральный директор дилерского центра по продаже спорткаров Дмитрий Баранов.

Своего рода защитная реакция – либо сейчас, либо никогда. Эту слабость российского потребителя маркетологи прекрасно знают.

Пока одни компании банкротятся, люксовые бренды – Hermès, Chopard – открывают в Москве новые магазины. Только за прошлый год рынок роскоши вырос на 2%.

Москвичи готовы несколько лет ходить в одних джинсах, но дорогая обувь, сумочка и украшения должны быть последней коллекции. И тут уж не до кризиса.

Эксперты объясняют: в России не успела сформироваться настоящая культура роскоши. Статус определяет лишь то, что снаружи, — одежда, автомобили, аксессуары и дорогие услуги. Такое демонстративное потребление характерно для многих развивающихся стран — Бразилия, Китай, Индия, Мексика, арабский мир. Именно для них существуют Dom Perignon или Versace.

«В Китае, например, секретари в офисах, покупая товары класса люкс, они экономят на всем, чтобы купить себе сумку «Шанель». И покупая одежду класса люкс, они даже не отрезают бирки, чтобы показывать это.

У нас все таки общество немножко более развито в этом смысле и становится все более и более искушеннее, что ли, в понимании того что такое люкс, что такое роскошь», — считает заведующая кафедрой маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Ирина Скоробогатых.

На западе это понимание формировалось веками. Лондонский Mayfair и Kensington, стокгольмский Kungsholmen и Ostermalm — здесь есть даже своя мода на прически, характерная для каждого района. Москва в этом смысле заметно отстает – на зависть соседям и на радость производителям.

Совет

Заговорили даже о том, что история с сумочкой за два с половиной миллиона – удачный рекламный ход Dior. Мол, даже уборщицы носят крокодиловый аксессуар. Кстати,  в пресс-службе УВД факт кражи роскошного бренда опровергли. В центре скандала оказалась самая обыкновенная женская сумка, с деньгами и документами.

Но этого заявления интернет-общественность предпочла не замечать. Уж слишком хочется верить, что простая уборщица тоже может почувствовать себя Леди Диор.

Анна Пешехонова, Максим Сидоренко, «ТВ Центр».

Источник: https://www.tvc.ru/news/show/id/84636

Такого не было никогда: спрос в торговле упал в два раза

Почему в Приморье розничный рынок уже никогда не будет прежним

В широкой рознице — оживление. Потребитель запасается новогодним ассортиментом в преддверии праздников. Однако эта картина не так радужна, как может показаться на первый взгляд. Цены растут, покупательная способность падает, и лучше не будет — таковы прогнозы участников ключевого звена торговопроводящей цепочки — дистрибьюторов.

Каролина Кузнецова, региональный менеджер торговой компании «Глобал Трейдинг»: «Даже по сравнению с 2016 г. объем продаж снизился. Конечно, до Нового года наши клиенты стараются закупить товар, но таких больших складских запасов, как до кризиса, не делают.

Причем многие из тех, кто раньше закупал по 20 тонн, сегодня берет 2–3 тонны товара, соответственно, с такими клиентами пришлось прекратить сотрудничество, ставшее для нас невыгодным.

Мы работаем по очень низким ценам и при этом даем большой объем, а значит, в приоритете — заказчик, который способен оплатить целый контейнер.

Читайте также:  Porsche рассекретил топ-модификацию нового cayenne

Перед Новым годом традиционно растет спрос на плодово-овощную, рыбную консервацию, на крупы, прежде всего рис. Но, опять же, клиенты закупают товара незначительно больше, чем в течение года, — может быть, на один процент».

Евгения Додулина, коммерческий директор торговой компании «Продсервис»: «Мы специализируемся на торговле мясом — это продукт, который, в принципе, всегда присутствует на столе потребителя, какой бы ни был год, и для подавляющего большинства праздники без него немыслимы. Но говорить о новогоднем всплеске, который мы ожидали и который всегда присутствовал в продажах в этот период, я не могу».

