В россии растёт парк автомобилей отечественной сборки

Автомобили российской сборки заняли максимальную долю рынка – более 82%

Автомобили российской сборки заняли масимальную долю рынка — более 82%

М. Стулов / Ведомости

Доля локально выпущенных легковых автомобилей на российском рынке по итогам восьми месяцев составила 82,2%. Это почти на 2,5 п. п. больше, чем в 2016 г., приводит данные «Автостат». Это исторический максимум, констатирует агентство.

Например, в 2012 г. на долю легковых автомобилей местной сборки приходилось 64,1% рынка, в 2008 г. — 44,3%. По итогам 2017 г.

доля автомобилей российской сборки может вырасти до 83%, прогнозирует начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун.

Производство в России есть почти у всех крупных автоконцернов.

Обратите внимание

Они или работают в режиме промсборки (получают льготы на импорт части автокомпонентов), или получают другие преференции, напоминает директор «Автостата» Сергей Целиков (его слова приводятся в сообщении агентства).

«В то же время курс рубля, существенно опустившийся ко всем ключевым мировым валютам, сделал прямой импорт автомобилей менее выгодным. Ввозятся в страну сейчас лишь нишевые бренды или модели», — отмечает он.

На фоне стабилизации курса рубля и возобновившегося в 2017 г. роста автомобильного рынка автоконцерны начали возвращать в Россию некоторые импортируемые модели, но это не массовые машины, общей картины они не меняют, замечает Топтун.

Правительство поддерживает местных производителей, субсидируя скидки на автомобили по программе обновления парка (утилизация и трейд-ин), льготного автокредитования и льготного автолизинга и проч. Продолжатся ли все эти меры в 2018 г., неизвестно. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил. Если господдержка рынка после 2017 г.

сократится, то это может временно ослабить позиции локальных производителей и их доля рынка может начать снижаться, замечают Топтун и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

В долгосрочной перспективе доля импорта продолжит уменьшаться по мере развития локального производства и сохранения общей поддержки отрасли, делающей местное производство выгоднее импорта, считают эксперты.

Снижению доли импорта будут также способствовать предлагаемые чиновниками 15%-ная индексация в 2018 г. утилизационного сбора на автомобили, увеличение акцизного сбора на автомобили с мощными двигателями, замечает Топтун.

Заметно сократится общее количество импортируемых машин и после начала локального производства легковых автомобилей Mercedes-Benz, напоминают он и Беспалов. Завод, который строится в Московской области, планируется запустить в 2019 г. Импорт в итоге может снизиться до 10-15%, прогнозируют Беспалов и Топтун.

Ниже доля вряд ли будет: не все модели целесообразно выпускать на каждом локальном рынке из-за малого объема продаж, поясняют они.

Источник: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2017/09/26/735451-avtomobili-rossiiskoi-sborki

На чем ездят россияне

За последние 15 лет российский парк легковых автомобилей увеличился вдвое и достиг почти 50 млн машин.

Много ли новых машин у россиян? В каких регионах «ВАЗ» — самая популярная модель? Кого больше — иномарок или отечественных автомобилей? Много ли осталось праворульных машин на Дальнем Востоке? Подробности — в спецпроекте “Ъ”, подготовленном на основе данных агентства «Автостат», Росстата и ГИБДД.

«Жигули» или иномарка

По данным ГИБДД на начало 2018 года (официальные данные формируются раз в год), в РФ было зарегистрировано 59,7 млн транспортных средств. Из них 46,8 млн — это легковые машины.

Важно

В 2003 году в ГИБДД числилось 23,3 млн автомобилей, вдвое меньше, чем сейчас. Прирост автопарка — примерно 1-1,5 млн. легковых машин ежегодно — обеспечивается, по большей части, ростом продаж новых машин.

В сентябре 2018 года авторынок России вырос на 6,2% по сравнению с прошлым годом.

Основная часть, 44,7 млн авто, принадлежит физлицам, из них 221 тыс. числится за индивидуальными предпринимателями. 2,09 млн легковых автомобилей принадлежат юрлицам, из них 607 тыс. находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности (это значит, что на них ездят, в том числе, чиновники).

Самая популярная машина в России — Lada-2107, однако предпочтения россиян сильно отличаются в зависимости от региона.

Например, в Калининградской области лидером является Volkswagen Passat, в Москве и Санкт-Петербурге — Ford Focus, в Татарстане — Lada 2114, в Чечне — Lada 2170 «Приора», в Хакасии — Lada 2106.

Toyota Corolla является самой популярной моделью в Хабаровском крае, Сахалинской и Новосибирской областях, Приморском крае.

Соотношение автомобилей иностранных и отечественных брендов примерно одинаковое, последних чуть больше.

При этом надо учитывать, что понятие «иномарка» в России сильно размыто: многие автокомпании успели построить собственные автомобильные заводы, где ведется как крупноузловая сборка машин (завод «Автотор» в Калининграде, собирающий BMW), так и производство с полным циклом (завод Hyundai в Ленинградской области, VW в Калужской области) с высоким уровнем локализации. Renault Logan, собираемый в Москве, на две трети состоит из деталей российского производства. Традиционно считавшийся российским «АвтоВАЗ» на самом деле принадлежит на 96% СП Renault и Ростеха (владеют 66,2% и 33,8%, соответственно). Локализация моделей Lada, в среднем, составляет 85%, остальные 15% — это запчасти иностранных брендов.

Старенький, но еще поездит

Почти половина всех легковых автомобилей в России старше десяти лет, и за последние 18 лет в этом плане ничего не изменилось.

Совет

Самая многочисленная категория, включающая в себя 14,5 млн автомобилей,— это машины, с момента выпуска которых прошло более 15 лет. 10–15-летних авто в России 7,7 млн, 5–10-летних — 11,2 млн, 3–5 летних — 6 млн.

Относительно новых автомобилей — с момента выпуска которых прошло три года или менее — 7,2 млн. Это примерно столько же, сколько в 2015 году.

Плюс электрификация

По данным ГИБДД, в России официально зарегистрировано почти 16 тыс. легковых автомобилей с электродвигателями. Большая часть из них — это машины с гибридными силовыми установками (бензиновый двигатель, к которому подключается электромотор).

Полноценные электромобили официально в Россию не поставляются, за исключением двухместного компактного электрокара Renault Twizy, на котором ездить можно только в теплое время суток и в городских условиях. Недавно появилась информация о выходе на российский рынок Nissan Leaf, но официально эти планы так и не подтвердились.

Активно продаются автомобили Tesla, но все это «серые» поставки: официальных дилеров в России нет. По оценкам «Автостата» на 1 июля 2018 года, в России числится 2,5 тыс. электромобилей.

