Разные братья: чем отличаются серийные машины от прототипов на ралли-рейдах

Снаряды с «умной» начинкой. Какие машины участвуют в ралли-рейдах

Спорт

Снаряды с «умной» начинкой. Какие машины участвуют в ралли-рейдах

Чем гоночные автомобили отличаются от обычных, что в кузове у сверхбыстрых грузовиков и зачем гонщику штурман.

По песчаным дюнам несется внедорожник. Он лихо скачет по ухабам, не боится колеи и спокойно объезжает препятствия на трех колесах — настоящий вездеход, а не автомобиль. Когда машина оказывается в зоне видимости, зрители могут различить логотип производителя. MINI — читают удивленные болельщики. Следом по барханам пролетают Toyota и Peugeot.

Впечатлить случайного зрителя несложно: глядя на безупречную проходимость и идеальную маневренность ралли-рейдовых автомобилей, можно подумать, что точно так же ведут себя обычные версии тех же машин.

Обратите внимание

Не пытайтесь это повторить. «Марафонские» версии популярных моделей — не что иное, как прототип, стилизованный под одну из существующих моделей. Единственная общая деталь — тот самый логотип на капоте.

Ручная работа

Автомобиль для ралли-рейда — штучный товар ручной работы. В плане инженерной продуманности и стоимости материалов «марафонский» внедорожник ближе к болиду Формулы-1, чем к обычной машине.

Сходство с серийными моделями — это PR-ход плюс усердная работа дизайнеров.

Превратить заточенный под пустыню и буераки гоночный снаряд в нечто похожее на Toyota Hilux, MINI Cooper или Peugeot 2008 — не самая простая задача.

Создавать внешнее сходство необходимо, так как деньги на постройку ралли-рейдовых монстров выделяют большие автозаводы. Та же Peugeot тратит миллионы на программу в «Дакаре» и «Шелковом пути». Деньги нужны не только для того, чтобы команда проехала весь маршрут и постаралась выиграть гонку, но и для того, чтобы создать у зрителей иллюзию победы обычной дорожной модели Peugeot 2008.

Бок о бок с заводскими командами в «Дакаре» и «Шелковом пути» участвуют независимые конструкторы, которые у себя в гараже или в арендованном цехе собирают собственные версии ралли-рейдовых внедорожников. Обычно такие энтузиасты берут проверенный двигатель от одного из надежных серийных автомобилей, а потом делают индивидуальный проект вокруг готовой силовой установки.

Главное требование — безопасность. Значит, салон гоночного автомобиля нужно превратить в защитную капсулу, которая убережет пилота от травм и переломов в случае аварии.

Для этого по всему периметру кабины пилота вваривается металлический каркас — особая труба, которая возьмет на себя основную энергию удара при столкновении.

Благодаря каркасу гонщик и штурман должны выжить даже в самой серьезной аварии.

После установки каркаса начинается творчество. В зависимости от бюджета, которым располагает инженер-любитель, конструктор может внедрить в автомобиль самые неожиданные технические решения.

Важно

В результате на старты «Дакара» и «Шелкового пути» выходит разношерстная толпа не похожих друг на друга автомобилей, каждый из которых можно изучать часами.

За такое разнообразие ралли-рейды ценят настоящие petrolheads — то есть автомобильные фанаты, не представляющие свою жизнь без гонок и бензина.

Скоростные грузовики

Грузовики — отдельная категория в ралли-рейдах. Прелесть этого класса в том, что здесь выступают и обычные магистральные тягачи, и гоночные снаряды, построенные специально для «Дакара» и «Шелкового пути».

В списке обычных — грузовики, которые помогают командам из автомобильного зачета. Это так называемые «технички». Сокращение расшифровывается как «грузовик технического сопровождения».

Такие тягачи до предела нагружены запчастями, которые могут потребоваться гоночным внедорожникам на спецучастке — от совсем мелких деталей до крупных фрагментов подвески или рулевого управления.

В случае аварии или поломки «технички» быстро доезжают до «подшефного» экипажа и помогают ему устранить неисправность.

Гоночные грузовики — совсем другая история. В кузовах этих машин нет ничего лишнего: за исключением пары запасных колес такие тягачи не везут с собой дополнительных деталей.

Эти грузовики борются за победу в общем зачете и в плане скорости могут поспорить с быстрейшими представителями автомобильной категории.

Совет

Самые яркие примеры — это КАМАЗы и Iveco, много лет оспаривающие первые места в международных ралли-рейдах.

Как и в зачете внедорожников, такие грузовики мало похожи на серийные экземпляры, которые можно встретить на обычной дороге. Те же КАМАЗы собираются на отдельном предприятии в Набережных Челнах.

У команды «КАМАЗ-мастер», которая проектирует и строит гоночные грузовики, есть собственная штаб-квартира, десятки сотрудников, несколько стендов для проверки деталей и целый тестовый полигон, где можно испытать гоночный грузовик до старта в серьезных соревнованиях.

Основной конкурент КАМАЗов — грузовики Iveco, которые строит команда Жерара де Роя, двукратного победителя «Дакара».

В отличие от челнинского коллектива, существующего только ради гонок, компания де Роя специализируется на транспортных услугах: тягачи фирмы De Rooy доставляют товары по всей Европе.

На «Шелковом пути» голландец выставит на старт три грузовика, за рулем одного из которых поедет сам. Несмотря на то что тягачи Iveco производятся в Италии, подопечные де Роя перевозят их в Нидерланды и своими силами переоборудуют для участия в ралли-рейдах.

Почему в машинах два человека

В каждом внедорожнике, который выходит на старт «Шелкового пути», два человека. Справа от водителя сидит штурман — этот человек весь день говорит пилоту, куда ему ехать. Дело в том, что 500-километровые спецучастки слишком сложны и непредсказуемы для преодоления в одиночку.

Сохранять концентрацию и работать в режиме «сам себе навигатор» способен не каждый: для того чтобы хоть немного облегчить задачу, пилоты берут себе в помощники штурмана. Разделение труда позволяет водителю не отвлекаться, чтобы посмотреть на карту, и в конечном итоге быстрее преодолевать зачетную дистанцию.

Еще одно преимущество штурмана — это лишние рабочие руки в случае аварии. Не секрет, что команды часто попадают в непредвиденные ситуации во время гонки: автомобиль может закопаться в песке, застрять в яме или завалиться на бок от слишком резкого поворота. Вызволить тяжелую машину в одиночку очень сложно — и здесь на помощь приходит штурман.

Обратите внимание

В зачете грузовиков в кабине оказываются не два, а сразу три человека. Вместе с гонщиком и штурманом зачетную дистанцию преодолевает механик, сидящий на центральном сидении грузовика.

Третий член экипажа нужен для того, чтобы страховать партнеров по команде и в случае необходимости чинить машину прямо на дистанции. В конце концов, гонщик не обязан знать, как найти и устранить техническую неполадку.

Дело пилота — вести машину.

Источник: http://silkwayrally.autonews.ru/snaryady-s-umnoy-nachinkoy

Испытываем ралли-рейдовый прототип Mini All4 Racing за полярным кругом

Не опять, а снова — я в третий раз поехал на тест ралли-рейдового прототипа Mini All4 Racing. Потому что место встречи можно изменить: вместо дюн Дубая будет лед замерзшего озера в Лапландии. К тому же команда X-raid впервые с 2011 года не выиграла марафон Дакар, а в Кубке мира по ралли-рейдам лидирует Toyota — прототипы Mini больше не лучшие на планете?

