Применение европротокола в россии может измениться

Новый бланк извещения о ДТП (европротокола) с 1 июня 2018 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 1 июня 2018 года начинают действовать новые правила самостоятельного оформления дорожно-транспортных происшествий. Речь об этом шла в статье «Оформление европротокола при наличии разногласий водителей с 1 июня 2018 года».

Напомню, что кроме увеличения максимальных выплат по европротоколу до 100 000 рублей, также вводится и возможность оформления ДТП при наличии разногласий между участниками происшествия.

В связи с этим с 1 июня 2018 года вносятся изменения в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые вводят обновленный бланк извещения для самостоятельного оформления ДТП.

Рассмотрим нововведения подробнее:

Внесение информации о разногласиях в бланк извещения

Первое изменение вносится в пункт 3.6 правил:

При наличии разногласий об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, характере и перечне видимых повреждений транспортных средств, отказе от подписания извещения одним из участников дорожно-транспортного происшествия или, если размер ущерба превышает по предварительной оценке участника дорожно-транспортного происшествия сумму, в пределах которой страховщик осуществляет страховое возмещения в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществляется с участием уполномоченных сотрудников полиции.

В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.

До 1 июня 2018 года при наличии разногласий водители должны были обратиться в ГИБДД для оформления документов о происшествии.

Обратите внимание

Начиная с 1 июня можно самостоятельно внести информацию о разногласиях в бланк извещения. Тем не менее, в правила добавлен перечень ситуаций, при которых самостоятельное оформление невозможно:

Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции не осуществляется в следующих случаях:

  • при наличии разногласий об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, характере и перечне видимых повреждений транспортных средств (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);
  • при отказе от подписания извещения одним из участников дорожно-транспортного происшествия;
  • при невозможности зафиксировать данные о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • в случае если размер ущерба превышает по предварительной оценке участника дорожно-транспортного происшествия сумму, в пределах которой страховщик осуществляет страховое возмещение в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Напомню, что при наличии разногласий участников максимальная выплата по европротоколу составляет 100 000 рублей.

При этом для оформления происшествия необходимо либо наличие специального приложения союза автостраховщиков, либо устройства ГЛОНАСС хотя бы в одном из транспортных средств.

Если ни приложения, ни ГЛОНАСС у участников нет, то при наличии разногласий придется обратиться для оформления происшествия в ГИБДД.

Примечание. В настоящее время приложение союза автостраховщиков доступно для скачивания для устройств под управлением Android и iOS. Инструкция по его использованию размещена в отдельной статье.

Обновленный бланк европротокола

Рассмотрим обновленный бланк извещения о ДТП (для увеличения лицевой или оборотной части бланка нажмите на изображение):

Обновления внесены в:

  • Пункт 18 лицевой стороны. Там добавлены клеточки, в которых следует указать, есть ли разногласия у участников.
  • Пункт 7 оборотной стороны. Добавлена информация о том, что именно в это поле вносится суть разногласий водителей.
  • Дополнено примечание на оборотной стороне.

Обязательное использование новых бланков

Рассмотрим пункт 2 Указания Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

Данный пункт говорит о следующем:

  • Старым вариантом бланка воспользоваться могут только те водители, которые заключили договор ОСАГО до 1 июня 2018 года.
  • Новый вариант бланка обязаны использовать водители, которые купили ОСАГО после 1 июня. Также новым вариантом по собственному желанию могут воспользоваться и водители, которые приобрели ОСАГО ранее.

Таким образом, замена старых бланков на новые не является обязательной. Новые бланки Вам выдадут при покупке очередного страхового полиса. Однако, если Вы хотите получить новый бланк в ближайшее время, можете обратиться в свою страховую компанию после 1 июня 2018 года. Бланки извещений, как правило, выдают без проблем (бесплатно).

Примечание. Еще раз напоминаю, что отличить новый бланк от старого можно по пунктам 18 лицевой и 7 оборотной стороны. В новом бланке в этих пунктах упоминаются разногласия водителей.

Использование старого бланка европротокола при наличии разногласий

Рассмотренный выше пункт 2 позволяет использовать старый вариант бланка в том числе и при наличии разногласий водителей. В этом случае информация о разногласиях указывается на оборотной стороне в пункте 7 «Примечание».

Подведем итоги данной статьи:

  1. С 1 июня 2018 года вводится новый бланк европротокола. При покупке страхового полиса нужно следить, чтобы Вам выдали именно новый бланк.
  2. Водители, приобретающие ОСАГО после 1 июня, обязаны использовать новый бланк.
  3. Водители, которые купили ОСАГО ранее, могут использовать как старый, так и новый вариант бланка.