Наталья Мерзлякова, руководитель торговой компании «Элеон»: «Такого не было у нас никогда — даже в прошлый кризис 2008–2009 г. По сравнению с 2012–2014 гг. спрос упал в два раза точно. Если в 2012 г. я перед праздниками не могла ни на минуту отлучиться с работы, сегодня у меня масса свободного времени. Причем с каждым годом продажи все слабее».

Экономика должна быть экономной

Спад продаж отмечается по всей длине торговопроводящей цепочки — от производителей до розничных полок, и эта динамика насчитывает почти четыре года. Эксперты говорят: потребитель продолжает нищать, продажи продолжают падать, соответственно, рынок перестраивается в сторону экономсегмента.

Каролина Кузнецова: «Ассортиментный ряд изменился достаточно сильно. Растет запрос на экономсегмент, в течение года торговые сети в большинстве своем запрашивали именно его. Так, например, один из наших заказчиков ушел от консервированной сайры среднего ценового сегмента в эконом.

Следовательно, производитель тоже подстраивается под рынок.

Конечно, «Доброфлот» не будет производить очень бюджетную продукцию под своей торговой маркой, но сегодня создаются какие-то новые, дешевые бренды — допустим, «Нептун», то есть такие товары производители выводят в отдельный сегмент и каждый год стараются расширять линейку».

По мере того, как экономика продолжает замедляться, ассортимент широкой розницы становился бы более демократичным, если бы доставка продукции не ознаменовывалась увеличением тарифов «РЖД»

«Наша продукция подорожала в силу увеличения тарифов «РЖД» — примерно на 3 рубля за кг», — отмечает Евгения Додулина.

В то же время, по словам экспертов, на мясное направление повлиял отказ от бразильского импорта. Россельхознадзор с 1 декабря временно ограничил ввоз продукции свиноводства и говядины из Бразилии — в товарах ведомство обнаружило запрещенный стимулятор роста — рактопамин.

Но дистрибьюторы и ретейлеры полагают, что этот запрет упирается в большую политику. И, как уже было с закрытием турецкого, американского направлений импорта, чей-то бизнес, завязанный на бразильскую продукцию, пострадал.

Зато ряд российских производителей получил выигрышные позиции.

Посмотрите вокруг

2018 г. пройдет под знаком экономии, считают эксперты — еще более жесткой, учитывая, что расходы на логистику, коммунальные нужды и т. д. растут, а реальные доходы населения падают.

Евгения Додулина: «Посмотрите вокруг, и вы увидите, что рынок уже изменился. Компании стали экономить, причем в значительной степени это затрагивает кадровую политику.

Ориентация — на более квалифицированные кадры, причем важно, чтобы эти кадры 8 часов рабочего времени занимались именно работой. Слабые компании закрылись, сильные, наоборот, стали думать, как еще развиться.

На Дальнем Востоке появились такие бюджетные сети со сниженными ценами, как «Радиус» и новосибирская сеть «Светофор». Вспомните, ведь до кризиса их не было».

Рынок уже не будет прежним, во всяком случае, в 2018–2019 гг. — точно, предупреждают эксперты, несмотря на многообещающие новости о том, что «ЦБ поверил в будущее российской экономики». И пока Эльвира Нибиуллина заявляет, что «экономика стабильна, может и должна расти быстрее», потребитель закупает самое дешевое шампанское к новогоднему столу, благо сегодня у него появилось разнообразие выбора

«Самое бюджетное шампанское сегодня можно приобрести в районе 150 рублей. В основном это игристые вина российского производства»,— говорит Ольга Шилова, заместитель гендиректора ЗАО «Тихоокеанская продовольственная компания».

В тучных 2012–2014 гг. такого ассортимента не было. Сегодня он появился, в соответствии с итальянской поговоркой, которая в русскоязычной версии звучит как «Роберто любил оливки, а теперь любит картошку на луковой подливке».

Марина Останина, генеральный директор торговой компании «Русьимпорт — Приморье»: «Мы с сожалением констатируем, что новогодние бюджеты урезаются. Корпоративы становятся более бюджетными, а во многих компаниях просто отменяются.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов, что если раньше было повсеместной традицией встречать праздник дома, с семьей, сегодня многие наши граждане поменяли приоритеты и улетают в теплые страны, а значит, увозят с собой деньги, которые могли бы потратить здесь.