Высоченная посадка, лаконичный экранчик с номером передачи и полоской-тахометром перед глазами… Трехлитровый дизель BMW заводится буднично. В нынешней спецификации «шестерка» развивает 330 л.с. и более 800 Нм крутящего момента. Но если убрать обязательный рестриктор на впус­ке, то тяга станет четырехзначной!

Нащупываю в самом углу педаль сцеп­ления, щелкаю высоченным рычагом секвентальной кулачковой коробки Sadev к себе — и плавно беру с мес­та, вообще не добавляя газа.

Коробку передач серьезно обновили к минувшему Дакару — она стала компактнее при том, что вместила еще и раздатку, объединены и гидравлические системы, пат­рубков теперь меньше.

Результат — минус шесть килограммов и улучшенная ремонтопригодность: заменить коробку можно всего за 40 минут. Для марафонского автомобиля — первостепенное качество!

Двигатель и коробка передач сдвинуты за переднюю ось, а сразу за креслами — топливный бак объемом аж 370 л! Хорошо видны пат­рубки воздушного охлаждения зад­них тормозов, но шестипоршневые суппорты остужает еще и жидкость. В подполье — место для пары колес и запчастей: на марафонских этапах здесь едет до 70 кг деталей

Набор скорости легок и воздушен, только успевай на 4500 об/мин подсовывать мотору очередную передачу. На шестой можно набрать 187 км/ч. Немного? Зато Mini на таком ходу способен мчать где угодно! Сейчас работы для подвески с дорогущими амортизаторами Reiger практически нет, но я отлично помню, на какую высоту мы взлетали с Насером Аль-Аттийей в песках и как мягко приземлялись.

Тестовый участок — короткая трасса на льду. Увы, затычная — всего пара поворотов на третьей передаче, а остальные под вторую. И несколько шпилек, где приходится помогать себе ручником.

Важно

Даже с боевыми шинами BF Goodrich с вылетом шипов 4,5 мм заметно, что преднатяг дифференциалов великоват для столь скользких условий, — Mini меняет курс не так охотно, как ожидаешь.

Конечно, упорством прототипа Mitsubishi Triton, на котором я выступал в чемпионате России по ралли-рейдам, здесь и не пахнет. Руль легок, машина отзывчивее, а после небольшого контрсмещения без проблем ставится в занос на нужный угол.

Под тягой Mini довольно долго скользит всеми колесами наружу, но если не менжеваться и по совету штурмана Ксавье Пансери дать на выходе «full throttle», то прототип эффектно доворачивает кормой и эффективно пуляет на прямую. А как смело можно срезать углы через снежные брустверы!

Будь это настоящий ралли-рейд, пос­ле прохода первых пяти машин трасса стала бы куда менее заковыристой. И, конечно, езда бы не закончилась, едва успев начаться. Судя по хронометражу видеоролика, я провел на озере всего три с небольшим минуты! Это даже не Mini All4 Rаcing, а Micro All4 Racing.

Внутри тесновато: по центру огромный трансмиссионный тоннель, а сзади стенка­ кабины. Центральный экран стал цветным — туда выводится вся информация о «жизнедеятельности» автомобиля, а перед глазами водителя остаются лишь ­индикатор выбранной передачи и лампы-подсказки для переключений

Прохватить по лесу удалось лишь в режиме гоночного такси: я оказался справа от британца Гарри Ханта, успешного раллиста, который, по его словам, нашел себя именно в рейдах. По снежной каше Mini поворачивал совсем лениво.

Я опять убедился, что рейдовые гоночные шины абсолютно не работают в таких условиях, — Гарри то и дело подтягивал длинную мачту гидравлического ручника. Но в остальном, конечно, автомобиль великолепен — и по-прежнему остается самым дорогим прототипом, который можно купить или арендовать: миллион евро против 700 тысяч за Тойоту.

А сколько стоит багги Peugeot, на котором выиграли Дакар в этом году, неизвестно: «на сторону» эти машины не продаются.

Почему Mini уступили? Причина не в автомобиле, а в людях.

Совет

Дакар ведь устраивает французская компания ASO, Amaury Sport Organisation, и сейчас, когда впервые за многие годы так сильна французская команда Peugeot с французами Себастьеном Лёбом и Стефаном Петеранселем за рулем… Все, с кем я разговаривал, утверждали, что результаты предрешены.

Слишком нетипичными оказались дороги в Южной Америке: они гораздо лучше подходят багги, чем классическому внедорожнику Mini. И всего один день в песках. Кстати, именно там Насер Аль-Аттийя на Mini смог навязать борьбу команде Peugeot, а блестяще пилотировавший багги Себастьен Лёб допустил ошибку.

На каждом колесе пара амортизаторов Reiger по 3500 евро каждый. Их изюминка — встроенный гидравлический клапан отбоя: когда автомобиль отрывается от земли, сопротивление снижается и шток выдвигается «на всю». Тормозные механизмы с шестью титановыми поршнями — единственное исключение в регламенте для экзотических материалов. Приводы колес и рычаги подвески спереди и сзади взаимозаменяемые

На фоне сверхскорости Лёба — а вплоть до своей аварии он лидировал в «абсолюте» — не слишком замеченным прошел дебют на Дакаре другого раллиста, Микко Хирвонена. Он в ­команде X-raid с лета прошлого года — и, конечно, не упустил возможности приехать на журналистские тесты в родной Финляндии.

Правда, по словоохотливости Микко едва ли опережает лааву — деревянный навес на берегу озера, который был виден из окна. Но, отвечая на вопрос, что ему нравится в марафонах больше всего, помаленьку разговорился. Оказалось, кочки и ямы! «Я шел в ралли-рейды не для того, чтобы продолжать ездить по раллийным трассам, от бездорожья я получаю настоящее удовольствие.

Вернуться в WRC? Да никогда — теперь я почти все время дома и могу спокойно заниматься ребенком».

Мало кто верил, что Хирвонен протянет на Дакаре больше пяти дней: шлейф аварий в раллийном чемпионате WRC еще долго будет его преследовать. Но за две недели марафона он вообще не повредил свой автомобиль и ближе к финишу показывал достойную скорость.

Оказалось, что поначалу Микко столк­нулся с теми же проблемами, что и я на своем первом ралли-рейде: ты просто не понимаешь, какой темп выбрать, когда впереди 400 километров спецучастка.

Обратите внимание

Нужно распределить силы, сберечь машину и сохранить концентрацию, выбрать верный ритм на бездорожье…

Выхлопная труба, раньше выходившая из-под днища прямо под штурманской дверью (второй слайд), теперь выведена на боковину перед задним колесом. Инженеры говорят, что так меньше нагреваются спрятанные под полом запаски.

Но по другой версии, это нужно для маскировки черного дизельного дыма — здесь он смешивается с пылью и песком от колеса и не так заметен.

А штурманы жалуются, что из-за такого расположения патрубка стало неудобно менять заднее правое колесо: раскаленные газы попадают прямо в лицо

Выхлопная труба, раньше выходившая из-под днища прямо под штурманской дверью, теперь выведена на боковину перед задним колесом. Инженеры говорят, что так меньше нагреваются спрятанные под полом запаски.

Но по другой версии, это нужно для маскировки черного дизельного дыма — здесь он смешивается с пылью и песком от колеса и не так заметен.

