Из-за падения рубля страховщики не заработали на увеличении тарифов осаго

Водители поддержали увеличение стоимости полиса ОСАГО для лихачей :: Финансы :: РБК

Тарифная политика в ОСАГО полностью находится в компетенции ЦБ.

Стоимость полиса ОСАГО зависит от набора коэффициентов (региональный и коэффициент, зависящий от наличия страховых возмещений в прошлом, стажа и возраста водителя, периода использования транспортного средства, мощности). Например, в Крыму и Чечне самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, а в Москве и Санкт-Петербурге самые высокие — 2.

Осенью Минфин предложил свои поправки в систему ОСАГО. В частности, проект предусматривал удалить из формулы расчета конечной цены полиса коэффициент мощности и территориальный коэффициент. Вместо этого предлагалось ввести коэффициент нарушения ПДД.

Кроме того, согласно проекту Минфина, Центробанк должен устанавливать только общие границы базового тарифа, а страховщик будет определять конкретное значение тарифа в зависимости от характеристик автомобиля. Компания сможет вводить ряд понижающих коэффициентов в зависимости от стиля вождения клиента.

Обратите внимание

Для этого страховщик сможет установить на автомобиль клиента устройство телематики.

Министерство финансов также предложило выпустить три вида страховых полисов. Кроме тех, по которым предоставляются выплаты 500 тыс. руб. в связи с нанесением вреда жизни и здоровью и 400 тыс. руб.

— имуществу, ведомство предлагает ввести выплаты 1 млн руб. в связи с нанесением вреда жизни и 1 млн руб. — имуществу и 2 млн руб. при вреде жизни и 2 млн руб. — имуществу. Сейчас существуют полисы с лимитами выплат 500 тыс. руб.

при вреде жизни и здоровью и 400 тыс. руб. — имуществу.

Тогда страховщики назвали предложенные Минфином поправки «крайне неудачными» и выступили со своими предложениями — согласно им с июля 2018 года Центробанк должен будет регулировать в тарифах ОСАГО только коэффициент аварийности, дорожных нарушений и максимальную цену полиса. Полный отказ от регулирования ОСАГО Центробанком в этом варианте должен произойти с начала 2020 года.

Сейчас проект либерализации тарифов все еще обсуждается страховым сообществом совместно с Минфином и ЦБ. План на первый этап (полтора-три года) либерализации тарифов в ОСАГО может появиться уже летом 2018-го, говорил на прошлой неделе замминистра финансов Алексей Моисеев.

По его словам, либерализация должна будет проходить в два этапа. На первом будут расширены действующие границы тарифного коридора в стоимости, который сегодня определен в 20%, после расширения разлет границ тарифного коридора может составить 40%.

На втором этапе, после полного освобождения тарифов, резкого роста средних значений не ожидается, уточнил замминистра. Разница в стоимости полисов окажется более значительной в зависимости от стиля и истории вождения клиента.

«В среднем по рынку даже с учетом второго этапа реформы в ОСАГО цены могут подняться на 20–30%, говорят расчеты актуариев страхового рынка», — уточнил Моисеев.

Либерализация тарифов ОСАГО приведет к более справедливому установлению тарифов для автовладельцев, когда добросовестный водитель не платит за плохого, считают участники рынка.

Либерализация не обязательно означает повышение тарифов, говорят в Российском союзе автостраховщиков (РСА), ставя в пример международный опыт. «В других странах — в Польше, Эстонии, Латвии, Литве — при либерализации произошло небольшое повышение тарифов в пределах 10–15%, а далее ситуация стабилизировалась», — отметил представитель РСА в ответ на запрос РБК.

Важно

Ситуацию с либерализацией нельзя рассматривать в отрыве от текущей ситуации на рынке ОСАГО, где действуют недобросовестные автоюристы, посредники и мошенники, ​говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

«Если бы с либерализацией удалось остановить работу недобросовестных автоюристов, то вполне вероятно, что коррекция тарифов при либерализации была бы несущественной — для одних категорий граждан они бы увеличились, у одних регионов бы понизились, у других повысились», — отмечает он.

Тем не менее, если в тех регионах, где огромная убыточность по выплатам (в «лидерах», по данным РСА — Карачаево-Черкесия, Ингушения, Адыгея), люди поймут, что переплата за полис после либерализации возникнет лишь из-за «кормления» автоюристов, то тарифы со временем могут пойти вниз, отмечает Иванов. «Понятное дело, что, например, в Волгограде, где убыточность более 300%, тарифы надо было бы увеличить минимум в три раза, чтобы покрывать ущербы от недобросовестных автоюристов», — добавляет он.

С тем, что вырастут тарифы в самых убыточных из-за автоюристов регионах, согласны и в «Эксперт РА».

«Явно вырастут тарифы в проблемных южных регионах типа Волгоградской области, а также для водителей с плохой страховой историей», — отмечает управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.

Для водителей с длительной историей безаварийной езды из регионов, где не орудуют автоюристы, тарифы могут и снизиться, считает эксперт

Сейчас рынок страдает от недостатка тарифа на фоне «неадекватных» коэффициентов, к примеру по мощности, говорит Игорь Иванов. «Сейчас, если у тебя Land Rover, то цена за полис выше, чем если у тебя «Жигули», однако «Жигули» может побить столько же машин, что и Land Rover», — уточняет страховщик.

Пример работы электронного ОСАГО показывает, что примерно 84% клиентов без проблем заключат договоры на сайте страховщика, заявили в РСА.

«Это говорит о том, что 84% клиентов не являются проблемными для страховщиков, по ним нет высокой убыточности, страховщики готовы с ними работать», — отмечают в союзе.

Поэтому при проведении либерализации ОСАГО их, скорее всего, не будет ждать никакое изменение тарифа — возможно, для части он понизится, отметили там.

При этом, по оценкам РСА, остальные 16% — проблемные высокоубыточные клиенты. «К ним можно отнести таксистов, молодых водителей, автовладельцев из проблемных регионов. Вот по ним могут быть коррективы по тарифу при либерализации», — заключают в союзе.

Авторы: Екатерина Литова, Елена Пашутинская

Источник: https://www.rbc.ru/finances/29/03/2018/5abcee1f9a7947ff3017ac02

Повышение тарифов ОСАГО увеличило прибыль страховщиков

Повышение тарифов ОСАГО помогло большинству крупных страховщиков в первом полугодии заработать больше

А. Гордеев / Ведомости

В январе – июне этого года большинство страховщиков наращивают прибыль, следует из их отчетности.

Главным образом улучшить результаты помогло повышение тарифа по ОСАГО, считает руководитель проекта «Рейтинги страховых компаний» НРА Татьяна Никитина: одновременно с тарифами росли и лимиты выплат по ОСАГО, но, пока убытки по новым лимитам не догнали роста тарифов, есть временная передышка. Этот год для страховщиков должен быть лучше предыдущего, уверена Никитина.

