Увеличение объёмов производства в рф зафиксировали «автокомпонентщики»

Локализация является фактором успеха иностранных автопроизводителей

Чем больше доля сборки на территории России у иностранного автомобильного бренда, тем успешнее его продажи в нашей стране.

Согласно свежим данным, обнародованным PwC, пять самых продаваемых в России иномарок за шесть месяцев 2014 года (KIA New Rio, Renault Duster, VW Polo, Nissan Almera, Renault Logan) на 100% собираются в России.

75% автомобилей из топ-20 моделей по итогам продаж в первой половине 2014 года собираются в России.

В Тульской области началось строительство автозавода Great Wall

«Для того, чтобы быть успешным на российском рынке, особенно в условии ослабления рубля, крайне важно локализовываться в России.

Это нужно для контроля цен, логистики, объемов производства.

Обратите внимание

Значительный объем продаж локализованных автомобилей в первую очередь обусловлен их ценовым преимуществом по сравнению с импортируемыми иномарками», — говорит Сергей Литвиненко, директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC.

На карте России уже четко сформировались автомобильные кластеры. Их -11 (Калининград, Санкт-Петербург, Москва, Калуга, Нижний Новгород, Елабуга, Ижевск, Ульяновск, Тольятти, Владивосток, Черкесск). Крупнейшие — Тольятти (1100 тыс. автомобилей в год; Renault- Nissan -АвтоВАЗ), Санкт-Петербург (550 тыс.

автомобилей в год; Ford, Toyota, Nissan, GM, Hyundai), Калуга (300 тыс. автомобилей в год, PSMA, Volkswagen), Москва (190 тыс. автомобилей в год, Renault), Нижний Новгород (130 тыс. автомобилей в год, Volkswagen). Мощность российского производства легковых автомобилей составляет 3 млн штук в год. Эту цифру формируют российские и локализованные автопроизводители.

В течение ближайших пяти лет, по прогнозам PwC, мощности могут превысить 3,8 млн автомобилей в год. «Уровень производства в 3 млн автомобилей в год соответствует 65-процентной загрузке мощностей заводов. Есть существенный запас для роста. По нашей консервативной оценке, к 2020 году мощности увеличатся на 800 тыс. автомобилей.

С учетом текущей динамики продаж это существенный рост для отрасли», — говорит Сергей Литвиненко.

К 2020 году автопром Китая обеспечит треть продаж на мировом рынке

На сформировавшиеся автокластеры ориентируются производители автомобильных компонентов. Именно туда стремятся «автокомпонентщики», которые еще не пришли в Россию.

Таких немного, но они есть, и автозаводы в них очень нуждаются. Из большой двадцатки мировых лидеров производителей автокомпонентов большинство уже в России. Это Continental, Bosch, Magna, Bridgestone, Hyundai Mobis, Johnson, Control, Faurecia, Michelin и др.

Затраты на логистику для них очень важны.

Одной из ключевых проблем российской автомобильной индустрии является структура «автокомпонентщиков» второго-третьего уровня. Сегодня большинство из них представлено российскими компаниями. Качество их продукции не всегда удовлетворяет производителей иномарок. Многие локализованные заводы озадачены решением этого вопроса.

Базирование производства некоторых автокомпонентов в России сегодня затруднено, что ограничивает максимальный уровень локализации иностранных брендов

Важно

Базирование производства некоторых весомых компонентов автомобиля в России сегодня затруднено, что ограничивает максимальный уровень локализации иностранных брендов. «Локализация электроники в России пока невозможна. Особенно — электроники для автомобилей класса люкс и среднего класса.

Многие автозаводы начинают с локализации более простых компонентов, одни из последних этапов отечественной сборки — двигатель, электроника и штамповка. Сегодня автопроизводители, которые достигли существенного уровня локализации, активно работают над вопросом привлечения партнеров в части штамповки.

Мы ожидаем большого всплеска этого рынка», — говорит Литвиненко.

Китайский Lifan откроет автозавод в Калужской области

Большинство российских автомобильных производств не может «в одиночку» обеспечить необходимый объем производства для локализации некоторых важных компонентов. Из крупных игроков только АвтоВАЗ и Фольксваген имеют производственные мощности намного больше, чем 200 тыс. автомобилей в год.

Поэтому производители автомобильных компонентов, которые приходят в Россию, примыкают к регионам, смежным с автокластерами. Они пытаются ориентироваться на работу сразу с несколькими автопроизводителями. При этом власти многих регионов — соседей автокластеров начинают активно поддерживать инвесторов и небольших производителей автокомпонентов второго-третьего уровня.