В сравнении даже с прошлым годом в магазинах уменьшился спрос на новогодние подарки, игрушки. Это же касается и алкоголя. Конечно, часть стабильных потребителей остается, но как произошло 2 года назад падение продаж на 20%, так эти показатели и остаются примерно на том же уровне.

Люди сократили издержки на потребление алкогольной продукции».

Юлия ПИВНЕНКО

КОММЕНТАРИЙ

Ирина Коваль, доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики ДВФУ:  

— При уменьшившейся покупательной способности брендовые фирмы, которые раньше пользовались повышенным спросом, оказались в очень тяжелом положении.  Нужно понимать, что прибыль предприятия формируется за счет маржинальной прибыли, то есть маржи. Помните притчу о Генри Форде, решившем выпускать народные автомобили? Рынок тогда был заточен под ВИП-клиента — очень дорогие авто ручной сборки. И все смеялись над Фордом: «Да ты будешь получать только по одному доллару. Какой смысл?» Правда, они не учли, что у Форда конвейер. «Мне этого хватит, — сказал он. — Я продам миллион автомобилей и стану миллионером».  Нужно ориентироваться на объемы продаж, формировать лояльность клиента и, соответственно, работать уже другими методами. Кроме того, есть такое понятие, как управление человеческими ресурсами. Важно, чтобы в компании занимались подготовкой молодых специалистов.  Есть компании, которые эффективно подстроились под изменившийся рынок. Дела у них идут неплохо. Однако нужно понимать, что добиться того объема, который был в 2012–2014 г., невозможно. Цены выросли, а зарплаты не увеличились, более того, на ряде предприятий даже немного уменьшились. А если у покупателей нет денег, выше головы не прыгнешь.

Источник: https://konkurent.ru/article/17273

Три отрасли экономики, не замечающие кризиса

02.05.2017

Генеральный директор и основатель ГК «Аэроклуб» Денис Матюхин рассказал изданию «Деловой Петербург», почему в кризис не только не сокращается, но даже увеличивается число бизнес–командировок, а также какие три «волшебные» отрасли экономики вообще не замечают кризиса и продолжают активно участвовать в деловой жизни страны.

Деловой туризм сейчас энергично развивается. Каковы ваши наблюдения на этот счет?

— Для начала давайте определимся в терминологии, чтобы мы с вами говорили на одном языке. Деловой туризм условно делится на два крупных направления. Они принципиально отличаются друг от друга и по сезонности, и по объему бизнеса, и по количеству мероприятий.

Первое — это бизнес–тревел, то есть все, что касается командировок, второе — направление mice (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions — область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. — Ред.). Mice — это достаточно новая индустрия.

Раньше компании занимались этим самостоятельно, а теперь такую работу принято отдавать на аутсорсинг.

Некоторые считают, что командировки — это нечто из советского прошлого.

— Когда мы приглашаем на работу новых сотрудников не из нашей отрасли, даже с солидным опытом, то 85–90% из них только на собеседовании узнают о специфике работы с корпоративными клиентами.

Чтобы понять, что сейчас происходит с этим направлением, нужно немного вернуться в постсоветскую историю.

Обратите внимание

Приблизительно в 1993 году произошли исторические изменения в бизнесе, когда корпоративный туризм выделился в самостоятельное направление. Годом позднее наша компания начала этим заниматься.

Причем бизнес–тревел был, наверное, единственной услугой в России, которую можно было приобрести в кредит. Представьте себе: кредит в начале 1990–х!

В это время в стране была гиперинфляция, стоимость рубля постоянно менялась, и авиакомпании фиксировали цены билетов в долларах США, чтобы не пересчитывать их по несколько раз в сутки.

В итоге получалось, что пока вы выставляете клиенту счет за услугу, а он, соответственно, находит деньги и оплачивает ее, из–за постоянных колебаний курса стоимость этих билетов могла поменяться очень существенно. Иногда оплата от клиента шла очень долго, целую неделю, а то и больше.

