Штрафы за парковку на газонах отдадут местным властям

Какой штраф за парковку на газоне

Всем привет. Многие автомобилисты уплачивали штраф за парковку на газоне. Но взыскание по подобному правонарушению одно из самых спорных в законодательстве – здесь нет однозначных размеров и способов фиксации, а также ясно определенных юридических оснований. Более того – во многих случаях эти основания могут быть признаны неправомерными, что делает данную меру оспоримой.

Моя статья поможет разобраться со всем этим и определить платить или не платить штраф в каком-то конкретном населенном пункте.

Что нужно уяснить водителям сразу

Учитывая высокую законодательную противоречивость взыскания за парковку транспортных средств (ТС) на газонах, водителям стоит сразу уяснить несколько ключевых моментов, которые будут разбираться далее по ходу статьи.

Для большей ясности я представил их в виде тезисных вопросов и ответов:

  • Могут ли сейчас налагать денежное взыскание за парковку ТС на газоне – да, могут.
  • Законно ли это – в некоторых случаях законно, в некоторых нет, а в некоторых оспоримо.
  • Есть ли строго определенные рамки сумм взысканий – на сегодняшний день нет.

Статья в тему: Какой штраф за неправильную парковку

Что такое газон с юридической точки зрения

В нынешнем автомобильном законодательстве отсутствует определение понятия «газон». И это вносит свою лепту в спорность взысканий.

Так, в Федеральном законе (далее ФЗ) № 1090 (Правила дорожного движения – далее ПДД) имеется лишь одно упоминание слова «газон»: в пункте 1.2 раздела 1, где описывается понятие «тротуар»:

Обратите внимание

Правда, в действующем нынче ГОСТе 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения» (от 1 января 1991 г.) имеются нормативные определения газонов разного назначения – раздел «Классификация озелененных территорий», пункты 38 — 43:

Но данная терминология в юридическом плане никак не помогает с ясным определением того, для какой территории правомерно выписывать штраф автомобилистам, а для какой нет.

Относится ли газон к тротуару

Парковка на тротуаре запрещена (за исключением некоторых особо оговоренных случаев) и по данному нарушению ПДД имеет вполне ясные положения, прописанные в разд.12 («Остановка и стоянка») и разд. 17 («Движение в жилых зонах»).

Исходя из логики и учитывая отсутствие понятия «газон» в основных нормативных актах, можно заключить, что газон может являться составной частью тротуара. Именно из этого и исходили многие региональные законодатели, устанавливая ответственность за парковку на газоне по статьям 12.16 и 12.19 КоАП РФ.

Но то, что газон, если он имеется между проезжей частью и тротуаром, является составной частью последнего нигде не уточняется. Выходит, что раз в автомобильном законодательстве отсутствует понятие «газон», то и налагаемые за парковку на нем штрафы юридически оспоримы. Такие выводы делали истцы в своих обжалованиях.

Где же истина? И является ли отсутствие понятия «газон» в автомобильном законодательстве именно недоработкой, а не намеренно внесенной нормой, позволяющей выписывать штрафы на основе региональных законов? Вопросы эти непростые и ниже я подробно их разберу.

Статья в тему: Какой размер штрафа за езду по обочине

Есть ли в автомобильном законодательстве положения о штрафах за парковку на газонах

На сегодняшний день в федеральном автомобильном законодательстве подобных положений нет. Это касается основных нормативов, которые регламентируют ответственность водителей за те или иные нарушения, связанные с движением автотранспорта:

  • ФЗ № 195 – КоАП.
  • ФЗ № 196 – «Закон о безопасности дорожного движения».
  • ПП РФ № 1090 – «О Правилах дорожного движения».

То есть на уровне федерального законодательства штрафов за стоянку на газонах не предусмотрено. Пока что, т. к. планы такие были.

Однако положения по наложению штрафов за данное нарушение имеются в региональных административных кодексах и иных нормативных актах, но они могут быть оспоримы или уже аннулированы постановлениями судов различной инстанции – в зависимости от позиции арбитров в разных местах.

Разрешается ли парковка автотранспорта на газонах

Исходя из всего вышесказанного, у некоторых водителей может сложиться ошибочное мнение в том, что парковка на газонах разрешена. Это не так – в федеральном законодательстве пока что отсутствуют лишь нормы по наказаниям за данное правонарушение, но это не означает отсутствия состава правонарушения.

Подобная юридическая ситуация, когда правонарушение нормативами определено, но наказание за него не прописано, в законодательстве встречается нередко, в том числе и в автомобильном.

В данном случае запрет стоянки автотранспорта на газонах и иных участках, причисляемых к территориям озеленения, регламентируется довольно большим перечнем законодательных актов, в том числе и федерального уровня:

  • ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.
  • ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.
  • Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации № 153 (пункт 6.3), утвержденными приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г.
  • Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда № 170 (пункт 3.9.2), утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г.
  • Санитарными правилами содержания территорий населенных мест – СанПиН 42-128-4690-88.

То есть если в некоем регионе соответствующее положение о штрафах за указанное нарушение было аннулировано судом и не действует (временно или постоянно), то это не означает отсутствие факта правонарушения. Водитель, который припарковал свою машину на газоне чаще всего виновен, хотя наказание может и не понести.

Причем позиция многих судов, аннулировавших по искам соответствующие нормы местного законодательства, не факт что юридически верна. То есть эти оспоренные положения вполне могут быть восстановлены. Ниже я попытаюсь прояснить данную сложность.

Социальная ответственность

Кроме этого есть еще и составляющая социального поведения – ответственный гражданин не станет нарушать законодательство только потому, что за такое нарушение могут не действовать нормы наказания.

А тот, кто на подобные нарушения идет, особенно при проявлениях вандализма в части благоустройства общественных территорий, причисляется к социально незрелым индивидам (отсталость социального развития). В качестве примера можно привести вот это радостное воззвание на форуме некоего безответственного водителя:

К таким призывам не стоит прислушиваться, ведь подобные люди нуждаются в моральной опеке со стороны государства или более зрелых граждан. А это унизительно. Тем более что изложенные форумчанином доводы (которые я опишу ниже) действуют не везде и не всегда, а во многих случаях действуют так, что дешевле заплатить, чем оспаривать наказание.