Совет

Лидерство по чистой прибыли сохранила группа «Согаз» (правда, итоги полугодия еще не подвел «Росгосстрах»), прибыль которой за полугодие выросла на 40% до 8 млрд руб. (по МСФО). Чистая прибыль головной компании группы составила 5,8 млрд руб. (+16%). Сборы страховщика выросли на 27% до 75,9 млрд руб.

, а больше всего – добровольное медицинское страхование (ДМС, +5 млрд руб.) и страхование от несчастных случаев (+5,2 млрд). Последнее – результат заключения договора с Минобороны по обязательному страхованию жизни и здоровья военнослужащих в 2015–2016 гг., говорит представитель страховщика.

По его словам, инвестиционный доход «Согаза» за полгода вырос на 31% и составил 3,9 млрд руб. Рост обусловлен увеличением инвестиционного портфеля (на 5%) и доходности по депозитам, объясняет он.

После резкого увеличения ключевой ставки ЦБ в декабре банки сильно повысили ставки по депозитам, многие страховщики воспользовались этим, отмечает Никитина.

«ВТБ страхование» по МСФО нарастило прибыль на 20,2%, увеличив сборы до 24,6 млрд руб. Основной рост портфеля обеспечили ДМС (рост более чем в 2,3 раза), страхование имущества (+56%) и финансовых рисков (+86%). При этом, как отметил гендиректор страховщика Геннадий Гальперин, общая доля каско и ОСАГО с 2014 г. сократилась с 9 до 3%.

«Ингосстрах» за январь – июнь увеличил чистую прибыль почти в 5 раз – до 4,7 млрд руб. против 943 млн годом ранее, сборы выросли на 10% до 39,6 млрд руб.

В первой половине прошлого года компания, наоборот, сократила прибыль в 5 раз из-за Олимпиады в Сочи (компания являлась партнером Олимпийских и Паралимпийских игр), затраты «Ингосстраха» по этому проекту исчислялись «сотнями миллионов рублей», говорил гендиректор страховщика Михаил Волков.

За первое полугодие «Ингосстраху» удалось снизить коэффициент аквизиционных расходов (расходы на привлечение клиентов и заключение договоров. – «Ведомости») на 0,2 п. п. Инвестиционный доход страховщика с учетом валютных переоценок вырос на 128% до 4,5 млрд руб.

«РЕСО-гарантия» увеличила прибыль в 73 раза до 4,7 млрд руб. (РСБУ, по МСФО компания еще не отчиталась). Годом ранее прибыль за полугодие составляла 64,8 млн руб. Сборы страховщика выросли на 17,4% до 32,9 млрд руб.

«Компания сократила управленческие расходы с 1,9 млрд до 1,6 млрд руб., при этом расходы по ведению страховых операций выросли с 6,8 млрд до 7,6 млрд руб.», – отмечает директор по страховым рейтингам RAEX Алексей Янин.

Инвестиционный доход компании, по его словам, оказался примерно такой же, как год назад, – чуть менее 2 млрд руб.

«Альянс» в первом полугодии получил операционный убыток в 347 млн руб., говорит гендиректор страховщика Ник Фрай, объясняя его консервативным увеличением резервов по агрострахованию. Но и у «Альянса» результат улучшается: по словам Фрая, во II квартале группа получила операционную прибыль в России в 251,1 млн руб.

Основную долю в сборах компании составили ДМС (60%) и страхование корпоративного имущества, ответственности и финансовых рисков (26,8%), отмечает он. В прошлом году результат «Альянса» был худшим среди лидеров: несмотря на 12%-ный рост премии, компания получила 2,2 млрд руб. убытка из-за потерь по ОСАГО и каско.

Год назад компания отказалась от автострахования, а в декабре ЦБ ограничил ей действие лицензии на ОСАГО из-за отсутствия представительств в ряде регионов.

Результаты страховщиков по итогам года во многом будут зависеть от убыточности по ОСАГО, говорит Никитина: сейчас сами страховщики не могут до конца это спрогнозировать. Янин не ожидает серьезного роста убыточности по ОСАГО в этом году: на итоги, скорее всего, окажет влияние размер инвестиционного дохода.

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2015/08/12/604446-povishenie-tarifov-osago-uvelichilo-pribil-strahovschikov

Цб учтет в новых тарифах по осаго подорожание запчастей из-за падения рубля

Центробанк пообещал учесть в новых тарифах по ОСАГО подорожание запчастей из-за падения рупип. Социальный аспект вряд ли даст это сделать в таком размере, как хотели бы страховщики.

Банк России планирует отреагировать на изменения стоимости национальной валюты, которые повлияли на повышение стоимости запасных частей в авторемонте», — заявил вчера зампред ЦБ Владимир Чистюхин (цитата по «Интерфаксу»).

Пересчитать тариф ОСАГО регулятор обещал в апреле 2015 г., когда начнут действовать повышенные лимиты выплат по ущербу жизни и здоровью — 500 000 руб. вместо 160 000 руб. Предыдущее повышение (единственное с 2003 г.

) состоялось в октябре прошлого года, когда вырос лимит выплат за имущественный ущерб — со 120 000 до 400 000 руб. Тогда был введен тарифный коридор, и базовая ставка выросла на 23-30% — с 1980 до 2440-2574 руб.

Вместе с базовым тарифом в этот раз могут вырасти территориальные коэффициенты.

Обратите внимание

Каким может оказаться вклад девальвации в новые тарифы, Чистюхин не уточнил. Представитель ЦБ сказал лишь, что регулятор рассматривает возможность корректировки региональных коэффициентов.

Только за декабрь стоимость запчастей выросла на 20-30%, а уже сегодня по ряду марок — на все 50%, говорит представитель компании, издающей справочники цен производителей и стоимости восстановительного ремонта. Такие же цифры называют представители страховых компаний.

Объединяющий страховщиков ОСАГО Российский союз страховщиков (РСА) уже направил в ЦБ расчеты новых тарифов по ОСАГО, которые для него произвел Независимый актуарный информационно-аналитический центр (НААЦ). Получилось, что без учета роста стоимости запчастей тарифы нужно поднять на 56,7%.

Если полностью учитывать новую стоимость запчастей, то нужно заложить еще 40-50% и в итоге повысить вдвое, но на это регулятор точно не пойдет, говорит сотрудник страховой компании.

Изменение курса рупип пока не на 100% отразилось на стоимости запчастей и ремонтных работ, что позволяет сразу полностью не закладывать этот фактор в корректировку тарифов, говорит другой страховщик.

«Мне кажется, при определении финальной цифры немалое значение будет иметь возможность конечных потребителей, а именно их реальная платежеспособность с учетом обязательной природы ОСАГО», — согласен аналитик S&P Виктор Никольский.