А штурманы жалуются, что из-за такого расположения патрубка стало неудобно менять заднее правое колесо: раскаленные газы попадают прямо в лицо

Поведение рейдового Mini Хирвонена устраивает, никаких специфических настроек или доработок он не просил. Главное — чтобы работал кондиционер. Ведь температура в салоне поднимается до 70ºС, и прохладный поток воздуха в лицо просто необходим.

Важно

С учетом нестабильности Нани Ромы Микко может стать настоящим лидером команды X-raid. Ведь Насер Аль-Аттийя не связан с немецкой компанией контрактом: его поддерживают родной Катар и Red Bull. Поэтому после второго места на Дакаре катарец пересел за руль прототипа Toyota Hilux компании Overdrive. И выиграл два этапа Кубка мира подряд!

Однако уныния на обгорелых лицах мультинациональной команды инженеров X-raid все равно нет. Они утверждают, что прототипы Toyota им не конкуренты, — прежде всего по надежности. И обещают серьезно ускорить свои машины к следующему Дакару.

Есть еще резервы для оптимизации развесовки: например, пилотов можно посадить ниже. А самым действенным стало бы изменение регламента: в первую очередь увеличение допустимого хода подвески.

Читайте также:  Итоги лос-анджелеса-2017: рендеры и реальность

У Mini c двухрычажной схемой он составляет всего 250 мм против 300 мм у Тойот с задней зависимой подвеской и более 400 мм у заднеприводных багги. Артикуляция важна на скоростной пересеченке и бездорожье, где в этом году внедорожники Mini проигрывали багги.

А преимущество в песках просто негде было реализовать. И, судя по маршруту следующего марафона, ситуация кардинально не изменится.

Поэтому X-raid вовсю работает над багги: заднеприводную машину немецкой команды сейчас испытывает в гонках немка Ютта Кляйншмидт. Потенциал у конструкции есть, но вряд ли на Дакаре-2017 она сможет составить конкуренцию французам. А вот затем… Может оказаться, что классических внедорожников в мире ралли-рейдов станет меньше.

Паспортные данные
Автомобиль Mini All4 Racing
Размеры, мм
длина 4333
ширина 1998
высота 1996
колесная база 2900
колея передняя/задняя 1736
Сухая масса, кг 1900
Двигатель дизельный, с турбонаддувом
Расположение продольно, в пределах базы
Число и расположение цилиндров 6, в ряд
Рабочий объем, см3 2993
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 330/243/3250
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 800/2100
Коробка передач Sadev, механическая, секвентальная, 6-ступенчатая
Привод постоянный полный, с межосевым и межколесными дифференциалами с принудительной блокировкой 
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с амортизаторами Reiger 
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная, с амортизаторами Reiger
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Максимальная скорость, км/ч 180
Расход топлива (в песках в гоночном режиме), л/100 км 48
Емкость топливного бака, л 400
Топливо дизельное

Источник: https://autoreview.ru/articles/avtosport/ispytyvaem-ralli-reydovyy-prototip-mini-all4-racing-za-polyarnym-krugom

Ралли-рейды: с чего начать путь к победам

Фото: Лина Арнаутова

Рев моторов, высокие скорости, острейшая борьба. Вы мечтаете об этом? Тогда вам прямая дорога в ралли-рейды. Как туда попасть — в материале «Моей Планеты».

Вздымая тучи брызг, ярко-красный пикап влетает в брод, затем, не снижая скорости, пролетает по огромным кочкам и взбирается на дюну высотой с девятиэтажный дом. Фантастика? Ничуть! Это ралли-рейды. И сегодня мы расскажем, как вам попасть в этот мир.

Существует несколько ралли-рейдовых гонок различной сложности, а также несколько серий — как в России, так и в мире, — в которых можно попробовать свои силы. Автомобили также разделяются на несколько групп: от практически серийных до так называемых прототипов, имеющих лишь внешнее сходство со своими сошедшими с конвейера предками.

Сразу хотим предупредить: автоспорт может быть дорогим, очень дорогим и безумно дорогим. Поэтому прежде, чем начинать свой путь к победам, решите, будете ли вы покупать гоночный автомобиль или арендуете его.

Совет

Последний вариант для начинающих более привлекателен: в сумму, помимо собственно аренды, как правило, заложены расходники, колеса, доставка машины на трассу и обратно, обслуживание во время гонки и даже ремонт после каких-либо инцидентов — а они точно будут, особенно в первое время.

Правила игры

Ралли-рейды — автомобильные гонки, проходящие по бездорожью и дорогам общего пользования. В отличие, скажем, от кольцевых гонок, где в машине находится только один человек — пилот, экипаж ралли-рейдового автомобиля состоит из пилота и штурмана.

И эти двое (а в зачете грузовиков к ним добавляется еще и механик) должны как можно быстрее пройти скоростные участки, используя для этого специальный документ, который называется дорожной книгой (или легендой), при этом необходимо «отметиться» на нескольких обязательных контрольных точках.

В силу протяженности пути ралли-рейдов организовать непрерывную дистанцию, на которой участники бы боролись от начала и до конца, невозможно. Поэтому организаторы гонок делают несколько скоростных участков, которые соединяются между собой дорожными секциями (их также называют лиазонами или перегонами).

По ним участники едут на своей же технике, но соблюдая правила дорожного движения, ведь это обычные дороги общего пользования. Результаты гонки определяются по сумме времен на спецучастках, а также с учетом штрафов за те или иные прегрешения.

Куда податься?

Для начала придется определиться, кем вы хотите начинать карьеру гонщика: пилотом или штурманом. Учтите, что первый едет туда и так, как ему скажет второй, прочитав легенду. Необычно? Но зато интересно!

В России ралли-рейдовые соревнования проводятся на разных уровнях — от разовых гонок до чемпионата и Кубка страны. Соответственно, меняется география гонок, количество и уровень участников и их техники.

Ближайшие к Москве раллийные соревнования проводятся в Ростове Великом и городе Пено, что в Тверской области. А вот в Санкт-Петербурге и вокруг него они проходят едва ли не еженедельно на протяжении всего года.

Обратите внимание

Но гоночные команды, которые с удовольствием помогут вам начать трудный, но интересный путь с нуля к победам, есть в крупных городах по всей стране — уж очень демократичный это вид автоспорта.

Вас научат работе в экипаже, расскажут о том, какие траектории использовать при езде по различным типам покрытия, обучат хитростям поведения на спецучастках как заднеприводных, так и полноприводных автомобилей.

Баха, ралли-рейд и марафон — что это такое?

В ралли-рейдах существует три основных вида соревнований: баха, ралли-рейд и марафон.

Различий между ними несколько, и все они вытекают из первого и главного отличия — километража дистанции: баха самая короткая, рейд более продолжителен, а марафон самый длинный.

Соответственно, разным является и количество дней, в которые проводятся соревнования. При этом все три вида гонок могут проводиться как в составе какой-либо гоночной серии или чемпионата, а могут быть организованы сами по себе.

Баха

Никакого отношения к немецкому композитору Иоганну Себастьяну Баху название самого короткого из рейдов, конечно же, не имеет. Слово «баха» происходит от названия территории Мексики, где в 1967 году была проведена первая пустынная гонка «Баха Калифорния».

Современные бахи — это короткие гонки, которые проводятся в период от одного до трех дней. Их протяженность составляет до 1200 км, причем чаще всего их дистанция закольцована — экипажи ездят по кругу, а спецучастки порой повторяются по несколько раз. Благодаря этому организаторы делают лишь один сервисный парк для ремонта и обслуживания автомобилей участников.

