Сокращение объемов производства автозаводов больно ударит по ввп россии

Санкции против России ударят по украинской экономике: мнение

20 апреля 2018
09:27

Когда в Великобритании раскручивалось «дело Скрипаля», глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что «мы готовы поддержать мысль премьер-министра Великобритании, что это, вероятнее всего, дело рук Кремля». То есть, собственного мнения у киевских «верхов» нет, они готовы слепо двигаться в фарватере действий и высказываний западных элит, а высылка 13 российских дипломатов с Украины лишний раз подтвердила данный тезис.

«Дело Скрипаля», ставшее формальным поводом для введения новых санкций против России, с оптимизмом восприняли киевские власти.

Президент Петр Порошенко и секретарь Совбеза даже пообещали в ближайшее время синхронизировать украинский санкционный режим с американским.

Однако, как показывает опыт предыдущих лет, вводимые Западом против России санкции бьют бумерангом по экономике Украины.

Обратите внимание

В 2014—2015 годах «патриотические» украинские СМИ отслеживали каждое снижение нефти и рубля, усматривая в этом благо для Украины.

При этом игнорировалась закономерность — девальвация рубля тянула следом за собой девальвацию гривны, а падение цен на нефть приводило к снижению цен на ключевые экспортные позиции Украины, а именно металлопродукцию, железную руду, зерновые.

Отметим, что в 2018 году за 1 гривну дают всего 2,2−2,4 российских рубля против 4-х еще конце 2013 — начале 2014.

Апрель 2018 года стал уникальным в том значении, что впервые гривна проигнорировала падение рубля, спровоцированное новыми санкциями против РФ (хотя ЦБ РФ имеет все возможности удерживать валютный курс).

Пока гривна удерживается за счет того, что Нацбанк Украины начал продавать облигации внутреннего займа под колоссальные 16−17% годовых.

Под такие проценты осуществляется приток спекулятивного капитала с Запада, где кредиты берутся под 2−3% и вкладываются под 16−17% на Украине.

Тем не менее, новый виток девальвации рубля непосредственно отобразится на украинской экономике.

Во-первых, уменьшатся валютные поступления от пребывающих в РФ украинских трудовых мигрантов — именно из России, только по официальным каналам, в 2017 году поступило наибольшее количество переводов «трудовых» денег в размере $ 516 млн. В целом, доходы Украины от трудовых мигрантов, коих по миру насчитывается 5−7 млн человек, уже равны 10% ВВП.

▼ читать продолжение новости ▼

Важно

Во-вторых, выручка украинских экспортеров, работающих на российском рынке, рискует снизиться пропорционально девальвации рубля.

По расчетам украинского экономиста Олега Устенко, исполнительного директора Фонда Блейзера, учитывая удельный вес РФ в структуре украинского экспорта, каждые 10% девальвации рубля снижают в денежном выражении на 1% весь суммарный (мировой) объем украинского товарного экспорта.

Потенциальное снижение украинского ВВП за счет девальвации рубля в годовом измерении может достигнуть 0,5%, а дефицит торгового баланса Украины рискует увеличиться на дополнительные $ 500 млн, что увеличит потребность во внешнем финансировании страны на аналогичную величину. Следовательно, девальвационное давление на гривну возрастет.

В-третьих, инвестиционная активность российского бизнеса, работающего на Украине, будет снижена. Приток прямых иностранных инвестиций в страну будут уменьшен, что усложнит покрытие дефицита платежного баланса за счет относительно устойчивых источников финансирования.

Необходимость увеличения и без того значительной долговой нагрузки на госфинансы станет практически неизбежной. Заметим, что в 2016 и 2017 годах Россия была по-прежнему крупнейшим внешним инвестором в украинскую экономику (в т. ч.

учитывая инвестиции из офшорных юрисдикций, за которыми нередко скрываются представители российского капитала).

Правда, снижение инвестиционной активности российского бизнеса на Украине, до 2014 года служившей таким себе мини-офшором для российского капитала, связано не только с девальвацией рубля.

Ранее уже говорилось о том, что российский бизнес в 2017 году активно распродавал активы на Украине в том числе по политическим причинам — как промышленные, так и финансовые (примечательно, что украинские суды, исходящие из презумпции правоты украинской стороны в хозяйственном споре, периодически выносят вполне предсказуемые решения в пользу украинских заемщиков, не желающих возвращать деньги банкам «страны-агрессора»). Новые американские санкции, затронувшие Игоря Ротенберга и Олега Дерипаску, владельцев ряда компаний на Украине, наверняка подтолкнут данных бизнесменов к выводу активов с территории Украины. Также заметим, что российскому бизнесу с 2014/2015 годов запрещено участвовать в приватизационных процессах на Украине.

Отдельно стоит отметить, что вводимые Киевом санкции против России с 2014 года больно ударили по сектору украинского высокотехнологического машиностроения и привели к утрате значительной части транзитной ренты.

Совет

За последние годы Украина существенно сократила объем автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского транзита, а также объемы транзита нефти и нефтепродуктов через свою территорию, лишаясь нескольких миллиардов долларов в год; кроме того, санкционная конфронтация с РФ практически исключает включение Украины в китайский проект Нового Шелкового пути.

▼ читать продолжение новости ▼

Что касается сектора машиностроения, то одним из первых указов Порошенко сразу после избрания на президентскую должность был указ о запрете поставок в Россию продукции военного и двойного назначения, в том числе, по ранее заключенным оплаченным контрактам, а несколько позже были введены санкции относительно комплектующих из РФ. Как следствие, многие украинские машиностроительные предприятия существенно сократили объем производства либо вовсе простаивают. Отдельные предприятия, которые не могут функционировать без российских комплектующих и российского рынка сбыта, ищут пути переноса производства в соседние страны.

Так, в марте 2018 года в СМИ появилась информация о том, что АНТК имени О.К. Антонова из-за невозможности наладить серийный выпуск самолетов без российских комплектующих ищет пути обхода санкций через Белоруссию.

«Антонов» и Минский завод гражданской авиации № 407 (МЗГА) ведут закрытые переговоры о создании сервисного центра в Минске. В Белоруссии планируется продлевать летную годность, ресурс самолетов АН, проводить сервисное обслуживание, ремонт и сборку самолетов семейства Ан-148/158 с использованием российских комплектующих.

Руководство «Антонова» подтвердило факт переговоров, но отказалось комментировать подробности проекта.

В ту же Белоруссию, на выкупленный Оршанский авиаремонтный завод, руководство запорожского предприятия «Мотор Сич» перевело часть производственных мощностей и персонала, где осуществляет выпуск вертолета Ми-8МСБ для российского рынка.

