Производство легковых автомобилей в россии идет на спад

Что рынок прописал

Петербургский автокластер в кризис потерял игроков и сбросил объемы производства, но сохранил перспективы развития

Петербургская автомобильная промышленность, как и российский автопром в целом, в 2015 году вновь снизила объемы производства. Кризисные явления в российской экономике повлияли на емкость рынка и планы игроков, но не лишили петербургский автокластер перспектив.

Его дальнейшее развитие связано не столько с экстенсивным ростом объемов производства, сколько с работой по развитию экспорта, оптимизацией модельного ряда, снижением издержек за счет локализации и конкуренцией за российского потребителя в условиях сокращения доходов.

Могло быть хуже

По данным Росстата, за 2015 год российские автосборочные заводы выпустили 1,2 млн машин, что на 27,7% меньше, чем годом ранее. Пик падения пришелся на декабрь прошлого года, когда заводы изготовили 88,4 тыс. автомобилей – на 38,9% меньше, чем в аналогичный период годом ранее. Падение объемов производства продолжилось и в начале текущего года.

Сокращение производства легковых автомобилей в России происходит вслед за падением спроса.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), всего в 2015 году реализовано 1,6 млн новых легковых и коммерческих автомобилей – на 35,7% меньше в сравнении с 2014-м.

Обратите внимание

Если же рассматривать только легковые автомобили, то российский рынок новых машин сжался еще драматичнее – на 45%, до 1,28 млн единиц, подсчитали эксперты PwC.

В условиях кризиса массовый спрос смещается в сторону более доступных моделей. По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2015 года самыми популярными на российском авторынке, как и два года назад, стали автомобили В-класса, опередившие сегмент внедорожников и кроссоверов.

Сократилась с 16 до 11,5% и доля С-класса. «Резкий рост цен на фоне девальвации рубля привел к тому, что автомобили классов SUV и С оказались менее доступными для покупателей», – говорит глава пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.

В результате рыночная доля автомобилей В-класса увеличилась на 8% и составила 40%, или 600 тыс. машин.

Большинство автомобилей российской сборки относятся к этому классу, поэтому объемы российского производства падают медленнее, чем рынок. Это позволило и петербургским автозаводам несколько затормозить спад производства.

По данным агентства «Auto-DealerСПб», в 2015 году петербургские автозаводы Hyundai, Nissan, Toyota и GM выпустили 307,7 тыс. легковых автомобилей, что на 15% меньше показателя 2014 года. «На фоне общего падения производства автомобилей в России на 28% результат петербургского автокластера можно признать успешным», – считает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

И это притом что в прошлом году петербургский автокластер потерял крупного игрока – в марте GM объявил о консервации своего петербургского завода, к осени завод был остановлен, а все его сотрудники уволены. В 2014 году завод GM выпустил около 40 тыс. автомобилей, а в 2015-м до своего закрытия – лишь 16 тыс.

Не лучшие времена переживает и всеволожский завод Ford Sollers, который технологически входит в петербургский автокластер.

Важно

Летом 2015 года из-за спада продаж 600 работников завода были уволены по соглашению сторон (еще в 2014 году списочный состав персонала завода составлял 2,2 тыс. человек, к апрелю 2015-го оставалось 1,5 тыс.).

Кроме того, завод дважды останавливал производственные линии: один раз на неделю и один – почти на полтора месяца.

Правительство Ленинградской области оценивает ситуацию как непростую. «Наше сотрудничество с заводом в 2015 году нужно признать удачным, – отметил в беседе с корреспондентом ТАСС в конце 2015 года губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

– Завод получил налоговые льготы, а также удалось стабилизировать ситуацию в отношениях между профсоюзом работников и руководством завода. Кроме того, завод обновил модельный ряд, начался выпуск обновленных моделей Focus и Mondeo».

По его словам, компания ищет дополнительные рынки сбыта в Прибалтике, Казахстане и Скандинавии.

С большими проблемами столкнулись и петербургские заводы по сборке грузовиков.

Из-за падения российского рынка тяжелых грузовиков иностранных марок почти на 60% производство грузовиков Scania в Санкт-Петербурге будет перенесено на расположенный рядом сборочный завод «МАН трак энд бас продакшн рус».