Водитель на месте пассажира

До середины 2000-х праворульные японские автомобили были весьма популярны, особенно на Дальнем Востоке.

За относительно небольшие деньги можно было получить машину со всеми удобствами: кожаным салоном, климат-контролем, полным приводом, электрическими стеклами, что было недоступно на отечественных автомобилях.

С 2009 года начали действовать заградительные таможенные пошлины, в результате количество ввозимых в РФ машин с правым рулем резко сократилось. Но не прекратилось.

По данным ГИБДД, в России на конец 2017 года числилось 2,9 млн праворульных легковых автомобилей. Это чуть меньше, чем в 2015 году (2,94 млн), и чуть больше, чем в 2016 году (2,75 млн). Больше всего таких машин в Приморье, где числится 676 тыс. «праворулек» — это более 80% всего регионального парка легковушек.

Обратите внимание

Данные аналитического агентства «Автостат» свидетельствуют о приросте автопарка легковых праворульных авто на 30 тыс. шт. за шесть месяцев 2018 года. Примерно каждый девятый перепродаваемый автомобиль в России — «праворульный».

Дмитрий Пенязь, гендиректор ООО «Веросса» (торговля автомобилями):

— Сейчас из Японии везут автомобили 2012–2015 годов выпуска с двигателями объемом 0,7–2,5 л. Ценовой диапазон — от 300 тыс. до 1 млн руб. Например, машина с двигателем 0,7 л до 300 тыс. руб.— Suzuki Alto, Daihatsu Mira, с двигателем 1 л до 400 тыс. руб.— Toyota Passo,Toyota Vitz, 1,3 л до 500 тыс. руб.— Honda Fit, Nissan Note, Suzuki Swift.

Андрей Галицких, экс-депутат думы Владивостока, организатор публичных акций в защиту правого руля:

— Дальневосточники привыкли к правому рулю. Автомобили, собранные в Японии, априори лучше собранных в России. Люди голосуют деньгами, а по критерию цена-качество б/у «японки» выглядят превосходно. К тому же следует учитывать, что есть целые сегменты рынка, где аналогов японской продукции нет, например популярные в Приморье микроавтобусы Toyota Hiace.

Сергей Веркеенко, гендиректор ООО «ТХ Сумотори»:

— Ввоз и эксплуатация праворульных автомобилей на Дальнем Востоке — дело привычки. Люди уже привыкли к ним и с трудом переходят на леворульные. Но уже просматривается тренд перехода на новые леворульные автомобили из салонов. Если бюджет покупки до 1 млн руб., то смотрят на б/у автомобили, которые в подавляющем большинстве праворульные. Свыше 1 млн руб.— уже в салонах, леворульные.

Алексей Чернышев, Владивосток

Власти уже давно перестали предпринимать попытки ограничить в правах владельцев «праворулек»: их регистрируют и даже иногда проходят техосмотр.

Более того, ГИБДД недавно даже приняла решение ввести c 1 января специальные прямоугольные задние номера для «японцев», которые можно будет устанавливать на крышку багажника без переходников.

В сети уже шутят: мол, вполне ожидаемое решение, ведь начальник ГИБДД России Михаил Черников до своего назначения в главк работал начальником полиции Хабаровского края, и прекрасно знает всю специфику праворульных машин.

Иван Буранов

Четверть автомобилистов России готовы отказаться от использования своего транспортного средства — чаще всего из-за высоких цен на бензин и дороговизны обслуживания машины.

При этом забота об окружающей среде и желание вести здоровый образ жизни в качестве аргументации отказа более распространены, чем жалобы на плохие дороги. Подобные данные в ходе соцопроса получил ВЦИОМ.

Еще в мае 2018 года в ходе другого опроса лишь 5% респондентов допускали полный отказ от машины.

Читать далее<\p>

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3752955

Зарубежные бренды углубляют локализацию в России

Господдержка автомобильного рынка РФ, которая в прошлом году превысила 150 миллиардов рублей, принесла свои плоды и на перспективу. Эксперты рынка уверены, что 2018-й в плане продаж авто будет не менее успешным, чем 2017.

В стране растет объем реализации машин, в том числе отечественной сборки, благодаря локализации производства. Компании и дальше намерены инвестировать в это направление, уходя от импорта комплектующих и удешевляя конечный продукт.

В 2017 году в России продажи авто выросли на 11,9 процента (реализовано около 1,6 миллиона единиц), и положительная пока тенденция сохраняется.

При этом, как рассказала на международном форуме автомобилестроения TIAF в Казани директор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи, 75 процентов в производстве легковых авто занимают иномарки.

Доля российских брендов сокращается, в то же время растет доля производства KIA, Volkswagen, Renault, Nissan и Toyota. «В следующем году рынок вырастет на 10-14 процентов, производство — на 4-9. Положительная тенденция продолжится вплоть до 2021 года», — считает эксперт.

Важно

Затем, по словам Арабаджи, в экономике страны сначала наступит стагнация, далее — планомерный спад. У производителей еще есть время нарастить продажи и приблизиться (а возможно, и превзойти) к показателям пятилетней давности.

Больше всего шансов у грузовых. Здесь отставание от продаж 2013 года составляет «всего» 24 процента, а по производству — 11. В этом году также ожидается рост продаж грузовиков на 11 процентов.

Половину рынка сейчас занимают российские бренды КАМАЗ и ГАЗ.

Автопродажи в РФ могут вырасти в 2018-м на 7%

К примеру, автогигант из Набережных Челнов по-прежнему является главным «двигателем» отрасли в Татарстане.

Как отметил замминистра промышленности и торговли республики Ильдар Мингалеев, КАМАЗ выпустил в прошлом году 38 600 грузовиков, объем реализации продукции — более 130 миллиардов рублей. В этом году завод замахнулся на выпуск 40 тысяч автомобилей.

Также компания объявила, что инвестирует три миллиарда рублей в модернизацию кузнечного завода. Она продлится три года и повысит производительность линии выпуска коленвалов в три с половиной раза.

Около 800 миллионов рублей будет выделено на строительство в Дагестане дилерского центра.

Также республика рассчитывает и на совместное производство КАМАЗа и Daimler AG по выпуску грузовых кабин за 200 миллионов евро, оно должно открыться в 2019 году.

Всего участники авторынка Татарстана в 2017 году заработали почти 256 миллиардов рублей, в то время как в 2016-м этот показатель был равен 193 миллиардам.

86 процентов проданных в прошлом году автомобилей были собраны в России

Еще одним ключевым игроком в регионе в последнее время стала компания Ford Sollers, которая выпустила в прошлом году более 33 тысяч автомобилей и 20 тысяч двигателей. Предприятие, чьи инвестиции оцениваются в 1,5 миллиарда долларов (один миллиард вложен в татарстанские заводы), делает ставку на локализацию производства. Ее главная цель — сокращение числа привозных компонентов для сборки.