«Если ЦБ в апреле повысит тарифы на 60%, страховщики будут наблюдать: как будет работать единая методика оценки ущерба, насколько возрастет мошенничество из-за увеличения лимита выплат по жизни и здоровью, во сколько компаниям обойдется изменение расчета износа и новый учет УТС (утраты товарной стоимости), — говорит руководитель управления методологии обязательных видов страхования “Альфастрахования” Денис Макаров. — Но есть обратная сторона — социальная, которая, скорее всего, не позволит ЦБ [так сильно повысить тариф]».

Читайте также:  Фейслифтинговый honda cr-v рассекретили досрочно

«Думаю, что планка будет в районе 30-40%», — считает другой участник рынка ОСАГО.

Расчетам НААЦ можно верить, убежден вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин: в этом году вступил в силу закон об актуарной деятельности, по которому за неверные расчеты они могут быть дисквалифицированы.

Пообещав учесть в новых тарифах девальвацию, ЦБ, по словам Чистюхина, взамен рассчитывает, что страховщики вернутся в регионы и будут продавать полисы без навязывания дополнительных услуг и создания очередей.

Страховщики несколько лет заявляют о росте убыточности ОСАГО в регионах, из-за которого некоторые компании стали сворачивать региональный бизнес или компенсировать потери навязыванием дополнительных услуг при продаже ОСАГО — по данным ФАС, этим грешат 44 компании.

Важно

Октябрьская корректировка тарифов позволила страховщикам продолжать работу на рынке, произошла некоторая стабилизация, говорит директор по страховым рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин, но в 50 регионах по итогам года комбинированный коэффициент убыточности (отражает результат операционной деятельности) превысил 100%, а в семи регионах перевалил за 130%, продолжает Янин.

«Регулятор хочет ориентироваться на изменение тарифов в привязке к фактическому уровню выплат по ОСАГО. Сплошного роста территориальных коэффициентов не будет», — знает представитель компании — лидера рынка ОСАГО. Убыточность по ОСАГО в 2015 г. не превысит 100% в 14 субъектах РФ, там территориальные коэффициенты могут быть сохранены или даже понижены, полагает Янин.

«Даже если тарифы будут скорректированы настолько, сколько рассчитали актуарии НААЦ, то проблем с покупкой полисов не будет ни в одном регионе», — считает Соломатин.

Ведомости

Мария КАВЕРИНА

Источник: https://711.ru/news/smi-o-strahovanii/16530-cb-uchtet-v-novyh-tarifah-po-osago-podorozhanie-zapchastey-iz-za-padeniya-rublya.html

Рост тарифов ОСАГО: мошенников станет больше?

МОСКВА, 15 июн — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Центробанк РФ опубликовал проект указаний о предельных значениях тарифов ОСАГО.

Новый порядок страхования предусматривает увеличение коридора базового тарифа по полисам ОСАГО на 20% вниз и вверх от нынешней стоимости.

Исключение составят мотоциклы и легковые автомобили юридических лиц, в этих случаях верхняя граница вырастет на 10,9% и 5,7% соответственно.

Закон об ОСАГО позволяет ЦБ менять тарифы не чаще одного раза в год. Центробанк дважды воспользовался этим правом, увеличив тарифы. Последний раз изменения произошли в апреле 2015 года.

В настоящее время базовый тариф для физических лиц составляет от 3,431 тысячи до 4,119 тысячи рублей. Согласно новым указаниям, базовые значения тарифа составят от 2,746 тысячи до 4,942 тысячи рублей. 

В сообщении регулятора отмечается, что данный законопроект — первый шаг по изменению системы тарифов в ОСАГО.

Новые тарифы ОСАГО приведут к подорожанию полисов страхования, по крайней мере, для определенной части автомобилистов и в некоторых регионах, считают эксперты, опрошенные «Прайм». При этом рост страховых взносов может быть «компенсирован» падением числа застрахованных автолюбителей.

УБЫТОЧНОЕ ОСАГО

Выступая недавно в Совете Федерации председатель Банка России Эльвира Набиуллина, назвала ОСАГО «наиболее проблемным» видом страхования. По ее словам, проблемы на рынке ОСАГО накапливались в течение долгого времени, и в ряде регионов ОСАГО стало убыточным.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) говорят, что либерализации тарифов ОСАГО позволит рынку достигнуть хотя бы нулевой убыточности. Там подчеркивают, что за последние семь лет размер средней премии увеличился в 2,3 раза, а средней выплаты почти в 3,2 раза, что негативно сказалось на финансовой устойчивости страховщиков.

Средняя выплата по ОСАГО в 2017 году выросла на 10% и составила 75,763 тысячи рублей, а средняя премия упала на 4% ‒ до 5,819 тысячи рублей. При этом, в прошлом году страховщики собрали с автовладельцев 228 млрд рублей, а выплатили по страховым случаям 181 млрд рублей. 

Совет

Учитывая разницу между страховыми премиями и выплатами по ОСАГО, в прошлом году лидеры рынка заработали на автостраховках: «РЕСО-Гарантия» — 14 млрд рублей, «Альфа-Страхование» – 10 млрд, СОГАЗ – около 8 млрд, Ингосстарх – 6 млрд, ВСК – 5 млрд. 

Убытки в 24,5 млрд рублей понес только Росгосстрах.

ПОДОРОЖАЕТ ЛИ ПОЛИС?

Эксперты разошлись во мнении о подорожании полисов ОСАГО после введения новых тарифов.

«По верхней планке — на 20%, подорожают полисы тех клиентов, которых страховые компании быть может не очень хотят у себя видеть. Это проблемные водители с высокой аварийностью, небольшим стажем и из проблемных регионов, где орудуют так называемые «автоюристы», и где очень высокий уровень мошенничества», — считает управляющий директор по страховым рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин.

По его словам, цена полиса ОСАГО может снизиться в некоторых регионах, например, в Москве и ряде крупных городов, где «нормальная ситуация с убыточностью страховых компаний по ОСАГО». Кроме того, цена полиса может снизиться для опытных безаварийных водителей, считает эксперт. 

«Водителям, которым не повезло жить в проблемном регионе, видимо, практически автоматически придется столкнуться с повышением стоимости ОСАГО, а безаварийным водителям с большим опытом вождения, живущим в непроблемных регионах, стоимость полиса вполне может снизиться», — говорит Янин.

Руководитель управления страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина считает, что для большинства автовладельцев стоимость полиса увеличится.

По крайней мере, в первое время страховщики будут работать по верхней границе тарифного коридора. Средняя стоимость полиса вырастет с 5,8 тысячи до 7 тысяч рублей.

Для мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей юридических лиц верхняя граница снизится, говорит эксперт.

По мнению Янина, страховщики не смогут вступить в сговор и выставить единую цену полиса, поскольку компаний на рынке ОСАГО работает много и они между собой конкурируют. «Поэтому, если кто-то из страховщиков будет ставить неоправданно высокие цены, всегда найдутся участники рынка, которые поставят цены ниже и, соответственно, будут привлекать клиентов к себе», — говорит Янин. 

Эксперты считают, что изменение базовых тарифов приведет к росту страховых премий по ОСАГО. В проблемных регионах взносы вырастут сильнее — по верхней планке в 20%.