Ралли-рейд

Следующий по протяженности ралли-рейд носит название… ралли-рейд! Это уже куда более серьезное соревнование, нежели баха. Его длина не должна превышать 6500 км, а проходить он должен в течение не более десяти дней.

В отличие от бахи, рейд в большинстве случаев проводится не в закольцованном, а линейном формате, а спецучастки не повторяются и это дополнительно усложняет жизнь участникам.

Подобный формат предполагает и несколько сервисных парков — их принято называть бивуаками. После окончания сервиса, когда гонщики отправляются на трассу, механики собирают весь свой скарб и едут к месту следующего бивуака по специальному маршруту.

Марафон

Это самый протяженный формат рейдов — «Дакар», «Африка» и «Шелковый путь». Общая протяженность пути фактически ничем не ограничена — она стартует с 6500 км и… на сколько хватит фантазии организаторов. К примеру, длина проходившего совсем недавно по территории России, Казахстана и Китая «Шелкового пути» составила 10 734 км, из которых 4105 км — дистанция спецучастков.

Вас еще не испугали такие цифры? Вы готовы к финансовым затратам? Тогда вперед!

Источник: https://www.moya-planeta.ru/toyota_2016/view/rallirejdy_s_chego_nachat_put_k_pobedam_22923/

Из прототипов в музей. Машины, так и не попавшие в WRC

27 декабря 2016 в 14:14

Отказ Volkswagen Motorsport от участия в чемпионате мира по ралли оставил без ответа вопрос – насколько же хороша Polo R, построенная для нового сезона WRC. Впрочем, это уже далеко не первый подобный случай…Слышали ли вы про десять перечисленных ниже автомобилей?

Ford RS1700T

На вопрос о том, какой автомобиль был первым представителем группы Б, любой фанат безошибочно ответит: «Lancia Rally 037». И будет прав. Но существовали и другие автомобили, которые могли дебютировать в чемпионате мира по ралли значительно раньше итальянского спорткара. Один из них – Ford RS1700T.

В 1982 году раллийная команда Ford столкнулась с проблемой – необходимо было срочно найти замену снятой с конвейера Ford Escort RS 1800 MKII. Вариантов среди текущего модельного ряда не было, поэтому началась разработка с нуля совершенного нового автомобиля.

Первые прототипы представляли собой «сборную солянку» и оснащались самыми разными комплектующими. К примеру, на некоторые ставились коробки передач от Porsche 924. Кузов был взят от Escort Mk3, но автомобиль стал заднеприводным.

Важно

Двигателей было два – на тестах Ари Ватанен и Пентти Аириккала работали с двумя Ford RS1700T, оснащёнными турбированным мотором BDT объёмом 1,8 литра и атмосферным двигателем Hart объёмом 2,3 литра.

Оба мотора развивали мощность в 300-320 л.с.

Руководство Ford серьёзно готовилось к дебюту новинки, собрав весьма впечатляющий состав гонщиков – за рулём 1700Т должны были выступать Ари Ватанен, Бьорн Вальдегард, Малкольм Уилсон и асфальтовый специалист Адартико Вудафьери.

Первые же тесты показали – на асфальте машина быстрее любого из своих конкурентов. А вот на гравии Audi Quattro за счёт полного привода была быстрее. И это заронило у руководства первые сомнения в перспективах данного проекта.

В январе 1983 года состоялось совещание, на котором было принято решение – сделать две версии машины: заднеприводную и полноприводную.

Идея была благая, но для омологации предстояло сделать 400 автомобилей [по две сотни под каждую из версий], что окончательно сгубило проект Ford RS1700T, так как у компании попросту не оказалось на это денег.

Кузова ушли под пресс, а двигатели BDT, мощность которых довели аж до 450 л.с.(!), пристроили под капот полноприводной Ford RS200.

Правда, это тоже был не самый удачный опыт «голубого овала»… Оставшиеся в живых Ford RS1700T сейчас очень ценятся у коллекционеров – машина с номером шасси 15 стоит на почётном месте в музее штаб-квартиры M-Sport в Довенби-холле.

Неудивительно, ведь именно босс команды Малкольм Уилсон выступал на такой машине в… Африке.

2. Peugeot 305 V6

Сейчас подобное сложно представить, но в начале 80-х годов у Peugeot было три спортивных департамента – собственно Peugeot и Talbot во Франции, а также Peugeot UK в Великобритании.

С появлением технических требований группы Б все ринулись создавать свои прототипы для того, чтобы получить бюджет на выступление в чемпионате мира по ралли.

В Peugeot справились с этой задачей быстрее всех, к началу 1981 года создав Peugeot 305 V6.

Совет

Однако спешка привела к отрицательному результату. Машина представляла собой набор устаревших решений: задний привод, установленный впереди слабый мотор мощностью 250 л.с.

, тяжёлый и откровенно неудачный для ралли кузов типа седан. Тимо Мякинен провёл тесты автомобиля, и уже была назначена дата дебюта – Ралли Сафари 1982 года.

Но в конечном счёте в Peugeot поняли, что шансов у этой машины не было, и она отправилась в музей, где и находится по сей день.

Следующий вариант раллийного автомобиля группы Б принёс французской марке громкую славу – это была полноприводная среднемоторная Peugeot 205 turbo 16.

3. Opel Manta 4WD

С появлением в чемпионате мира полноприводной Audi Quattro соперники быстро поняли – будущее за раллийными автомобилями со всеми ведущими колёсами. Но что было делать тем, кто располагал машинами с приводом на одну ось и не имел бюджета на постройку нового авто?

В 1982 году руководство заводской команды Opel осмелилось на авантюру. Босс коллектива Тони Фолл и главный инженер Эрих Кох приняли решение отправить один из автомобилей Opel Manta 400 в Великобританию, где специалисты компании Ferguson превратили заднеприводную машину в полноприводную.

Однако получившийся автомобиль стал настоящей катастрофой – машина оказалась попросту неуправляемой. Инженер тестовой бригады Opel Карл-Хайнц Гольдштейн, во время тестов выполнявший роль штурмана Рауно Аалтонена, так охарактеризовал полноприводную версию Manta 400: «На разгоне автомобиль пытался сделать сальто назад. Машина оказалась отвратительной».

Но даже осознав, что ничего путного из этой машины не выйдет, команда зачем-то провела презентацию для прессы. Она состоялась в преддверии Ралли Швеция 1983 года. Это было первое и последнее появление Opel Manta 400 4×4 на публике. Машина была оснащена мотором мощностью 255 л.с., коробкой передач Getrag и всё той же системой полного привода от Ferguson.

Единственный экземпляр машины дожил до наших дней и находится в частной коллекции.

4. Mitsubishi Starion 4WD

На токийском моторшоу в том же 1983 года японская компания презентовала автомобиль, построенный по требованиям раллийной группы Б. Полноприводная машина с двигателем мощностью 360 л.с. и весом всего-навсего 960 кг казалась отличной заявкой на успех.

Однако после постройки двух прототипов – причём первый создавался в Японии, а второй командой Ralliart – у руководства коллектива возникли сомнения в правильности выбранной концепции с передним расположением двигателя, ведь к этому моменту Peugeot уже раскрыла детали своей новинки 205 turbo 16, мотор которой располагался за сиденьями пилота и штурмана. Да и остальные команды работали в том же направлении.