Читайте также:  Новое поколение bmw 5 series: все подробности

В России стартовал проект, посвященный успехам наших партнеров из ФРГ

«Сегодня локализация производства составляет 60 процентов. Компания в России надолго, потому рассматривается вопрос долгосрочного сотрудничества с местными поставщиками.

Совет

Сегодня у нас 80 поставщиков первого уровня, стараемся отладить систему так, чтобы поставляемые компоненты по максимуму производились в России. К примеру, около 98 процентов металлических изделий производим из российской стали, сотрудничаем с местными компаниями в штамповке деталей.

Это типичный пример так называемой вертикальной интеграции, когда от сырья до изготовления детали все делается в России», — рассказал директор по локализации и развитию поставщиков Ford Sollers Николай Ходосевич.

Что касается локализации в масштабах всего авторынка страны, то 86 процентов из всех проданных машин в прошлом году были собраны именно в России.

Источник: https://rg.ru/2018/05/23/zarubezhnye-brendy-uglubliaiut-lokalizaciiu-v-rossii.html

России предстоит избавиться от миллионов старых автомобилей

Свежая статистика показывает любопытные данные по поводу того, как быстро Россия наверстывает отставание от остального мира в степени автомобилизации. Специальное исследование также развенчивает мифы о количестве автомобилей в российских столицах и демонстрирует, что отечественный автопром еще имеет серьезные шансы на выживание.

За последние 10 лет количество легковых автомобилей на российских дорогах увеличилось на 50%. В 2007 году в стране насчитывалось 28 млн легковых автомобилей, а в 2017 году автопарк превысил 42 млн машин, посчитали в «Автостате».

Больше всего машин, конечно, на дорогах Москвы и Санкт-Петербурга. По данным агентства, на середину 2017 года парк Москвы насчитывал 3,65 млн легковых автомобилей, а Санкт-Петербурга — 1,68 млн машин.

В десятку городов с самыми большими автопарками также входят Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Омск, Краснодар, Ростов-на-Дону и Воронеж.

По дорогам этих городов ездит от 320 до 450 тыс. легковушек.

Средний возраст российских авто, по данным исследования, на середину 2017 года достиг уже 12,5 лет.

«Стареть» российский автопарк начал в 2014 году, что соотносится с ухудшением экономической ситуации и падением продаж.

К началу 2016 года около 47% зарегистрированных машин в России были старше 10 лет, а в возрасте менее 5 лет насчитывалось немногим более 28%. Сегодня каждый третий автомобиль в России — машина старше 15 лет.

Интересно, что большинство российских автомобилистов выбирают машины, произведенные в России. По данным агентства, автопарк на 60,5% состоит из них. Большинство — 16,6 млн — это автомобили отечественных марок, еще 8,8 млн — иномарки российской сборки.

Обратите внимание

Чуть более 16% парка прибыло из Японии (все — праворульные). Собранных в Германии автомобилей по российским дорогам ездит не так уж и много — всего 8,3% парка или 3,5 млн штук.

Чуть более миллиона машин — южнокорейского производства, менее миллиона — из Великобритании.

Как бы ни ругали автомобили «Лада», но это действительно народный автомобиль, который продолжает лидировать в автопарке страны. Больше всего среди них машин модели Lada 2107, на втором месте — ВАЗ-2106, третье место у Lada 4×4 и следующие четыре места у других моделей российского «АвтоВАЗа».

Из иномарок с большим отрывом от Lada — Ford Focus и Toyota Corolla, заметной долей в парке обладают также Renault Logan, Chevrolet Niva, Hyundai Solaris и KIA Rio.Если посмотреть на региональную разбивку, то в России 29 регионов, жители которых все-таки предпочитают иномарки.

Особенно это характерно для Дальнего Востока, например, Приморья, Сахалина и Хабаровского края, где доля иномарок превышает 90%. Это объясняется близостью и любовью местных жителей к японским праворульным автомобилям.

До введения пошлин на поддержанные иномарки купить б/у японскую машину было дешевле, чем везти новую российскую из Центральной России. Еще больше иномарок в Калининградской области, что связано с близостью с Евросоюзом. И все же в большинстве регионов России доля иномарок значительно ниже.

Особыми автомобильными патриотами в этом плане являются регионы Северного Кавказа, где иномарок в автопарке не более 35%. Наибольшая доля автомобилей российского производства в автопарке Дагестана (почти 77%).

А вот по уровню автомобилизации на первом месте вовсе не столичные города. Наибольшую обеспеченность легковыми автомобилями имеет Самара, где на тысячу жителей приходится 334 легковушек. В Санкт-Петербурге на тысячу жителей 319 легковых автомобилей, замыкает тройку Воронеж с показателем в 308 машин на 1000 жителей. Москва лишь на четвертом месте — 307 автомобилей на 1000 жителей.

В Европе владение автомобилем на 1000 человек намного выше — 500-650 машин. Сравнительно невысокий уровень автомобилизации и большой возраст автопарка указывает, что российский авторынок еще далек от насыщения.

«Количество автомобилей в автопарке растет в соответствии с запросами россиян, — говорит заместитель главы правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. — Если в 2007 году на семью был один автомобиль и этого было достаточно, то сейчас в ряде случаев может быть и три автомобиля на семью».

«В России с ее огромными расстояниями потребность в автомобилях никак не меньше, чем в странах Европы и США. Однако эта потребность может быть реализована только при наличии платежеспособного спроса, и объемы рынка соответствуют текущему уровню доходов населения», — отмечают в пресс-службе автодилера «Рольф».

Локомотивом продаж является в основном доступный кредит. В прошлом году, например, программа льготного кредитования стала хорошим инструментом реализации отложенного спроса и поддержки рынка, считают в «Рольфе».

Важно

По прогнозу Зиновьева, российский автопарк продолжит расти. Зиновьев также ожидает резкое выбывание из эксплуатации старых автомобилей. Причиной омоложения парка может послужить снижение продаж новых автомобилей в 2013-2014 годах, что привело к низкой базе и росту рынка в 2017-м.

В прошлом году, как писала газета ВЗГЛЯД, россияне вывели автомобильный рынок из пятилетнего кризиса.

Все это позволяет российским игрокам и западным автопроизводителям верить в высокий потенциал российского рынка. «В период кризиса произошла некая „очистка рынка“.

Сейчас в стране остались только уверенные бренды и автодилеры, которые готовы развивать рынок и развиваться вместе с ним», — говорит Зиновьев.