Как сложится ситуация в других регионах, пока предсказать трудно.

«Политика разных компаний по тарифам может разойтись, поскольку у них появится больше свободы, и каждая страховая компания будет сама рассчитывать стоимость полисов», — считает Янин.

ПОДОРОЖАНИЕ ОСАГО УМЕНЬШИТ ЧИСЛО ЗАСТРАХОВАННЫХ   

Обратите внимание

Рост стоимости полиса ускорит падение спроса на ОСАГО, активизирует рынок подделок и вызовет всплеск страхового мошенничества, предупреждают специалисты.

По данным РСА, пик количества заключенных договоров ОСАГО приходился на 2013 год, когда страховщики заключили 42,7 млн договоров. В 2017 году этот показатель снизился до 39,2 млн.  В РСА объясняют снижение тем, что автовладельцы эксплуатируют транспортные средства без договора ОСАГО или пользуются поддельными полисами. Из-за этого страховые компании недобирают примерно 20 млрд рублей в год.

Эта тенденция сохраняется и в этом году, несмотря на рост продаж автомобилей. По данным ЦБ, число проданных полисов ОСАГО сократилось в первом квартале на 1,3%. Страховые премии уменьшились на 4,6%, до 46 млрд рублей.

Рост тарифов ОСАГО может привести к демпингу и мошенничеству на рынке, предупреждают эксперты. «Если появится недобросовестная компания, которая захочет «попылесосить» рынок, она поставит цену полиса по нижней планке и все автомобилисты пойдут страховаться к ней. Затем компания может исчезнуть с деньгами автомобилистов. Такая опасность существует», — говорит Янин.

Ситуацию может изменить более индивидуальный подход страховщиков к автолюбителям.

Никитина видит положительные моменты в новом проекте ЦБ в ориентации на индивидуализацию тарифов: увеличении числа градаций для коэффициента «возраст-стаж» с 4 до 50, а также в том, что коэффициент бонус-малус будет устанавливаться на год (сейчас меняется после каждой аварии), а страховая история будет закреплена за водителем, а не транспортным средством.

Источник: https://1prime.ru/business/20180615/828934708.html

Повышение тарифов ОСАГО отложили из-за напряженности — МК

Что ждет водителей

10.09.2018 в 18:33, просмотров: 5905

С 1 сентября должно было состояться повышение тарифов ОСАГО, однако нововведения отложены до лучших времен. ЦБ решил подстраховаться и вынести инициативы на широкое обсуждение в Госдуме и Совете Федерации.

В конце лета ЦБ планировал расширить тарифный коридор по ОСАГО на 20% в обе стороны (увеличение вилки базового тарифа для легкового автомобиля физлица с нынешних 3,4–4,1 тыс. до 2,7–4,9 тыс. руб.).

Также регулятор намеревался увеличить с пяти до 50 градаций диапазон коэффициента возраста и стажа (КВС) и реформировать коэффициент бонус-малус (КБМ, учитывает аварийность водителя), привязав его не к договору, а к водителю, и зафиксировав его значение на год. Но изменения отложили на неопределенный период.

Как считают эксперты, это произошло из-за высокой социальной напряженности в стране: пенсионная реформа, повышение НДС, увеличение налогов и акцизов на топливо, намеченное на 1 января, вызвали ожидаемую волну недовольства граждан.

Недавно Банк России обратил внимание и на то, что в начале года у страховщиков снизился уровень выплат. В итоге на текущий момент достоверной информации о начале действия либо о пересмотре новых тарифов ни у кого нет.

Зато есть ряд других изменений, коснувшихся автогражданки.

4 сентября вступило в силу обновленное Указание ЦБ по электронным полисам ОСАГО №4723-У, которое стало настоящей неожиданностью для участников рынка. Основное изменение, прописанное в документе, коснулось так называемой временной франшизы в электронном ОСАГО.

Согласно документу, временная франшиза устанавливается по началу действия договора.

Важно

То есть если заключается договор, например, первого октября, то начало его действия будет не ранее пятого числа того же месяца: «После осуществления доступа к сайту страховщика в соответствии с настоящим Указанием страхователю — физическому лицу предоставляется возможность заполнения заявления о заключении договора. Заявление, заполняемое на сайте страховщика, должно содержать сведения в объеме, предусмотренном для заявления, составляемого на бумажном носителе, с указанием даты начала срока действия договора, наступающей не ранее чем через три дня после дня направления заявления страховщику, а также сведения об адресе электронной почты, на который будет направлен страховой полис в случае заключения договора».

Получается, что благодаря такой формулировке, три дня де-юре превращаются в пять. Допустим, вы заполняете заявление в понедельник, далее — упомянутые «три дня после» — это вторник, среда и четверг. А срок действия начинается после этих трех дней — не ранее пятницы.

Почему это так важно? Дело в том, что если автовладелец заранее не отследит срок окончания страховки, то он будет ездить на незастрахованном авто. Либо можно заключить договор ОСАГО в виде обычного, «бумажного» полиса — в офисах страховых компаний.

Вот он  вступит в силу ранее, чем на пятый день.

Это правило было введено не просто так — оно поможет бороться с водителями, которые спокойно ездят вообще без полиса, а в случае ДТП сразу его оформляют, прямо с телефона. «Число незастрахованных по ОСАГО изо дня в день увеличивается.

Это связано как с поддельными полисами, так и вообще с их отсутствием. Это в свою очередь очень мешает росту Европротокола (по которому подняли лимит до 100 тыс.

), так как человек никогда не знает, застрахован ли виновник аварии», — рассказал руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Правда, участники рынка уверены, что получившиеся «пять дней» — это все же случайная ошибка, изначально планировался срок в три дня, но опубликованная формулировка в Указании ЦБ внесла свои коррективы.

Другое новшество, которое пока еще работает в экспериментальном режиме — автофиксация отсутствия ОСАГО. Российский союз автостраховщиков объявил о том, что с 1 сентября 2018 года камеры могут оштрафовать водителя за отсутствие автогражданки. Правда, пока эксперимент запущен только в Москве, но в случае успешного тестирования распространится и по регионам.

Получается, если у автовладельца нет полиса ОСАГО или он просрочен, то он получит штраф в размере 800 рублей. На него также действует скидка в 50 процентов в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления.

А если письмо с камеры пришло позже, то срок можно даже восстановить — постановление об этом вынес Конституционный суд РФ в декабре 2017 года.

Совет

Кстати, повторности нарушения у этого штрафа нет, как не предусмотрено и эвакуации на штрафстоянку.

Для многих водителей в этом смысле остается не выясненным вопрос права 10-дневной езды без страховки на новом авто. В официальных источниках не прописано, будут ли камеры автофиксации распознавать только что купленную машину. Вероятно, обжаловать такой штраф с камеры необходимо уже после его вынесения. Основанием для обжалования послужит договор купли-продажи автомобиля.