Примечательно, что порой киевские власти используют оффшорные и посреднические схемы для обхода собственноручно введенных санкций против РФ. К примеру, достоянием журналистов-расследователей стали факты о том, что предприятие «Укринмаш» закупает российские двигатели для БТР-80 через зарегистрированные в Молдавии фирмы.

Характерное заявление сделал депутат Верховной Рады от «Народного фронта», застолбившей за собой нишу «партии войны» на украинском электоральном поле, Дмитрий Тымчук: «Есть выход: либо закупать [военную продукцию] в России, либо нигде.

Нигде — это означает, что ту технику, которая сейчас выходит из строя во время боевых действий, можно не ремонтировать, ремонтировать нечем, нет комплектующих».

В общем-то, приходится констатировать, что экономический прагматизм — эта та категория, коей нынешние киевские власти оперировать отказываются напрочь. Фактически киевские «верхи» усиленно пилят сук, на котором сидели долгие годы, сокращая собственную «кормовую базу». Сменится ли экономическая парадигма по итогам плановых президентских и парламентских выборов в следующем году — посмотрим.

Денис Гаевский, Киев

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2018/04/20/sankcii-protiv-rossii-udaryat-po-ukrainskoy-ekonomike-mnenie

Аналитики: замедление роста ВВП в Европе, США и Китае болезненно ударит по России

Статистическое управление ЕС накануне сообщило о сокращении промышленного производства в странах еврозоны в июне вместо ожидавшегося роста. Эта новость дополнила картину замедления экономики в США и Китае.

Отечественные эксперты говорят о серьезных последствиях такого замедления для России: цены на нефть и металлы в ближайшей перспективе могут резко снижаться, что подорвет экспортный потенциал страны.

Об этом пишет «Независимая газета».

Объем промышленного производства в еврозоне в июне сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим месяцем, свидетельствуют опубликованные вчера данные Статистического управления Евросоюза.

Обратите внимание

Между тем в мае промпроизводство в ЕС выросло на 1,1% относительно апреля и на 9,9% по сравнению с маем 2009 года.

Таким образом, восстановление экономики еврозоны теряет темпы на фоне реализации мер бюджетной консолидации.

Напомним, во вторник представители американской Федеральной резервной системы также констатировали замедление темпов восстановления экономики США в последние месяцы. Еще раньше стало известно о том, что промышленное производство в Китае в июле показало наименьший прирост за последние 11 месяцев.

Как отметили китайские власти, годовой прирост ВВП Поднебесной замедляется — с 11,9% в первом квартале, до 10,3% во втором и до 9,2% в третьем квартале. Китай является одним из крупнейших покупателей сырья — нефти, металлов, а также продовольствия — зерна, сахара и т.д.

В этом смысле замедление роста экономики страны может повлечь за собой снижение цен в глобальном масштабе.

Вчера тревогу по поводу состояния экономики забили и эксперты влиятельной The New York Times.

«Снижение рынка следовало за новостями о замедлении роста экономики и в Соединенных Штатах, и за границей, — отмечается в статье.

— В тот же день Государственный банк Англии уменьшил свой и без того сниженный прогноз по британской экономике». Оптимизм, который испытывал Уолл-стрит всего несколько недель назад, исчез довольно быстро.

По мнению экспертов, ситуация для отечественной экономики складывается крайне опасная. «На наш взгляд, замедление роста экономик США и Китая значительным образом может сказаться на России по причине ослабления котировок сырьевых товаров: нефти, меди, никеля и т.д.

, что, в свою очередь, приведет к локальному укреплению американской валюты до новых максимумов, — полагает специалист департамента торговли и продаж UFS Investment Company Сергей Горев.

— Мы подтверждаем наш прогноз по снижению котировок нефти с текущих уровней в почти 80 долларов за баррель до новых минимальных значений в 2010-2011 годах.

И ожидаем, что в ближайшие 1-2 года цены на нефть снизятся в районе 20-25 долларов за баррель, что вызовет очередную панику среди инвесторов, настроенных на инфляционный вариант развития событий и предпочитающих рискованные активы».

Важно

По мнению аналитика, курс доллара против рубля в 2010-2011 годах продолжит свое повышение и сможет закрепиться выше уровня в 40 рублей за 1 доллар.

«Вероятна очередная волна банкротств как в России, так и в мире в целом, которая будет происходить на фоне сдувания идей о «китайской сказке», которая была вызвана вливанием ликвидности — 50% ВВП Поднебесной, — пессимистично отмечает Горев.

— В ближайшей перспективе мы видим исключительно дефляционный сценарий развития событий, окончание которого можно ожидать лишь в 2014-2015 годах».

Впрочем, ведущий аналитик компании «Олма» Антон Старцев считает, что текущая экономическая статистика не позволяет говорить о заметном сокращении спроса на сырье. «Темпы роста промпроизводства в КНР действительно сократились, но они по-прежнему составляют более 13% в годовом выражении, — отмечает он.

— В США наблюдается замедление экономического роста, но импорт, как следует из данных по внешнеторговому балансу за июнь, увеличивается.

В наиболее неблагоприятном сценарии пауза в глобальном экономическом росте может перерасти в новый спад, что может стать фактором заметного снижения цен на энергоносители и металлы, однако пока нет существенных оснований считать такой сценарий наиболее вероятным».

В свою очередь, руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин поясняет, что российская сырьевая экономика намного острее реагирует даже на незначительные изменения динамики роста экономик развитых стран.

«Это происходит из-за так называемого эффекта хлыста, когда сокращение запасов на каждом этапе переработки ведет к кратному изменению спроса на сырье, — уточняет он.

— Поэтому даже замедление роста в США и Китае может привести к резкому краткосрочному ухудшению ситуации в РФ».

Источник: https://press.try.md/item.php?id=114946

Сокращение объемов производства автозаводов больно ударит по ВВП России

Как сообщают «

В прошлом году автосборочные предприятия иностранных компаний, имеющих производство на территории РФ, а также российские автомобильные заводы сократили объемы выпуска машин на 10%. При этом еще заметнее пострадали импортеры — 24% спада. Количество произведенных грузовых автомобилей уменьшилось на 25,7%, коммерческого транспорта — на 20%.

Больше других в объемах выпускаемой продукции потерял петербургский завод General Motors — «минус» 45%. Всего в 2014 году с конвейера сошло порядка 36 700 автомобилей (а в 2013-м — 67 100 машин).

Производство калининградского «Автотора» упало на 24%.