Было даже такое выражение: «Деньги в пути». Поэтому оплачивать услуги бизнес–тревел стали в кредит, чтобы точно зафиксировать стоимость на момент оформления.

В то время, до кризиса 1998 года, рынок делового туризма рос по 100% в год. Потом, после восстановления в 2000–м, стал расти по 15–20%. Так продолжалось до 2008 года. После прошлого кризиса все долго восстанавливалось. Но сейчас рынок тоже на подъеме и прибавляет примерно по 5–7% в год. Наша компания крупная, поэтому растет значительно быстрее — в среднем по 30% в год.

Даже в кризис?

— Бизнес–тревел, вы будете удивлены, в кризис не падает, а, наоборот, растет. Те, кто в кризис сокращает расходы на деловые поездки, рассуждают так: можно поговорить по «Скайпу», устроить видеоконференцию.

Но тут происходит странное: конкуренты, которые не урезали этот вид расходов, переманивают твоих клиентов. Ведь личные контакты в кризис становятся более важными, чем в период стабильности.

Дальновидные руководители не сокращают деловые поездки, а даже наращивают их. Это позволяет им защитить свой бизнес.

Важно

Вы должны чувствовать клиента, видеть его глаза, движения, чтобы уловить, что он, возможно, раздражен или устал. От этих нюансов зависит и ваше поведение, ваша оценка ситуации и в конечном счете ваше взаимопонимание как партнеров. Кроме того, по «Скайпу» невозможно пригласить партнеров на чашку кофе, чтобы наладить более тесные, неформальные отношения.

В 2008 году началось энергичное внедрение видеоконференцсвязи. Многие компании установили такое оборудование. Но сейчас большинство использует его для общения не с партнерами, а с собственными удаленными офисами.

К тому же командировки — это проявление лояльности по отношению к своим сотрудникам. Когда они сидят годами в офисе, командировка к партнерам для них — прекрасная возможность переключиться с рутинной работы на что–то новое.

В итоге работа становится эффективнее.

А вот направление mice в кризис страдает больше. Причем та его часть, которая касается не обязательных вещей, а связана с поощрением собственных сотрудников (например, проведение выездных конференций), серьезно проседает.

Но другие мероприятия — круглые столы по обмену опытом, информацией с партнерами, обучающие семинары и прочие — почти не сокращаются. Потому что это важные операционные процессы, которые влияют на эффективность бизнеса.

Стало проводиться больше мероприятий внутри России. До 2008 года мы были ориентированы на общение с зарубежными партнерами: наращивали контакты, обменивались опытом с большими транснациональными компаниями.

Но потом бизнес в России начал расти больше вширь. Активно стали развиваться сетевые компании: например, «Леруа Мерлен», «М.видео», «Техносила» открывали офисы в регионах. Соотношение между зарубежными и внутрироссийскими деловыми авиаперелетами тоже постепенно изменилось.

Совет

До 2008 года оно было соответственно 60% к 40%, а в 2016 году — 30% к 70%.То же произошло и с сегментом mice. До прошлого кризиса большинство компаний старались проводить как можно больше именно выездных зарубежных мероприятий.

Семинары, конференции в самых разных странах — от Турции и Египта до Мексики и Австралии.

Одновременно стал развиваться внутренний туризм. Однако проблема России — в грандиозной нехватке площадок для проведения подобных мероприятий. Ее немного восполнил Сочи — в 2014 году город превратился в кластер по проведению мероприятий mice, используется инфраструктура, построенная к Олимпиаде.

Но по ценам Сочи, мне кажется, дороже Египта и Турции.

— Да, бывает, что дешевле за рубежом. Сейчас на Сочи большой спрос, поэтому завышение цен объяснимо: не так много в стране конкурентоспособных по возможностям площадок.

Но ждать осталось недолго: в 2018 году состоится чемпионат мира по футболу, к которому в нескольких городах России готовят инфраструктуру, в том числе и туристическую. Все эти города потом будут использованы как площадки для mice.