Есть и другие изменения, касающиеся ОСАГО, пусть и не столь значимые для каждого водителя. Одно из них — ЦБ прописал работу системы гарантированного заключения электронного ОСАГО (Е-Гарант), которая на самом деле существует больше года.

Кроме того, теперь есть ограничения для регистрации на сайтах страховых компаний: один личный кабинет страхователя можно зарегистрировать только на один номер телефона, хотя при этом через него можно заключать договоры на все машины, у которых владелец номера является собственником либо допущен к управлению.

Далее — автовладелец теперь должен успеть за три часа передать сканы документов для заключения договора ОСАГО, иначе по истечении этого времени страховщик уведомит клиента о прекращении оформления полиса.

Также изменился формат кода подтверждения, который приходит от страховой компании для регистрации на сайте: вместо десятков букв разных алфавитов, цифр и символов будет не более десяти знаков, причем среди них — только цифры или буквы латинского алфавита.

В будущем страховые компании все же ждут и глобальных изменений, которые приведут к либерализации тарифов. «Чтобы обеспечить права потребителей, нужна максимальная свобода действий. У страховщика должна быть возможность давать разным категориям граждан разные тарифы. Полная либерализация тарифов к 2020 году — это абсолютно правильно», — уверены в компании «Ингосстрах».

Читайте также:  Штрафы работают: качество топлива повысилось в 2019 году

Понятно, что моментально прийти к либерализации нереально, поэтому реформа будет поэтапной. Так, по мнению страховщиков, можно прийти к максимально персонифицированным тарифам.

Ряд страховщиков предлагают и другие изменения, связанные с ОСАГО, однако будут ли они приняты к сведению — неизвестно. Например, в некоторых регионах используется натуральное возмещение, то есть ремонт вместо денежной выплаты.

«А нужен ли такой вариант конкретному автовладельцу — зависит от его авто, от региона, от предлагаемого сервиса.

Обратите внимание

Если страховая компания предлагает ремонт на таком сервисе, которому сам автовладелец готов доверять, то, наверное, в этом есть смысл и для автовладельца», — полагает заместитель гендиректора «Либерти Страхование» Александр Потитов.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2018/09/10/povyshenie-tarifov-osago-otlozhili-izza-napryazhennosti.html

Страховщики жалуются на убытки от ОСАГО. Снова хотят повысить тарифы?

28 Июня 2017 14:15

Страховщики ОСАГО по итогам 2017 года могут получить убыток в 21 миллиард рублей. Об этом во вторник, 27 июня, заявил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, передает ТАСС

«Первый квартал этого года показал, что мы собрали около 90 миллиардов рублей (…), а выплатили около 100 миллиардов рублей. Это без учета расходов на ведение дел и тех резервов, которые Центральный банк обязывает делать автостраховщиков. Если все посчитать, то страховщики по этому году должны принести минус 21 миллиард рублей», — приводит агентство его слова.

Основной причиной убыточности считается деятельность криминальных автоюристов. По оценкам Юргенса, они вывели с рынка порядка 40 миллиардов рублей.

«Если государством, Центральным банком будет принято решение этот тариф держать, то к концу 2018 года рынок нынешний, его степень капитализации, этого дела не выдержит, и лицензии будут сданы очень многими компаниями», — сказал Юргенс.

По его словам, пока рано оценивать, насколько повлияло на уменьшение убыточности введение натурального возмещения в «автогражданке», которое действует с 28 апреля и призвано сократить издержки страховщиков на судебные выплаты недобросовестным автоюристам. Страховщики предлагали «ввести натуральный вид как меньшее из зол по сравнению с автоюристами», — пояснил он.

«Скорее всего, убыточность не выровняется полностью», — считает Юргенс. Дополнительные требования, которые были введены к ремонту по ОСАГО (ремонт только новыми деталями, ремонт гарантийных автомобилей у дилеров), удорожали средний чек выплаты страховщика на 13%», — сказал он.

В интервью газете «Ведомости» Юргенс прямо заявил: «Нужно повышать тарифы».

По данным Банка России, в 1 квартале 2017 года страховщики выплатили по ОСАГО на 4,2 млрд руб. больше, чем собрали: сборы составили 48,2 млрд руб., выплаты — 52,4 млрд руб.

РСА просил Банк России увеличить территориальные коэффициенты ОСАГО в «токсичных» регионах, чтобы покрыть убытки от них, рассказал Юргенс. «Мы предлагаем региональные коэффициенты там поднять, это дало бы около 20 млрд рублей, которые закрыли бы «дыру». Мы ждем ответа по этому поводу от ЦБ», — сказал он.

Кроме того, позволило бы «какое-то время продержаться» снижение цен на запчасти в рамках ремонта по ОСАГО, отметил Юргенс: сейчас союз ведет пересчет средней стоимости запчастей в справочниках, на основе которых рассчитывается сумма ущерба по ОСАГО.

Несмотря на убыточность ОСАГО, сдача лицензии также может быть невыгодна, указывали ранее собеседники ТАСС на страховом рынке: в этом случае страховщик продолжает выплачивать деньги по страховым случаям, но перестает собирать премии.

24 мая Банк России предложил изменить стоимость полисов ОСАГО для разных категорий водителей. Согласно инициативе, владельцев полисов «мультидрайв» (без вписанных имен владельцев машин) ждет рост стоимости страховки в полтора раза, а молодым водителям (22-29 лет) полисы обойдутся на 55-80 процентов дороже.

Проект изменений должен пройти утверждение советом директоров ЦБ и Минюстом. В Банке России не назвали сроки его принятия.

Базовый тариф ОСАГО, действующий с апреля 2015 года, составляет от 3 432 до 4 118 рублей. Максимальный размер компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, достигает 500 тысяч рублей, за вред имуществу — 400 тысяч рублей.

Важно

С 28 апреля в России вступили в силу новые правила выплат по ОСАГО: вместо денежного возмещения потерпевшему в большинстве случаев ремонтируют авто. Такой порядок действует для договоров ОСАГО, заключенных после 28 апреля.

Тариф ОСАГО был повышен на 40-60% в октябре 2014-го и апреле 2015 года, до этого он не менялся с момента введения обязательной «автогражданки».

Разницу между «криминальными» и «нормальными» юристами пояснил редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов. По его словам, нормальный юрист за определенный гонорар помогает пострадавшему в ДТП получить через суд возмещение ущерба, так как страховые компании редко выплачивают страховое возмещение напрямую. А автоюристы, которых страховщики называют «криминальными», сразу выплачивают пострадавшему небольшую сумму, а после от его имени, по договору цессии, через суд добиваются от страховой компании выплаты не только ущерба, но еще штрафов, морального ущерба и компенсации судебных расходов.

Источник: http://www.rline.tv/news/2017-06-28-strakhovshchiki-zhaluyutsya-na-ubytki-ot-osago-snova-khotyat-povysit-tarify/

В россии впервые снизилась стоимость автостраховки

Впервые за все время существования обязательного страхования автогражданской ответственности средняя стоимость полиса подешевела.