Речь идет о компаниях стоимостью до 10 млн долл.

Большинство иностранных автоконцернов подписали с российским правительством соглашения о промсборке: некоторые из них продолжают работать на условиях прежней редакции (2005 года), но крупнейшие игроки работают по новым соглашениям 2011 года, предусматривающим больший объем производства и более высокий уровень локализации.

В период с 2018 по 2020 год истекает срок действия большинства соглашений о промышленной сборке, после чего сниженные таможенные пошлины больше не будут обеспечивать дополнительное преимущество локальным производителям.

В этот период локальное производство может быть более выгодно, чем импорт, только в случае достаточно больших объемов производства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне.

«Мы понимаем, что после того, как будут снижены таможенные пошлины, для некоторых из производителей иномарок существует вероятность, что импорт авто будет наиболее привлекателен. И это очень серьезный риск, который существует в отрасли. 2018-2020 годы — сложный и важный период для всей российской автомобильной индустрии», — считает эксперт PwC.

Источник: https://rg.ru/2014/08/26/avtoprom.html

Дилюс Шавалиев: «От господдержки еще никто не бежал!»

Куратор программы «Лизинг-грант» о том, почему она сдувается и стоит ли верить «консалтерам», обещающим гарантированный выигрыш

Несмотря на кризис, в этом году в Татарстане количество субъектов МСП увеличилось: на конец 2015 года их было 137,5 тыс., а за первый квартал 2016-го статистика показывает 142,2 тысячи.

Об этом сообщил руководитель центра поддержки предпринимательства РТ Дилюс Шавалиев в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».

Совет

Он рассказал о реализуемых программах и перспективах поддержки предпринимательства.

Дилюс Шавалиев

ЗАЯВКИ ПО «ЛИЗИНГ-ГРАНТУ» ПРИНИМАЮТСЯ ТОЛЬКО ДО 17 АВГУСТА

Дилюс Расимович, давайте начнем с актуального вопроса: «Почему так долго тянули с программой поддержки МСБ в этом году? Денег в РТ совсем нет или из Москвы помощи ждали? И чего дождались?» (Ильхам Т.)

— В принципе, задержки никакой нет. «Лизинг-Грант» ─ это одно из составляющих комплекса мер поддержки. Большая часть мероприятий работает круглогодично: микрозаймы, поручительство гарантийного фонда и т. д. Но, безусловно, это все связано с приходом денег, в том числе федеральных.

В этом году министерство экономического развития РФ провело конкурс раньше, чем это было в прошлые годы, — уже в апреле были обнародованы результаты. Раньше соглашения подписывались осенью, в сентябре. В прошлом году крайний срок был 15 августа, в этом году — 15 июля. Таким образом, после подписания соглашения мы получаем федеральное финансирование. И на сегодня все соглашения подписаны.

Понимая, что в этом году МЭР РФ выделит деньги раньше, мы решили не разделять проведение мероприятий «Лизинг-Грант» на две части, а провести конкурс по всей сумме за один раз. Заявки на конкурс принимаются с 18 июля по 17 августа.

— Но все-таки сельские предприниматели, которые весной получали «Лизинг-Грант», успевали в летний сезон что-то убрать с помощью полученного оборудования, а теперь получается, что они улетают в начало следующего года.

— Они покупают технику, основные средства, которые рассчитаны на эксплуатацию не одного года, а 5 — 10 лет.

─ Понятно, просто они хотели сразу отдачу получить, а сейчас будут платить по «Лизингу», а отдачи еще нет.

— Как показывает практика, после того как они выигрывают «Лизинг-Грант», у них начинается работа с лизинговыми компаниями: пока они подпишут договоры, оформят свои взаимоотношения с поставщиком, произведут поставку…

И эта техника приходит после конкурса месяца через два.

Хочу пояснить: для конкурсантов год реализации проекта — следующий год, а не текущий, поэтому проект они будут реализовывать в следующем году и отчитываться будут по показателям следующего года.

─ Что должны предоставить вам предприниматели для участия в конкурсе «Лизинг-Грант»?

— Все как обычно. Ежегодно участвующие в конкурсе предприниматели нам подают заявки в бумажном виде. В этом году мы решили ввести новшество и попробовать принимать заявки в электронном виде ─ через сайт фонда поддержки предпринимательства.

Предпринимателю необходимо завести личный кабинет, загрузить сканы заполненных документов. Мы их оперативно проверим и сообщим о недочетах, в случае если они будут выявлены.

Предприниматель сможет быстро все исправить, не приезжая лишний раз в Казань, как это было раньше.