Завод Nissan, также расположенный в Санкт-Петербурге, снизил объемы производства на 32%, однако падение вызвано не экономической ситуацией в стране, а сменой моделей на конвейере (появились новые поколения седана Teana и кроссовера X-Trail).

Ford предоставлять данные по объемам выпуска продукции в России отказался, как и Volkswagen в Калуге (согласно сведениям источника издания, на заводе немецкого концерна было выпущено около 125 000 машин, что на 17% меньше).

Читайте также:  Фейслифтинговый honda cr-v рассекретили досрочно

Нет информации по различным предприятиям Renault в нашей стране, однако в совокупности они выпустили 213 800 машин, больше на 9,6% по сравнению с АППГ. Калужское предприятие «ПСМА Рус» выпустило 46,2 тыс.

единиц, что на 3% больше, однако заслуга здесь в основном не Peugeot и Citroen, а Mitsubishi.

Нарастить объем смогло предприятие Hyundai Motor Group в Санкт-Петербурге, выпустив 237 000 автомобилей, чему способствовал рост популярности доступных по цене Hyundai Solaris и Kia Rio.

Совет

Кстати, Солярис по итогам января 2015 года обогнал Lada Granta в рейтинге самых продаваемых в России машин.

Представители российского филиала сообщают, что в 2015 году объемы выпуска машин на питерском заводе сократятся на 4% и составят примерно 228 000 экземпляров.

Количество собираемых на черкесском заводе Derways китайских автомобилей марок Brilliance, Haima, Hawtai, JAC, Lifan, Chery и Geely сократилась на 9% и составило в 2014 году 44 600 машин. Вице-президент компании Игорь Кульган отметил, что планы на 2015 год пока не утверждены, по его мнению, правительству РФ необходимо ввести дополнительные антикризисные меры.

Количество ввезенных из-за рубежа автомобилей упало в течение 2014 года на 24%. Из-за прямой зависимости от иностранной валюты, импорт в текущем году может сократиться на 40%. Тот же спад ожидают на рынке дилеры автомобильной продукции.

А автомобильное производство внутри страны, согласно расчетам экспертов, станет меньше еще на 10%. Стоит отметить, что падение авторынка «ударит» по смежным экономическим сегментам — металлургии, нефтехимии, электротехнике, а также производителям стекла, полимеров и резины.

Все это приведет к ожидаемому спаду ВВП, который потеряет около 400 млрд рублей.

Отметим, что в качестве одной из антикризисных мер депутаты предлагают правительству отменить утилизационный сбор для автомобилей экоклассов «Евро-4» и «Евро-5».

Источник: http://auto-feed.ru/sokrashchenie-obemov-proizvodstva-avtozavodov-bolno-udarit-po-vvp-rossii/

Ловушка отсталости

Сейчас импорт в России составляет 25% рынка потребительских товаров и более 50% рынка товаров инвестиционного машиностроения.

В результате необходимое в условиях экономического роста увеличение потребления населения и инвестиций требует соответствующего увеличения импорта.

Увеличение же импорта, как известно, при прочих равных условиях представляет собой вычет из внутреннего производства.

Обратите внимание

Чтобы компенсировать негативное влияние на производство увеличения импорта, необходимо в еще большей степени наращивать экспорт.

Однако в силу низкого технологического уровня производства и недостаточного качества продукции и услуг, производимых в России, единственная возможность наращивать экспорт связана с производством и экспортом энергосырьевых ресурсов.

Другой возможности нет, и в ближайшие годы не предвидится: с 2000-го по 2017 год доля сырья и продукции первичной переработки в российском экспорте не опускалась ниже 87%.

Фактически именно зависимость потребления и инвестиций от импорта и торможение импорта вследствие торможения экспортных доходов, обусловленного прекращением роста цен на нефть, привели к резкому замедлению роста ВВП в 2013–2014 годах.

Последовавший затем спад производства, а также снижение потребления населения и сокращение инвестиций в 2015–2016 годах было вызвано в первую очередь резким сокращением внешнеторгового оборота в результате более чем двукратного снижения цен на нефть.

В 2017 году после повышения мировых цен на нефть удалось добиться увеличения потребления домашних хозяйств на 3,4% и валового накопления на 7,6%. При этом рост ВВП составил всего лишь 1,5%, что было обусловлено увеличением импорта на 17%.

Дальнейшие возможности роста экономики России по-прежнему связаны с увеличением импорта: практически все инвестиционные проекты нуждаются в импортном оборудовании; значительная часть потребления населения, в особенности обеспеченной его части, также связана с импортом.

Таким образом, и увеличение потребления населения, и увеличение инвестиций потребует соответствующего роста импорта.

Важно

Возможности роста импорта, в свою очередь, определяются возможностями увеличения экспорта, которые зависят от мировых цен на сырье и динамики добычи сырьевых ресурсов.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе (пять-семь лет) эту ловушку зависимости экономического роста от импорта преодолеть вряд ли удастся.

Обеспечение приемлемых темпов экономического роста (3,5–4% в год) в этот период возможно только за счет наращивания производства и экспорта энергосырьевых ресурсов, а также за счет перераспределения инвестиционных затрат в пользу секторов с невысокой долей оборудования в технологической структуре капвложений (жилищное и инфраструктурное строительство).

В долгосрочной перспективе уход от импортной зависимости будет возможен только в случае воссоздания в стране собственного высокотехнологичного инвестиционного машиностроения и осуществления соответствующей программы импортозамещения. Масштаб задачи огромный, достаточно сказать, что на рынке станкостроительной продукции доля отечественных станков сегодня не превышает 10%.

В связи с этим уже в ближайшее время необходимы масштабные централизованные закупки по импорту специализированного оборудования для перевооружения ядра машиностроительной отрасли, сопоставимые с теми, какие были осуществлены в начале 2000-х годов для переоснащения материально-технической базы ОПК (этому способствовало увеличение госооборонзаказа с 46 млрд руб. в 2000 году до 136 млрд руб. в 2004-м). Кроме того, планируемая в ОПК конверсия должна быть ориентирована не столько на выпуск потребительских товаров, сколько на производство сложного и уникального оборудования.

Фактически речь идет о необходимости ликвидации технологической зависимости нашей экономики от внешних поставок и реализации в России программы создания современного инвестиционного машиностроения, сопоставимого по своим качественным и количественным характеристикам с инвестиционным машиностроением Германии и Японии.

Источник: https://www.rbc.ru/opinions/economics/28/02/2018/5a9578839a79477d673a8bef

Ввп россии

Заинтересовался сложным и противоречивым вопросом, как ВВП на душу населения в России.