С полным текстом обновленных правил ОСАГО Вы можете ознакомиться здесь:

Источник: https://pddmaster.ru/documentsnews/izveschenie-s-01-06-2018.html

Европротокол: изменения и динамика

Популярность европротокола неизменно растет. С 1 июня условия его применения изменились: в силу вступили соответствующие поправки в закон. Эксперты прогнозируют еще большее увеличение доли его использования, однако скептически настроены по отношению к нововведениям.

Доля водителей в России, обратившихся с заявлением о выплате в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ) при оформлении ДТП по европротоколу, за период январь-май 2018 года составила 39%, тогда как по итогам прошлого года эта доля достигала всего 33%. В 2018 году по европротоколу было подано 230 888 заявлений из 587 220 заявлений на прямое возмещение ущерба, а за аналогичный период прошлого года 229 438 штук из 720 237 (то есть 32%).

При этом больше чем в половине регионов (48 из 86) распространение европротокола превысило среднероссийский уровень.

Важно

Доля европротокола составила больше половины в Белгородской области (61%), республике Дагестан (68%), Кабардино-Балкарской республике (57%), Калининградской области (56%), республике Крым (61%), Магаданской области (60%), Омской области (55%), Орловской области (51%), Пензенской области (59%), Приморском крае (55%), Ростовской области (52%), Сахалинской области (52%), Чеченской республике (74%) и др.

— говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.  

Реже всего оформляли ДТП по европротоколу автомобилисты Алтайского края (14%), Амурской области (14%), Астраханской области (23%), Иркутской области (23%), Калужской области (17%), Краснодарского края (23%), Мурманской области (17%), Оренбургской области (22%) и республики Татарстан (25%).

В Москве и Московской области уровень оформления ДТП по упрощенному варианту составлял 40% и 43% соответственно, что выше уровня 2017 года (по 32%).

В Санкт-Петербурге он составил 33% от всех заявок в рамках систему ПВУ (прямого возмещения убытков) против 29% в 2017 году, в Ленинградской области 39% против 35% в 2017.

До недавнего времени для оформления ДТП без участия сотрудников полиции были обязательны следующие условия: в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей; не должен быть нанесен ущерб чьим-либо жизни, здоровью, а также имуществу третьих лиц; между сторонами должны отсутствовать разногласия относительно причин аварии. Лимит выплат составлял 50 тыс. руб.

С 1 июня условия применения европротокола изменились. Эксперты сходятся во мнении, что эти изменения могут пагубно сказаться на ситуации в отрасли: нововведения открывают простор для недобросовестной деятельности в ОСАГО и усложняют как расчет выплат страховщикам, так и получение выплат страхователям.

Так, лимит выплат теперь составляет не 50 тыс. руб., а 100 тыс. руб., за исключением Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где с 2014 года действует безлимитный европротокол.

— объясняет Андрей Кинякин, партнер Akteon Strategy Consulting.

Другое нововведение, которое вступает в силу с 1 июня, вызывает еще большие опасения у страхового сообщества.

Совет

Условие об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно причин аварии стало необязательным – правда, для этого им необходимо осуществить фиксацию данных ДТП при помощи технических средств контроля с использованием ГЛОНАСС, установленных на автомобиле, или мобильного приложения, посредством которого можно проверить действительность полисов ОСАГО и сфотографировать автомобили и их повреждения на месте ДТП.

Однако установка подобных средств на автомобиль обойдется водителю в крупную сумму, а такого мобильного приложения на сегодняшний день не существует.

Его разработку в интересах страхового сообщества и автомобилистов взял на себя РСА, несмотря на то, что закон об ОСАГО не возлагает на союз таких обязанностей.

Работа уже прошла начальную стадию, запуск приложения будет возможен после согласования Банком России требований к программному обеспечению.

Создание такого приложения сможет решить главную проблему, связанную с необязательностью достижения согласия между участниками ДТП и дальнейшим регулированием выплат – если оба водителя утверждают, что невиновны, то кому из них положена компенсация? Объективная фиксация данных, которая будет содержать фото повреждённых частей автомобиля, крупный и общий планы места ДТП, позволит максимально справедливо отразить картину ДТП и поможет страховым определить, кто является виновником аварии, и значительно упростит механизм осуществления страховых выплат.