Пока это будет работать в пилотном режиме, и если наши начинания пойдут в положительном русле, то закрепим возможность подавать заявку и документы в электронном виде в нормативных документах. А пока мы проверяем документы, пришедшие в электронном виде, сообщаем о возможных ошибках.

Но все-таки один раз предпринимателю приехать придется, чтобы подать заявку лично, потому что по нормативам мы должны принимать заявки в бумажном виде, листы должны быть пронумерованы и так далее.

Обратите внимание

Если этап «Лизинг-Гранта» пройдет с такой возможностью хорошо и предприниматели будут этим вариантом пользоваться, то, конечно, мы будем реализовывать это начинание дальше.

Читайте также:  Тюнинг ваз-2109

СОВЕТЫ ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЯМ

─ Что нужно еще знать предпринимателям по «Лизинг-Гранту»?

— Можно дать несколько советов. Бывает так, что предприниматели откладывают подачу заявки на последний день, а мы даем 30 календарных дней на предоставление заявок. Обычно основная часть предпринимателей приносит заявки в последние два дня.

Если предприниматель приносит заявки в начале срока, то мы имеем возможность оперативно проверить, сообщить обо всех ошибках, вернуть документ, они могут ошибки исправить и спокойно идти на защиту перед комиссией.

А когда основной вал идет в последние два дня, под 300 заявок в день, то у предпринимателя нет времени исправить ошибки и переподать заявку.

— А если с неисправленными ошибками приходят на комиссию?

— По формальным признакам проверкой называется наличие полного комплекта документов. Допустим, среди комплекта документов должен лежать устав. Если устава нет, мы эту заявку не должны рассматривать. Это же как пакет документов для получения паспорта.

Это был первый совет — подавать заявку как можно раньше. Второй совет — очень много приходит сигналов и от наших предпринимателей, что есть недобросовестные консалтеры на рынке, которые обещают предпринимателям гарантированный выигрыш на конкурсе и за это просят вознаграждение в размере 10 — 15 и даже 50 процентов от суммы выделенной субсидии.

Мы, конечно, реагируем на такие сообщения, звоним им, делаем предупреждения. Поэтому я рекомендую ни в коем случае с такими консалтерами не связываться, а если вы вступили с ними в переговоры, предложите им закрепить это обещание в договорном порядке, где у вас будут обговорены условия в случае невозврата.

Пусть они вам эти проценты компенсируют, и посмотрите, как они на это будут реагировать.

— То есть с уважаемыми членами комиссии эти консалтеры никак не связаны?

— Ни в коем случае. Просто из-за незнания или из-за того, что хотят выиграть, люди идут на такие сделки. Мы призываем на сделки вообще не идти.

Есть нормальные консалтинговые компании, которые готовят документы, если предприниматель не хочет сам собирать документы или не владеет внутри своей бухгалтерии какими-то цифрами.

И консалтинг делает это за небольшие деньги — 10 — 15 тысяч рублей. В принципе, это нормально.

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/319557

Алексей Пахоменко, генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» («АВТОСТАТ»)

Как чувствуют себя сегодня производители автокомпонентов, решившие построить производства в ОЭЗ «Тольятти»? Повлиял ли на их планы экономический кризис в России, валютные скачки и ситуация с падением продаж на авторынке? Кто из них, несмотря на сложную экономическую и геополитическую ситуацию в стране, готов в 2015 году справить новоселье? На эти и другие вопросы корреспонденту «АВТОСТАТ» ответил генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Алексей Пахоменко.

— Алексей Владимирович, когда в 2013 году на территории ОЭЗ «Тольятти» в торжественной обстановке закладывался первый камень в строительство нового завода «Джей Ви Системз», много говорилось о том, что данное производство будет «якорным», то есть привлечет и других производителей автокомпонентов.

Что происходит с этим строительством сейчас? Информация в СМИ довольно противоречива – сначала писали о подрядчике («Автозаводстрой»), который почему-то отказался продолжать строительство, потом заговорили об уходе GM с российского рынка и о том, что после этого ухода в этом проекте вообще отпала необходимость…

— Ситуацию внутри «Джей Ви Системз» (дочерняя компания GM-АВТОВАЗ) и взаимоотношения заказчика с подрядчиком я комментировать не буду, поскольку это в компетенции сторон. Но сам проект продолжает жить. Я пользуюсь в этой части только открытыми источниками. Да, в проекте есть проблемы, и они озвучены.