Одни эксперты утверждают, что показатель катастрофически низкий, другие объявляют устойчивую тенденцию роста.

Решил провести сравнительный анализ объективной информации изучив доступные официальные источники. Хочу составить собственное мнение о заявлениях «водолаза» Кудрина, постоянно ищущего дно и бравурных сводках «с полей» про бурный рост экономики.

Общая информация

Внутренний валовой продукт — показатель, рыночной стоимости товаров и услуг за год по отраслям экономики. Считается в национальной государственной валюте. Влияние изменения цен, курса валют, демографических и других факторов диктует производные показатели, рассчитываемые по уровню ВВП.

Сравнивать показатели разных стран наиболее корректно, основываясь на паритете покупательной способности населения. Как сравнивать показатели падения/роста/соотношения:

  1. Сравниваем развитие экономики одной страны по годам, ориентируясь на реальный валовой внутренний продукт.
  2. Уровень жизни в государстве – реальный показатель.
  3. Экономическое развитие государства – ориентируемся по ППС.
  4. Сравнивать уровень жизни в разных странах – душевой валовой продукт по ППС.
  5. Сравнивать страны – валовой продукт в долларах США.

Сейчас страна имеет смешанный тип экономики. В государственной собственности, после глобальной приватизации 90-х остались только стратегические отрасли – энергетика и ВПК. Финансовый сектор, тяжелая и легкая промышленность, горнодобывающий сектор перешел в руки частного капитала.

Посмотрим, Ввп россии по 1990 — 2017 годам в таблице, которая наглядно показывает, «оздоровилась» ли наша экономика в результате реформ.

В России находится тридцать процентов природных ресурсов мира, но падение наблюдается с 1990 по 1997, потом средние темпы роста до кризиса 2009 и очень медленный подъем.

Совет

Эти показатели в группе «выше среднего», но большой минус, основные доходы бюджета – продажа энергоресурсов (газа, нефти). Поэтому рост Ввп россии по годам на душу населения напрямую зависит от мировых цен энергоресурсов. Так утверждают аналитики, есть сомнения, об этом ниже. Проанализируем графики.

Структура Ввп россии по отраслямпоказывает, верить экспертам дело неблагодарное. Если сравнивать данные 2009, 2015 и 2017, можно заметить — доходы страны напрямую не зависят от котировок нефти, газа, стали и алюминия на мировых рынках, как убеждают некоторые аналитики.

Данные 2002

Показатели 2015

Ввп россии 2017

Можем сделать вывод из данных таблиц? Влияние сырьевого сектора имеет тенденцию к устойчивому снижению.

Доходы и распределение

Безработица и бедность сократились в два раза, а реальные доходы выросли почти в полтора раза. Такие темпы 2000 – 2012 годов обусловлены резким ростом цены экспортных энергоресурсов.

В 2015 Российская Федерация по покупательной способности занимала шестое место, по рыночному обменному курсу – двенадцатое. К 2018 показатели существенно ниже. Причина — рост незаконных денежных потоков и теневой сектор экономики, вывоз капитала за рубеж. Итог – треть всех финансов государства в руках 120 человек. Сейчас страна на втором месте по финансовому оттоку денежной массы.

Динамика

Динамика Ввп россиив среднем 3 % в год, показывает резкие подъемы и падения, обусловленные политической ситуацией и мировыми финансовыми кризисами. Утверждения зарубежных аналитиков, рейтинги агентств прогнозируют рост валового внутреннего продукта будет увеличиваться.

Кризисные ситуации, падение цены нефти ниже 40 долларов даст максимально пять процентов снижения внутреннего валового продукта. 2018 — стоимость нефти приближается к 70, поэтому перспективы роста обнадеживающие, учитывая наши позиции в Сирии и Иране.

График Ввп россии за 20 летпоказывает, к 2017 году, несмотря на санкции РФ смогла успешно преодолеть падение 2015.

Поэтому не будем нервничать, читая прогнозы аналитиков «все пропало», без инвестиций Запада добиться хороших показателей возможно.

Структура по секторам экономики

Статистика Ввп россии показывает, распределение по секторам существенно не меняется:

  • сельское хозяйство – в среднем 5 %;
  • промышленность 30 – 32 %;
  • сфера услуг – 60 %.

А доля нефти? Оказывается, меньше 10 %. Возникает вопрос, почему так пугают «нефтяной иглой»? Выяснилось, существует две принципиально разные позиции.

Изучив много сайтов, ориентируясь на политическую направленность сделал вывод, либеральное направление экономики привязывает экономическое развитие к тому, какая цена нефти прогнозируется, что не дает возможности самостоятельно планировать развитие

Обратите внимание

Государство делает ставку на развитие промышленного сектора и ВПК, что зависит от технологий, внутренних ресурсов, правильного планирования, разумных реформ.

Есть шанс переломить негативную тенденцию, рассчитывая на внутренние резервы страны без постороннего негативного вмешательства.

Международные отношения

Доля России в мировом ВВП – сравним по годам.

Как видим, после распада СССР картина неприятная, но к 2011 году, после падения 2000, на один процент доля России выросла. А какие показатели 2017? Неплохо, особенно учитывая ситуацию санкций.

Если продвигаемся к геополитическим позициям СССР, то расстраиваться пока рано.

Сегодня место России по ВВП, информация 2017, тринадцатое, это абсолютный экономический показатель, на душу населения наши цифры огорчают – 72 место, что на одну позицию ниже, чем у Китая.

Внешние долги

Страна с 2016 начала наращивать внешний долг, цифра по расчетам 2018 года составит 15,7 процентов от внутреннего валового продукта, до критических 20 процентов далеко. В 2017 внешний долг составлял 537 млрд долларов, уровень 2015 года – 538 миллиардов.

Заявления Центробанка о рисках возрастающих внешних долгов на фоне сложившейся мировой экономической ситуации — чрезмерная предосторожность.

Источник: http://surzhyk.info/vvp-rossii/

Место России под санкциями в мировой экономике

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Привычными стали заявления, что санкции пошли нам только на пользу, если бы ни они, в Кремле бы никогда не додумались, что нужно поддерживать и развивать отечественное сельское хозяйство, поощрять родного производителя.

Пока власти рапортуют, что санкции сделали нас только сильнее, народ испытывает давление санкционного режима на себе, видя сокращение жизненного уровня и рецессию экономики.

Если по параметру внутреннего производства Кремль рапортует, что мы стали сильнее, то в мировом разделении труда Россия утратила свои позиции.