— отмечает юрист, автоэксперт Сергей Смирнов.

А до тех пор, пока мобильное приложение не разработано, а система не отлажена, в случае, если между участниками ДТП есть спор о виновности или об обстоятельствах аварии, лучше все же обратиться к сотрудникам ГИБДД и оформить происшествие с их помощью.

Источник: https://delosmi.ru/2018/06/04/evroprotokol-izmeneniya-i-dinamika/

Европротокол

Европротокол — это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции.

Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции.

Обратите внимание

Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

В каких случаях можно использовать европротокол, а в каких нужно вызывать сотрудников полиции?

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Читайте также:  Фейслифтинговый honda cr-v рассекретили досрочно

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

Что нужно сделать после попадания в аварию?

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
  2. Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.

  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
  5. Заполнить бланки извещения о ДТП
  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО.

Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании.

Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Как выглядит бланк европротокола?

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист).

На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно.

После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Лимит выплат по европротоколу

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 100 000,00 рублей. Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, в случае предоставления данных систем ГЛОНАСС или иных глобальных навигационных спутниковых систем, сумма выплат по Европротоколу при ДТП составит уже 400 000 рублей (то есть максимальный лимит по ОСАГО). То есть только при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

Часто задаваемые вопросы

Что делать виновнику ДТП после составления европротокола?

Куда обращаться потерпевшему в ДТП после составления европротокола?

Что делать, если виновник не сдаст свой экземпляр извещения?

Можно ли оформить ДТП по европротоколу по КАСКО?

Как составить европротокол при ДТП на парковке?

Можно ли оформить ДТП по европротоколу при бесконтактном ДТП?

Если автомобиль после аварии остановят, что предъявить сотрудникам ГИБДД?

Источник: https://www.AlfaStrah.ru/individuals/auto/osago/evroprotokol-pri-dtp/

Изменилось ли отношение водителей к европротоколу при оформлении ДТП после 2014 года

Главная » Автострахование » ОСАГО

Автовладельцам часто приходится терять время в ожидании сотрудников ГИБДД.

Иногда даже незначительная царапина приводит к долгому стоянию в пробке, опозданию на работу или важную встречу.

В Европе давно уже придумали, как решить такую проблему, а наша страна решила воспользоваться западным примером только в 2009 году.

Европротокол – это упрощённая схема оформления ДТП, а также название документа, который для него используется.

По такой схеме участники аварии без жертв и серьёзных повреждений могут оформить бумагу о происшествии самостоятельно, не вызывая сотрудников ГИБДД.

Для чего был введён европротокол

По статистике, большинство аварий незначительны, однако по правилам всё равно расцениваются как ДТП и требуют присутствия автоинспектора. Порой его ожидание затягивается надолго, и в течение всего времени автомобили загораживают парковку или проезжую часть.

Наши законодатели решили воспользоваться опытом западных коллег.

Там участники несерьёзных дорожных происшествий сами обо всём договариваются, оценивают ущерб и отправляют заполненные бланки страховщикам.

Важно

Компания потерпевшего выплачивает клиенту страховку, а её сумму затем взыскивает с компании виновника ДТП.

В теории и западной практике всё быстро, удобно и справедливо. Как же обстоят дела в России?

Европротокол при ДТП в России: опыт до 2014 года

Закон позволяет оформить европротокол лишь в следующих случаях:

  1. Участниками происшествия являются только два транспортных средства.
  2. В аварии нет жертв и пострадавших.
  3. Ущерб не превышает 25 000 рублей.
  4. Водители одинаково оценивают ситуацию, и виновник признаёт свою вину.

  5. Оба водителя имеют страховку ОСАГО.

При соблюдении этих пунктов договорившиеся участники ДТП могут взять специальные бланки, которые выдаёт страховщик вместе с полисом, и заполнить их по всем правилам.

Далее в течение пяти дней их нужно передать в свою страховую компанию, причём и виновнику, и потерпевшему.

Машины 15 дней не ремонтировать, так как страховщики имеют право провести экспертизу и оценить повреждения.

Читайте также:  Неправильный лимузин: расцвет и закат tatra 613 (татра 613)

На первый взгляд преимуществ у такой схемы очень много. Водителям не придётся долго ждать инспектора из-за каждой царапины. Удобно и то, что обращаться нужно к своему страховщику, а не в компанию виновника ДТП. Однако вскоре выяснилось, что идея требует доработок.