Доказательством интереса к российскому авторынку является не только расширение модельного ряда у ведущих российских брендов, но и производство новых иномарок на российских площадках. Например, недавно российский офис Mitsubishi Motors заявил, что обсуждает возможности сборки новых моделей на совместном с PSA Peugeot Citroen заводе в Калуге. Там считают, что для успеха нового компактного кроссовера Mitsubishi Eclipse Cross (появится в апреле) просто необходима локальная сборка. Внедорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport уже собираются в Калуге. А московский завод «Рено Россия» заявил о планах начать выпуск в 2019 году еще одного кроссовера Renault — купе, который будет собираться на той же платформе, что и Duster (самая продаваемая модель марки в России). На калининградском «Автоторе» недавно уже стартовало производство обновленного флагманского кроссовера KIA Sorento Prime, премьера которого состоялась совсем недавно — на Франкфуртском автосалоне-2017.Свои модели выпускают в России многие западные автоконцерны. Лидером по объемам выпуска иномарок в 2017 году стал петербургский завод Hyundai, на втором месте — группа Volkswagen, имеющая две производственные площадки — в Калуге и Нижнем Новгороде. На третьем месте — калининградский конвейер «Автотора». Далее идут петербургский завод Nissan и дальневосточный завод «Мазда Соллерс».

Источник: https://auto.rambler.ru/roadaccidents/39030650-rossii-predstoit-izbavitsya-ot-millionov-staryh-avtomobiley/

Аналитика: Все – в парк!

Неуклонная автомобилизация России выражается во впечатляющем росте ее автопарка, который в последние годы демонстрирует нешуточную динамику.

По данным агентства «Автостат», за последние десять лет общее число колесящих по российским дорогам машин выросло почти в два раза, а если считать за два десятилетия, то в четыре. Если в 1994 г.

в стране насчитывалось менее 11 млн личных легковых транспортных средств, то в 2005-м этот показатель достиг 25 млн, а в нынешнем превысил отметку в 41 млн единиц (см. график 1).

Такой бурный прирост немыслим для развитых европейских стран. За те же десять лет автопарк Германии увеличился менее чем на 10%, Италии – примерно на 5%, Франции и Великобритании – и того меньше.

Подобная динамика в России обусловлена все еще крайне низким уровнем автомобилизации населения: если в Германии или Франции на каждую тысячу жителей приходится 500–600 машин, то у нас этот показатель, как известно, вдвое ниже – менее 300.

Наших бьют!

Наряду с общим ростом отечественного автопарка весьма любопытно трансформируется и его структура. Здесь наиболее впечатляюще выглядит прирост доли иномарок.

Конечно же, на заре становления российского автомобильного рынка, когда буквально каждая зарубежная машина вызывала повышенный интерес сограждан, доля иномарок была ничтожной. Сегодня «Автостат» напоминает, что в 1995 г. в России было зарегистрировано только 600 тыс.

машин иностранного производства, то есть чуть более 5% от всего парка страны. В начале 2000-х эта доля увеличилась до 15% (свыше 3 млн единиц), а сейчас она достигла уже 55%, что составляет 22,5 млн штук.

То есть если общее количество автомобилей на дорогах за 20 лет выросло вчетверо, то число иномарок – почти в 40 раз!

Совет

Какие же автомобили предпочитают россияне? С самого начала наступления иномарок лидирующие позиции удалось занять японским компаниям: сегодня среди зарубежных брендов из Страны восходящего солнца занимают почти 40% (в абсолютном исчислении это более 9 млн машин, см.

график 2). Среди них безусловным лидером является Toyota (3,6 млн машин), вслед за которой располагается Nissan (1,8 млн).

Понятно, что существенная доля «японок» обосновалась на Дальнем Востоке в виде праворульного секонд-хенда, в свое время массово завезенного в этот регион.

Следом за японскими идут автомобили европейских марок – их в общей сложности зарегистрировано 6,5 млн единиц, или около 30% сегмента иномарок. Наиболее распространенными в нашей стране стали такие бренды, как Renault, который имеет в России автопарк в почти 1,3 млн единиц, а также Volkswagen (1,27 млн) и Opel (873 тыс. машин).

Мнение профессионала

Дмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка логистической компании ПЭК

Главное отличие российского автопарка от европейского – возраст и техническое состояние эксплуатируемого транспорта. Так, средний возраст грузовиков в нашей стране составляет 18,9 года. А если рассматривать отдельно сегменты отечественных (в том числе из СНГ) и иностранных марок, то их средний возраст – 20,5 и 12,1 года соответственно.

Некоторые небольшие компании и предприниматели не торопятся менять и даже ремонтировать свой автопарк, поэтому в российских городах можно увидеть очень старые машины не в лучшем состоянии.

Во многом это связано с тем, что транспортный бизнес у нас далеко не всегда рентабелен и стабилен, поэтому часто покупатели стараются вложить в приобретаемые коммерческие автомобили минимум средств. Нередко мелким игрокам рынка просто не хватает денег на покупку новых машин, а их бизнес не обеспечивает должных объемов.

У многих небольших компаний нет потребности в новом автопарке, они могут выгодно купить старый европейский автомобиль и в течение долгого времени ремонтировать его самостоятельно.

Третье место заняли корейцы – им в совокупности принадлежит 15% парка иномарок, или 3,5 млн единиц. Среди них 1,4 млн – это модели Hyundai и 1,2 млн Kia.

Причем корейским маркам именно в последнее время удалось оттеснить американских автопроизводителей, чей «легион» составляет около 3 млн штук (13% сегмента иномарок). При этом половина «американского пирога» приходится на Chevrolet (1,5 млн штук), вслед за которым идет Ford с показателем 1,21 млн

Вместе с тем в российском парке машин уже активно прорастают и китайские «деревья» – сейчас их в общей сложности насчитывается примерно 500 тыс., что, разумеется, в общем соотношении пока незначительно – чуть более 2%.

Если же анализировать автопарк по российским регионам, то здесь все предсказуемо: максимум машин зарегистрировано в Москве (свыше 3,8 млн).

Обратите внимание

На втором месте Санкт-Петербург (более 1,6 млн штук), далее идут Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Самара, в которых численность легковых машин составляет 400–450 тысяч.

Больше всего зарубежные модели любят на Дальнем Востоке (в таких городах, как Находка, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск на них приходится свыше 90% парка). При этом в той же Москве или Питере иномарки занимают более скромную долю – около 75%. 

Пора на пенсию

Бурный рост автомобилизации – это, конечно, хорошо.

Однако помимо положительных показателей прироста у российского автопарка есть и менее приятные характеристики, связанные, в частности, с возрастом эксплуатируемых автомобилей.

По сравнению с развитыми странами наш парк крайне устарел. Средний возраст автомобиля в России составляет 12 лет, в то время как, скажем, в Германии этот показатель куда ниже – 8,7 года.