ВВП РОССИИ

Санкции, сокращение цен на энергоресурсы, ударили по российской экономике. Хотя Росстат и Правительство нашли способы замаскировать падение ВВП, тем не менее скрыть полностью этого не удалось.

Подумать только, страна-наследница одной из двух сверхдержав, богатейшая по природным ресурсам занимает всего 14 позицию в мире, превосходя в десятки раз по природным богатствам и территориям тех, кто ее опередил.

Рис. 1. Десятка стран по ВВП, по данным МВФ

И дело даже не столько в санкциях, сколько в систематической политике сырьевизации страны, ориентации на один фактор роста, который работает в настоящем, в ущерб будущему. Санкции не столько нанесли ущерб, сколько обнажили губительность линии Кремля на сохранение курса стать «энергетической» державой.

Читайте также:  Компания gmc показала обновлённый пикап sierra на фото и видео

ОбЪЕМ ТОРГОВЛИ

Падение внешнеторгового оборота началось с августа 2014 года, чему предшествовало снижение цен на нефть (рис. 2), но учитывая, что какое-то время поставки осуществлялись по заключенным контрактам, экспорт сразу падать не стал. Затем падение внешнеторгового оборота происходит на фоне высокой волатильности рубля и его последующей девальвации (рис. 3).

Рис. 2. Стоимость нефти, по данным Crude Oil

Рис. 3. Курс рубля, по данным ЦБ

В сравнении с досанкционным периодом внешнеторговый оборот сократился на 45%, экспорт и импорт на 46% и 44% соответственно (рис. 4).

Рис. 4. Динамика экспорта и импорта, по данным Росстата

Важно

Сокращение торгового оборота, таким образом, было обусловлено следующими причинами:

— снижением цены на главный экспортный продукт — нефть;

— девальвацией российского рубля, в результате чего рынок стал ориентироваться на товары-заменители, более дешевые по себестоимости;

— сокращением объемов торговли из-за запрета поставок в Россию ряда товарных категорий, в первую очередь технологий двойного назначения и бурового оборудования;

— сокращением продовольствия в результате продовольственного эмбарго.

СТРУКТУРА ТОРГОВЛИ

В Кремле уже пытаются обосновать тезис, что Россия отходит от сырьевой зависимости, доказывая это тем, что доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта снизилась с 71,5% в 2013 году до 58,2%.

Но стоит отметить, что снижение было достигнуто не за счет сокращения поставок, а нефть и газ Россия поставлять стала даже еще больше. Сокращение до 45% от уровня 2013 года обусловлено снижением цены на нефть более чем в два раза. Именно это и привело к перераспределению структурного баланса экспорта.

Что касается импорта, то там в целом сокращение было приблизительно одинаковым в границах 40–50% (рис. 5).

Рис. 5. Отношение экспорта и импорта 2016 году к уровню 2013 года

Такое падение импорта связано в первую очередь с девальвацией рубля, в результате которого внутренний рынок сократил потребление иностранного подорожавшего товара. Хотя в самой структуре импорта практически не изменились доли по товарным группам, хотя в экспорте произошли изменения (Таблица 1).

Таблица 1. Структура экспорта и импорта, по данным ФТС

Минеральные продукты так и превышают половину всего экспорта, а машины и оборудование занимают в экспорте всего 8,6%. Эта доля выше уровня 2013 года, но вот в стоимостном выражении ниже.

Структура импорта практически не претерпела изменений.

Доминирующая статья — машины и оборудование составила 47,2%, то есть почти половину, что доказывает, что Россия остается ориентированной на сырьевой сектор, сохраняя свою импортозависимость в ключевых отраслях.

ПАРТНЕРЫ

И таким приоритетным партнером для России стал Китай, доля которого во внешнеторговом обороте выросла с 10,5% до 14,1%. Доля в экспорте увеличилась на 3%, достигнув 9,8%, в импорте — на 4%.

Теперь на импорт из Китая приходится 20,9% всей продукции.

Совет

С такими показателями пора уже бить тревогу в части импортозависимости от Китая, но Кремль закрывает на это глаза и продолжает заключать все больше контрактов с китайской стороной в ущерб интересам российской экономики.

В целом десятка лидеров по торговому обороту с Россией не изменилась (рис. 6). Однако в стоимостном выражении торговый оборот с каждым партнером сократился.

Рис. 6. Доля во внешнеторговом обороте

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

Второй квартал 2017 года завершился дефицитом платежного баланса в размере $0,3 млрд, хотя консенсус-прогноз Bloomberg предполагал профицит в $3,2 млрд. Отрицательный платежный баланс, который в июле стал еще более дефицитным, был обусловлен быстрым ростом импорта и выплат инвестиционных доходов.

Ухудшение баланса неторговых операций было вызвано превышением выплат инвестиционных доходов за рубеж. Они выросли с $14 млрд до $22,2 млрд, а в РФ — снизились с $10,1 млрд до $6,2 млрд.

Ухудшение динамики платежного баланса свидетельствует о нарастании негативных тенденций во внешнеэкономическом сегменте.

ПОД ЗАПРЕТОМ

Ограничения в торговле с Россией идут по двум направлениям. Первое — это товары, которые России запрещено поставлять странам ЕС, США, Японии в силу того, что они попали в санкционный список.

Это поставки европейских технологий двойного назначения, которые могут быть использованы как в гражданской, так и в оборонной промышленности, технологий и оборудования, необходимых для освоения шельфовых месторождений.

США ввели аналогичный запрет, под который попали детонаторы, программное обеспечение, акустические приборы. Сначала запрещено было заключать новые контракты, потом же под запрет попали и сделки по уже заключенным контрактам.

Обратите внимание

Это так называемое продовольственное эмбарго в отношении стран ЕС, под которое попали седеющие категории продовольствия: мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи, сыры. Запрет продлевался неоднократно, список почти не претерпел изменений, разве что из него исчезли ограничения на поставку семян и мальков.

Под запрет попали отдельные категории продовольствия из Украины и Молдавии.

Из Украины, например, в Россию запрещено завозить сырные продукты, кондитерские изделия производства АО «ПО «КОНТИ» и Компании «АВК», подсолнечник, соевые бобы, кукурузную крупу, спиртные напитки, пиво и пивные напитки производства ПАО «Оболонь», ПАО «Сан ИнбевУкраина», ООО «Украинская дистрибуционная компания», овощные, фруктовые и рыбные консервы, молочную продукцию и молоко, фруктовые соки, в том числе для детского питания и даже картофель. Из Молдавии — продукцию из свинины, ряд фруктов и ягод, вино молдавского производства. С 2015 году правительство приступило к уничтожению санкционной продукции, что, пожалуй, вызвало еще больше вопросов к адекватности кремлевской политики.