Критика европротокола до 2014 года:

  • Беглым взглядом трудно определить сумму ущерба. Вмятины и царапины видны сразу, а вот скрытые повреждения могут обнаружиться позже.
  • Сумма страховой компенсации незначительна. Водители сомневаются, хватит ли им этих денег на покрытие всех расходов.
  • Риск мошенничества. Некоторые водители инсценируют ДТП, чтобы получить страховку.

Вопрос честности участников ДТП. Кто даст гарантию, что водитель, признавший себя виновным, не сделает какой-нибудь намеренной ошибки в документах? А правильность заполнения – одно из обязательных условий страховщика.

Бывают и другие случаи: например, виновник ДТП успел свою машину отремонтировать и продать в другой город, так что страховая компания не смогла проверить её повреждения и отказала в выплате.

Список показательных ситуаций можно и продолжить.

Упрощённая схема оформления ДТП: опыт после 2014 года

Анализ данных, накопленных с момента введения европротокола, привёл к необходимости внесения некоторых поправок.

Первая из них вступила в силу со 02.08.2014 и предусматривает следующее:

  1. Каждый из водителей обязан отравить заполненный бланк своему страховщику не позже 5 рабочих дней.
  2. Потерпевший должен вместе с бланком европротокола в те же сроки отправить в свою компанию заявление на выплату возмещения.

  3. Страховые компании обоих участников ДТП могут потребовать провести экспертизу их автомобилей, чтобы убедиться в справедливости требований потерпевшего.
  4. В течение 5 дней после поступления такого требования транспортные средства должны быть предоставлены.

  5. В течение 15 рабочих дней участникам ДТП запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили.
  6. Сумма страховой выплаты по увеличилась вдвое и составила 50 000 рублей, однако водители смогут её получить только в том случае, если у них обоих договоры ОСАГО заключены после 2 августа 2014 года.

С 01.09.2014 года вводится ещё одна поправка, регулирующая ответственность виновника ДТП.

Отныне, если он не подал документы вовремя, отремонтировал свою машину или не предоставил её для осмотра, его страховщик вправе потребовать от него возмещения суммы компенсации, выплаченной потерпевшему.

Источник: https://StrahovkuNado.ru/auto/osago/evroprotokol.html

Европротокол: итоги 2017 года и перспективы

Российский союз автостраховщиков (РСА) привел статистику оформления ДТП по европротоколу. В 2017 году 33% всех аварий фиксировались водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД, против 30% годом ранее.

В количественном выражении это 541 тысяча автовладельцев. Общая сумма выплат по европротоколу выросла на 22% и в прошлом году составила 11,5 млрд рублей вместо 9,44 млрд в 2016-м.

А средняя сумма урегулирования убытков составила 27400 рублей.

Напомним, что лимит выплат по европротоколу составляет 50 тысяч рублей, но с 1 июня 2018-го его увеличат до 100 тысяч. Кроме того, будет отменено условие, по которому оба участника должны быть согласны с обстоятельствами ДТП и списком видимых повреждений.

В РСА эти изменения не приветствуют, опасаясь, что выявить реального виновника аварии станет невозможно.

Например, если оба водителя будут заявлять о своей невиновности и соблюдении Правил дорожного движения, то страховая компания не сможет произвести выплату настоящему потерпевшему, ведь даже специальная техника не может со стопроцентной гарантией выявить все обстоятельства ДТП и настоящего виновника.

К примеру, оба водителя смогут сказать, что двигались на разрешающий сигнал светофора или что к аварии привел маневр другого автомобиля. В таком случае выплату, вероятнее всего, разделят пополам между участниками инцидента. В РСА предостерегают, что таким образом потерпевшие будут недополучать деньги на покрытие ущерба, а виновники — обогащаться.

Более того, РСА не перестает приводить данные, что 68% случаев всех ДТП покрываются нынешним лимитом 50 тысяч рублей, а потому большая часть добросовестных автомобилистов в двукратном повышении «потолка» не нуждается. Хотя оставшиеся 32% участников ДТП с этим явно не согласятся.

Совет

Напомним, что для оформления ДТП по европротоколу должны быть выполнены несколько условий. В аварии участвуют не более двух автомобилей, нет пострадавших, нет ущерба имуществу каких-либо третьих лиц, сумма ущерба менее 50 тысяч рублей, а оба участника имеют единое мнение относительно виновника аварии и ее причин.

Если, к примеру, во время ДТП был причинен вред здоровью пешехода, пассажира или водителя, то оформить дорожный инцидент по европротоколу нельзя. Разумеется, ответственность каждого участника ДТП должна быть застрахована полисом ОСАГО или по договору страхования «Зеленая карта».