Читайте также:  В россии стартовали продажи нового renault sandero

Самое важное, чего недостает для развития mice–направления в Петербурге, — это отелей категории три–четыре звезды. Вторая проблема — транспортная.

Когда речь идет о двух–трех командированных, они могут до места и на такси доехать. А когда на мероприятие прибывает группа 100 человек, приходится думать над логистикой.

Для Петербурга это особенно актуально в высокий сезон. Цены на аренду комфортабельных автобусов зашкаливают.

Если удастся решить эти проблемы и еще ворох других, то внутрироссийский mice–сегмент начнет развиваться более динамично. А пока многие компании вообще не рассматривают возможность проведения мероприятий.

Москва тоже сталкивается со сложностями, но это ощущается менее остро, так как столица — традиционно главный туристический центр России, на нее приходится около 80% деловых мероприятий, проходящих в стране. Петербург — это лишь 10% от объемов Москвы.

Обратите внимание

Труднее всего, когда клиенты решают провести mice–мероприятие спонтанно. Глубина планирования 5–7 дней — это очень маленький срок, сложно решить вопросы по заселению и логистике. Средняя глубина планирования — месяц–два. Если в мероприятии участвуют около 1 тыс. человек, то 4–6 месяцев.

Получается замкнутый круг: Петербург и другие регионы России могли бы развиваться как дестинации делового туризма, но не имеют инфраструктуры. Но бизнес не будет создавать инфраструктуру, не имея стабильного прогнозируемого спроса.

Если бы государство стимулировало развитие, скажем, Красноярска как центра делового туризма — создало бы условия для увеличения туда числа авиарейсов, в результате снизились бы цены на билеты, стимулировало бы предпринимателей создавать транспортную и гостиничную инфраструктуру, — Красноярск и развивался бы как центр делового туризма.

— Согласен. Многие проблемы частные компании не могут решить самостоятельно. Например, «Трансаэро» создавало хоть какую–то конкуренцию национальному перевозчику «Аэрофлот», и у клиентов был выбор. Сейчас остальные авиакомпании не могут в полной мере конкурировать с «Аэрофлотом», доля которого на рынке после банкротства «Трансаэро» очень выросла.

У делового туризма нет ни своего лобби на государственном уровне, ни специального органа, который занимался бы этим сегментом. Нас относят к туризму вообще вместе с образовательными турами, выездным и внутренним туризмом. Но это настолько принципиально отличающиеся направления, что для них просто невозможно создать общую систему. Необходима специализация. Ее пока нет.

Я бы не стал давать рецепты. Но у меня есть убеждение: нужно, чтобы туризмом управляли люди, которые знают эту отрасль, в идеале — сами работали в ней. Плюс необходимо при принятии решений обсуждать их с бизнесом. Причем необходимо делить отрасль на мелкие тематические сегменты и для каждого принимать отдельное, подходящее именно для него решение.

Какова структура бизнес–туристов?

— Есть три «волшебные» отрасли, которые работают как часы независимо от кризиса. Это производители табака, алкоголя и лекарств: «Балтика», Heineken, Philip Morris, JTI, Bayer, Pfizer и другие. Клиентами нашей компании является 70–80% предприятий в каждой из этих отраслей. Они как раз и служат драйвером для сегмента бизнес–тревел в кризис.

Ощущается ли конкуренция с железной дорогой?

— Очень сильно. До появления «Сапсана» доля железной дороги в сообщении между Петербургом и Москвой была 40%. Сейчас же 65% перевозок совершается только на «Сапсане», не считая остальных поездов.

С чем это связано? Во–первых, скорость. Во–вторых, на поезде вы попадаете из центра одного города в центр другого города. В–третьих, на поезде дешевле, чем на самолете. Средняя стоимость «Сапсана» — 4,7 тыс.

рублей, а авиабилет почти вдвое дороже.

Каковы планы вашей компании?

— Чтобы быть лидером рынка, нужно иметь технологическое превосходство. Поэтому мы активно инвестируем в IT–разработки.

В 2013 году мы создали IT–подразделение, выделив его в отдельную компанию «Аэроклуб ИТ», которая занимается созданием новых решений специально для сегмента корпоративного туризма.