Причем падение средней премии довольно существенное — четыре процента. Если в 2016 году полис в среднем по России стоил 6032 рубля, то в 2017 году — 5819 рублей.

Такие предварительные сведения озвучил Российский союз автостраховщиков. При этом, согласно данным РСА, выплаты продолжают стремительно расти. В 2017 году средняя выплата выросла на 10 процентов и составила 75763 рубля.

Напомним, что годом ранее она составляла 69016 рублей.

Снижение стоимости полиса страховщики связывают с несколькими факторами. Выросло количество автовладельцев, получающих скидку за безаварийную езду. Все больше становится людей, у которых коэффициент бонус-малус равен 0,5.

ГИБДД: В 2017 году число погибших в ДТП снизилось на 6,5 процента

Вторая причина, как считают страховщики, заключается в распространении электронного полиса ОСАГО.

Некоторые автомобилисты, чтобы поменьше заплатить, указывают в качестве региона преимущественного использования транспорта один из тех, где полагается большая скидка.

Также довольно часто автовладельцы «ошибаются» в мощности двигателя своего автомобиля, за счет чего также покупают более дешевый полис.

Для сравнения: в 2014 году рост средней премии в ОСАГО составил 12 процентов, в 2015 году — 57 процентов. Такой скачок произошел потому, что в этом году впервые за все время существования ОСАГО был повышен тариф. Но уже в 2016 году рост премии составил 9 процентов. А в прошлом году и вовсе упал на 4 процента.

Совет

Как утверждает президент РСА Игорь Юргенс, ресурс, заложенный увеличенным тарифом, исчерпан.

Объем сборов страховщиков ОСАГО в прошлом году составил 228,125 миллиарда рублей, снизившись на 3 процента к 2016 году, когда этот показатель достиг 235,579 миллиарда рублей. При этом сумма выплат по страховым случаям выросла на 9 процентов и составила 181,003 миллиарда рублей.

В России прекратят продажу диагностических карт без осмотра автомобиля

Как сообщил президент РСА, прошлый год наглядно показал, что судить о финансовом результате страховых компаний, просто вычитая из объема сборов объем премий, некорректно.

Ведь страховщики должны формировать резерв, запас прочности на случай будущих выплат. По одному договору можно обратиться за выплатой не только в год его заключения, а в течение трех лет.

А по убыткам, связанным с причинением вреда жизни или здоровью потерпевших, срок исковой давности вообще отсутствует.

В первые месяцы 2017 года кассовый результат показывал отрицательные значения, и, если бы не были сформированы резервы, страховщики не могли бы оплатить эти убытки. Поэтому, как утверждает глава РСА, в 2018 году необходимо запустить процесс либерализации тарифов. То есть речь идет об их повышении.

Источник: https://rg.ru/2018/01/31/v-rossii-vpervye-snizilas-stoimost-avtostrahovki.html

Страховщики опять готовятся к повышению цен на ОСАГО

На прошлой неделе комитет по тарифам Российского союза автостраховщиков (РСА) рассматривал результаты исследования Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ) об экономической целесообразности тарифов ОСАГО, рассказали «Ведомостям» два участника заседания и три страховщика, которые знают это от коллег. Исследование подготовлено по заказу РСА и Центробанка, утверждает один из собеседников.

Пресс-служба ЦБ уверяет, что тот не заказывал НААЦу такого исследования, оговариваясь, что «регулятор на постоянной основе мониторит ситуацию с экономикой ОСАГО». На вопрос, рассматривается ли повышение тарифов ОСАГО, представитель ЦБ не ответил.

Исследовалась обоснованность тарифов, следует из комментария РСА, который тоже проводит регулярный мониторинг тарифов ОСАГО. «Цель мониторинга – оценка соответствия базовой ставки и коэффициентов тарифов существующему уровню риска», – объясняет представитель РСА. НААЦ от комментариев отказался.

Это материалы рабочего характера, правление союза их пока не утвердило, говорит источник в РСА.

Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается из базового тарифа (3432–4118 руб.) с поправкой на регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также число аварий с участием машины.

Имеет смысл повысить территориальный коэффициент – вот основной вывод НААЦа, по словам ознакомившегося с исследованием собеседника «Ведомостей»; про остальные три не говорится.

В ряде регионов коэффициент предлагается существенно повысить, до 2–3 раз, уточняет другой страховщик, изучивший документ.

Самое сильное повышение, по его словам, может произойти в Краснодаре, Карачаево-Черкесии, Иванове, Волгограде, Нижнем Новгороде и Адыгее, зато об изменении цен в Москве и области речи не идет.

Необходимость повышения территориальных коэффициентов для ряда регионов показало еще прошлогоднее исследование, напомнил представитель РСА.

Обратите внимание

Коэффициент территорий нужно повышать, чтобы исправить кризисную ситуацию в ОСАГО, однако решением проблемы стало бы освобождение тарифов от госрегулирования, считает гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик.

«ОСАГО в Москве и Санкт-Петербурге прибыльно, а в целом по стране результат от ОСАГО отрицательный», – говорит он. Это связано с тем, что для Москвы и Московской области не характерна проблема с автоюристами, сказала гендиректор МАКС Надежда Мартьянова.

Ее рецепт – «не территориальные коэффициенты менять, а повышать базовый тариф ОСАГО».

Повышение тарифа в 2015 г., по ее мнению, оказалось недостаточным из-за одновременного увеличения лимита выплат. С октября 2014 г. лимит выплат в ОСАГО по «железу» вырос с 120 000 до 400 000 руб., а с апреля 2015 г. по жизни и здоровью – с 160 000 до 500 000 руб.

Последний раз тарифы на ОСАГО Центробанк повысил в апреле 2015 г. Тогда базовый тариф подскочил на 40%, а тарифный коридор, в рамках которого страховщики самостоятельно устанавливают цену полиса, расширился с 5 до 20%.

В некоторых случаях полисы ОСАГО фактически подорожали сразу на 60% и более. После этого повышения тарифов из системы ОСАГО за 2015 г.

ушло почти 3 млн автовладельцев, часть из которых начала пользоваться поддельными полисами ОСАГО.

До этого тарифы повышались в октябре 2014 г. – на 23–30%.

Страховщики не первый раз пользуются услугами НААЦа. В апреле 2015 г. эти актуарии пришли к выводу, что стоимость ОСАГО нужно повысить примерно на 56%, говорил президент РСА Игорь Юргенс.

Источник: http://bishelp.ru/rich/strahovshchiki-opyat-gotovyatsya-k-povysheniyu-cen-na-osago

Почему ОСАГО стало убыточным для страховых компаний

Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (их уже всего 59, хотя 14 лет назад насчитывалось 240), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус.