При этом, если между водителями возникли споры или какое-то из условий не соблюдается, необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Сложнее всего оценить ущерб: уложится ли предстоящий ремонт в 50 тысяч? Разумеется, провести оценку в состоянии стресса могут не все. Поэтому в случаях, если ДТП оформлено по европротоколу, а сумма ущерба в итоге превысила 50 тысяч рублей, то разницу придется требовать с виновника ДТП.

Источник: https://autoreview.ru/news/evroprotokol-itogi-2017-goda-i-perspektivy

Правила и порядок оформления Европротокола при ДТП

Порядок оформления европротокола при ДТП представлен императивными требованиями, которые обязательны к соблюдению, в противном случае участники лишатся всех юридических гарантий.

Что собой представляет

Относительно недавно в России стали активно использовать европротокол, который позволяет оформить ДТП в упрощенном порядке, без вызова сотрудников инспекции.

Документ, именуемый европротоколом, представляет собой бланк унифицированной формы, отражающий сведения о:

  1. Дате и месте аварии;
  2. Участниках происшествия;
  3. Автомобилях;
  4. Свидетелях;
  5. Суммах материального ущерба.

Применение европротокола сопряжено с некоторыми особенностями, в частности:

  • Установлены жесткие условия, соблюдение которых обязательно при использовании указанного документа;
  • Действует лимит по суммам возмещения (если возмещения по европротоколу будет не достаточно, потерпевшему придется истребовать разницу в судебном порядке с виновника аварии);
  • Пострадавшая сторона должна уведомить свою страховую компанию не позднее 5 дней с даты происшествия.

Плюсы и минусы европротокола

Водители, имеющие опыт участия в ДТП, знают, насколько затягивается процедура оформления аварии сотрудниками ГИБДД. Поэтому, после введения в действие европротокола многие успели оценить и выявить его положительные моменты. К таковым относятся:

  1. Быстрота оформления;
  2. Возможность обоюдно договориться;
  3. Избежание разбирательств с ГИБДД и применения мер административной ответственности;
  4. В частном порядке можно получить увеличенную выплату (до 400 тыс. рублей).

Несмотря на удобство, процедура использования унифицированного бланка имеет ряд минусов:

  1. Лимиты суммы выплат;
  2. Отсутствие грамотности в заполнении документа;
  3. Бланк можно использовать только, если оба участника аварии на то согласны;
  4. Вероятны случаи мошенничества.

Условия, при которых возможно использование европротокола

Условия оформления ДТП по европротоколу императивны и отступление от этих правил недопустимо.

Стороны вправе разрешить аварийную ситуацию с помощью европротокола, если она отвечает следующему регламенту:

  1. ДТП не стало следствием причинения вреда жизни и здоровью водителей или третьих лиц;
  2. Участниками аварии стали только два автомобиля;
  3. Автолюбители достигли безоговорочного консенсуса по:
  • Вопросам применения унифицированного протокола;
  • Сумме ущерба;
  1. У каждого из участников имеется действующий полис ОСАГО и в нем указаны соответствующие сведения о непосредственном водителе;
  2. Размер ущерба не превышает установленных порогов:
  • 100 тыс. рублей – базовые условия;
  • 400 тыс. рублей – для городов федерального значения и при наличии системы ГЛОНАСС, записи с видеорегистратора;
  1. Не было наезда на посторонние неподвижные предметы (столбы, деревья, ограждения).

Если каждый из вышеперечисленных условий соблюден, стороны правомочны использовать протокол со всеми гарантиями, который он обеспечивает.

Общий алгоритм действий при использовании европротокола

По общему правилу, участники ДТП, решившие прибегнуть к европротоколу должны руководствоваться следующим алгоритмом:

  • При наступлении аварии выполнить действия, указанные в ПДД:
  1. Остановить авто;
  2. Заглушить двигатель;
  3. Включить соответствующие световые сигналы автомобиля и выставить специальный знак;
  4. По необходимости, оказать первую помощь пострадавшим;
  5. Обеспечить сохранность всех следов и деталей ДТП;
  6. Попытаться найти свидетелей и очевидцев;
  7. Детально зафиксировать аварию;
  • Оценить ущерб и достичь консенсуса по сумме;
  • Заполнить бланк;
  • В установленные сроки обратиться в страховую компанию;
  • Сохранить автомобиль в аварийном состоянии в течение 15 дней после принятия обращения страховой компанией;
  • Дождаться результата проверки и получить возмещение.