«Аэроклуб ИТ» уже зарегистрировал 10 патентных разработок и занимается реализацией более 200 проектов ежегодно.

Фокус на технологиях позволяет постоянно совершенствовать процесс организации командировок и при этом выгодно отстраиваться от конкурентов, предлагая клиентам дополнительные, новые для российского рынка услуги.

Источник: https://www.dp.ru/a/2017/05/01/V_krizis_vazhno_chuvstvovat

Источник: http://aeroclub.ru/news/tri-otrasli-ekonomiki-ne-zamechayushchie-krizisa/

Кризис не заметило большинство силовиков и чиновников

Мнение о стабилизации ситуации разделяют 40,9%, улучшения заметили только 3,7%. Работники силовых структур и сферы государственного и муниципального управления чувствуют себя значительно увереннее занятых в других сферах деятельности, следует из данных ноябрьского опроса, опубликованных в ежемесячном мониторинге РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ.

Реальные доходы населения снижаются три года подряд и все больше зависят от социальных выплат. В 2016 г. 19% доходов среднестатистический россиянин получил от государства – это исторический рекорд, следует из данных Росстата.

Если о незначительном или заметном ухудшении экономической ситуации сообщает 53% опрошенных, то о том, что эти изменения затронули их лично, – 78%, отмечается в мониторинге: среди занятых в промышленности в полтора раза больше тех, кто считает, что кризис будет продолжаться еще в течение двух лет или дольше, чем среди занятых в госуправлении и в силовых структурах. В то же время рабочие оценивают перспективы с наибольшим пессимизмом. Численность тех, кто не почувствовал влияние кризиса, как и год назад, всего 8%. 

Важно

О снижении зарплаты социологам рассказали представители всех отраслей, однако в большей степени это затронуло работников ЖКХ, транспорта и связи (31,7%), а в наименьшей – сотрудников силовых структур и чиновников, среди которых более 70% не опасаются дальнейшего сокращения оплаты труда.

Зарплаты силовиков и чиновников полностью зависят от бюджета. Государство в кризис не сокращало расходы на оплату труда этих категорий. Вместе с тем, если в среднем в доходах россиян доля госвыплат почти достигла 20%, то доходы 40% населения зависят от них на 50–60%, подсчитывал Всемирный банк.

Среди пенсионеров 28% считают, что за последнее время ситуация заметно ухудшилась против 22% работающих, следует из мониторинга. Среди занятых наихудшим образом оценивают ситуацию рабочие – каждый четвертый считает, что ситуация заметно ухудшилась, в то время как среди специалистов различного уровня такое мнение разделяет каждый пятый.

В 2008–2014 гг. на каждые девять созданных в экономике рабочих мест приходилось 10 ликвидированных; по отраслям чистый прирост рабочих мест показали только торговля, финансовые услуги и сектор госуправления (включая оборону).

 Влияние факторов, вынуждающих сокращать или реструктурировать государственные расходы, нарастает, а возможности получения более высоких доходов в частном секторе сокращаются, констатируют эксперты Всемирного банка.

При этом россияне отводят государству ключевую роль в защите населения от экономических проблем и обеспечения дальнейшего роста доходов, но теперь государству вряд ли удастся эти ожидания оправдывать, заключают они. 

Сейчас ситуация даже хуже, чем в 90-е, оценивает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева: тогда за счет роста частного предпринимательства или сектора НКО население могло выживать, а теперь государство определяет, где и сколько рабочих мест создается, и возможностей у людей значительно меньше.

Видео: Всеволод Ию из Приморского края, глава Чкаловского сельского поселения с речью на экономическом форуме.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/novosti/krizis-ne-zametilo-bolshinstvo-silovikov-i-chinovnikov

Кризис-копилка

Чем глубже кризис — тем хуже торговля. Особенно глобальный кризис подкосил продажи автомобилей — теперь в России покупают вдвое меньше машин, чем в прошлом году.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продаже новых автомобилей в России в январе-апреле. По данным АЕБ, за четыре месяца они упали на 44%, а за апрель — сразу на 53%. Фактические продажи составили 525,8 тыс. и 135,7 тыс.