Но также озвучено, что компания GM, уходя из России, оставляет за собой право собственности в GM-АВТОВАЗ, и текущее производство будет продолжено. Напомню, что GM является в GM-АВТОВАЗ равноправным соучредителем вместе с АВТОВАЗом. Активную поддержку проекту создания нового поколения CHEVROLET NIVA оказывает Правительство и лично губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин.

Поэтому мой вывод достаточно простой – проект продолжает жить и будет реализован.

— Больше ни один резидент «ОЭЗ Тольятти» не пострадает от изменения в сроках запуска этого проекта? Скажется ли это изменение на развитии данной промышленной зоны в целом?

— «Джей Ви Системз» — действительно наш якорный резидент, он имеет самый большой объем инвестиций, и мы ожидали и ожидаем, что под его проект придут поставщики. Но пока напрямую с ним была связана только одна компания – «АЗ Пауэртрэйн» (Индия).

Это компания, которая заявила свой проект по созданию двигателей для легковых автомобилей. Остальные производители автокомпонентов в ОЭЗ завязаны на альянс Renault — Nissan — АВТОВАЗ и на других потребителей.

Важно

Особенно подчеркну, что практически все автокомпонентщики, которые к нам пришли, не являются поставщиками только Альянса. Они являются также поставщиками крупных производителей, находящихся на территории РФ.

Более того, у некоторых резидентов доля Альянса в пакете заказов либо равна доле основных покупателей, либо меньше. То есть здесь происходит определенная внутриотраслевая диверсификация, и мы этому рады.

И если один производитель потеряет объем продаж по каким-либо причинам, у наших поставщиков есть возможность перераспределить пакет заказов так, чтобы оставаться устойчивым и соблюсти интересы производства. Некоторые из заявленных резидентов нашей ОЭЗ будут иметь экспортные поставки. У нас есть компании, которые ориентированы не только на внутренний российский рынок, и мы считаем, что это просто здорово.

— Когда вы говорите об экспорте, речь идет о наших ближайших соседях — бывших республиках Союза?

— Нет, о Европе. Платформа B0 универсальна, и определенные ее элементы производятся в одной стране, но сборка может осуществляться в разных местах.

Поставляя автокомпоненты на заводы альянса Renault — Nissan — АВТОВАЗ либо других глобальных производителей, компания имеет возможность отправлять свою продукцию как на российский рынок, так и на внешний.

Это будет одна и та же технически выполненная деталь, но с точки зрения рынка у нее будут разные покупатели, а соответственно и разная выручка, обеспечивающая устойчивое положение и развитие компании.

— Сколько компаний из заявленных 16 резидентов ОЭЗ предполагают заниматься выпуском автокомпонентов? Чье производство стартует в 2015 году?

— На сегодняшний день основная часть резидентов специализируется на производстве автокомпонентов –12 компаний из 16. Одна из компаний – «Нобель Автомотив Русиа» (Турция) – уже ведет производство с августа 2014 года.

У нее, кстати, очень диверсифицированный пакет заказов (топливопроводы, стеклоомыватели, гибкие тросы, каркасы сидений, пружины для узлов двигателя — авт). Следующим у нас будет «Сие Аутомотив Рус» (Испания). В 2015 году планируют запуск еще четыре производителя автокомпонентов.

По срокам мы предполагаем второе полугодие, конкретные даты будут зависеть от ситуации на авторынке.

— Расскажите немного по каждому из тех автокомпонентщиков, кто готовится к старту – в какой стадии запуска находятся и с какой продукцией выходят на авторынок.

— В этом году стартует «СИЕ Аутомотив Рус» (литые алюминиевые детали для двигателей) – на участке уже полностью построен производственный корпус, завезено и смонтировано оборудование. Во 2-м квартале этого года ожидается запуск данного производства в тестовом режиме.

Производственные корпуса уже построены у компаний «Эдша Тольятти» (петли дверей, капота, багажника, ограничители открывания дверей, рычаги ручного тормоза), «Хай-Лекс Рус» (тросы для системы управления стеклоподъемников) и «Атсумитек Тойота Цусе Рус» (механизмы выбора передач МКПП и АКПП).

Совет

Эти резиденты планируют запустить заводы в 3-м квартале. Компания «МАНН+ХУММЕЛЬ Тольятти» (воздушные фильтры, впускные модули) начала стройку позже, и запуск производства ожидается ближе к концу года.

За процессом строительства всех наших резидентов можно проследить на нашем сайте в разделе «Фотогалерея» — он регулярно пополняется новыми фотографиями.

— Когда «ОЭЗ Тольятти» только создавалась, перед нею ставилась задача помочь городу Тольятти уйти от приставки «моногород», то есть начать развивать промышленность, не связанную с выпуском автомобилей.