Проект Mitsubishi застопорился почти на год. В июле 1984 года Starion 4WD всё же дебютировала в ралли – она вышла на старт французского Rallye des 1000 Pistes. Эта гонка известна тем, что здесь существовал класс для прототипов, куда можно было заявить любой автомобиль, даже не имевший никакой омологации.

Mitsubishi воспользовалась этим для того, чтобы опробовать свою машину в боевых условиях. Похожую по конструкции на Audi Quattro машину доверили пилотировать… гонщику Audi Лассе Лампи. Финн позже признался, что с первых же метров дистанции поехал так, как он ездил на Audi.

Но японская техника не выдержала подобного обращения: через девять километров после старта СУ1 амортизаторы перегрелись, и подвеска попросту рассыпалась. Во второй день он вернулся на трассу, но ехал чрезвычайно аккуратно и медленно. А механики после финиша каждого допа ждали его с ведрами воды, которые они выливали на амортизаторы для охлаждения.

Читайте также:  Известны российские цены роскошной версии skoda kodiaq

Но это ещё не всё! По ходу ралли сломались усилитель рулевого управления, карданный вал, генератор…

Японцы вновь взяли тайм-аут. А в феврале 1985 года руководство объявило об отмене начала производства омологационной серии из двухсот автомобилей. Это означало смерть проекта Mitsubishi группы Б.

Обратите внимание

Тем не менее Starion 4WD ещё дважды выступала в ралли. В 1985 году Лампи принял участие в малайзийском Lucky Strike Rally и даже лидировал, пока у него не взорвался мотор. А вторая машина, которую построили в Японии, вышла на старт Ралли Гонконг – Пекин. Пилотировавший её Лю Нинг Юн умудрился на дорожной секции врезаться в дом, но это не помешало ему закончить гонку на второй позиции.

Обе машины отреставрированы и занимают своё место в музеях Ralliart и Mitsubishi.

5. Lancia Rally 037 Evo III

В середине 80-х годов прошлого века заводская команда Lancia в спешке доводила до ума первый полноприводный раллийный автомобиль – Lancia Delta S4.

Однако сроки дебюта новейшей машины постоянно откладывались из-за того, что доработка установленных на неё сложнейших систем требовала всё больше и больше времени.

В результате гонщики итальянского коллектива Маркку Ален и Хенри Тойвонен были вынуждены вести борьбу на устаревших Lancia Rally 037.

Ведущий инженер проекта 037 Серджио Лимоне в свободное от основной работы время создал обновлённую версию заднеприводного автомобиля, получившую незамысловатое название Lancia Rally 037 Evo 3.

Внешне она отличалась огромным задним антикрылом, а внутри вместо системы впрыска воды над коробкой передач был установлен интеркулер. Подвод воздуха к нему осуществлялся через воздухозаборник, появившийся на капоте. Целью этого нововведения было повышение эффективности наддува.

Машина вышла на тесты и проиграла по всем статьям прототипу Lancia SE038-001 – предку будущей модели Delta S4.

Её участь была решена – омологировать очередную моноприводную машину группы Б было уже поздно…

6. Lancia Delta S4 Evoluzione 2

В начале весны 1986 года, только-только выпустив на трассу свежепостроенную Lancia Delta S4, итальянский коллектив принялся за создание её усовершенствованной версии. Главными отличиями обновлённого автомобиля должны были стать более развитый аэродинамический пакет, новый и ещё более мощный двигатель, другая передняя подвеска, а также вариатор вместо традиционной коробки передач.

Работа с машиной, для создания которой использовалось шасси под номером 205, велась в аэродинамической трубе концерна FIAT. Вариатор тестировался на шасси 228 – разработку этой системы вёл легендарный инженер Данте Джакоза.

Важно

Но после трагической аварии Хенри Тойвонена и Серджио Кресто на Ралли Корсика 1986 года вся работа была остановлена и S4 Evoluzione 2 так никогда и не увидела раллийные спецучастки.

Evoluzione 2 довели до спецификации обычной раллийной Delta S4, и сейчас она находится в частной коллекции в Великобритании.

Вторая версия машины могла щеголять и ещё одной системой, над которой работали специалисты исследовательского центра FIAT. Они создали на базе одной из «гражданских» Delta S4 (шасси 88) версию с четырьмя управляемыми колесами, чтобы проанализировать плюсы и минусы подобной системы. Но итоги работы так и остались тайной за семью печатями.

После проведения исследований полноуправляемую Lancia вернули в обычное состояние и продали в Швейцарию, где её переделали в раллийную и используют в ралли-спринтах, а также горных гонках.

7. Audi Coupé Quattro

Заводская команда Audi оказалась совершенно не готова к завершению эпохи группы Б.

Если их соперники из Lancia по ходу сезона-1986 уже обкатали свою новинку Delta HF 4WD, то коллектив из Ингольштадта хоть и запланировал участие в чемпионате мира по ралли 1987 года, но до последнего не определился с машиной.

К межсезонью команда подготовила и вывела на сравнительные тесты на юге Франции два принципиально разных автомобиля – маленькое купе Audi Coupé Quattro и огромный седан Audi 200 T quattro.

Казалось, что менее габаритное и более лёгкое купе в одну калитку «сделает» свою товарку, но в итоге тест-пилот Вальтер Рёрль выбрал именно седан. Почему? Купе располагало атмосферным двигателем мощностью всего-то 197 л.с.

, а у седана был турбомотор в 238 сил [к Ралли Сафари его форсировали уже до 270]. Кроме того, «сигара» – так называли эту модель в нашей стране – получила шестиступенчатую коробку передач и управляемое электроникой сцепление.

Это, конечно, была не знаменитая трансмиссия PDK (Porsche Doppelkupplungsgetriebe), но определённое преимущество над купе седан получил.

Audi 200 T quattro вышла на старт чемпионата мира по ралли 1987 года и даже завоевала одну победу – на Ралли Сафари Ханну Миккола и Вальтер Рёрль сделали победный дубль.

Любопытно, что даже сами гонщики позволяли себе обидно шутить по поводу маломощного и тяжёлого автомобиля, на котором им пришлось выступать: букву Т в индексе Audi 200 T quattro они расшифровывали не как «турбо», а как «такси».

А Audi Coupé Quattro после тестов была отправлена на «кладбище слонов» – отстойник на территории базы команды. Затем её выкупили финские поклонники ралли и сейчас восстанавливают машину – это ведь настоящий раритет, сделанный в единственном экземпляре!

8. Lancia Delta Integrale 4WS

Последним и самым удачным «оружием» команды Lancia стала полноприводная Delta Integrale. Казалось бы, ну какая связь этого автомобиля с темой данной статьи? Самая прямая! Ведь один из интереснейших прототипов, получивший отличные отзывы пилотов, так и не дошёл до раллийных спецучастков.

Откровенно подсмотрев решение Mitsubishi, создавшей полноуправляемый раллийный Galant VR4, в Lancia решили сделать нечто подобное.

Проворонив полноприводную эпоху во времена группы Б, итальянцы бросались испытывать каждое мало-мальски интересное техническое решение, даже если его нужность вызывала сомнения.

Совет

Работы по созданию полноуправляемой Lancia Delta Integrale вели совместно Abarth и Siemens.

Процесс отнял уйму времени, но в итоге прототип, созданный на базе шасси под номером 417995, за рулём которого Ив Лубэ финишировал вторым на Тур де Корс 1988 года, вышел на тесты.