Правила оформления

Правила оформления европротокола при ДТП таковы:

  1. Бланк заполняется черной гелиевой ручкой (при отсутствии таковой допускается использование обычной шариковой);
  2. Первый лист бланка имеет две графы (для виновника и пострадавшего), контрагенты должны заполнить каждый свое поле:
  • Сведения должны быть отражены корректно, максимально емко и в сжатом виде;
  • Указываются объективные данные, касающиеся участников, свидетелей, видимых повреждений, дате, месте происшествия;
  • Сведения, указанные каждым из участников не должны противоречить, либо указывать на ту информацию, которую не внес контрагент;
  • Внесение изменений возможно только в крайнем случае и при согласии каждого участника;
  1. После заполнения лицевой стороны необходимо разъединить бланк и внести сведения на оборотный лист:
  • Указывается информация о свидетелях;
  • Каждый из водителей проводит указанную манипуляцию самостоятельно;
  • Если поля оказалось недостаточно, продолжение пишут на белом листе бумаги, которое станет приложением (о наличии приложения, в обязательном порядке, нужно упомянуть в извещении);
  1. Участники ДТП должны поставить свои подписи в пунктах 15,18 – они будут свидетельствовать об отсутствии разногласий.

Образец заполнения Европротокола

Скачать бланк Европротокола при ДТП

Обращение в страховую

После оформления ДТП по унифицированному бланку пострадавшая сторона должна обратиться в свою страховую компанию в течение 5 дней, в противном случае право на страховое возмещение может быть аннулировано.

Алгоритм действий таков:

  1. Наступление ДТП;
  2. Применение европротокола;
  3. Сбор необходимых документов:
  • Бланк о ДТП;
  • Заявление о возмещении убытков;
  • Материалы фиксации ДТП;
  • Заявление о том, что представленная доказательственная база не подвергалась фото-, видеомонтажу;
  • Страховой полис;
  • Удостоверение водителя;
  • Доверенность (при наличии таковой);
  • Паспорт;
  • Регистрационная карточка автомобиля;
  1. Обращение в страховую компанию;
  2. Регистрация обращения;
  3. Проведение проверки и выявление виновника аварии;
  4. Вынесение вердикта;
  5. Выплата страховки.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: +7-800-511-69-34

Нюансы

  1. При наличии малейших разногласий с контрагентом или сомнений по сумме ущерба, следует вызвать уполномоченных сотрудников инспекции;
  2. Альтернативой европротоколу может послужить визит на ближайший стационарный пост ГИБДД (предварительно сторонами должна быть составлена схема аварии);
  3. Ориентируясь только на видимые повреждения по европротоколу, есть риск столкнуться с серьезными тратами из собственного кармана, которые будут спровоцированы скрытыми дефектами;
  4. Если одна из сторон отказывается поставить подпись хотя бы на одном из специально отведенных полей – это прямая причина для вызова сотрудников ГИБДД;
  5. Заполняя бланк, стороны должны сохранить единый смысл и не допустить разногласий в применяемой терминологии;
  6. Данные должны вноситься разборчиво, рекомендуется использовать печатные буквы;
  7. В евпропротоколе должны указываться как сами повреждения, так и их характер:
  • Скол;
  • Вмятина;
  • Царапина;
  • Трещина;
  1. Фото, видео-фиксация ДТП в обязательном порядке проводится в течение часа после случившегося происшествия.
  2. На практике, участники аварии фиксируют следующие данные:
  • Общий план аварии, отражающий расположение автомобилей на проезжей части, а также иные объекты – деревья, дорожные знаки и другие опознавательные ориентиры;
  • Элементы ТС, которые пострадали и место их падения;
  • Длина тормозного пути;
  • Государственные номерные знаки каждого участника.
Читайте также:  Nissan (ниссан) добавил almera (альмера) новую комплектацию

Размеры возмещения

Сегодняшний регламент позволяет оформлять ДТП по европротоколу, если сумма ущерба не превысила 100 тыс. рублей (ранее лимит был еще меньше и составлял 50 тысяч). Это означает, что повреждения, выходящие за указанный порог, не будут удовлетворены страховой компанией. Решить такую ситуация можно только в судебном порядке, называя в качестве ответчика виновника аварии.