Какой штраф возможен за стоянку на газоне

Из всего вышеуказанного, в отношении штрафов, было выяснено:

  • Их не налагают по федеральному законодательству.
  • По региональному законодательству их могут налагать или не налагать в зависимости от местной ситуации с соответствующими нормативами.

Но раз такие штрафы все же могут налагаться, то нужно разобраться с их возможными суммами – сколько обычно платят нарушители.

Штрафы основанные на федеральном законодательстве

Ввиду отсутствия в федеральных законах прямых положений о взыскании штрафов за стоянку ТС на газонах, в некоторых регионах для наказания применяются близкие по смыслу положения КоАП.

А именно:

  • Статья 12.19 (Нарушение правил остановки или стоянки ТС) – это основной раздел.
  • Статья 12.16 (Несоблюдение дорожных знаков или разметки) – этот раздел используется реже в качестве дополнительного.

Размер штрафов, основанных на положениях КоАП, зависит от решений местных законодателей и может варьировать от 500 до 2 тыс. руб. И это наиболее гуманные суммы по сравнению с иными вариантами.

Штрафы основанные на региональном законодательстве

В тех регионах, где штрафы основаны на местном законодательстве, они как правило выше – до 5 тыс. руб., хотя нижняя планка все та же – 500 руб. При этом могут устанавливаться отдельные рамки сумм для должностных (это могут быть десятки тыс. руб.) и юридических лиц (сумма может доходить до 100 тыс. руб.).

Кто выписывает штрафы за парковку на озелененных территориях

Так как подобные взыскания являются прерогативой региональных властей, то и правила тут могут отличаться в зависимости от местоположения правонарушения.

Данные штрафы могут выписывать:

  • Сотрудники ДПС ГИБДД (не везде), но с реквизитами для оплаты от местного муниципалитета. ДПС может штрафовать за стоянку на газонах, расположенных вдоль дорог по внешним периметрам муниципальной застройки.
  • Специально уполномоченные местной властью должностные лица – квартальные инспекторы, которые фиксируют факты стоянок ТС на газонах и нанесенные повреждения. Они же составляют извещения и вручают их водителям. В ведение квартальных инспекторов обычно входит не только внешний периметр придорожных газонов, но и внутренний – во дворе многоэтажной жилой застройки и т. п.

При этом процессуальное решение о наложении штрафа выносится не инспектором ДПС, не квартальным инспектором и не судом, а муниципальными властями. Для рассмотрения подобных нарушений и вынесения по ним решений муниципалитетом обычно создается специальная комиссия, которая обладает полномочиями наложения взысканий даже без присутствия нарушителя.

Кроме этого во многих городах фиксация описываемых нарушений и передачу сведений по ним (с фото и/или видео) осуществляется общественными силами – как-либо организованными или в частном порядке. Если переданные сведения однозначны и не вызывают сомнений, то по ним также составляется уведомление и высылается на адрес нарушителя.

Города федерального значения

В мегаполисах федерального значения взыскания за нарушения, связанные с автотранспортом как правило отличаются большей жесткостью. В статьях КоАП для Москвы и Петербурга часто прописываются отдельные пункты дублирующие основные, но с большими суммами штрафов.

Так, для указанных выше статей КоАП 12.19 и 12.16, по городам федерального значения отвечают дублирующие взыскание части 5, 6 и 5, 7 соответственно. Но взыскание за парковку на озелененных территориях в Москве и в СПб взимается не на основании КоАП, а по специальному региональному законодательству.

Штрафы для Москвы

В Москве действует региональный закон № 17 «О защите зеленых насаждений» (от 05.05.1999 г.), где в ст. 7 прописаны запреты порчи газонов и др. озелененных территорий – абзац 6 этой статьи прямо касается ТС.

Упоминаний же о штрафах данный норматив не содержит, хотя абз. 2 (ст. 7) имеет указание о том, что причиненный вред подлежит возмещению в денежной (по ст. 12) или натуральной (по ст. 13) форме. При этом взыскание в денежной форме по данному закону на является штрафом, а позиционируется как возмещение в рамках компенсационной стоимости причиненного ущерба.

Важно

Штрафы же взимаются с нарушителей по КоАП г. Москвы – Закон № 45 (от 21.11.2007 г.) и в Законе № 17 на это есть указание (ст. 18, абз.1).

В соответствии со статьей 8.25 за парковку ТС на газонах или иных озелененных территориях налагаются следующие штрафы:

  • В 5 тыс. руб. для обычных физлиц.
  • В 30 тыс. руб. для должностных лиц.
  • В 300 тыс. руб. для юрлиц.

В соответствии со статьей 4.18 (п. 2) за повреждение озеленения газонов и иных территорий городского благоустройства, налагаются следующие штрафы:

  • От 4 до 4.5 тыс. руб. для обычных физлиц.
  • В 50 тыс. руб. для должностных лиц.
  • В 300 тыс. руб. для юрлиц.

То же самое полагается и за уничтожение озеленения на газонах и иных территориях городского благоустройства в соответствии со статьей 4.19.

То есть для г. Москвы повреждение или уничтожение газонного озеленения имеет одинаковые суммы взыскания. При этом к штрафу может быть добавлена компенсационная сумма, в соответствии с Законом № 17 – это прописано в абз. 2 ст. 18.

Читайте также:  Интервью с директором по продажам suzuki motor rus ириной зеленцовой

Кроме этого, к нормативным актам, которые могут использоваться в качестве процессуальной основы, причисляется и Закон г. Москвы № 18 «О благоустройстве» (от 3004.2014 г.) – в частности ст. 28 и др.

Как отслеживаются водители-нарушители в г. Москве

До июня 2016 г. полномочия по наложению штрафов за парковку на газонах в Москве имели инспекторы ОАТИ (Объединения административно-технических инспекций). Но потом эти функции были переданы инспекции МАДИ.