Тест-пилот Дидье Ориоль был просто ошеломлён и потребовал: «Я хочу эту систему на ближайшую же гонку». Однако даже столь авторитетное мнение не решило судьбу новой системы – Lancia так и не решилась на дебют новинки и прототип отправился в частную коллекцию.

9. Volkswagen Golf A59

Да-да, марка Volkswagen могла вернуться в чемпионат мира по ралли задолго до 2013 года. Если быть точнее, то лет на двадцать. И прославить VW в начале девяностых должна была самая загадочная версия Golf, известная под индексом A59.

Разработку и создание автомобиля осуществлял не сам концерн Volkswagen, а довольно известная в автоспортивных кругах компания Schmidt Motorsport (SMS) – в это время она работала с Audi в серии DTM.

Разработка нового раллийного Golf стартовала в январе 1992 года, а дебют машины в WRC должен был состояться на Ралли Монте-Карло 1994 года.

SMS строила сразу два автомобиля – боевую и гражданскую версии. Причём машина «целилась» сразу в две группы – А и N. Полностью алюминиевый двигатель объёмом два литра и мощностью 275 л.с. был создан с нуля специалистами SMS.

Для сравнения, Ford Escort RS Cosworth, который был ориентиром для инженеров, в гражданской версии располагал всего-навсего 227 л.с.

Кроме того, была разработана и новая система полного привода – в SMS не стали использовать готовые решения Volkswagen.

Внешними отличиями машины от простого VW Golf стали новый обвес из карбона и капот со множеством прорезей – инженеры так и не успели довести работу турбонаддува до оптимальных температурных режимов.

Обратите внимание

Но в работу Volkswagen и SMS вмешалась экономика. По слухам, за остановкой проекта непосредственно стоял сам руководитель концерна Фердинанд Пих.

Причиной этого решения стала не самая лучшая экономическая ситуация в тот период времени.

Сейчас два построенных прототипа стоят, соответственно, в музеях Schmidt Motorsport и Volkswagen. Помимо этого, SMS успела подготовить несколько голых кузовов, из которых энтузиасты собрали один автомобиль в Греции, один в Германии и готовятся сделать ещё…

10. Proton Putra WRC

Нет, на фото не Subaru Impreza WRC. Хотя очень похоже, правда? Это разработка, сделанная британской компанией Prodrive по заказу крупнейшего малайзийского национального производителя автомобилей Proton.

В конце 90-х годов прошлого столетия руководство концерна задумалось о продвижении своей марки по всему миру. В тот момент гонщики команды выступали на Proton Wira 4WD – фактически это была Mitsubishi Lancer Evo III группы N.

Однако боссам захотелось сделать шаг в только-только появившийся класс World Rally Car.

Proton договорилась с Prodrive, и в обстановке полной секретности британцы начали работу. Полученные от малайзийцев два автомобиля Proton Putra получили полноприводную трансмиссию, над которой совместно работали Prodrive и Hewland, секвентальную коробку передач, а характеристики двухлитрового турбомотора были доведены до соответствующих задаче показателей.

Интересно, что базовая модель Putra это фактически Mitsubishi Lancer, что добавляло пикантности проекту, ведь исполнявшая его Prodrive давно и плотно работала с Subaru.

И всё бы хорошо, но в какой-то момент руководство Proton внезапно решило остановить проект, и созданные прототипы остались не у дел. Британский коллектив так никогда официально и не рассказывал об этих машинах, и они лишь случайно «всплыли» в соцсетях.

А малайзийские гонщики продолжили выступать на перелицованных Lancer Evo различных эволюций…

P.S. 11. Volkswagen Polo R WRC 2017

Источник: http://autosport.com.ru/features/39097-iz-prototipov-v-muzey-mashiny-tak-i-ne-popavshie-v-wrc

Какие бывают гонки? Гид по пяти главным видам автоспорта

Кровати, унитазы, воздушные шары, газонокосилки, даже гробы и тыквы — что только не служит болидами для гонок! Но популярнее всего все-таки машины.

А вот какие и как именно на них соревноваться — тоже вопрос огромного выбора. Вместе с телеканалом Discovery Channel мы расскажем о пяти основных видах автогонок.

К чему бы это? Да к тому, что на Discovery Channel близится к финалу «». Ее герои готовы высекать искры из трассы ради победы.

Кузовной чемпионат IMSA WeatherTech SportsCar Championship, фото Mercedes-AMG

Трасса: закрытый гоночный трек сложной конфигурации с большим количеством поворотов.

Покрытие: асфальт.

Важно

Правила. На бумаге условия просты: надо проехать несколько кругов быстрее соперников и успешно пройти повороты.

Но на деле все эти шпильки, апексы, эски и шиканы приносят пилотам и зрителям немало адреналина.

Кольцевые гонки — те самые, о которых все мечтают: скорость, болиды с кучей кнопок, комбинезоны, которые не берет горящее топливо, рев моторов, визг шин… В общем, вполне себе мужская музыка.

Формула-1 — легендарные кольцевые гонки конструкторского класса на болидах с открытыми колесами, которые берут начало от британских скачек. Это чемпионат мира, на котором все самое-самое: самые быстрые машины, самые большие бюджеты, самые успешные пилоты и самые классные инженерные команды, которые борются за свой Кубок конструкторов.

Этапы называются Гран-при, для доступа к каждому из них нужно соблюсти множество условий, а само участие — мечта любого гонщика. В этом году борьба тоже обещает быть жаркой, хотя «Формула-1» лишилась горячих грид-герлз.

Выше звезд этих гонок в автоспорте нет никого: Михаэль Шумахер, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Рубенс Баррикелло, Ален Прост, Айртон Сенна, Мика Хаккинен… Имена говорят сами за себя.

NASCAR — Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей (National Association of Stock Car Auto Racing), которая и дала название NASCAR Cup Series — главному чемпионату по автогонкам в США, прародителем которого считаются незаконные гонки бутлегеров.

Под легкими кузовами, стилизованными под гражданские автомобили, спрятан мощнейший двигатель, а пилот надежно защищен каркасом безопасности. На каждом из 36 гоночных этапов года машины все время поворачивают на кольцевой трассе влево и пытаются не врезаться в трибуну или соперников.

Совет

Взрыв колеса, завалы из множества машин, вылеты в бетонную стену на скорости и драки после финиша — это все NASCAR. А самым крутым пилотом считается Ричард «Король» Петти, который не только прославил эти гонки, но и сделал их финансово успешными.

Будни «Наскара» выглядят примерно так

Indy 500 (также Indianapolis 500 и The 500) претендует на статус старейшей регулярной автогонки планеты (хотя мы считаем, что это сицилийская Targa Florio), это одна из самых престижных кольцевых гонок в мире, которая проводится с 1911 года.

Дистанцию в 500 миль машины проходят по трассе, получившей прозвище «старая кирпичница»: долгое время покрытие было из кирпичей, которые сейчас остались только на линии старт-финиш. В День поула после квалификационных заездов определяют очередность пилотов на старте, в День выталкивания исключают проигравших.

Перед гонкой хозяева трассы произносят «Джентльмены, заводите моторы!» (и леди, если таковые присутствуют).

Трансляции заездов Indy 500 по телевизору смотрят миллионы зрителей из разных стран, и уже в конце мая можно будет увидеть все своими глазами, в том числе и уникальную традицию: лидер на финише пьет не шампанское, как в остальных гонках, а молоко. Зато получает в награду миллион долларов, так что можно и потерпеть.