Сборы страховщиков по ОСАГО снизились на 3% за год, а суммы выплат выросли с утроенной скоростью (9% в 2017 году). При этом пени, штрафы, неустойки и накладные расходы в структуре выплат по суду уже превысили 50%. Средняя выплата в ОСАГО в 2017 году увеличилась на 10% с 69 тыс. до 75,8 тыс. рублей, а средняя премия упала на 4% — с 6032 рублей до 5800 рублей.

Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю.

Показателен пример прежнего лидера, компании «Росгосстрах»: несколько лет назад она контролировал треть рынка ОСАГО, сейчас доля компании едва превышает 10%.

Бедствие, которое терпит этот некогда серьезнейший игрок, сказалось на всем рынке, ну и, конечно, первая в современной истории национализация страховщика не прошла безболезненно.

Преступные автоюристы

К 2018 году мегарегулятор стразовой отрасли, министерство финансов России, признал, что ОСАГО сдерживается не рыночными методами, а по социальным основаниям. Были разговоры, что после выборов нужно будет как-то это исправить.

Читайте также:  Mercedes-benz показал тизер интерьера купе cls 2019

По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, стратегическая задача состоит в уходе от предвыборной зависимости ОСАГО в ближайшие три-четыре года.

Необходимо поставить ОСАГО на рыночные рельсы, чтобы рынок нашел равновесную цену, а ОСАГО стало базовым каско и приносило благо автовладельцу, не будучи убыточным для страховщика.

Важно

Одно из важнейших событий прошлого года — поправки в закон об ОСАГО, касающиеся натурального возмещения.

Когда мы выходили с инициативой этого закона, то рассчитывали, что изменения сыграют положительную роль в выравнивания ситуации, что таким образом удастся побороть «черных автоюристов».

Это движение началось массово после того, как в 2012 году на страхование распространили закон о защите прав потребителей, а затем в 2014 году увеличилась максимальная выплата по ОСАГО.

Когда максимум, что можно получить с одной аварии — 100 000 рублей, это не особо интересно злоумышленникам. Преступлений в этой сфере было 10-15%.

Сейчас, когда можно «накрутить» 400 000 рублей за «железо» плюс 500 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью (и это не считая штрафов и пеней), извлечение денег из аварий стало бизнесом. Люди заинтересовались, сгруппировались, привлекли профессиональных юристов и поставили все на поток.

Получились целые банды. Мы надеялись, что с принятием закона о натуральном возмещении недобросовестные автоюристы успокоятся, но этого не случилось.

В процессе согласования закона столько было введено ограничений, что многое из задуманного просто не работает.

Сервисное техобслуживание не укладываются в отведенное законом время, так как многие запчасти нужно заказывать — детали просто не приходят вовремя.

Совет

Ограничение в 50 км до станций техобслуживания в некоторых регионах абсурдно. Например, Волгоград растянут на 100 км: как тут уложиться?

В итоге закон не смог «перекрыть кислород» мошенникам: те же самые недобросовестные автоюристы нашли новые способы затаскивать страховщиков в суд по натуральному возмещению.

При этом доля урегулирований в натуральной форме у некоторых крупных компаний доходит до 40% в ряде регионов.

Используя лазейки в законодательстве, недобросовестные посредники без малейших угрызений совести подрывают основы рынка страхования, призванного защитить всех, кто ездит по дорогам страны. И эти люди даже не считают себя преступниками.

В итоге такого компромиссного текста закона страховщики получили рост выплат, в том числе за счет обязательности ремонта новыми запчастями. Это примерно на 30% увеличивает затраты. В то же время страховые компании не смогли избавиться от дополнительной нагрузки нестраховых выплат в судах.

Есть и еще один нюанс действия натурального ОСАГО. Автовладелец по соглашению со страховщиком может отказаться от ремонта. В этом случае он подписывает бумагу, что согласен с той выплатой, которую ему рассчитали в страховой компании.

Мошенничество с электронными полисами

В 2017 году были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО, что дало возможность по большей части решить проблемы доступности полисов в проблемных регионах. Часть регионов России получили такой статус из-за того, что страховщики просто отказывались там работать из-за запредельных убытков. К концу года через интернет продавалось уже более 34% полисов ОСАГО.

Не сразу удалось наладить всю систему — на первом этапе отмечалось большое количество сбоев в работе сайтов страховых компаний и базе данных РСА, которая в силу чрезмерной нагрузки не всегда справлялась. Мы всерьез начали работу по созданию новой базы с совершенно другими техническими параметрами: когда создавалась нынешняя, о таких нагрузках никто не мог и подумать.

Важным моментом в увеличении доступности ОСАГО стало создание Российским союзом автостраховщиков системы гарантирования возможности заключения договора ОСАГО в электронном виде — системы «e-ОСАГО Гарант», которая позволяет совершить покупку через сайт РСА. Эта функция подключается при наличии сбоев на сайте компании, в которую обратился клиент, либо если у этой компании закончились «электронные бланки», то есть номера полисов.

По мере роста доступности мы стали отмечать появление новых форм мошенничества: подделку электронных документов и фальсификацию данных в заявлениях на заключение договоров ОСАГО, заполняемых при оформлении через интернет. Активизировались и недобросовестные посредники, которые якобы помогают автовладельцам заполнить форму заявки, а на деле вводят их в заблуждение относительно стоимости полиса и зарабатывают на этом.

Мошенники начали массово регистрировать в интернете сайты по продаже ОСАГО, копирующие сайты страховщиков. Для борьбы с этим явлением РСА заключил договор со специализированными компаниями по борьбе с кибермошенничеством. За девять месяцев 2017 года было выявлено и заблокировано более 700 таких сайтов.

Сейчас ситуация с мошенничеством и злоупотреблением правом перешла все мыслимые пределы. Страховщики потеряли около 40 млрд рублей из-за мошенничества в сфере ОСАГО. В 2017 году РСА совместно Банком России провел серию межведомственных совещаний в регионах, чтобы донести мысль о том, что проблемы в ОСАГО чреваты ростом социальной напряженности.

Обратите внимание

Мы проехали почти по всем федеральным округам (на 2018 год оставили относительно благополучные Центральный и Северо-Западный), провели межведомственные совещания с МВД и Генпрокуратурой, довели до сведения местных властей, насколько катастрофическая ситуация складывается у них под носом. Местные власти должны понимать, что ситуация с мошенничеством по ОСАГО напрямую влияет на его доступность, а следовательно на социальную напряженность в регионе.

Итогом совещаний стала системная работа всех сторон, активизация следствия и доведение дел до суда. В целом правоохранители обратили больше внимания на страховое мошенничество.

По итогам этой работы в органы правопорядка направлено более 8100 заявлений по выявленным фактам страхового мошенничества в страховании в целом. По ним возбуждено 1 565 уголовных дел. Большинство заявлений и возбужденных дел касается ОСАГО.

Мы надеемся, что впоследствии сможем сказать: «2017 год стал переломным в борьбе со страховыми мошенниками». Впрочем, сейчас мы только в начале трудного и долгого пути.

Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно — постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.