При этом штрафы выписываются не только инспекторами, но и фиксируются автоматическими камерами по системе «Мобильный инспектор», что для данного вида нарушений пока единственный в стране опыт.

Статья в тему: Как оспорить штраф ГИБДД, в том числе с камеры – пошаговая инструкция

Кроме этого в Москве высокую активность проявляют общественники и простые граждане – их информация о нарушении принимается должностными лицами в работу через горячие линии, интернет-порталы (типа AngryCitizen), а также через мобильные приложения («Помощник Москвы», «Злой гражданин» и др.).

При подобном контроле в Москве лучше остерегаться парковок даже в местах, которые не совсем подходят под определение озелененных территорий.

Как штрафуют в Москве через контроль общественников онлайн:

Штрафы для С-Петербурга

В Санкт-Петербурге к парковкам на газонах также относится пакет местного законодательства, похожий на московский.

Он содержит:

  • КоАП г. Санкт-Петербург (закон № 273-70 от 31.05.2010 г.).
  • Закон С-Петербурга № 396-88

Источник: http://kulikavto.ru/shtrafy/ne-otnosyatsya-k-pdd/za-parkovku-na-gazone-kakaya-summa.html

Запретил ли Верховный Суд штрафы за стоянку на газоне? — Офтоп на TJ

7 июня «Российская газета» опубликовала материал о деле, решение по которому Верховный суд РФ вынес ещё в апреле.

Статью многие издания распространили с подзаголовком «Верховный суд запретил штрафовать за парковку на газонах». Статья вызвала бурную радость автолюбителей и дружное недоумение домовладельцев.

Последних понять можно — война с незаконными парковками во дворах и массовой порчей газонов с началом лета вновь вошла в активную фазу.

На самом деле, конечно же, решение Верховного Суда о другом.

Совет

В настоящее время ни в Правилах дорожного движения, ни в Кодексе об административных правонарушениях нет такого понятия, как газон, и уж тем более, нет статьи за парковку на газоне.

Штрафы за это предусмотрены почти во всех регионах на областном и местном уровне.

Верховный суд, рассмотрев жалобу, напомнил, что местные власти вправе устанавливать свои правила, требования и даже штрафы, но только в том случае, если это не противоречит федеральному законодательству.

В свою очередь, закон «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения.

Раздел 12 Правил, «Остановка и стоянка», говорит, что стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только в местах, обозначенных соответствующим знаком.

Даже заезд одним колесом на бордюр (или поребрик), будет расценён инспектором как нарушение, если там не предусмотрен обозначающий знак 6.4 с одной из табличек.

Также, например, пункт 17.2 ПДД запрещает стоянку с работающим двигателем в жилых зонах — это касается всех любителей «прогревать» двигатель зимой, например.

Однако про газоны и стоянку на них в Правилах нет ни слова. Таким образом, местные власти не вправе накладывать штрафы и привлекать к административной ответственности. Именно это суд всем и разъяснил.

Как же быть в данном случае? Верховный суд напомнил, что размещение транспортных средств на газонах, участках с зелёными насаждениями фактически означает неисполнение гражданами требований, предусмотренных законом «Об охране окружающей среды», законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах, а также Санитарными правилами содержания территорий населённых мест (СанПиН 42-128-4690-88), согласно которым установлен запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озеленённых территориях, газонах, участках с зелёными насаждениями, а также запрещено складировать любые материалы, устраивать свалки мусора, засорять их отходами. При этом ответственность за несоблюдение установленных правил и требований, а также за действия, влекущие повреждение объектов зелёного фонда, наступает в соответствии, опять же, с федеральным законодательством.

Обратите внимание

Аналогичным образом запрещено на придомовых территориях производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели.

В заключение необходимо напомнить всем, что вообще портить внешний вид места, где вы живёте, крайне нежелательно. Даже попадая в чужой двор, постарайтесь вести себя культурно. Да, мест под стоянку во дворах не хватает, но это не повод портить газоны.

Источник: https://tjournal.ru/flood/29478-zapretil-li-verhovnyy-sud-shtrafy-za-stoyanku-na-gazone

Калининградцев будут штрафовать за парковку на траве

За парковку на газонах владельцев машин будут штрафовать. Такой закон, разработанный региональной прокуратурой, принял на днях парламент Калининградской области. Наказание составит от одной до трех тысяч рублей (для юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей).

Решение проблемы долгое время сдерживалось из-за правовой коллизии. На федеральном уровне бытовало мнение, что это должны регулировать Правила дорожного движения. При этом в федеральном законодательстве не прописано прямой ответственности за стоянку на газоне.

В Петербурге появятся новые перехватывающие парковки

В отдельных регионах решили, что парковки на траве являются нарушением муниципальных правил благоустройства.

 И прописали собственные штрафы в региональных кодексах об административных правонарушениях (КоАПах). В Санкт-Петербурге, к примеру, за это с обычных горожан могут взыскать от трех до пяти тысяч рублей, с юрлиц — от 150 тысяч до полумиллиона.

В Москве санкции колеблются в диапазоне от пяти тысяч рублей до трехсот.

В конце прошлого года положение московского КоАПа пыталась оспорить женщина, которую оштрафовали на пять тысяч рублей. Она обратилась в Конституционный суд РФ.

Истица утверждала, что регион не вправе устанавливать ответственность, когда речь идет о ситуациях с участием транспортных средств. Ведь такие ситуации должен регулировать документ федерального уровня — ПДД.

Однако КС подтвердил право регионов штрафовать автомобилистов за парковку в зоне зеленых насаждений, поставив точку в спорном вопросе.

— Мы уловили посыл Конституционного суда и решили отрегулировать областное законодательство, — говорит прокурор Калининградской области Сергей Хлопушин. — В административном кодексе региона есть статья о нарушении правил благоустройства. Мы предложили сделать парковку автомобилей на газонах и иных территориях, занятых зелеными насаждениями, одним из пунктов этой статьи.