В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их агломерациях действуют экспериментальные условия программы, позволяющие получить компенсационные выплаты, кратные 400 тыс. рублей, но для этого требуется соблюдение определенного регламента:

  1. Соответствие базовым требованиям, которые обуславливают возможность оформления евпропротокола;
  2. Оборудование автомобиля спутниковой системой, с помощью которой можно точно определить место ДТП;
  3. Наличие материалов съемки видеорегистратором.

Источник: http://law03.ru/avto/article/evroprotokol-pri-dtp

Смотрите, какая тема — Новые выплаты по европротоколу до 100 тысяч рублей — когда вступят в силу?

Мы уже описывали ряд тонкостей оформления ДТП по европротоколу. А ещё знаем, что главный его нюанс для виновника ДТП — это риск попасть на регрессное требование в случае непредоставления своего бланка европротокола в страховую в течение очень короткого периода времени.

Но таких тонкостей в 2018 году станет ещё больше. Хотя, есть и хорошая — главная новость — новые выплаты по европротоколу поднимаются до 100 тысяч рублей. Когда увеличение максимальной выплаты вступает в силу и все другие изменения в ФЗ «Об ОСАГО» описываем в этой статье.

Итак, давайте по порядку!

Что случилось?

В последний день прошлого года был опубликован законопроект №448-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об ОСАГО». Новшества коснулись только европротокола:

  • новых выплат по европротоколу, которые поднимаются до 100 тысяч рублей вместо старых 50 тысяч,
  • новых тонкостей упрощённого оформления ДТП,
  • обязательности наличия и передачи особым способом информации о ДТП в страховую компанию, а также разработки нового приложения от страховых.

Сколько сегодня выплата по европротоколу?

На сегодняшний день, 19 Февраля 2019 года, пока ещё максимальный лимит выплаты при оформлении аварии без привлечения ГИБДД, а только заполнением бланков извещений европротокола составляет 50 тысяч рублей.

Сверх этой суммы Вы как потерпевшая сторона не получите в любом случае, даже если по факту стоимость ремонта превысит её. То есть, заполняя европротокол, Вы автоматически соглашаетесь на предел возмещения в размере 50 000 рублей.

БылоСтало
4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей. 4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи

Когда вступает в силу новый лимит выплат?

Но остальные изменения (о них немного ниже) — либо в этот же день, либо позднее, вплоть до 2019 года.

То есть уже с июня 2018 года аварии можно оформлять при видимом ущербе до 100 тысяч рублей.

Что, если ДТП произошло раньше, но в страховую не обращались?

Увы, но данное изменение действует именно на аварии, произошедшие только после даты вступления в силу изменений. То есть, если в ДТП Вы попали 31 мая, оформили по европротоколу, но в страховую обратились только, к примеру, 10 июня, то для Вас максимальная выплата будет всё ещё 50 тысяч рублей.

Таким образом, новая норма действует только для фактов случившихся ДТП, начиная с 1 июня 2018 года. И это прописано явно в самом изменяющем нормативном акте:

Другие изменения

Фактически, другие изменения касаются, в основном, тонкостей оформления дорожных инцидентов по европротоколу, и, к сожалению, целый ряд моментов тут ужесточается.

Так, теперь обязательно заполнение в извещении пунктов касательно повреждений (но пока всё ещё видимых — то есть вопрос «экспертности» за скрытые повреждения на водителей никто не перекладывает) и обстоятельств ДТП. Здесь подводным камнем может быть и возможный отказ в выплате по новому лимиту в 100 тысяч рублей, если соответствующие поля не будут заполнены.

Также для получения компенсации не обязательно условие признания вины одним из участников аварии. Но если есть разногласия, то требуются дополнительные соблюдения условий (одно из них):

  1. фото- или видеофиксация аварии специальными техсредствами, которые передают некорректируемую информацию в специальные базы страховщиков (не будем говорить о том, что таких баз на сегодняшний день нет, но работают они неизвестно как),
  2. обстоятельства аварии зафиксированы специальным приложением страховщиков (его Вы также пока не найдёте).

Для удобства приводим все изменения в ФЗ «Об ОСАГО», которые вводятся новым ФЗ №448 в удобно табличном виде «было-стало» с подсветкой изменений.

БылоСтало
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: …..в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. 1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: …..в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/novye-vyplaty-po-evroprotokolu-do-100-tysyach-rubley-kogda-vstupyat-v

Новый порядок оформления ДТП и увеличение выплат по европротоколу до 100 000 рублей

Автомобилисты, попавшие в аварию без пострадавших людей, имеют право не вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД, и самостоятельно оформить ДТП. Это называется «европротокол».