Согласно статистике, возраст почти каждого второго авто в России сейчас уже перевалил за десять лет – на долю машин, произведенных до 2005 г., приходится 48,9% от общего парка. Для сравнения: в среднем в Европе доля «десятилеток» и старше составляет 37%.

И наоборот, доля легковых моделей в возрасте от пяти до десяти лет в собственности россиян достаточно мала – всего 23%, в то время как среднеевропейский показатель колеблется в районе 32%.

И только новых машин (в возрасте до пяти лет) в структуре парка нашей страны уже почти столько же, как в Старом Свете – 27 и 30% соответственно.

Мнение профессионала

Татьяна Луковецкая, генеральный директор компании «Рольф»

Притормозить, но все-таки не остановить падение рынка помогли меры господдержки. Фактически они сейчас определяют состав будущего автопарка страны: запуск льготной программы автокредитования с ограничением стоимости автомобиля в 1 млн рублей заметно стимулировал спрос на доступные модели отечественной сборки.

Теперь все ждут расширения действия этой программы до 1,5 млн рублей, что явно поддержит продажи автомобилей среднего ценового сегмента, а особенно кроссоверов. Надо понимать, что меры поддержки автопрома спасают не только автопроизводителей и дилеров, но и запускают цепную реакцию по восстановлению смежных отраслей всей экономики.

Читайте также:  Рублёвая цена на новый porsche panamera

Кредитование и лизинг – локомотивы продаж автомобилей во всем мире. В России широкому распространению этих схем приобретения машин мешает не только низкая финансовая грамотность населения, но и высокая стоимость денег, что находит отражение в уровне кредитных ставок.

Важно

Субсидирование автокредитов и лизинга – самый эффективный способ оказать поддержку отрасли, четко выделяя целевые сегменты авторынка.

Причины столь «пожилого» возраста парка машин в России очевидны.

Они связаны с проблемами развития рынка новых автомобилей: отсутствием у населения средств на обновление личных транспортных средств, высокими ставками по кредитам, социальными трудностями. Можно отметить также то, что у нас нет строгих экологических стандартов, в то время как во многих европейских странах содержать старую машину просто невыгодно из-за повышенных налогов и всевозможных сборов.

Первые в Европе?

Что ждет российский автопарк в ближайшем будущем? Эксперты здесь единодушны: автопарк страны продолжит расти даже с учетом сокращения темпов продаж новых машин (в любом случае ежегодный сбыт новых авто останется на уровне 1–1,5 млн единиц).

Аналитики «Автостата» утверждают, что с учетом выбывания из эксплуатации старых машин рост парка будет составлять минимум 2–3% в год, а значит, уже через три-четыре года он должен достигнуть объема 45-47 млн штук.

В таком случае мы обойдем Германию, пока являющуюся крупнейшей автомобильной державой Европы.

Как будет меняться структура автопарка? Существуют разные прогнозы. Острую дискуссию вызывает вопрос, будет ли происходить дальнейшее вытеснение из него старых российских марок. Некоторые наблюдатели убеждены, что этот процесс продолжится, и через пару лет доля иномарок в России перешагнет за отметку в 60%.

Однако есть эксперты, которые говорят о том, что отечественным моделям удастся удержаться, а наступление иномарок остановится.

Такой сценарий объясняется активизацией АвтоВАЗа и планами тольяттинского гиганта в течение ближайших месяцев вывести на рынок целый ряд новинок  (Lada Vesta, Xray), которые наверняка будут востребованы потребителем.

Что же касается перераспределения долей среди иностранных брендов, то здесь большие шансы на успех имеют, например корейские производители.

С уходом же из России таких марок, как Chevrolet и Opel, разумеется, ослабеют позиции американских и, возможно, европейских марок. Ясно, что постепенно будет происходить и обновление парка.

По мере развития продаж новых машин автовладельцы получат возможность отправлять на вечный покой своих древних «железных коней». 

Источник: http://www.MotorPage.ru/analytics/vse___v_park.html

Коммерческий транспорт в России: точки роста и барьеры

Что происходит с нашим автопромом, какова ситуация на рынке грузового и специального автотранспорта страны сегодня и что ожидать в перспективе? Ответы на эти вопросы пытались найти участники IX Российской конференции «Коммерческий транспорт — 2018». Примечательно, что в 2018 году в поле обсуждения был впервые включен сегмент прицепной техники.

Наиболее полная характеристика ситуации на российском рынке автотехники и в отечественном автопроме была дана в докладе, подготовленном «АСМ-холдингом». По итогам 2017 года продажи новых грузовых автомобилей (включая легкие грузовики) составили 196 тыс. единиц, что на 28,9 % больше, чем годом ранее.

В продажах грузовиков превалируют отечественные бренды (118 тыс. ед.). Причем, что интересно, по прогнозу «АСМ-холдинга», их продажи будут расти в обозримой перспективе, при этом процент импортируемых грузовиков в общем количестве станет сокращаться.

Совет

Впрочем, это не удивительно: Volvo Trucks, Renault Trucks, Iveco, Mercedes-Benz, Isuzu и Fuso открыли в России собственные заводы. Ford Trucks, Hyundai Trucks&Bus и TATA Daewoo организовали производство на мощностях калининградского предприятия «Автотор».

Правда, у большинства означенных брендов локализация — минимальная, а о местной сборке силовых агрегатов или механизмов трансмиссии речи вообще нет.

Сбыт автобусов в 2017 году составил 43 тыс. единиц, включая микроавтобусы. По сравнению с предыдущим годом, рынок упал на 3,4 %, что, по всей видимости, явилось следствием высокого роста в 2016 году (+44,3 %), обусловленного плановыми закупками подвижного состава к предстоящим спортивным событиям мирового уровня.

Поскольку при закупках городских автобусов приоритет однозначно отдается отечественным моделям, их поставки превышают две трети от общего объема. Свою лепту вносит доминирование «Газели» на рынке микроавтобусов.

Зарубежные модели российской сборки — это главным образом микроавтобусы, выпускаемые на тех же заводах, что и малотоннажники (например, Ford-Sollers).

А какова картина на производстве? В 2017 году производство грузовых автомобилей ускорило рост — для текущей экономической ситуации очень неплохой. Причем здесь пока полное доминирование отечественных марок. Впрочем, в новых моделях все меньше отечественных комплектующих, а нынешний камский флагман, магистральный тягач КАМАЗ-5490, локализован лишь на 20 %.

Экспорт есть, он растет, но незначительными темпами (плюс 1,5 тыс. шт.), и вряд ли в ближайшие 6–7 лет выйдет на уровень экспорта 2013 года, когда за рубеж было поставлено 27 тыс. единиц коммерческой техники.