Почему водители не уважают права инвалидов

Некоторые депутаты, впрочем, заявили, что вначале необходимо обязать власти на местах обеспечить автомобилистов парковками, а уже потом переходить к штрафным санкциям.

— Речь идет о более ответственном отношении глав муниципалитетов и их подчиненных к проблеме дефицита парковок при разработке генпланов и согласовании застройки, — объясняет Евгений Мишин, заместитель председателя комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку областной Думы. — Чтобы количество автомест было в процентном соотношении соразмерно количеству квартир в доме.

В ближайшие дни закон вступит в силу.

Мнение

Олег Карпов, председатель Калининградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов:

— Ситуации, когда автомобилисты паркуют свои машины на газонах, в нашем регионе нередки. И бороться с этим явлением, безусловно, необходимо, в том числе с помощью штрафов. Однако для начала, как мне кажется, следовало бы устранить причину явления.

К примеру, в некоторых новых районах Калининграда, таких как Сельма или Аксаково, просто физически невозможно уместить автомобили всех жильцов на официальных парковочных местах. Нужны новые отдельно стоящие парковочные комплексы — пусть они будут платными, но с тарифами, адекватными средней калининградской зарплате.

Важно

И такие парковки следует организовать как можно скорее, ведь штрафы уже узаконили. Кроме того, в перспективе региону действительно следует увеличить норму машиномест, применяемую при проектировании жилых домов.

Источник: https://rg.ru/2019/02/21/reg-szfo/kaliningradcev-budut-shtrafovat-za-parkovku-na-trave.html

Автомобилистам возвращают «головную боль»: Госдума всё-таки разрешит штрафовать за парковку на газонах

Фото: СамолётЪ

В минувшую пятницу группа депутатов-«единороссов» Госдумы внесла законопроект, запрещающий судам оспаривать право региональных властей назначать штрафы за парковку автомобилей на газонах и в других не предназначенных для этого местах. Сегодня об этом сообщили «Ведомости».

Устранили «противоречие»

Как говорится в обосновании законопроекта, он призван «устранить противоречие между федеральным и региональным законодательством».

Противоречие заключается в том, что регионы в своих административных кодексах, а муниципалитеты — в «правилах благоустройства» устанавливают штраф за парковку в неположенных местах, однако суды совершенно справедливо усматривают в этом нарушение норм федерального законодательства.

Получается, что одна и та же норма закона дублируется дважды, а то и трижды: на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В предельном варианте это грозит нарушителю трёхкратным наказанием.

Самолёт неоднократно возвращался к этой теме, которая приняла особую остроту в апреле 2016 года, когда Верховный Суд Российской Федерации вынес Апелляционное определение от 27.04.

2016 № 57-АПГ16-1, в котором суд фактически признал противоречащими федеральному законодательству Правила благоустройства города Белгорода.

В части, запрещающей «размещение объектов различного назначения и автотранспорта на газонах, цветниках, детских спортивных площадках, пешеходных дорожках, зеленых насаждениях, в арках зданий, на тротуарах, загрузочных площадках мест для сбора и временного хранения ТБО», они противоречат Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

Фактически в случае с Белгородскими городскими правилами речь идет о введении дополнительного запрета, что не допускается законодательством России.

Совет

Кроме того, Верховный Суд указал на еще одно нарушение белгородских властей — они распространили свои правила благоустройства помимо мест общего пользования и городских земель — на частные территории МКД. Это все-равно, как если бы власть указывала, в каком месте дачного участка человек должен ставить свой автомобиль.

В конце сентября 2016 года было вынесено решение областного суда, аналогичное белгородскому: суд признал «недействующим» пункт 2.2.6 правил благоустройства (запрещающий размещать транспорт на «участках, не имеющих твердого покрытия») территории Череповца.

«Пункт правил благоустройства признан недействующим, а не незаконным, то есть вернуть обратно уже наложенные штрафы невозможно, — заявил помощник прокурора одному из череповецких изданий.

— Здесь речь идет о том, что муниципальное законодательство дублировало федеральное, это дублирование нужно было устранить.

Теперь штрафы за неправильную парковку не сможет налагать административная комиссия, но смогут органы МВД».

Предлог для «кормления»

Маленький нюанс: упомянутый пункт муниципальных правил не просто «дублировал» федеральный закон, а фактически подменял его, толкуя расширительно: в статье 12.

19 КоАП РФ однозначно запрещено парковать транспортные средства в местах, отведенных для стоянки ТС инвалидов, на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, на тротуарах, местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, на трамвайных путях, далее первого ряда от края проезжей части. Ни о каких газонах или «участках, не имеющих твердого покрытия» в законе речи нет.

Фактически это чистая самодеятельность муниципальных чиновников, с помощью которой они длительное время пополняли бюджет.

И они, надо отдать им должное, не смирились с потерей источника дополнительных средств: призвали на помощь областных законодателей разных регионов и депутатов Госдумы от «Единой России». Результат этих объединённых усилий мы и получили в минувшую пятницу.

Один из авторов поправок — депутат Александр Грибов в обоснование инициативы повторяет всё те же аргументы: «Количество машин в городах растет в геометрической прогрессии, парковок не всегда хватает, поэтому машины все чаще ставят на газонах, клумбах, детских и спортивных площадках. Это создает неудобства для проживания людей, приводит к исчезновению зелени, порче объектов благоустройства», — цитируют депутата «Ведомости».

Штрафы возвращаются

Предложенная депутатами поправка конкретизирует статью КоАПа и связывает ее с Правилами дорожного движения: право контролировать парковку и стоянку на улицах и дорогах закрепляется за ГИБДД, а во дворах контроль осуществляют регионы и муниципалитеты, что позволит избежать разных трактовок, надеются авторы законопроекта.

Интересно, что невольными союзниками муниципальных чиновников по возврату штрафов для автомобилистов за «парковку на газонах», стали функционеры ТСЖ и руководители управляющих компаний.