Состояние внешней торговли России — это объективный показатель того, как санкции и сопутствующие им явления воздействовали на российскую экономику. Разве наш торговый баланс стал здоровее? Разве мы вышли в мировые лидеры? Стали технологически более продвинутыми? Нет, конечно. Поэтому хватит уже кормить россиян сказками, что «санкции делают нас сильнее».

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Три года под санкциями. Прогнозы, ставшие реальностью

Мифический рост российской экономики в 2017 году

Новые санкции США или авось не будет

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: http://rusrand.ru/analytics/mesto-rossii-pod-sankciyami-v-mirovoy-ekonomike

Налоговый маневр России больно ударит по Беларуси

На прошлой неделе Госдума России во втором чтении приняла законопроект, который позволит провести налоговый маневр в нефтяной отрасли. Из-за этого маневра белорусская казна может лишиться миллиардов рублей. Для страны, считают эксперты, такой поворот событий является крайне нежелательным.

Кремль меняет условия поддержки Беларуси

Несмотря на планы по диверсификации экспорта нефти, пока Беларусь загружает нефтеперерабатывающие заводы исключительно российским углеводородным сырьем. За январь-май этого года на белорусские НПЗ поступило 7,57 млн тонн нефти, и весь этот объем был импортирован из России.

При этом условия получения российской нефти до последнего времени оставались преференциальными — Беларусь могла закупать у России углеводородное сырье без уплаты таможенной пошлины.

Согласно оценкам Всемирного банка, в 2000-е годы размер нефтяной субсидии, получаемой от России, достигал в отдельные годы 10% ВВП Беларуси, но с 2009 года стал снижаться, и в 2016 году составил 4,6% по отношению к ВВП Беларуси.

По оценкам Минфина России, которые в июле этого года были озвучены в Госдуме, российский бюджет сейчас теряет около 3 млрд долларов из-за поставок нефти Беларуси на льготных условиях.

Белорусское правительство ожидает, что ВВП в этом году составит около 60 млрд долларов.

Таким образом, если пользоваться терминологией Всемирного банка, размер нефтяных субсидий, получаемый Беларусью, пока продолжает оставаться в районе 5% ВВП.

Однако в среднесрочной перспективе эта цифра может существенно сократиться. Налоговый маневр в нефтяной отрасли, который одобрила на прошлой неделе во втором чтении Госдума, предполагает, что в 2019-2024 годы вывозная пошлина на нефть в России снизится с 30% до 0% и одновременно будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на величину снижения экспортных пошлин.

Важно

Как следствие, в результате налогового маневра российская нефть для Беларуси подорожает на величину пошлины, которую сейчас наша страна (являясь членом ЕАЭС) имеет права не уплачивать в российский бюджет при импорте нефти.

Чтобы обеспечить эффективность переработки нефти в условиях новых цен на нефть и не допустить быстрого роста цен на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке, Минфин Беларуси сейчас рассматривает сценарий обнуления акцизов на нефтепродукты на внутреннем рынке. Разумеется, это приведет к выпадению доходов бюджета.

Кроме этого, в условиях единого таможенного пространства с Россией Беларусь будет вынуждена отменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Плюс к этому, в 2019 году завершается действие договоренности в нефтегазовой сфере, согласно которым Россия перечисляет Беларуси средства от перетаможки 6 млн тонн нефти.

В результате от действия все этих факторов, вызванных налоговым маневром в России, ежегодные доходы белорусской казны в течение ближайших пяти лет могут сократиться, согласно оценкам Минфина, на 3,8% ВВП.

Таким образом, в результате налогового маневра размер российской нефтяной субсидии, выделяемой Беларуси, может существенно сократиться. Кстати, Москва считает, что пора менять подходы к оказанию поддержки Беларуси и переходить на «счетный» принцип.

Заместитель министра финансов России Илья Трунин, рассказывая депутатам Госдумы в июле этого года о налоговом маневре, обратил внимание, что российская поддержка предоставляется сейчас Беларуси через различные инструменты. 

«Мы от этой поддержки не отказываемся, у нас Союзное государство. Единственное, что условия и объемы этой поддержки не фиксированы: сколько поставили нефти и нефтепродуктов, столько и поставили, какие сложились условия на рынках, такие и сложились. Федеральный бюджет в любых условиях недополучает доходы», — отметил замминистра финансов России, которого опубликовано на видеопортале Госдумы.

При этом он подчеркнул, что в отношениях с Беларусью «необходимо использовать другие формы поддержки: абсолютно счетные, определенные, которые не будут иметь такой неограниченный характер».

Нефтяной вызов

Эксперты обращают внимание, что Россия уже давно проводит курс, направленный на пересмотр и сокращение объемов субсидий, выделяемых Беларуси.

«Долгий тренд, который мы наблюдаем не первый год, ведет к сокращению интеграционных бонусов, получаемых Беларусью от России», — отмечает руководитель экспертной инициативы, политолог-международник Евгений Прейгерман.

Совет

Но при этом, считает он, у белорусских властей пока сохраняются механизмы, которые оставляют за нашей страной возможности договариваться с Россией о сохранении определенных форм поддержки.

«Есть тема ЕАЭС и создания единых условий ведения бизнеса. Для Беларуси принципиально важно, чтобы условия поставок газа в страну позволяли белорусским предприятиям быть конкурентоспособными на российском рынке», — подчеркивает Прейгерман.

В связи с этим эксперт ожидает, что Беларусь, как член Евразийского союза, будет добиваться получения энергетических бонусов от России. Напомним, белорусское правительство уже не первый год ведет переговоры с Москвой о том, чтобы Россия продавала Беларуси газ по внутрироссийским ценам.

«Смысл интеграционных проектов — в создании единых условий хозяйствования для предприятий. В связи с этим у Беларуси могут быть объективные вопросы к России, которая инициировала создание ЕАЭС, но пока так и не пошла на создание единого рынка энергоносителей», — подчеркивает Евгений Прейгерман.

Белорусские экономисты также ожидают, что официальный Минск будет инициировать переговоры с Россией по энергетическим вопросам, поскольку последствия от налогового маневра для Беларуси окажутся весьма болезненными.

«Российское сырье позволяет загрузить мощности белорусских нефтеперерабатывающих заводов, которые вносят большой вклад в экспорт и в целом в экономику.