— Что касается других компаний, которые не имеют отношения к автокомпонентам – у нас их пока не так много, но с каждым годом становится все больше.

Это и «Озон Фарм» с проектом из фармакологической отрасли (выпуск лекарственных препаратов), и «Праксайр Самара» (США) – завод по заправке емкостей промышленными и специальными газами.

Это и «Тольяттинская бумажная фабрика», которая занимается переработкой макулатуры в картон. Есть у нас еще кое-какие мысли по поводу компаний, которые могли бы прийти из неавтомобильной отрасли.

Читайте также:  Список самых популярных моделей skoda в россии

— Речь идет уже о второй очереди заполнения ОЭЗ?

— Речь идет о донаполнении первой очереди – у нас там остались небольшие резервы, что называется, «самые вкусные куски». И конечно, мы уже думаем о второй очереди. Наш основной приоритет – строить инфраструктуру, параллельно заполняя площадку производствами резидентов.

Таким образом достигается максимальный экономический эффект: государство только-только успело вложить средства, но уже вместе с ним вложил свои средства инвестор.

И в этом году мы впервые вышли на окупаемость: на 1 рубль государственных средств мы привлекли 1рубль 35копеек инвестиций со стороны.

— Мы можем как-то сравнить этот ваш показателем с теми, которые на данный момент есть в других ОЭЗ? Хочется понять, какая из ОЭЗ развивается активнее.

— Данные о других ОЭЗ можете поискать в их годовых отчетах. Я сравнивать не буду. В первую очередь потому, что все мы находимся на разных этапах развития проекта. При этом сравнивать корректно можно только с промышленно-производственным зонами. Таких в России всего шесть действующих.

Недавно, правда, вышли постановления Правительства об открытии двух новых, но понятно, что они для сравнений пока не годятся. Так вот, из шести две являются нашими рулевыми и «старослужащими», если использовать армейскую терминологию – это ОЭЗ в Липецке и в Татарстане. Они образованы в 2005 году, а соответственно, имеют большее развитие, чем мы.

Две других – это «Титановая долина» и наша ОЭЗ «Тольятти» – образованы в 2010 году. Оставшиеся две — в Калуге и Пскове, – образованы в 2012 году. Любой проект имеет свою определенную этапность. То есть, если нас сравнивать с «Алабугой» (Татарстан), то надо брать состояние их зоны на 2010 год. Если же сравнивать с «Титановой долиной» – можно брать текущие показатели.

Обратите внимание

При этом все ОЭЗ находятся в управлении головной компании, и все мы – как дружная семья. Мы поддерживаем друг с другом тесный контакт, особенно помогают «старшие братья» — «Алабуга» и «Липецк». Если бы такой возможности общения и взаимопомощи не было, мы бы наделали ошибок.

Вторым всегда легче… Нам было легче и потому, что тот же Татарстан, развив ОЭЗ «Алабуга» так широко и ярко, изменил восприятие ОЭЗ в лучшую сторону. Все начали понимать, что слово «зона» звучит неплохо, и что деньги уходят не в никуда, а в конкретные проекты.

— Скажите, а это не ошибка – что в тольяттинской ОЭЗ уклон в целом получился все-таки в автомобильную отрасль?

— Представьте на секунду, что вы лично принимаете решение о развитии промышленной зоны. Вы вышли в чистое поле, вам дали все необходимые ресурсы. При этом собственник (государство) вас предупредил: новые рабочие места, увеличение налоговой базы должны быть обеспечены в кратчайший срок.

В ваш проект готовы инвестировать производители автокомпонентов, каждый из которых представляет глобальные холдинги, включающие не только автомобильный дивизион, но и другие направления. И, получив положительный опыт в локализации автокомпонентных производств, они готовы разместить тут иные направления деятельности. И у нас нет причин отказывать им в этом.

Задача диверсификации производства не решается в один день: шаг за шагом укрепляется доверие между партнёрами и расширяется производственная деятельность. Когда мы приводили сюда первых потенциальных резидентов и показывали им поле, обещая, что здесь будет «город-сад», многие не верили и говорили: «Мы, может быть, зайдем к вам, только попозже».

Теперь мы уже показываем действующее производство и еще семь, которые запустятся в этом году. Именно на этом этапе растёт интерес инвесторов из других отраслей, что и подтверждается практикой.

— О каком количестве работников идет речь при запуске этих семи предприятий в 2015 году?