Дело в том, что, потеряв возможность штрафовать непосредственно автомобилистов, представители муниципальных контролирующих органов немедленно перенесли репрессии на организации, ответственные за содержание придомовых территорий: УК и ТСЖ.

Читайте также:  Volkswagen представил кроссовер touareg нового поколения

«Мы можем только выписать предписание управляющей компании или ТСЖ на восстановление газона и принять меры, если предписание не выполнено», — признавалась Самолёту заместитель начальника управления административных отношений мэрии Череповца Анна Гусева.

Обратите внимание

И, попав под административный прессинг, управдомы обнаружили, что способов воздействия на непосредственных нарушителей, раскатывающих газоны во дворах, нет.

Отсюда — предложение, кажущееся нелогичным и даже парадоксальным.

«Мы не против возврата штрафов, — заявил Самолёту руководитель Системы УК „Олимп“ Сергей Васюнов. — Во всяком случае должен быть какой-то механизм, который стимулировал жителей проводить собрания, принимать решения по созданию или расширению парковок во дворах».

Новый законопроект уже раскритиковали правозащитники. «К сожалению, понятие газона сейчас путают с понятием любой поверхности земли. А это абсурд», — заявил организатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Он считает, что вместо того чтобы уточнить понятие газона как объекта благоустройства (сегодня под «газоном» чиновники склонны понимать любую городскую поверхность, не покрытую асфальтом), депутаты дают зеленый свет местным и региональным властям, чтобы они штрафовали водителей по полной программе.

Марина Мельникова
СамолётЪ

Источник: https://samolet.media/posts/2650

Госдума разрешит штрафовать за парковку на газонах

Дума заполнила пробел на газоне

Сергей Портер / Ведомости

В пятницу группа депутатов Госдумы из фракции «Единая Россия» внесла законопроект, запрещающий судам оспаривать право региональных властей назначать штрафы за парковку автомобилей на газонах и в других не предназначенных для этого местах.

В поправках в ст. 12.19 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) говорится, что действия автомобилистов, нарушающие правила парковки, понимаются в смысле, определенном Правилами дорожного движения.

Как указывают авторы инициативы в пояснительной записке к законопроекту, таким образом они пытаются устранить противоречие между федеральным и региональным законодательством.

Регионы сами устанавливают штраф за парковку в неположенных местах, но суды стали отказывать в назначении административного наказания за такое правонарушение, поскольку обнаружили в этом несоответствие между правилами, утвержденными региональными властями, и нормами федерального законодательства.

«Количество машин в городах растет в геометрической прогрессии, парковок не всегда хватает, поэтому машины все чаще ставят на газонах, клумбах, детских и спортивных площадках.

Это создает неудобства для проживания людей, приводит к исчезновению зелени, порче объектов благоустройства», – объясняет инициативу депутатов один из авторов поправок – Александр Грибов.

В Правилах дорожного движения описан порядок парковки (остановки и стоянки) автомобилей, ответственность за нарушение этого порядка зафиксирована в КоАПе, но формулировка в статье размытая, поэтому компетентным органам сложно привлечь автовладельцев к ответственности, продолжает депутат: «Состав правонарушения в суде не подтверждается. Некоторые регионы нашли выход и описывают ситуацию в региональных административных кодексах. Но суды, как правило, считают, что это противоречит федеральному законодательству». Предложенная депутатами поправка конкретизирует статью КоАПа и связывает ее с Правилами дорожного движения: право контролировать парковку и стоянку на улицах и дорогах закрепляется за ГИБДД, а во дворах контроль осуществляют регионы и муниципалитеты, что позволит избежать разных трактовок, надеются авторы законопроекта.

«Верховный суд занял позицию, что местное законодательство не должно вводить наказаний, которые отсутствуют в федеральном законодательстве, соответственно, все штрафы за парковку на газоне могут быть оспорены, и единственное, что останавливает людей от этого, – сложности судебной процедуры, – объясняет организатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. – К сожалению, понятие газона сейчас путают с понятием любой поверхности земли. А это абсурд». Вместо того чтобы уточнить понятие газона как объекта благоустройства, депутаты дают зеленый свет местным и региональным властям, чтобы они штрафовали водителей по полной программе, считает Шкуматов. «Хотя в регионах наблюдается крайний дефицит асфальтированных площадок для хранения автомобилей. Даже в Московской области очень многие ставят машины на грунтовых площадках», – заключает он.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/01/29/749205-gosduma-razreshit

Основания для штрафа за парковку на газоне

Жители крупных городов уже давно привыкли к большому скоплению автомобилей на улицах. Но движение транспорта по проезжей части несравнимо с тем, когда машины (из-за недостатка мест на парковках) занимают газоны во дворах и на проспектах.

Каждый гражданин, который хоть немного разбирается в законах, понимает, что парковка на газонах запрещена. Это не только вредит зеленым насаждениям, но и грозит штрафами. Но из-за несовершенства законодательной базы, не каждый гражданин четко понимает, что такое газон.

Нормативные акты не дают однозначной трактовки этого понятия. Не каждый участок земли с травой можно называть газоном. Например, простое поле назвать газоном нельзя, поэтому и штраф за парковку в этом месте получить невозможно.

Что гласит закон

Упоминания об определении понятия «парковка» можно найти только в правовых актах Москвы. Все остальные регионы страны никак не решают данной ситуации. Так как там нет определения самого понятия, то и наказать гражданина за порчу газона очень трудно.

Отсутствие нормативных правил в КоАП и ПДД о парковке на газоне еще не значит, что водители освобождаются от ответственности. Вопрос в некоторой мере освещается в региональных законах, поэтому штраф за подобное нарушение в разных уголках страны может сильно отличаться.

Все же штрафы за парковку в неразрешенном месте небольшие, поэтому реакция водителей на запрет довольно вялая. Еще сложнее определить нарушение в зимний период, когда из-за снега установить границы газона очень трудно.

Важно

В законодательстве нет толкования такого термина, как «газон». Но наказание за стоянку на зеленом участке может последовать в том случае, если это предусмотрено региональным законодательством.