машин соответственно. Лидером рынка в январе-апреле и по итогам месяца стал российский бренд Lada, а из иномарок — американская Chevrolet. За ней следуют Ford, Nissan и Hyundai. Таким образом, в апреле российский авторынок установил новый рекорд по объему падения.

Совет

В марте снижение составляло 47%, но рост пошлин на иномарки, укрепление рубля и неуверенность потребителя ведут почти к полной остановке продаж, говорит совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев. Данные за апрель подтвердили опасения дилеров, что авторынок России не спасет даже сезонный фактор (весной продажи обычно оживляются), добавляет он.

Михаил Пак из ИФК «Метрополь» подчеркивает, что в апреле уже более половины марок показали падение ниже среднерыночного. Игорь Пономарев также не ожидал, что «такие бренды, как, скажем Toyota или у Hyundai, упадут быстрее рынка» (на 59 и 71% соответственно).

По его мнению, причина падения японских и корейских брендов в основном объясняется укреплением иены и воны по отношению к рублю.

Прирост в апреле показали всего четыре марки — Volkswagen, Citroen, Seat и Hummer, но все они, за исключением Volkswagen, растут за счет эффекта низкой базы (то есть из-за небольшого объема продаж в 2008 году), отмечает Михаил Пак. Наименьшее падение показали премиальные бренды Audi, BMW и Cadillac — до февраля-марта они демонстрировали рост.

Представитель BMW Ксения Климушина отмечает, что, несмотря на кризис, новая BMW 7-й серии по-прежнему пользуется спросом, а вместе с ней неплохо продаются премиальные внедорожники X5 и X6.

То, что в BMW понимают под массовыми моделями (3-ю и 5-ю серию BMW), продается сложнее, уточняет госпожа Климушина. Продажи Cadillac до апреля росли за счет серьезных скидок (до 500 тыс. руб.

), и эти скидки будут предлагаться еще минимум месяц, говорит представитель марки Роман Скольский.

Самыми продаваемыми автомобилями по итогам апреля стали машины семейства Samara производства АвтоВАЗа. Самой популярной иномаркой — Ford Focus, за ней следуют Renault Logan, Chevrolet Lacetti и Lanos. Однако ни один из этих автомобилей не показал прироста продаж в апреле.

Самое сильное падение было у корейских Chevrolet Lanos и Lacetti и японских Mazda 3 и Mitsubishi Lancer X. Единственной иномаркой, которая в апреле показала прирост, стал кроссовер Nissan Qashqai (его продажи поднялись сразу на 155%), но «эту машину раньше завозили в недостаточном объеме», поясняет Игорь Пономарев.

В целом ситуация на рынке удручающая, и что будет дальше, не совсем понятно, говорит господин Пономарев.

Возможно, летом рынок все-таки оживится, тем более в Москве падение продаж не настолько сильно, как в целом по России (у Genser оно составило примерно 30%).

Скорее, наоборот, у столичного покупателя еще остались деньги, но скоро и Москва перестанет покупать автомобили, возражает господин Пак.

Обратите внимание

Вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян выразил вчера надежду, что продажи «постепенно стабилизируются», но не сказал, когда именно это произойдет. Он отметил, что «ключевым фактором является финансирование продаж», то есть поддержка покупателя субсидиями и премиями.

Сейчас Минпромторг ведет переговоры с автопроизводителями и Минфином о расширении перечня автомобилей, которые будут продаваться населению в кредит со ставкой, субсидированной федеральным бюджетом.

Если сегодня эти субсидии распространяются на автомобили не дороже 350 тыс. руб., то теперь может быть принято решение о включении в программу более дорогих машин, говорит один из федеральных чиновников.

Он добавляет, что такое решение может быть принято в течение двух недель.

Источник — «Коммерсант»

Новости кризиса: текущая ситуация в России кризис и автомобили, кризис и продажи автомобилей, падение продаж

Источник: http://Krizis-Kopilka.ru/archives/2103

Ссылка на основную публикацию