Такая процедура работала и ранее — в том случае, если участники согласны с тем, кто является виновником аварии. Но с 1 июня 2018 года такое согласие станет необязательным: европротокол можно будет применять и при наличии разногласий.

Кроме того, максимальные выплаты по нему вырастут ровно в два раза.

1 июня 2018 года вступают в силу поправки в Федеральный закон об ОСАГО, которые изменяют правила применения европротокола. Лимит выплат по нему увеличится в два раза для всех регионов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где вот уже несколько лет действует безлимитный европротокол.

С 1 июня максимальная сумма, на которую сможет рассчитывать владелец автомобиля, пострадавшего в аварии при простом оформлении ДТП, без участия сотрудников ГИБДД, — 100 000 рублей. Сейчас по европротоколу максимально можно получить 50 000 рублей. Поправки внесены Федеральным законом от 29.12.

2017 N 448-ФЗ.

Дорогой европротокол

Страховщики не поддерживали такое существенное увеличение лимита выплат по европротоколу, так как фактически новый размер в 100 000 рублей даже превышает среднюю выплату по полису ОСАГО в случае оформления аварии в обычном порядке, то есть с участием сотрудников ГИБДД. Однако эксперты считают повышение лимита по европротоколу справедливым. Ведь необходимо повышать популярность упрощенного режима оформления ДТП у населения, так как это не только сокращает загруженность сотрудников ГИБДД, но и уменьшает пробки на дорогах в местах аварий. В этом случае участникам ДТП не нужно часами ждать инспекторов для оформления, достаточно самостоятельно составить бумагу и спокойно разъехаться. Потом с оформленным протоколом нужно просто явиться в страховую компанию для оформления страхового случая.

Согласно законодательству, европротоколом могут воспользоваться водители автомобилей, попавшие в ДТП, в котором нет пострадавших граждан и не причинен ущерб имуществу третьих диц.

При этом оба автомобиля обязательно должны быть застрахованы по ОСАГО. В настоящее время у водителей не должно быть разногласий по поводу обстоятельств аварии и того, кто именно является ее виновником.

Но с 1 июня этот также изменится.

Разногласия европротоколу не помеха

Водителям на дороге можнол будет не выяснять, кто из них прав, а кто виноват. С 1 июня европротокол разрешено оформлять даже при наличии разногласий.

Но законодатели, как водится, не до конца продумали механизм, поэтому у желающих обойтись без ГИБДД в определении виновника аварии неизбежно возникнут сложности.

Ведь для оформления европротокола с разногласиями потребуется один из двух инструментов (на выбор).

  1. Оборудование хотя бы одного из автомобилей, участвующих в ДТП, специальными системами на основе ГЛОНАСС. Такие системы теоретически способны передавать некорректируемую информацию в автоматизированную информационную систему ОСАГО, а практически работают далеко не всегда, да и есть далеко не у всех.
  2. В качестве альтернативы системе ГЛОНАСС можно использовать специальное мобильное приложение «ДТП. Европротокол». Опять же в теории с его помощью можно провести съемку повреждений, умная система даже может подсказать, что и как снимать. Потом она сама должна отправить некорректируемую информацию в АИС ОСАГО. Программа является бесплатной, и ее можно будет скачать на любой смартфон. Однако: пока сам раздел по оформлению ДТП еще не до конца готов.

Правда, законодатели и чиновники обещают, что к 1 июня все должно заработать.

Ведь отсутствие технических устройств и приложений у водителей, которые не смогли договориться о степени ответственности за аварию, является препятствием к оформлению европротокола.

В таком случае им придется прийти к согласию либо же оформлять аварию в ГИБДД. Новый порядок европротокола является переходным и будет действовать до октября 2019 года.

С 1 октября 2019 года вступит в силу вторая часть поправок в Федеральный закон об ОСАГО. С этой даты он станет безлимитным для автомобилистов в любом регионе РФ. Безлимитная выплата будет возможна даже для аварий с разногласиями. Правда, им все равно потребуется либо оборудование ГЛОНАСС на автомобиле, либо специальное приложение в смартфоне.

Обратите внимание

Кстати, соответствующие поправки в Правила дорожного движения про новый порядок оформления ДТП по европротоколу даже не вступили в силу. Как на практике будет преодолеваться эта правовая коллизия, пока остается неясным.

Источник: http://ppt.ru/news/141850

Ссылка на основную публикацию