— Проведу параллели с «АвтоВАЗом». Когда он только строился, многие, имея дипломы инженеров в кармане, месили бетон, а затем занимали должности в соответствии с квалификацией. Примерно то же самое происходит сейчас и у нас. Есть огромная потребность в строительных профессиях, и потому созданы временные рабочие места.

Кроме того есть рабочие места на действующем производстве и у резидентов, которые готовятся к запуску. В целом по этим направлениям трудоустроено около 2 000 человек. Впоследствии будут сокращаться временные рабочие места, они будут превращаться в постоянные.

Пока, к сожалению, желающих трудоустроиться больше, чем предложенных рабочих мест, связано это с общей экономической ситуацией и темпами сокращения персонала.

Источник: https://www.autostat.ru/interview/20964/

Алексей ПАХОМЕНКО: «Привлечение инвестора

Осенью на границе Ставропольского района и Тольятти начнется строительство Особой экономической зоны промышленно-производственного типа.

Сегодня филиалом ОАО «ОЭЗ» ведутся подготовительные работы по подготовке площадки.

О процессе подготовки, первых объектах, которые будут построены на территории ОЭЗ, работе с потенциальными резидентами рассказал руководитель филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской области Алексей Пахоменко.

— Сегодня две компании — «ТПВ РУС» и ЗАО «Полад» с проектом «Железный поток» — являются резидентами ОЭЗ. Чем сейчас занимаются эти компании? Начали ли они уже строительные работы на территории ОЭЗ?   — Обе компании находятся в стадии подписания соглашения с Минэкономразвития России.

Важно

Это документ, который регулирует отношения инвестора с государством, где очень подробно определены обязательства сторон. Что касается возможности резидентов приступить к строительству, то к концу года, примерно в октябре-ноябре, они смогут начать работы. То есть параллельно строительству самой ОЭЗ.

На данном этапе компании ведут проектирование, подбор типовых проектов и привязку этих проектов к существующей площадке.

  — Какую работу по подготовке площадки зоны ведет филиал ОАО «ОЭЗ» в Самарской области?

  — В настоящее время нами проводится работа по организации конкурсов на проектирование различных объектов площадки, параллельно идет работа по разработке этих проектов. Основным документом, регламентирующим порядок проведения работ, является перечень объектов строительства, где по пунктам и датам разложено финансирование каждого из этапов. Этот перечень подготовлен и находится на согласовании в правительстве Самарской области и министерстве экономического развития Российской Федерации. На весь спектр работ, которые предусмотрены перечнем, будет развернуто проектирование. Это более десятка конкурсов. Сейчас увеличен штат филиала, под эти задачи мы набрали высококвалифицированных специалистов. Нам предстоит в ближайшее время подготовить значительный пакет конкурсной документации.

  — Какие конкурсы по проектированию объектов на территории ОЭЗ уже проведены?

  — На сегодня мы провели два конкурса. Один из них, на проектирование ограждения и других видов работ, которые мы начнем уже осенью, выиграла тольяттинская компания и уже приступила к выполнению первой части проектных работ. Второй конкурс, по разработке проекта инженерной инфраструктуры ОЭЗ, к сожалению, не состоялся и будет проведен повторно. Несостоявшийся конкурс не меняет наших графиков. В октябре мы будем иметь достаточно нужной проектной и разрешительной документации, чтобы выйти на площадку. Мы намерены за осенне-зимний период установить часть основного ограждения, что для нас крайне важно, так как это одно из требований федеральной таможенной службы для осуществления организации режима свободной таможенной зоны. Затем мы проложим временные дороги, проведем нужное профилирование площадки и разбивку на участки, а также подведем и обеспечим площадку временным энергоснабжением. Вот краткий перечень работ, которые будут выполнены до первого снега. А работу по установке ограждений мы продолжим даже тогда, когда наступят морозы, это нам позволяет технология.

  — Сколько всего средств будет потрачено на строительство Особой экономической зоны в этом году?

  — В этом году по перечню планируется заключить контракты на сумму 409 млн рублей, выделенных из разных уровней бюджетов. Эти средства будут направлены на проектные работы, организацию подготовительных работ, о которых я сказал, и начало строительства ограждений.

  — Возникают ли какие-то проблемы в процессе подготовки площадки для строительства ОЭЗ?

  — У нас есть одна проблема. К сожалению, активность наших строительных организаций в участии в проекте низкая, что очевидно на примере несостоявшегося конкурса. Соответствующие выводы сделаны. На уровне специалистов и ответственных за организацию строительства проведено совещание, и все претензии названы. Но это большая проблема, если компании, которые представляют строительную отрасль, не готовы к развитию подобного рода проекта. Поэтому я призываю все строительные компании активно участвовать в процессе создания ОЭЗ. Вся информация есть на сайте ОАО «ОЭЗ», телефоны нашего филиала всегда доступны. Если есть вопросы, мы готовы ответить. Я считаю, что яркие представители строительной отрасли Самарской области должны в этих процессах не просто принимать участие, а лидировать.