Хотя вполне возможно, что «АСМ-холдинг» в своих прогнозах излишне осторожничает: и КАМАЗ, и Группа ГАЗ (плюс АвтоВАЗ со своей новой коммерческой линейкой) всеми силами стараются продвинуть свою автотехнику за рубеж.

Обратите внимание

А вот экспорт автобусов, хотя и пребывает практически «на дне», уровня 2013 года должен достигнуть уже в 2019 м, после чего продолжит набирать обороты. Увы, рост экспорта ожидается меньше роста производства в целом.

С нынешней закредитованностью российских регионов не очень понятно, в чем кроется потенциал этого роста.

Среди мер, которые могут помочь росту продаж новой техники и, как следствие, обновлению автопарков, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, заместитель гендиректора «АСМ-холдинга» Александр Ковригин назвал ограничение сроков эксплуатации машин.

Однако, чтобы это решение не выбило почву из-под ног транспортных компаний, делать это следует поэтапно. Например, для автобусов на пару лет можно установить предельную возрастную планку в 25 лет, а потом постепенно снизить ее до 20 и до 15 лет.

Если говорить о производстве автомобильной техники в разрезе стран СНГ, то подавляющее большинство — за Россией.

В период январь — декабрь 2017 года в стране было произведено 160 795 автомобилей (включая легковые), рост относительно предыдущего года составил 18,6 %.

Но уже в ближайшей перспективе стоит ждать значительных изменений в Белоруссии, где в следующем году введут в строй завод одной из китайских компаний производственной мощностью 600 автомобилей в год.

Главными факторами роста производства в России, по мнению экспертов, стали отложенный спрос, оживление в экономике и потребность в обновлении парка, рост коммерческих перевозок, реализация инвестиционных программ и проектов.

А еще существенную роль в этих высоких показателях роста сыграла госпрограмма поддержки автомобильной отрасли: в минувшем году на нее было выделено 156,2 млрд рублей.

К слову, доля автопрома в общих затратах бюджета на развитие и поддержку экономики составила рекордные 6,2 %.

Впрочем, уже в этом году структура направлений господдержки подвергнется существенной корректировке. Акцент будет сделан на поддержке производства и использования инновационного и экологичного транспорта.

Важно

А вот госпрограммы в сфере субсидий и автокредитования будут обнулены: в Аналитическом центре при правительстве РФ не видят от них существенного эффекта.

Тем не менее продление мер господдержки по отдельным направлениям позволяет рассчитывать на продолжение роста рынка на уровне 10 %, отмечают эксперты.

По мнению директора по маркетингу и рекламе ПАО «КАМАЗ» Ашота Арутюняна, российский рынок имеет циклический характер: за спадом рынка следует восстановление. В 2018 году в КАМАЗе ожидают рост рынка в 10,6 %.

При этом доля ведущего российского производителя тяжелых грузовиков на внутреннем рынке коммерческих автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн вырастет до 48 %. В 2018 году КАМАЗ планирует вывести на рынок еще несколько моделей нового поколения К-4 (индексы 65208, 65802, 6580, 65801, Т1825, 65209).

А в следующем году нач-нется серийное производство автомобилей поколения К-5 с новой кабиной SFTP и двигателем Р-6. Таким образом, производственная линейка Камского автогиганта будет полностью обновлена.

В докладе представителя фирмы «Роланд Бергер» Эдуарда Черкина — основные тренды мирового автопрома. Главные из них — роботизация и электрификация транспорта. Электрификация транспорта наиболее активно идет там, где на это есть воля, а значит, и финансовая поддержка государства.

А как обстоят дела с электрификацией и автоматизацией транспорта в России? Эти тенденции должны быть учтены в новой правительственной программе развития отечественного автопрома на период до 2025 года, о которой в общих чертах было рассказано в докладе российского Минэкономразвития. Суть вкратце такова.

В течение последующих 15 лет произойдет смена лидеров на автомобильном рынке. Уровень технологического развития России позволяет рассчитывать на успех в соревновании за лидерство рынка, говорят в Минэкономразвития. А если тренды пройдут мимо? В таком случае России уготована роль площадки для сборки устаревших моделей.

Совет

Впрочем, если взвесить все за и против подобного развития ситуации, еще неизвестно, проиграет национальный автопром или, напротив, сможет извлечь из этого пользу.

В заключение несколько слов о рынке прицепной техники. С докладом по этой теме на конференции выступил гендиректор МЗ «Тонар» Денис Кривцов. В 2017 году продажи новых прицепов и полуприцепов выросли на 48 % по сравнению с 2016 годом и достигли 27 100 транспортных средств. Из них 15 390 единиц — это продукция, ввезенная из-за рубежа.

Что мешает отечественным производителям вытеснить иностранную продукцию с отечественного рынка? В числе основных барьеров для роста отечественного автопрома эксперт называет существенную долю импорта бывшей в эксплуатации техники (37 % в структуре продаж).

Для решения проблемы Денис Кривцов считает необходимым продолжить меры поддержки спроса, запретить импорт подержанной техники, ужесточить контроль весовых нагрузок. А еще ситуация изменится в лучшую строну благодаря новой индексации утилизационного сбора. Напомним, с 1 апреля 2018 года механизм взимания утилизационного сбора распространен и на полуприцепы.

Для полуприцепов, выпущенных в обращение на территории РФ, категории О4, размер коэффициента (на который умножается базовая ставка) равен 0,5. Для транспортных средств, бывших в эксплуатации, размер коэффициента составит 8,05.

Источник: http://5koleso.ru/avtopark/kommercheskiy-transport-v-rossii-tochki-rosta-i-barery

Автомобилестроение России. Производство и продажи

В этом году на автомобильном рынке России заметное оживление. Продажи новых машин пошли вверх. Рост с января по октябрь составил около 10%. Это произошло после трёх лет спада.

Сегодня рассмотрим основные тенденции в этой сфере экономики.

По производству легковых автомобилей Россия занимает скромное 13 место в мире (1,1 млн. единиц за прошлый год).

 

Это не много. Лидер Китай. Он выпустил 24 миллиона автомобилей. В то же время российский результат опережает итальянский: 700 тысяч, а ведь Италия славится на весь мир своими железными конями.

У этого много причин. Главная – это конечно кризис и девальвация рубля. Продукция чужого автопрома подорожала. Покупать её стало не выгодно. На первый план вышли местные производители, в том числе иностранные бренды, открывшие в России свои заводы. С этим и связано резкое падение импорта.

Всё меньше автомобилей привозится в Россию из-за рубежа. Иномарки производятся главным образом на отечественных заводах. Kia, Renault, Ford и Hyundai больше не продают в России импортные машины. Все их автомобили, предназначенные для нашего рынка, у нас же и собраны.
Многие производители при этом достигли высокого уровня локализации.