Источник: http://www.forbes.ru/biznes/360513-zaehali-v-tupik-kak-osago-stalo-ubytochnym-dlya-strahovyh-kompaniy

Источник: https://brodv.ru/2018/04/23/pochemu-osago-stalo-ubytochnym-dlya-straxovyx-kompanij/

Страховое бессилие. Почему водители отказываются от ОСАГО | Бизнес | Forbes.ru

За последние годы серьезно выросла стоимость страхового полиса для автомобилистов. В 2015 году цена ОСАГО увеличилась на 57% из-за повышения страховых тарифов. Это произошло параллельно с падением продаж полисов.

Вместе с этим в 2015-2016 годах сократилась доступность полисов для населения: страховщики начали искусственно уменьшать доступность полисов в так называемых токсичных регионах. Сотрудники офисов страховых компаний ссылаются на отсутствие бланков полисов либо на технические проблемы при оформлении.

Другая крайность — навязывание автолюбителем дополнительных услуг в виде страхования жизни или иного имущества.

Важно

В ответ на проблему недоступности полисов 10 июня 2016 года был принят закон, обязывающий страховые компании оформлять электронный ОСАГО через интернет. Закон вступил в силу 1 января 2017 года, но до настоящего момента нельзя назвать систему электронного ОСАГО исправно работающей.

При попытках оформления полиса через интернет автовладелец может столкнуться с многочисленными «техническими проблемами», возникающими после того, как он внесет в форму довольно большое количество данных. Это отбивает всякое желание связываться с электронным ОСАГО в дальнейшем.

Некоторые страховые компании при технических ошибках любезно сообщают автомобилисту о возможности приобрести полис при личном посещении офиса.

Параллельно с этим страховщики придумали так называемый «Агент РСА». Это система, позволяющая автомобилисту купить полис случайно выбранной страховой компании в «токсичном регионе» в специальном офисе РСА.

Тем не менее до настоящего момента проблема с доступностью полисов не решена. Владельцы автомобилей по-прежнему сообщают об отсутствии бланков полисов, о навязывании дополнительных страховок и услуг, что повышает и без того растущую цену полиса ОСАГО. Оформление ОСАГО через интернет вызывает непреодолимые трудности.

Конечно, страховые компании обязаны оформить полис каждому, кто к ним обратится. Однако помимо «технических проблем» и «отсутствия полисов» существуют вполне легальные способы отказать автомобилисту — даже при личном обращении в офис.

Согласно правилам ОСАГО, утвержденным Центробанком России, страховщик вправе при заключении договора произвести осмотр транспортного средства. Кроме того, страховщик обязан оформить полис в течение тридцати дней с момента получения заявления.

При этом бланк такого заявления страховщик предоставляет автомобилисту по его требованию (если есть бланк). Указанного срока вполне достаточно, чтобы отбить желание у автомобилиста, не прошедшего внутреннюю сегрегацию в страховой компании, приобретать полис.

Совет

Но даже по истечении этого срока страховая компания может не предоставить полис, а понуждение к заключению договора страхования в судебном порядке займет у автомобилиста не менее шести месяцев.

Кроме того, за эти временные потери автомобилист не получит по сути ничего, кроме полиса, — суды повсеместно взыскивают мизерные компенсации морального вреда и в десятки раз снижают компенсацию оплаты юридических услуг. Обращение в суд по этому основанию становится для автовладельцев совершенно невыгодным.

Охлаждение отношений

В ответ на навязывание страховщиками дополнительных услуг Банком России ввел так называемый «период охлаждения» — пятидневный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть деньги.

С 1 января 2018 года указанный срок продлили до 14 дней. Частично это решило проблему с навязыванием дополнительных услуг, но не все страховые компании готовы возвращать деньги за страховку добровольно.

Единственным выходом вновь остается суд — долгий, дорогой и невыгодный.

На стоимость полиса ОСАГО влияет и коэффициент «бонус—малус», который представляет собой систему скидок на страхование за безаварийную езду.

Система расчета коэффициента запутанна и внутренне противоречива, поскольку привязывается и к фамилии человека, и к автомобилю.

В результате любое изменение паспортных данных, водительского удостоверения или страхование автомобиля на неограниченное число лиц может полностью обнулить «бонус—малус» при новом обращении к страховщику.

Для исправления этой ошибки не обойтись без заявления в РСА или страховую компанию, а это неизбежно влечет за собой потери времени или денег. Перед человеком встает дилемма: либо страховаться за более высокую цену, либо отказаться от страхования вовсе.

Доверие к системе ОСАГО частично подорвали новые поправки в законодательство. Под эгидой борьбы с автоюристами 24 апреля 2017 вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о безальтернативном ремонте («натуральное возмещение»). Теперь автовладелец не может потребовать выплату деньгами, если страховая компания сама этого не захочет. Вместо этого водителя направят на ремонт автомобиля.

Обратите внимание

При этом страхователь ограничен в праве выбора места проведения ремонта, поскольку круг сервисных центров определяется страховщиком. Если автомобиль старый, страховщику легче выплатить ущерб деньгами — во-первых, не каждый сервисный центр возьмется ремонтировать такой автомобиль, а во-вторых такой ремонт становится невыгоден самим страховщикам.

При натуральном возмещении страховщик оплачивает стоимость ремонта без учета износа запчастей, который может составлять до 50% от их стоимости, а при выплате деньгами страховщик учитывает износ. Таким образом, страховая компания сама определяет, хочет ли она получить скидку до 50% от суммы страхового возмещения без учета мнения автовладельца.

Кроме того, оказалось, что ОСАГО по закону не покрывает полностью ответственность автовладельца. Речь идет не о том, что ответственность автовладельца страхуется на сумму до 400 000 рублей (все, что выше, он возмещает самостоятельно).

10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление №6-П, в котором разъяснил, что в действительности по закону об ОСАГО страховая компания не выплачивает сумму износа (до 50% от суммы выплаты), однако от такой выплаты виновник ДТП не освобождается — он обязан компенсировать убытки пострадавшего в части износа самостоятельно, даже если вред составляет менее 400 000 рублей.

Таким образом, в указанной части ответственность виновника и вовсе оказывается незастрахованной.

Получается, что в случае выплаты в виде «натурального возмещения» виновник аварии может получить иск от страховой компании о возмещении убытков, а в случае выплаты деньгами — иск от пострадавшего о выплате разницы между суммой, выплаченной страховой компанией, и реальным ущербом. Спрашивается, а что же мы страхуем по ОСАГО?

Повышение штрафов — не панацея для лечения падающего спроса. Нужно поворачивать систему ОСАГО лицом к автомобилистам, сделать сервис удобным, доступным и, главное, полезным, а не превращать ОСАГО в еще один налог для граждан, соблазн уйти от которого столь велик.

Источник: http://www.forbes.ru/biznes/360487-votum-nedoveriya-pochemu-voditeli-otkazyvayutsya-ot-osago

Ссылка на основную публикацию