Читайте также:  Амнистию могут объявить для россиян, нарушивших пдд

  — Как вы считаете, достаточно ли будет ресурсов строительных компаний Самарской области, чтобы справиться с задачами по строительству ОЭЗ?

  — Все компании, которые будут участвовать в этом процессе, отбираются на конкурсной основе. И я надеюсь, что наши компании будут достаточно компетентны и конкурентоспособны в этих процессах. Мы заинтересованы в том, чтобы это были именно местные предприятия. Во-первых, это ведет к созданию новых рабочих мест, что социально значимо для региона в целом. Во-вторых, нам проще работать с местными компаниями: мы можем решать оперативные вопросы здесь, на месте, и это всегда удобно заказчику, поскольку скорость принятия решений кратно увеличивается. Но в любом случае, все будет определять конкуренция.

  — Как проходит работа по привлечению резидентов на территорию Особой экономической зоны?

  — У нас очень интенсивно проходят летние месяцы, поскольку мы проводим большое количество встреч с представителями компаний — потенциальных резидентов. Так, в середине августа состоялись встречи с тремя крупнейшими немецкими компаниями: Schaeffler Gruppe, Mubea, и в очередной раз площадку ОЭЗ посетили представители компании BOSCH. Также мы начали переговоры со специалистами автокомпонентного подразделения японской компании Hitachi. В основном, они ориентированы на поставку автокомпонентов для альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ. Идут переговоры с немецкими компаниями HELLА и OKE Automotive. HELLА рассматривает возможность организации здесь производства светодиодных фонарей уличного освещения. Это будет старт проекта, впоследствии компания планирует расширить гамму производимых на территории ОЭЗ продуктов. Мы ожидаем, что к концу года по этой компании будет какая-то ясность. OKE — автокомпонентщики, они производят пластиковые профили для автомобилей и сидений, и мы надеемся, что у них может сложиться альянс с группой «ТПВ РУС», производящей сиденья. Таким образом мы уже получим первую производственную связь на территории Особой экономической зоны. Кроме того, у нас активно идут переговоры с американской компанией Federal Mogul, эстонским предприятием Norma-Autoliv, французской компанией Valeo, испанским производителем Gestamp и т.д. Список можно продолжать. С каждой из компаний у нас достигнуты определенные договоренности. Многие из них имеют высокую степень готовности участия в проекте и решение будут принимать осенью либо до конца этого года. Конечно, нам хотелось бы, чтобы эти процессы шли быстрее, но время обсуждения на корпоративном уровне решения об инвестировании в развитие бизнеса в России занимает очень длительный период.

  — Gestamp достигла договоренностей с «АвтоВАЗом» по увеличению объема заказов?

  — На заводе была встреча, завод пока не имеет возможности представить запрашиваемые объемы. Тем не менее, компания разворачивает производство на площадке в Тольятти за пределами ОЭЗ. Сейчас они располагаются на заводе автокомпонентов вблизи «АвтоВАЗа». При этом Gestamp выполняет все необходимые шаги для получения статуса резидента. В частности, зарегистрировано юридическое лицо на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, что является первым шагом. Как быстро эти процессы пойдут, зависит от ситуации на рынке и от возможностей «АвтоВАЗа» по увеличению заказов для этой компании. Очень интересные намерения у компании MAHLE — крупнейшего мирового производителя компонентов для автодвигателей. Если у этой компании, так же как и у Gestamp, получится до конца года достичь определенного формата бизнеса вместе с «АвтоВАЗом», то у нас появится очень серьезный производитель на территории РФ. Производство компонентов для двигателей — весьма наукоемкое, очень технологичное и требует больших инвестиций..

  — Ассоциация предприятий индустрии детских товаров не отказалась от своих планов?

  — Мы не получили от этой компании официального отказа от участия в проекте, они планируют участвовать, но достаточной активности мы не наблюдаем. Поэтому не делаем акцента на этом производстве. Если получится — хорошо. Наши усилия сконцентрированы на компаниях, которые относятся к отрасли машиностроения, — наукоемкие, технологически вооруженные компании, способные к созданию сложных продуктов, которые, в свою очередь, имеют кумулятивный эффект для науки, для создания рабочих мест вокруг производства и формируют нужную производственную базу для страны в целом. Очень интересный пример — это компания BOSCH. Помимо автокомпонентного производства у них есть, к примеру, производство упаковочной техники, которое уже развернуто на территории Тольятти, и мы предложили компании произвести его перемещение. Это технически несложно и могло бы быть первым шагом участия BOSCH в проекте. То же самое касается компании Federal Mogul. У них есть производство на территории Тольятти, и они также могли бы как первый шаг для развития своего бизнеса здесь переместить это производство на территорию ОЭЗ.