Читайте также:  Плюсы и минусы hyundai creta

Источник: https://www.MaximOnline.ru/guide/auto/_article/discovery-speed-week-3/

Peugeot вернётся в ралли Дакар на заднем приводе

Мускулистый и породистый новый PEUGEOT 2008 DKR воплощает истинные звериные черты и демонстрирует готовность к победам и успеху. За рулем именно этой модели, специально созданной для ралли-рейда Дакар, Карлос Сайнз и Сириль Депре будут защищать цвета команды PEUGEOT TOTAL в январе 2015 года.

Спустя три недели после новости о том, что PEUGEOT, TOTAL и Red Bull объединят свои силы для выступления на ралли-марафоне Дакар? начиная с 2015 года, наконец рассекречен внешний вид автомобиля для гонки. 2008 DKR воплощает в себе безошибочно узнаваемые фамильные черты марки PEUGEOT, в частности кроссовера PEUGEOT 2008.

Для создания гоночной модели автомобилю нарастили мускулы и добавили мощи, он стал более агрессивным за счет измененных пропорций и форм, отточенных специально для суровых испытаний и длительных нагрузок.

Захватывающие линии силуэта 2008 DKR стали результатом совместной работы центра дизайна марки PEUGEOT и спортивного подразделения PEUGEOT Sport, поэтому сходство с серийной моделью удивляет не меньше, чем отличительные черты болида.

2008 DKR стал не просто заданием по созданию нового дизайна – в модели явно видна агрессивность, продиктованная техническими условиями, а также возложенной на нее миссией.

«Мы предоставили центру дизайна PEUGEOT очень четкие характеристики», — поясняет руководитель проекта в PEUGEOT Sport Жан-Кристоф Пайе. «Мы дали такие базовые данные как габариты автомобиля, а также другие важные показатели: необходимые нам размеры кабины водителя, размер колес и ход подвески. Еще были учтены данные по аэродинамике, которые мы получили в ходе работ по моделированию».

Еще на самой ранней стадии разработки раллийного автомобиля перед конструкторами PEUGEOT Sport встал вопрос, какой привод лучше использовать – полный или моно. Итоговое решение значительно повлияло на конструкцию автомобиля, колеса, подвески и дизайн.

«Проведя углубленный анализ транспортных средств, участвующих сегодня в ралли-рейдах, и взвесив все «за» и «против», мы остановились на подходе, который значительно отличается от того, что предлагают конкуренты.

Учитывая внедорожные возможности нашей моноприводной системы, а также ее поведение на песчаных поверхностях, мы остановились именно на моноприводе. Помимо этого, монопривод позволил нам оборудовать автомобиль более крупными колесами и обеспечил большой ход подвески».

Автомобиль 2008 DKR оборудован 37-дюймовыми шинами Michelin (почти 94 см)!

В связи с этими изменениями перед командой дизайнеров и конструкторов PEUGEOT встала необходимость дальнейшей модификации автомобиля в соответствии с традиционными вызовами ралли-рейдов.

«Самой большой проблемой стала адаптация 2008, кроссовера с современным дизайном, к тем техническим требованиям, которые предъявляет к автомобилю серьезное бездорожье, характерное для маршрута ралли Дакар», — отметил Джованни Риццо, дизайнер экстерьера PEUGEOT 2008.

«У нас было два варианта решения этой задачи – взять за основу серийный 2008 и изготовить несколько уникальных деталей или, вдохновляясь дизайном 2008, создать новый автомобиль, способный справиться с поставленными перед ним задачами. Мы остановились на втором варианте, и в результате у нас получился совершенно новый взгляд на 2008. Отличий много, например, у 2008 DKR отсутствуют задние двери, из-за чего он даже становится похожим на купе», — продолжил он.

Перенос стилистических решений серийной модели на заднюю часть 2008 DKR был достаточно успешен, но работа над передней частью автомобиля стала большим вызовом для конструкторов PEUGEOT.

Микаэль Труве, менеджер центра дизайна PEUGEOT, отметил: «Из-за того, что нам требовалось создать автомобиль с выдающимися внедорожными возможностями, угол наезда должен был быть достаточно высоким.

Это потребовало сделать свес предельно коротким, в результате чего в передней части раллийная версия значительно отличается от серийного автомобиля. К счастью, технический отдел серьезно выслушал наши аргументы и принял предложение переместить часть деталей, которые могли бы помешать нам.

Обратите внимание

Благодаря этому мы получили свободу и создали новый внешний вид передней части автомобиля, который, впрочем, сохраняет максимально возможное сходство с серийной моделью».

Работа над дизайном 2008 DKR велась с сентября 2013 года по январь 2014 года. В результате разработчики автомобиля ушли от форм, традиционно ассоциирующихся с ралли-рейдами. Карлос Сайнз, опытный гонщик ралли Дакар, управлявший и полноприводными, и моноприводными моделями, а также хорошо знакомый со всеми особенностями южноамериканского ралли-рейда, был сразу покорен дизайном 2008 DKR.

«Философия, стоящая за 2008 DKR, несет в себе заряд энергии для радикального прорыва, а также множество совершенно новых идей. В результате этот автомобиль очень сильно отличается от других моноприводных моделей. Он очень компактен, и это преимущество.

Преодолев два последних ралли Дакар на моноприводном автомобиле, я убежден, что творение французских инженеров может одержать победу.

Это тщательно продуманный автомобиль, спокойно чувствующий себя на различных типах поверхности, созданный с использованием технологий и инноваций PEUGEOT, способный действительно тронуть всех участников команды» — отметил Карлос Сайнз.

«Начинка» автомобиля пока остается секретом, но даже сам внешний вид 2008 DKR в цветах Red Bull и TOTAL вызывает яркие эмоции еще до того, как автомобиль выйдет на свой первый экстремальный маршрут.

Источник: http://autonews.autoua.net/novosti/7159-peugeot-vernyotsya-v-ralli-dakar-na-zadnem-privode.html

Обзор сезона Российских ралли-рейдов: фавориты, подвиньтесь!

Сезон в российских ралли-рейдах подходит к своему завершению – участникам чемпионата страны осталось скрестить шпаги на финальном этапе, который состоится в конце сентября в Астрахани. Борьба обещает быть острой, ведь к финалу лидеры абсолютного зачёта подошли практически «в нулях». Чем же запомнились предварительные этапы?

Одним из главных отличий сезона-2017 от чемпионатов предыдущих лет является то, что в борьбе за титул участвуют гонщики, для которых – в случае итоговой победы – звание чемпиона России по ралли-рейдам будет первым в карьере: титула в абсолюте нет ни у Виктора Хорошавцева, ни у Андрея Новикова, ни у Владимира Фролова. По разным причинам в борьбе за титул в этом году не участвуют чемпионы прошлых лет и у претендентов появились отличные шансы на то, чтобы войти в этот почётный клуб.

1. Баха «Россия — Северный лес»

Первым этапом чемпионата страны в очередной раз стал самый необычный ралли-рейд в мире – баха «Северный лес». Это первая и единственная баха, которая проводится на снежно-ледовом покрытии. Гонка проводилась не только в статусе стартового этапа российского чемпионата, но также являлась первым этапом Кубка мира FIA по ралли-рейдам.