Поэтому пересмотр условий поставок нефти в связи с российским налоговым маневром — это большой вызов для нашей страны», — полагает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Кроме этого, добавляет он, эта проблема имеет прямое влияние на госдолг.

«Нефтяные доходы — это важный источник финансовой стабильности, который позволяет стране своевременно рассчитываться по долгам. Выпадение значительного объема валютных поступлений может иметь болезненный эффект для Беларуси. Поэтому белорусская сторона, скорее всего, будет настроена на то, чтобы специфические формы поддержки от России сохранить», — резюмировал эксперт.

Читайте также:  Hyundai creta стал ещё одним бестселлером компании

Источник: https://naviny.by/article/20180723/1532323525-nalogovyy-manevr-rossii-bolno-udarit-po-belarusi

General Motors в России сократила производство почти вдвое

Иностранные сборщики и отечественные автокомпании в 2014 году сократили объемы выпуска легковых автомобилей на 10%, до 1,74 млн машин, сообщили «Известиям» в Минэкономразвития. Выпуск грузовиков в прошлом году упал на 25,7%, до 57,4 тыс.

, падение выпуска легких коммерческих автомобилей (LCV) составило 20% (134,7 тыс.). Импортеры пострадали еще значительнее — ввоз новых иномарок сократился на 24%, подсчитали в аналитической компании «АСМ-холдинг».

В 2015 году, по мнению экспертов и представителей бизнес-сообщества, автопроизводство внутри страны сократится еще на 10%, а импорт и продажи упадут на 40%.

Вкупе с отрицательным влиянием на смежные экономические сегменты это нанесет урон ВВП России на 0,6 процентного пункта, или порядка 400 млрд рублей, подсчитал для «Известий» экономический институт «Центр развития» ВШЭ.

Кто и сколько

Наиболее сильное, 45-процентное, снижение объемов выпуска за прошлый год показал завод американского концерна General Motors в Санкт-Петербурге (собирает машины марки Opel и Chevrolet).

— Завод «Джи Эм Авто» в Санкт-Петербурге в 2014 году произвел 36,7 тыс. автомобилей (включая крупноузловую сборку), в 2013-м — 67,1 тыс. единиц, — сообщили представители предприятия.

Директор по связям с общественностью General Motors в странах СНГ Сергей Лепнухов отметил, что в 2014 году питерский завод концерна перешел на одну смену и на данный момент численность его рабочих составляет около 1 тыс. человек.

На «Автоторе» (производит модели BMW, KIA, Opel, Chevrolet, Hyundai) «Известиям» сказали, что по итогам прошлого года объем производства сократился на 24% (185,4 тыс.).

— «Автотор» уже провел плановую остановку производства в январе 2015 года, в рамках которой проводились работы по профилактике на конвейерных линиях и по замене части конструкций. В настоящее время производство функционирует в штатном режиме. План на 2015 год обсуждается, — уточнила представительница «Автотора» Олеся Казарина.

Питерский завод Hyundai Motor Group (корпорация владеет также брендом KIA) смог даже нарастить производство благодаря огромному росту популярности бюджетных Hyundai Solaris и KIA Rio.

— В 2014 году российский завод Hyundai Motor произвел 237 тыс. автомобилей (из них 128,4 тыс. — автомобили Hyundai, 108,6 тыс. — KIA), став вторым крупнейшим автопроизводителем в стране. В январе 2015 года завод выпустил 22,4 тыс.

Обратите внимание

автомобилей, а выпускаемый предприятием автомобиль Hyundai Solaris по итогам прошлого месяца стал самым популярным автомобилем в России, — сообщила Мария Мальцева, начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».

Говоря о планах, в Hyundai сообщили, что в 2015 году произойдет снижение объемов выпуска на 4%, до 228 тыс. автомобилей в год. На данный момент производственные мощности предприятия полностью загружены, завод работает в три смены.

Популярность корейских машин (в ноябре марка Lada впервые в истории уступила первенство иномарке — KIA Rio) отрицательно сказалась на эффективности российского «АвтоВАЗа». В 2014 году в Тольятти и Ижевске было выпущено 386,8 тыс. автомобилей Lada (–22%).

В то же время контрактная сборка альянса Renault–Nissan (контролирует 50% ВАЗа) на мощностях «АтоВАЗа» выросла до 133,9 тыс. автомобилей (+85%).

Такой бурный рост во многом был подкреплен переносом производства Renault Logan и Sandero с московского завода Renault (бывший «Автофрамос») в Тольятти, а также началом выпуска машин под когда-то известным брендом Datsun — но в данном случае это слегка измененные модели «АвтоВАЗа».

Отдельную статистику по московскому заводу Renault французская компания отказалась представить. Впрочем, там отметили, что общий объем производства марки в России в 2014 году составил 213,8 тыс. машин (+9,6%). Японские партнеры французов по альянсу произвели 32 тыс.

(–32%) автомобилей Nissan на заводе в Санкт-Петербурге. В компании подчеркнули, что спад производства обусловлен не столько снижением рынка, сколько сменой моделей на конвейере (новые поколения седана Teana и кроссовера X-Trail), что значительно отразилось на выпуске.

В компании Ford отказались комментировать производственные объемы. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году Ford реализовала в России 66 тыс. автомобилей (–38%); львиная доля этого показателя приходится на машины, собранные в России.

При этом продажи Ford Focus, локализованного на заводе во Всеволожске, сократились на 39%. до 27,8 тыс. машин.

Завод Volkswagen в Калуге также отказался предоставить официальную статистику по производству. Однако, по информации осведомленного источника «Известий», в 2014 году c конвейера Volkswagen сошло примерно 125 тыс. автомобилей (–17%).

Важно

Объем соседнего производства «ПСМА Рус» (совместное предприятие концерна Peugeot Citroen и Mitsubishi) за тот же период составил 46,2 тыс. единиц (+3%). И хотя продажи Citroen (–31%) и Peugeot (–38%) значительно снизились в прошлом году, загрузить мощности завода удалось благодаря компании Mitsubishi.

В Калуге за прошлый год было выпущено 29 тыс. кроссоверов Outlander.

Отечественная сборка китайских автомобилей на заводе Derways (собирает Brilliance, Haima, Hawtai, JAC, Lifan, Chery и Geely) в Черкесске сократилась на 9%, до 44,6 тыс.

— В 2014 году снижение производства не такое ощутимое. Но если правительство не предпримет антикризисных мер, то по итогу 2015 года отрасль автомобильного машиностроения ждет значительный спад, — сказал «Известиям» вице-президент компании Derways Игорь Кульган. Он уточнил, что планы на 2015 год пока не утверждены, потому что до сих пор идут переговоры с китайскими заказчиками.