Иногда за порчу газона предусмотрено наказание, но за такое правонарушение административной ответственности просто не существует – полиция составляет административный протокол на основании статьи 12.19 КоАП из-за неверной парковки.

В некоторых же городах местные власти устанавливают нарушившим водителям оплату стоимости поврежденного газона. В таком случае протокол обычно не составляется.

В случае парковки автомобиля на газоне, водителю может грозить:

  • наказание по КоАП;
  • ответственность по КоАП регионального значения;
  • наказание по закону, который предусматривает защиту зеленых насаждений.

В основном эти законы касаются охраны окружающей среды и благополучия населения.

Как пожаловаться на нарушителя

Нередко цветники и газоны обустраиваются непосредственно самыми жителями прилегающих территорий. Порча этих участок вполне справедливо выливается в жалобы этих же людей.

Сотрудники ГИБДД или администрации города выпишут нарушителю штраф за парковку на газоне.

Сообщить о правонарушениях можно в такие организации:

  • в созданную муниципалитетом комиссию по борьбе с незаконной парковкой;
  • в местную администрацию;
  • в ГИБДД.

Во многих больших городах существуют горячие линии для направления жалоб по этому поводу.

Когда стоянка разрешена

Существует несколько ситуаций, когда парковаться на травяных газонах разрешено.

Это:

  • С юридической точки зрения, место, где водитель оставил свою машину, не является газоном. Если нет законодательных оснований на это, сотрудник ГИБДД не сможет выписать водителю штраф. Но жители города могут обратиться в суд для признания данных территорий газоном, и тогда стоянка в этих местах будет запрещена.
  • Машина поставлена на современной стоянке – экогазоне, который устойчив к повреждениям. Чаще всего такие новшества можно встретить в больших городах, но в некоторых районных центрах такие типы стоянок также можно встретить.
  • Парковка на газоне разрешена сотрудниками ГИБДД, и разрешение было выдано в письменном виде.

Все другие случаи парковки будут незаконными, а значит, за них будет полагаться штраф. Сотрудник ГИБДД составит протокол нарушения, а водителю нужно будет прийти на комиссию.

Может ли оштрафовать кто-то кроме ГИБДД

Парковка на газоне в любом случае привлечет внимание инспектора ГИБДД, который обязательно за это выпишет штраф, размер которого будет соответствовать нормам регионального законодательства.

Жильцы домов также не должны оставаться в стороне. Они имеют право вызвать инспектора ГИБДД, который и составит протокол о нарушении. Этот документ станет основанием для посещения водителем местной администрации, где ему и нужно будет заплатить штраф.

В Москве контроль над нарушителями осуществляется еще более жесткий. В 2016 году этим делом занимается еще и МАДИ – дорожная инспекция Москвы, которая фотографирует автонарушителя, после чего он получает «письма счастья».

Размер административного взыскания в 2019 году

В 2019 году за нарушение правил парковки в местах, где есть зоны зеленых насаждений, можно получить штраф, сумма которого составляет:

Для граждан 5 тысяч рублей.
Для должностных лиц От 10 до 50 тысяч.
Для юридических лиц Нужно будет заплатить от 30 до 100 тысяч рублей.

Если ранее еще можно было надеяться, что вместо штрафа будет назначено предупреждение, то сегодня формулировка регионального законодательства не дает на это никаких возможностей. Для физических лиц установлен стандартный размер штрафа, который не превышает 5 тысяч рублей. В остальных случаях могут быть разные варианты, в зависимости от нанесенного ущерба.

В Москве

В Столице местные власти очень сильно ожесточили возможное наказание. В Москве избежать ответственности за подобное правонарушение будет очень сложно.

Регулируют вопрос два закона. Первым из них является закон о защите зеленых насаждений. Вторым – закон об административной ответственности за нанесение ущерба городским объектам.

Такие законодательные акты есть во всех регионах РФ, их нормы практически одинаковые. Отличаться могут только размеры штрафов и определения некоторых понятий.

В других областях

В некоторых российских регионах происходит смягчение парковочных правил. В таких случаях применяется практика выписывания предупреждений вместо штрафов.

Например, в Санкт-Петербурге мэр предлагает именно такое решение вопроса. Притом что за нарушение парковочных правил нарушителю нужно будет уплатить всего 1 тысячу рублей. В настоящее время еще непонятно, кто именно будет заниматься выдачей предупреждений, и какая будет их эффективность.

О размере штрафов за парковку в своем городе можно узнать на сайте ГИБДД.

Что делать автомобилисту, если пришел штраф

После получения водителем штрафа, ему остается только два пути: оплатить его или оспорить.

Еще одной причиной аннулирования штрафа является истечение срока давности – за правонарушение можно привлечь к ответственности на протяжении 3 месяцев.

Как оспорить

Если штраф пришел незаконно, его можно обжаловать. Так как оспорить его можно только на протяжении 10 дней с момента получения, следует поспешить. Обязательно иметь основания для отмены наказания: на фото или видео четко не видно расположения машины, не наблюдается зелени и пр.

Много чего зависит от того учреждения, которое наложило штраф. Если это бы инспектор ГИБДД, то жалобу можно направить почтой или передать начальнику организации.

Можно также подать жалобу в суд, но траты на юриста и несколько месяцев разбирательств не будут сильно отличаться от тех расходов на уплату штрафа. Штраф может быть отменен только в том случае, если для этого есть законные основания и соответствующие доказательства.

Как можно оплатить

Если обжалование не удалось, или у водителя не было на это оснований, ему нужно будет уплатить штраф.

Произвести оплату можно одним из способов:

  • в отделении Сбербанка;
  • в кассах других банковских учреждений;
  • через терминалы самообслуживания;
  • посредством банковского онлайн-сервиса.

Какой срок уплаты? Штраф следует оплатить за 60 дней после его получения. Если квитанция была уплачена на протяжении 20 дней, водитель получает скидку в 50% от суммы штрафа.