В связи с этим в Россию приехали несколько иностранных участников, которые в итоге и праздновали победу как в международном зачёте, так и среди участников чемпионата страны – победителем гонки в зачёте российского чемпионата стал выступавший на технике финн Юни Ампуя. Представитель Suprotec Racing Андрей Новиков стал вторым – результат мог быть и лучше, если бы братья Новиковы не вылетели в лес – а замкнул тройку призёров Виктор Хорошавцев из Aspec Motorsport.

А что же фавориты? Им катастрофически не везло. Товарищ Новикова по команде Супротек Рейсинг Андрей Рудской перевернулся на старте второго спецучастка.

Недавний победитель Africa ECO Race Владимир Васильев лидировал в международном зачёте, но перевернул свою BMW за сотню километров от финиша гонки.

Автомобиль Бориса Гадасина в самом начале первого спецучастка остался без масла, а Алдис Вилцанс несколько раз закапывался в снег. Словом – соперники словно играли на стороне Ампуи, Новикова и Хорошавцева!

Важно

2. Баха «Крым»

Впервые с 2013 года чемпионат России по ралли-рейдам посетил Крым. Гонка на полуострове могла похвастать несколькими отличиями от первого этапа. Во-первых, в Крым прибыла заводская команда КАМАЗ-мастер – её гонщики дали бой соперникам, выступавшим на внедорожниках. Во-вторых, собрался кворум в зачёте Т3. И, наконец, в-третьих, сюда приехали участники зачёта мотоциклистов.

Но была в Крыму и неизменная величина – фаворитам вновь не повезло! Борис Гадасин в этот раз «собрал» следующие неприятности: для начала ему пришлось менять колесо, затем отказало навигационное оборудование, а в итоге петербуржец и вовсе сошёл из-за проблем с передней подвеской.

Его коллега по Suprotec Racing Андрей Новиков заблудился на трассе пролога, вместо финиша уехав на пляж. Это стоило экипажу десяти минут штрафа…

Виктор Хорошавцев также менял пробитое колесо, но тем не менее смог удержать лидирующую позицию и одержал победу. На вторую и третью ступень подиума взошли Владимир Фролов и Алексей Черкесов.

3. Ралли-рейд «Великая степь – Дон»

Главным неудачником волгоградского этапа стал, конечно же, Виктор Хорошавцев. Гонщик команды Aspec Motorsport приехал в Волгоград лидером чемпионата, а в итоге превратился в догоняющего.

Нулевой результат из-за поломки BMW X3 вкупе с победой представителя Suprotec Racing Андрея Новикова – основного соперника Хорошавцева в борьбе за титул чемпиона – привел к смене лидера личного зачета серии, которым стал экипаж братьев Новиковых.

Гонка в Волгограде появилась в календаре как замена планировавшегося поначалу этапа в Казахстане. И ралли-рейд получился очень даже интересным!

Вновь в списке участников оказались «камазовцы», но на этот раз команда приехала с целью проверки в боевом режиме нового варианта автомобиля  — КАМАЗ Айрата Мардеева был оснащён автоматической коробкой передач.

Совет

Впервые в сезоне на старт вышел полностью женский экипаж – Мария Опарина и Таисия Штанева представляли команду Супротек Рейсинг в зачёте Т3.

И вновь не повезло фаворитам. Гадасин и Сергей Успенский усадили свои машины в болото, Хорошавцев сперва заблудился, а потом на его BMW сломался карданный вал. Владимир Фролов потерял час на устранение поломки тормозного суппорта.

В общем – победили те, кто не наделал ошибок и сумел избежать неприятностей. Таковыми в Волгограде оказались взявший реванш за обидную баху «Крым» Андрей Новиков, а также ставшие вторым и третьим Алексей Черкесов и… Борис Гадасин! Да-да, петербуржец в итоге сумел пробиться на третью позицию!

4. Ралли-рейд «Великая степь – Волга»

Предпоследние этапы сразу двух основных ралли-рейдовых серий России – чемпионата и Кубка страны – прошли в рамках саратовской гонки «Великая степь – Волга».

Именно здесь решилась судьба главного титула кубковой серии – благодаря очередной победе гонщик команды Suprotec Racing Андрей Рудской досрочно стал обладателем Кубка России по ралли-рейдам.

А вот борьбу за звание чемпиона гонка на берегах Волги только обострила!

На саратовскую гонку Супротек Рейсинг привезла свой сильнейший состав — как в зачёте этапа чемпионата, так и в зачёте Кубка страны честь петербуржской команды отстаивали едва ли не лучшие рейдовики России.

Борис Гадасин, Андрей Рудской и Андрей Новиков, вооруженные прототипами G-Force BARS, планировали вести борьбу за первые места в абсолюте, Александр Потапов на супер-Ниве был заявлен в «национальном» классе, а одержавшая победу в зачете Т3 на «Шёлковом пути» Мария Опарина и лидер мотозачёта Иван Ли собирались дать бой в своих классах.

Однако автоспорт бывает жесток – в Саратове лишь один из шести гонщиков Suprotec Racing добился победы…

Обратите внимание

Программа гонки включала в себя спецучастки, которые больше походили на раллийные, чем на ралли-рейдовые. Шутка ли – максимальная скорость лидеров достигала 180 км/ч.

Фортуна в очередной раз поменяла своё настроение – она отвернулась от вчерашних фаворитов и благоволила Виктору Хорошавцеву.

Теперь главными неудачниками стали представители Suprotec Racing – Борис Гадасин в первый день допустил ошибку, которая – возможно – стоила ему победы в гонке.

Промазав один из поворотов петербуржец развернул свой автомобиль, но сделал это не на трассе, а съехал с дороги в поле.

И лишь после съезда Борис понял, что поле представляет собой рыхлую пашню. Машину тут же стало затягивать, она стала садиться.

Ситуацию спасло лишь включение первой передачи и «газ в пол» — с вывернутыми колесами буксующий прототип выехал из ловушки, однако эта ситуация стоила жизни левой полуоси.

На ставшем заднеприводным автомобиле бороться за лидерство было невозможно. А во второй день Гадасин лишился шансов и на «серебро» – на этот раз подвело здоровье.

Занимавший перед стартом гонки первое место в личном зачете чемпионата Андрей Новиков также не избежал проблем. Его автомобиль дважды окутывало дымом и экипаж останавливался для ликвидации пожара… которого не было! Но драгоценное время было уже упущено.

Важно

В результате три пилота Супротек Рейсинг финишировали в группе лидеров, но «всего лишь» на втором, третьем и четвёртом местах: Рудской взял «серебро», а Гадасин – «бронзу». Новиков занял четвёртое место и вновь пропустил Хорошавцева на первую строчку таблицы результатов чемпионата страны – впрочем между ними всего-навсего одно очко!

Зачёты Т2, «Национальный», Т3 и мото

Чемпион «серийного» зачёта Т2 определился в Саратове – им стал Алексей Титов. Максим Кирпилёв опережает Александра Кострукова и Александра Потапова в борьбе за первое место в «национальном» классе.

В зачёте Т3 гонку за гонкой возглавляют экипажи Игоря Хмельницкого и Марии Опариной. Лидером мотозачёта после победы в Саратове стал Михаил Лапшин, отобравший первую строчку у Ивана Ли.

Но и здесь судьба титула ещё не определена – чемпион станет известен в Астрахани.

Заключительный этап чемпионата страны по ралли-рейдам пройдёт с 21 по 25 сентября.

Источник: https://www.nalin.ru/obzor-sezona-rossijskix-ralli-rejdov-favority-podvintes-5961

Ссылка на основную публикацию