  — Как вы думаете, баланс предприятий, работающих в отрасли автомобилестроения и в других областях, сохранится на территории ОЭЗ?

  — Несомненно. Вопросы диверсификации экономики никто не снимал. Нами интересуются много предприятий, работающих в отрасли машиностроения. Но эта отрасль намного шире, чем автомобилестроение. Это производство станков, механизмов, генераторов и т.д. Могу привести в пример корейскую трубопрокатную компанию Hanil, представители которой дважды были у нас. Компания производит трубы разного диаметра, начиная от магистральных газопроводов и заканчивая тонкими трубками с двойной стенкой в основном для автомобильной промышленности. Но эта трубка применяется и в холодильниках, и в сложном технологическом оборудовании. Компания имеет мировой оборот, более 960 млн евро.

  — Почему, на ваш взгляд, компании так долго решают вопрос об участии в проекте Особой экономической зоны?

  — Здесь нельзя упускать из внимания тот факт, что мы говорим о крупных корпорациях, где решения принимаются коллегиально, шаг за шагом, их одобряют на каждой ступени. Не очень крупные производители принимают решения достаточно быстро. Но они не всегда финансово устойчивые, мы этот аспект не снимаем с весов. Нам не нужна массовость, нам нужно качество. Откровенно могу сказать, что все инвесторы — иностранные компании, которые были здесь, заявили: да, это очень интересно. Не было ни одной компании, которая бы не заинтересовалась нашим проектом.

  — Когда, на ваш взгляд, появится первое производство на территории ОЭЗ?

  — Безусловно, те компании, которые уже сейчас являются резидентами, создадут свои производства первыми, поскольку они имеют существенный отрыв по времени. В соответсвии с графиком первое производство должно появиться у «ТПВ РУС». Сейчас производство компании расположено на временной площадке, и в следующем году будет осуществлен его перенос. Вероятнее всего, производство стартует в 2013 году.

  — Если вам пришлось бы давать какие-то советы по организации ОЭЗ, какой бы первый совет вы дали?

  — Мы хоть и сами молоды, но у нас уже есть младший брат в Свердловской области — «Титановая долина». Всего в России четыре зоны промышленно-производственного типа. Это ОЭЗ «Липецк», «Алабуга», которые как наши старшие товарищи относятся к нам с теплотой, что взаимно. Самая главная рекомендация в деле привлечения инвестора — это выполнение взятых на себя обязательств. Здесь нет ничего нового. Нельзя недосказать, нельзя взять обязательства, которые ты не можешь выполнить.  Привлечение инвестора — это же целый конфетно-букетный период. Это долгий, кропотливый, созидательный процесс. Здесь нельзя говорить «Когда?», «Назови дату», «Сколько?». Это как в семье, все отношения должны строиться постепенно, основываясь на взаимоуважении и моральных принципах. Тогда непременно придет и успех.      

  Перспективный проект

  Тольяттинская ОЭЗ ждет резидентов с инвестициями от 3 млн евро     Решение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Ставропольском районе на границе Тольятти было принято 12 августа 2010 года. В этот день премьер-министр РФ Владимир Путин подписал соответствующее постановление о создании третьей в России промышленно-производственной ОЭЗ после Липецка и Татарстана. На создание ОЭЗ будет направлено 13,6 млрд рублей, из которых 7,2 млрд составляют средства федерального бюджета, 800 млн рублей — областного бюджета, 5,6 млрд рублей — внебюджетные инвестиции. Часть средств уже поступила в филиал ОАО «ОЭЗ» для проведения плановых работ.  На территории ОЭЗ будущим компаниям-резидентам будут представлены эксклюзивные государственные гарантии. Так, на первые пять лет резиденты ОЭЗ освобождаются от налога на имущество, земельного и транспортного налога, а налог на прибыль снижается до 15,5%. Кроме того, на территории Особой экономической зоны будет введен режим свободной таможенной зоны. Минимальный объем инвестиций, который должны вложить в проект потенциальные резиденты, составляет 3 млн евро. 

Источник: https://tlt.volga.news/article/125013.html

Ссылка на основную публикацию