Полезные советы от юриста

Парковаться на газоне — плохо, но если уж такое произошло, нужно находить выход из ситуации.

Первым делом нужно найти нормы местного законодательства. Разные регионы признают газонами разные типы травяного покрытия. Если водитель уверен, что он не стоял на траве, то спешить с уплатой штрафа ему не следует.

Если нарушение произошло во дворе, то оно также имеет свои особенности. Не всегда дворовые газоны могут считаться таковыми с юридической точки зрения.

Читайте также:  Роскошный концепт mercedes-maybach оказался внедорожным седаном

В крайнем случае можно сказать, что парковка нужна была как крайний вариант в результате форс-мажора – плохое самочувствие водителя или уход от ДТП.

Правдивы ли слухи об отмене

В последнее время было очень много информации о гражданине из Белгорода, который получил штраф за парковку на газоне, подал апелляцию в Верховный суд и выиграл его.

В федеральных законах есть запреты на парковку на газоне, однако они не предусматривают за это административной ответственности. По своей сути решение Верховного суда означает отмену штрафов за парковку на газоне, но местные власти продолжают выписывать штрафы, называя причиной этому неправильную парковку.

Источник: https://jurjur24.ru/shtraf-za-parkovku-na-gazone/

Что грозит за парковку на газонах

С переходом полуострова в Россию в городе резко выросло число машин. И пока одни от недостатка машиномест во дворах паркуют свои автомобили на газонах и детских площадках, другие — строчат на них жалобы. Почему ГИБДД на них не реагирует и куда следует жаловаться?

На сайт проекта «Чиновник под общественным контролем» жалобы на автомобилистов приходят регулярно. И часть из них посвящены проблеме парковки автомобилей в не предназначенных для этого местах: на газонах, тротуарах, детских площадках. К письмам жалующиеся горожане прикрепляют фото автомобилей с четко просматривающимися номерами.

Казалось бы, все понятно. Координаторам проекта достаточно лишь перенаправить такое письмо в ГИБДД — и вот он штраф, на блюдечке с голубой каемочкой. Но на деле все не так.

Совет

Действительно, стоянка на тротуаре по правилам возможна только там, где установлен знак 6.4 «Место стоянки» и таблички 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9 — и то только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам (пункт 12.2 ПДД). За поставленный неправильно автомобиль накажут по КоАП (ст. 12.19 п. 3): штраф — 1000 рублей и эвакуация автомобиля согласно п.27.13 КоАП.

А вот стоянка на газонах и детских площадках законом никак не ограничена. Ни в ПДД, ни в КоАП попросту нет таких понятий.

Есть понятие жилой зоны, в которой нельзя парковать грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн или стоять с включенным двигателем.

Так же в жилой зоне запрещено сквозное движение, учебная езда (п. 17 ПДД РФ). Указанные запреты распространяются на дворовые территории.

Некоторое время крупные российские города запрещали жителям гарцевать на машинах по газонам путем принятия регионального закона. Почти в каждом регионе депутаты, как под копирку, принимали акты об административных правонарушениях, куда входил и пункт о порче зеленых насаждений.

И это неудивительно: в местном законодательстве есть куда более существенные пробелы. Мы, к примеру, до сих пор не определились со ставками налога на недвижимость. 

Но недавно Верховный суд РФ принял знаковое решение по делу автомобилиста Ануприенко, которому выписали штраф за парковку на газоне в Белгороде. Его оштрафовали по местному закону, а он обратился в суд с просьбой разобраться в законности такого наказания.

Ануприенко обратился в суд с просьбой признать недействующим подпункт 5 пункта 9 главы 3 Правил благоустройства территории городского округа «Город Белгород» N 720, в части слов «и автотранспорта».

Обратите внимание

По его мнению, запрет размещения транспорта на газонах, детских площадках, местах размещения бытовых отходов противоречит требованиям Закона «О безопасности дорожного движения», Правилам дорожного движения и КоАП.

Белгородский суд принял решение не в пользу жалобщика. Тогда он, заручившись поддержкой прокурора области, обратился в Верховный суд. И Верховный суд разъяснил:

Правила дорожного-движения, предписывающие единые нормы безопасности, действуют по всей территории РФ.

Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 ПДД, а ответственность на его нарушение прописана в ст. 12.9 КоАП.

По мнению Верховного суда РФ, никакие другие законы, принятые местными властями, по отношению к автомобилистам применяться не должны.

Однако это не значит, что автомобилиста на газоне нельзя привлечь к ответственности. Запрет на парковку на газоне прописан сразу в нескольких документах федерального уровня:  законе «Об охране окружающей среды», законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», многочисленных СаПиНах и правилах.

Куда же обращаться? В каждом конкретном случае рекомендации будут разными. Например, запрет на слив масла оговорен в тексте СанПин 2.1.2.2645-10, а контроль за его исполнением возложен на органы, отвечающие за государственный санитарно-эпидемиологический надзор в регионе. В Севастополе это — Роспотребнадзор.

Так что, уважаемые севастопольцы, обложитесь законами и начинайте строчить жалобы. Куда? Ответ, очевидно, должен содержаться в самих этих законах. А лучше писать во все инстанции сразу — для надежности.

Важно

Но накажут ли того, кто облюбовал вашу любимую клумбу под стойло для своего «железного коня», хотя бы штрафом? Ведь у каждого ведомства — свои правила и алгоритмы привлечения к ответственности нарушителей законодательства, и во всех тонкостях разобраться простому смертному практически не под силу. Эту функцию берет на себя «Чиновник под общественным контролем».

«В Севастополе парковка на газоне пока не является административным правонарушением, — говорит создатель площадки «Чиновник под общественным контролем» Олег Николаев.

— Спасибо пользователям «Чиновника…» за то, что подняли эту проблему. Надо рассмотреть возможность включения такого нарушения в соотвествующий закон Севастополя.

Наши администраторы уже готовят по этому поводу обращения в правительство и заксобрание». 