Локализация – это когда в автомобилях повышается доля российских комплектующих: от двигателя до стёкол и кресел. Например, у АвтоВАЗА локализация достигает 70% и будет доведена до 80%. Половина его поставщиков — это российские компании, 30% — иностранные фирмы, имеющие производства в России, и 20% — чисто зарубежные компании.

Западные бренды двигаются в этом же направлении. Приведу данные министерства промышленности и торговли. Уже в начале 2014 года средний уровень локализации иномарок в России составлял 45%.

Вот дополнительная информация на эту тему. У Мицубиши на заводе в Калуге доля российских комплектующих достигла 33%.

Уровень локализации KIA RIO составил 46%. Модель производится в Санкт-Петербурге.

Hyundai вышел на уровень 50%.
Форд делает двигатели на заводе в Татарстане. По своему составу эти двигатели российские на 78%.

Читайте также:  Renault представила новый кроссовер для россии

Вот график производства в России двигателей внутреннего сгорания.

Обратите внимание

Цифры скромные, хвастаться до сих пор нечем, но налицо резкий рывок вверх по итогам 2016 года. Это запустили свои заводы в России Форд и Фольксваген.

Теперь у Фольксвагена общая доля российских комплектующих внутри автомобилей достигает 50%.

Такой уровень импортозамещения дался России не легко.

В начале двухтысячных зарубежные автопроизводители занимались в нашей стране только отвёрточной сборкой. Они завозили готовые детали, в том числе крупные узлы, и из них как из конструктора собирали автомобили.

Российскими в них были разве что коврики под ноги, да и то в лучшем случае. Но 12 лет назад в 2005 году этой порочной практике была объявлена война.

Российское правительство ввело режим промышленной сборки. Иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства. Взамен они получали возможность беспошлинно импортировать оставшиеся комплектующие, которые ещё приходится производить за рубежом.

Поначалу зарубежные автоконцерны стали закупать у российских поставщиков только простейшие комплектующие: фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки, панели приборов, бамперы. Но процесс, как говорится, пошёл. В дальнейшем меры стали ещё более жёсткими.

Правительство повысило таможенные пошлины на импорт готовых кузовов. Это нанесло по отвёрточникам ещё один серьёзный удар.

В последствии перечень локализованных деталей пополнили выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова.

Одомашнивание иномарок в России вышло на новый уровень.

Наши граждане по прежнему предпочитают иномарки, но производятся они в России и – как видим, имеют в среднем половину российских комплектующих. Кстати, самыми патриотечными в вопросах выбора автомобиля являются жители Северного Кавказа. В этом регионе наибольшая доля машин отечественных марок.

У Дагестана рекордные показатели по доминированию российского автопрома: 76%. То есть иномарки – это всего одна четверть дагестанского автопарка.

Как я уже говорил, за прошлый год в России произведено 1,1 млн. легковушек. Давайте разберёмся, много это или мало. Рассмотрим 6 стран.

Япония и Германия – это сильнейшие игроки на мировом рынке машиностроения. Если количество авто, производимых за год в этих странах, поделить на число их жителей, то получатся внушительные цифры: 70 машин на 1000 немцев и 62 машины на 1000 японцев.

Эти страны большинство автомобилей экспортируют, то есть их обладателями становятся жители других стран, но всё равно это сравнение очень наглядое.

Важно

На этом фоне показатели иных производителей выглядят бледно. Штаты занимают 4 строчку в мире по количеству собранных авто, но если поделить на число американцев, то гордиться особенно нечем: 12 машин на 1000 человек в год.

Российский автопром в этом году улучшит свои показатели, уже зафиксирован рост на 20%, но по итогам прошлого года было произведено всего 8 машин на 1000 человек. Впрочем, отставание от Америки не существенное. Такая разница легко покрывается за 2-3 года.

 Сейчас в России создаётся примерно столько же легковых машин на 1000 жителей, как в Бразилии. А вот например Индия по количеству выпускаемых авто занимает 6 место в мире, но с учётом огромного населения в относительных цифрах это мало: 3 автомобиля в год на 1000 человек.

Статистика ведётся не только по странам, но и по компаниям производителям. Это правильно, потому что все глобальные концерны имеют заводы в разных частях света, и изготавливаемые там автомобили идут в зачёт той страны, где находится производство. Поэтому Тойота выпускает больше автомобилей, чем вся Япония.

А Форд больше машин, чем Штаты. Интересно посмотреть, на каком месте находятся российские заводы. АвтоВАЗ занимает 36 место, ГАЗ (Горьковский автозавод): 44-е. До лидеров им очень далеко.

В России это понимают, поэтому правительство идёт таким путём: оно старается создать условия, чтобы у нас открывали заводы глобальные компании, а создав сборочную площадку, шли по пути локализации. Деньги чужие, инвестор иностранный, а рабочие места созданы в России, налоги платятся у нас и заказы на комплектующие получают отечественные компании.

Все производители, как с российскими корнями, так и с иностранными, поставлены в одинаковые условия. Среди автомобилей, проданных в России с января по сентябрь, 10 лидеров изготовлены у нас, хотя многие из них являются иномарками.В завершение программы отмечу интересный феномен. В Соединённых Штатах Америки автомобильный рынок начал падать одновременно с нашим: в 2014 году. Стала дешеветь нефть, и в Америке упали цены на бензин. Продажи автомобилей должны были вырасти. Но этого не произошло. Напротив, началось стремителное падение, которое продолжается и по сей день.
За три года продажи упали на четверть, и восстановлением (в отличие от российского рынка) там даже не пахнет. Парадокс. Экономистам ещё только предстоит его объяснить. 

Источник: https://smart-lab.ru/blog/427183.php

Экспорт российских автомобилей показывает взрывной рост

Фото: пресс-служба ПАО/РИА «Новости»

В российской промышленности наблюдается новое явление – собираемые в стране иномарки пользуются все большим спросом за рубежом. Статистика показывает резкий рост экспорта произведенных в России автомобилей. Какие собираемые в России марки наиболее популярны за границей и чем объясняется возросшая любовь иностранцев к российским автомашинам?

Экспорт из России за три квартала 2017 года вырос более чем на четверть, или на 52 млрд долларов – до 255 млрд долларов. «Рост экспорта достигнут по многим видам продукции. Частично, конечно, этому способствовало повышение мировых цен, но значительный, ведущий фактор – это увеличение физических объемов наших поставок за границу», – радуется премьер-министр Дмитрий Медведев.

Растет экспорт не только топливно-энергетического сектора, но и несырьевых товаров. В частности, на 18% в физическом выражении вырос экспорт продовольствия и сырья для него, на 30% – экспорт пластмасс, на 14% – экспорт неорганической химии, почти на 3% – каучука и резины.