Сектор производства легких коммерческих автомобилей в России (LCV), по подсчетам Группы ГАЗ, сократился на 20%, до 134,7 тыс. автомобилей.

— Объемы продаж ГАЗа в 2014 году сократились на 15%. При этом компания (преимущественно за счет «газелей» Next. — «Известия») сохранила свою долю на рынке LCV — около 50%.

Снижение связано с падением платежеспособного спроса на рынке коммерческого транспорта, вызванного макроэкономическими факторами — сокращением инвестиционной активности потребителей, колебаниями валютных курсов, резким удорожанием кредитных ресурсов, а в конце года — недоступностью кредитования для малого и среднего бизнеса, который является основным потребителем коммерческого транспорта, — сообщили в пресс-службе Нижегородского автозавода.

На ГАЗе признали снижение объемов производства, но озвучивать их отказались, впрочем, отметив, что он тесно связан с продажами.

— В 2015 году ситуация на рынке ухудшается — в январе 2015 года, по предварительным оценкам, падение рынка легких коммерческих автомобилей в РФ составило свыше 40%, — рассказал представитель ГАЗа.

Наиболее сильно пострадал сектор грузовиков. Как сообщили «Известиям» в Минэкономразвития, производство снизилось на 25,7%, до 57,4 тыс. грузовиков.

— В этом году никто не ждет увеличения продаж. Более того, январь оказался самым плохим месяцем за последние 15 лет в истории грузовиков грузоподъемностью 14–40 т. Даже в кризисных 2009–2010 годах количество продававшихся грузовиков было выше.

Все меры поддержки государства, безусловно, могут помочь рынку, но тут нужно учитывать то, что мы очень сильно зависим от роста ВВП страны: при росте свыше 4% рынок грузовой техники растет, при росте ниже 4% — впадает в стагнацию, а при росте ВВП ниже 2% — рынок сокращается, — рассказал директор департамента по связям с общественностью КамАЗа Олег Афанасьев. — В прошлый кризис рынок восстановился достаточно быстро, потому что было очень много инфраструктурных объектов: Универсиада в Казани, саммит АТЭС во Владивостоке, олимпийская стройка в Сочи, платная трасса Москва–Санкт-Петербург. На все эти стройки закупались грузовики. В настоящий момент мы не видим подобных драйверов для нашей отрасли.

КамАЗ произвел в прошлом году 38,3 тыс. грузовиков (–9%), и практически все машины (38 тыс.) были реализованы.

— Мы принципиально не делаем сейчас никаких прогнозов, потому что сказать, куда движется рынок, можно будет только по истечении I квартала.

Совет

В январе рынок пока находится в состоянии шока, который произошел в конце прошлого года из-за девальвации рубля, повышения цен и целого спектра причин.

На январский рынок также повлияла закончившаяся программа утилизации — не сразу было очевидно, что ее продлят, поэтому многие предпочли купить автомобиль в декабре, пока есть возможность воспользоваться программой, — рассказал Афанасьев.

Импорт и продажи авто могут сократиться почти вдвое

Эксперты сходятся во мнении, что в 2015 году автопром ждет спад, который в итоге может внести существенный вклад в снижение валового внутреннего продукта (ВВП, основной макроэкономический показатель страны). В 2014 году ВВП России вырос, по предварительным оценкам Росстата, на 0,6%, до 71 трлн рублей. Доля автопрома в ВВП составляет, по разным оценкам, от 0,9 до 1,7%.

По прогнозам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, ВВП России в 2015 году может упасть на 3–4%, если цена на нефть марки Urals будет колебаться в районе $50 за баррель. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев также предвещал трехпроцентное снижение, прогнозы аналитиков международных банков и Международного валютного фонда сводятся к сокращению ВВП России в 2015 году на 3–5%.

— В 2014 году по направлению «производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» доля в объеме ВВП, по предварительным расчетам, составила 0,91%.

По оценке Минэкономразвития России, в 2015 году ожидается некоторое сокращение производства автомобилей легковых и грузовых (включая шасси), — сообщили «Известиям» в ведомстве, не уточнив, какой именно ожидается масштаб падения.

В январе глава Минпромторга Денис Мантуров также прогнозировал снижение автопроизводства в пределах 10%.

— Наши аналитики анализировали ВВП России по показателям спроса по автопрому и связанным с ним сферам торговли (по оценкам Минпромторга, на 2010 год в дилерских компаниях работает 1 млн человек.

— «Известия»), получилась актуальная доля автопрома — 1,7% от всего ВВП страны, — отметил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков. — Это особенно тревожно, учитывая то, что по январю (по данным АЕБ, в первый месяц нового года продажи сократились на 24,4%. — «Известия») мы уже видим очень неприятные цифры.

Пока мы ожидаем, что продажи по итогу года будут на уровне 1,5 млн легковых автомобилей (–40% к 2014 году, эту же цифру называются многие автокомпании. — «Известия»).

Как отметили в «АСМ-холдинге», падение импорта значительно превысило производственные показатели.

— В 2014 году в Россию было импортировано 593,3 тыс. автомобилей (–24%). Мы ожидаем, что из-за привязки к валюте импорт упадет примерно до 350 тыс. автомобилей (–41%), — сказал замдиректора «АСМ-холдинга» Александр Ковригин. — Производство, по нашим оценкам, снизится на 11%, и только это повлечет снижение ВВП на 0,3%.

Обратите внимание

Экономист Валерий Миронов, замдиректора института «Центр развития» ГУ ВШЭ, отметил, что автомобилестроение тесно связано с такими отраслями экономики, как металлургия, нефтехимия, электротехника, текстильная промышленность, станкостроение, производство стекла, полимеров, резины и др.

— Автопром в России имеет очень сильный мультипликативный эффект на другие отрасли промышленности. Его влияние в целом на экономику гораздо сильнее той доли ВВП, поэтому эффект замедления автопромышленности может быть как минимум вдвое выше. То есть оценочно потеря 0,6% от ВВП — порядка 400 млрд рублей, — рассуждает Миронов.

— Для сравнения, весь антикризисный пакет мер правительства по поддержке промышленности оценивается в 156 млрд рублей, поддержка рынка труда — 20 млрд рублей.

Даже если в виде налогов из 400 млрд рублей вернулось бы 30% (120 млрд) в бюджет, то это примерно вдвое больше суммарной антикризисной поддержки правительством сельского хозяйства и рынка труда.

Источник: https://iz.ru/news/583009

Ссылка на основную публикацию