Источник: https://primechaniya.ru/home/news/noyabr_2016/chto_grozit_za_parkovku_na_gazonah/

Госдума может разрешить регионам штрафовать за парковку на газонах

В Госдуму внесли законопроект, который разрешает региональным властям устанавливать штрафы за парковку на газонах. Это поможет призвать нарушителей к ответу и сократить количество споров по поводу того, где всё-таки можно парковаться, считает один из авторов инициативы, зампредседателя Комитета палаты по госстроительству Александр Грибов.

Согласно законопроекту, региональные и муниципальные власти определят на своё усмотрение размер штрафов за неправильную парковку во дворах. Но чтобы эта мера не привела к росту недовольства автомобилистов, местные органы власти должны чётко определить, где парковаться можно, уверен депутат.

Для этого в законодательство нужно ввести понятия «газон» и «парковая зона», на которых нельзя ставить машины. Кроме того, местные власти должны будут следить за доступностью парковочных мест и создавать карты, на которых определены зоны, доступные для стоянки.

«Главное, действовать не по запретительному, а по разрешительному принципу. В каждом регионе автолюбители должны чётко знать, где парковаться можно, чтобы не возникало бесконечных споров, можно было ли ставить машину в том или ином месте», — сказал Грибов.

Федеральное законодательство, если инициативу примут, вообще не будет касаться правил дорожного движения во дворах — это станет полномочиями субъектов. Они назначат местный орган, который будет контролировать эту сферу, а за ГИБДД останутся только вопросы безопасности дорожного движения — на дорогах и улицах.

Правильно, что заниматься этим будут именно власти регионов и муниципалитетов, ведь именно они ответственны за озеленение и создание парковок, значит, и контролировать их использование должны тоже они, считает парламентарий.

К тому же, слишком общие правила, закреплённые на федеральном уровне, позволяли нарушителем избегать наказания. Действующие нормы устанавливают ответственность за неправильную парковку, но формулировка в соответствующей статье КоАП размытая, а уточнения, которые регионы вносят в региональные кодексы, суды зачастую считают противоречащими федеральному законодательству, пояснил депутат.

«В результате, автолюбители, ставящие свои машины на газонах, получив штраф, подавали в суд и выигрывали его. А местные органы признавали выходящими за пределы свои полномочий», — рассказал Грибов.

Авторами законопроекта стали депутаты Госдумы во главе с первым замруководителя фракции «Единая Россия» Андреем Исаевым, председателями Комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым, Комитета по транспорту и строительству Евгением Москвичёвым и Комитета по контролю и Регламенту Ольгой Савастьяновой.

Источник — РГ

Источник: https://patrokl.info/2018/01/30/gazonparking/

Штраф за парковку на газоне (12.29 КоАП РФ)

 Тема этой на первый взгляд весьма простой по названию статьи весьма любопытна и неоднозначна, для ума мыслящего  и анализирующего. Во время ее прочтения у многих будет складываться впечатление, что истина нас перетягивает то на одну стороны правды, то на другую. Но если истина и одна, то в этой «простой» теме, она дастся ее конечному обладателю весьма нелегко…

Определение газона в ПДД

 Самое большое фиаско для человека, который решил по-быстрому разобраться в этом вопросе будет скрыто в том, что в ПДД нет такого определения вовсе. Самое близкое это тротуар и не более.

Все это значит лишь одно, что спорить о том, что такое газон на уровне федерального документа безопасности дорожного движения весьма бессмысленно, ведь это самое определение они отдали на откуп муниципальных властей, которые и крутят этим определением и наказанием за парковку на газоне как хотят.

 То есть по сути в ПДД нет термина газон, нет однозначных ограничений по парковке на нем, нет вовсе такого штрафа как штраф за парковку на газоне, если бы опять не муниципалитет.

Совет

Здесь все переходит в руки местных органов самоуправления и к нормам закона, прописанным в КоАП определенного региона.

То есть штраф за парковку на газоне не стоит искать в КоАП РФ, а нужно обращаться к КоАП субъектов, скажем города Москвы, или город Санкт-Петербург, а может и города Торжок, это уж где получится нарушить правила.

Определение газона из ГОСТа

 Однако без какого-либо определения газона далее вовсе не стоит продолжать статью. Ведь без сбора объективной стороны правонарушения можно утверждать, что его и вовсе не было. Обратимся к ГОСТу 28329-89.  Здесь из главы «Типы посадок» находим определение.

Так вот, на самом деле в документах субъектов есть и другие определения.

 Все это говорит о том, что в зависимости от тех документов, на которые будет опираться обвинитель, стоит исходить из логики был ли это газон или что-то другое.

А вот что на счет документов, то есть законов, то сам штраф за парковку на газоне не прописан в КоАП РФ как именно штраф за газон. Там просто не найти определения по поводу неправильной парковки, связанной с газоном.

То есть штраф может быть выписан по «общей» статье за нарушение правил парковки…

Штраф за парковку на газоне

 Итак, начнем с общей статьи, то есть со случая, когда у субъекта нет своего кодекса административных нарушений.  Здесь если «найдет коса на камень», то инспектор может выписать штраф по статье 12.19, часть 1 и 5  КоАП РФ.

 Однако как видится это все со стороны непредвзятым взглядом, по такой статье штраф за парковку на газоне может быть выписан только из логического заключения по методу исключения. То есть написано, что можно вставать только на краю проезжей части (часть 1 статьи), значит во всех других местах нельзя! Опять же в главе 12 ПДД «Остановка и стоянка» в п. 12.

4 нет запрета на стоянку на газоне! По сути, это некое упущение ПДД, как в определении, так и в ограничениях на остановку и стоянку на газоне!
 Возможен и другой вариант развития событий, о чем уже было сказано, когда регион (субъект) имеет свой кодекс административных нарушений.

Привести выдержки для всех субъектов просто не представляется возможным, поэтому опять же из Кодекса г. Москвы.

Источник: https://autosecret.net/2141-shtraf-za-parkovku-na-gazone

Ссылка на основную публикацию