Но наиболее интересен рост поставок автомобилей. По данным ФТС, поставки за рубеж выросли более чем на треть, иностранцы купили почти 64 тыс. российских машин более чем на 1 млрд долларов (в денежном выражении рост также на 31%).

По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), за девять месяцев 2017 года экспорт продукции автомобилестроения вырос на 47% (в штуках). В целом Россия в этом году заработает 3 млрд долларов на экспорте в целом и легковых, и грузовых автомобилей, и автокомпонентов.

По крайней мере, таков прогноз главы Минпромторга Дениса Мантурова.

Рост обеспечили легковые автомобили (в 1,8 раза), причем в основном за счет увеличения поставок в дальнее зарубежье. С грузовиками ситуация не такая однозначная: экспорт в дальнее зарубежье падает, а вот в страны СНГ – растет на те же 30%.

Поставка произведенных в России иномарок на экспорт – новое явление для российского авторынка. Какие автомобили Россия продает в дальнем зарубежье и кто там их покупает?

Почти половину автомобилей за первые три квартала 2017 года купила Чехия. В основном это были автомобили марки Skoda, и половину из них составила модель Yeti, которую собирают по контракту на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде (другие модели марки собирают на заводе VW под Калугой). Еще 10% экспорта пришлось на Латвию. Остальные автомобили закупили Объединенные Арабские Эмираты, Венгрия и Ливан.

Совет

Автомобили Lada заняли второе место в структуре автомобильного экспорта. Здесь наиболее популярные модели – седан Lada Vesta и внедорожная версия Lada – 4×4. Далее на экспорт также идут автомобили корейского автоконцерна Hyundai, французского Renault и немецкого Volkswagen.

По данным РЭЦ, основным покупателем российских машин является регион СНГ, на который приходится 59% продаж. На второе место с прошлого года вышла Восточная Европа, ее доля подскочила до 29%. Еще 5% приходится на Ближний Восток, по 2,5% – на АТР и Америку, около 2% – на Африку.

«Главные покупатели наших автомобилей в последние годы – Белоруссия и Казахстан. Однако если раньше Казахстан первенствовал с большим отрывом, то в прошлом году, с введением утилизационного сбора, там стала активнее развиваться сборка автомобилей», – говорит глава группы компаний РЭЦ Петр Фрадков.

Наибольший рост в 2017 году, помимо Чехии, показывают поставки в ОАЭ, на Кубу, в Мексику, Латвию и Эфиопию. При этом впервые за 15 лет ведутся существенные отгрузки легковых автомобилей в страны Персидского залива», – отмечает Фрадков. В частности, Renault Duster экспортируются в ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию.

Зачем VW начал производить автомобили в России для экспорта в Чехию, родину марки Skoda? И почему вообще так хорошо пошел экспорт российских автомобилей?

Дело в том, что себестоимость производства в России намного ниже, чем в Европе. В итоге автоконцерн оставил на головном заводе в Чехии лишь производство локальных моделей (Octavia, Kodiaq, Karoq), а тот же внедорожник Yeti выгодней привезти из России. К тому же из-за схлопывания спроса на машины внутри России имеющиеся здесь мощности надо загружать.

Некоторые говорят, что экспорту российских машин помогает девальвация рубля. Однако это не совсем так. «Рост продаж автомобилей УАЗ на экспортных рынках связан прежде всего с активизацией деятельности самой экспортной команды УАЗ.

Мы стали поставлять ульяновские внедорожники на рынки, где ранее УАЗ был неизвестен – Боливия, Гаити, Мексика, Филиппины, Эквадор. Девальвация рубля тут ни при чем. Более того – весь 2017 год рубль был вполне стабилен», – говорит директор по экспорту УАЗ (входит в «Соллерс») Андрей Дорофеев.

В этом году на экспорт будет поставлено 5 тыс. ульяновских внедорожников.

Рубль действительно в этом году не такой волатильный, как в прошлом, и довольно крепкий. А укрепление национальной валюты снижает ценовую привлекательность экспорта.

Обратите внимание

С другой стороны, слишком сильная девальвация рубля тоже не способствует экспорту машин, так как автопром сильно зависит от импортных комплектующих и поставщиков.

Возможно, что текущий курс в районе 58–60 рублей за доллар является наиболее комфортным с точки зрения сочетания импорта комплектующих и экспорта готового автомобиля.

Однако здесь все еще много проблем.

«Что касается экспорта иномарок, собираемых в России, то основным препятствием является отсутствие у России развитой системы торговых соглашений с крупными мировыми рынками и выстроенных каналов сбыта, что приводит к высокой себестоимости логистики и удорожанию автомобилей на 15–30%. В связи с этим экспорт теряет свой бюджетный смысл», – говорит зампредседателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.

Поэтому для развития экспорта автомобилей нужна поддержка со стороны государства, иначе прописанные в стратегии развития планы по росту объема экспорта автопрома до 4,41 млрд долларов к 2025 году нереалистичны, считает Зиновьев. «Однако государству интереснее инвестировать в развитие внутреннего рынка, так как это приносит больше прибыли в виде налоговых сборов», – скептичен эксперт.

Однако Петр Фрадков уверен, что рост экспорта автомобилей связан в первую очередь с государственной политикой. «Она направлена на повышение конкурентоспособности российского производства, в том числе за счет создания через меры поддержки благоприятной инвестиционной среды – на это направлены все инструменты, которыми наделен Российский экспортный центр», – говорит Фрадков.

Российские производители уже пользуются помощью государства. Так, например, УАЗ использует господдержку в части субсидирования логистических расходов.

«Это помогает нам выглядеть более конкурентно на внешних рынках», – говорит Дорофеев, добавляя, что в 2018 году компания планирует нарастить экспорт УАЗов в 1,5–2 раза по сравнению с 2016 годом.

Планируется начать продажи внедорожников в Ливане, Мексике и Чили.

Господдержка автоэкспорта очень важна, потому что на экспортных рынках много различных ограничений таможенного, технического и финансового характера, согласны в «Группе ГАЗ», которая экспортирует свои «Газели Next» более чем в 40 стран мира и за шесть лет планирует вдвое увеличить число экспортных рынков.

В частности, Российский экспортный центр помогает продвигать «Газели Next» путем организации выставочных экспозиций и деловых миссий, информационной поддержки и помощи в поиске иностранных партнеров, сопровождения переговорного процесса. В итоге компания подписала крупный контракт с Филиппинами на обновление общественного транспорта в стране.

Также стартовали продажи «Газелей Next» в Иорданию, а в Республике Гана «Группа ГАЗ» обновит парк школьных автобусов.

Ольга Самофалова
https://vz.ru

Источник: https://www.nasha-strana.info/archives/23132

Ссылка на основную публикацию