Объединение двух заводов производится с целью снижения производственных затрат в форме паритетного СП Scania и MAN и завершится в сентябре 2016 года.

Единственным петербургским автозаводом, который в 2015 году нарастил объем производства, стал Nissan. Завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» выпустил почти 34 тыс. автомобилей, что на 7% больше по сравнению с 2014 годом.

Совет

Во многом этот результат стал возможен за счет прекращения сборки не слишком популярного седана Nissan Teana и начала производства более популярной новой модели Nissan Qashqai в конце октября. Однако рост производства автомобилей Nissan отчасти связан с эффектом низкой базы 2014 года.

В 2015 году завод провел сокращение сотрудников, а с 1 марта 2016 года перешел на работу в одну смену вместо двух, в связи с чем планирует сократить еще около 500 рабочих.

Петербургский автомобильный завод Toyota к концу лета этого года планирует начать производство новой модели – кроссовера Toyota RAV4. Инвестиции в расширение производства и подготовку к запуску новой модели к настоящему моменту составили 7,1 млрд рублей. Были расширены производственные линии, установлено новое оборудование, в том числе роботизированная линия сварки кузовов.

Попасть в масть

Наиболее стабильные результаты демонстрирует сборочный завод Hyundai, выпустивший в октябре 2015 года миллионный автомобиль. Его доля в общем объеме производства машин в Петербурге составила 75% (в 2014 году – 69%).

«Ситуация на рынке непростая, но выпускаемые нашим заводом модели стабильно пользуются высоким спросом, являются лидерами рынка», – говорит представитель «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева.

Михаил Чаплыгин считает одной из главных причин успеха высокий уровень локализации производства на заводе Hyundai – 47%, благодаря чему не было такого сильного повышения цен, как у конкурентов.

Корейские бренды взяли стратегию наращивания доли на рынке, для ее достижения используются многие маркетинговые инструменты в ущерб росту маржинальности, замечает он.

По данным «Автостата», в 2015 году доля Hyundai на российском рынке выросла за год с 7,4 до 10,4%, Kia – с 7,9 до 9,7%.

Hyundai стал единственным автозаводом петербургского авток ластера, который не проводил оптимизацию персонала. По словам Марии Мальцевой, завод планирует продолжить работу в три смены, пять дней в неделю с полной загрузкой конвейера и собирается произвести более 200 тыс.

автомобилей.

В планах на 2016 год также значится расширение цеха штамповки, установка дополнительного оборудования, подготовка к выпуску новых моделей – в третьем квартале будет запущено производство нового компактного кроссовера Hyundai Creta, а к концу года – нового Hyundai Solaris.

Эта стабильность связана не только с популярностью выпускаемых моделей на российском рынке, но и с активностью завода в развитии экспорта. Начав с экспорта в страны СНГ, в августе 2015 года завод начал экспорт автомобилей Hyundai Solaris в Африку.

Хочешь работать – экспортируй

Импорт легковых автомобилей в Россию в прошлом году упал на 50%, а экспорт снизился только на 25. Снижение спроса на российском рынке может привести к тому, что все больше автомобилей российской сборки будут отправлять на экспорт.

«Пока нефть падает и соответственно ослабляет рубль, наша продукция становится очень хорошим конкурентом для автомобилей такого же класса на зарубежном рынке. Тем более что качество сборки в России неплохое.

И это касается не только «исконно» российских моделей, но и отечественных «иномарок», которые в большом количестве выезжают с конвейеров наших сборочных производств», – считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

Экспортными поставками машин российской сборки в страны СНГ или Таможенного союза активно занимаются и петербургские сборочные заводы. Например, самый популярный в сегменте бизнес-седанов автомобиль Toyota Camry вывозят в Беларусь и Казахстан.

Обратите внимание

По данным компании, из 33 тыс. изготовленных в прошлом году на заводе в Санкт-Петербурге машин более 7% ушли на экспорт. География поставок автомобилей Hyundai петербургской сборки несколько шире.

Помимо стран СНГ, российский Solaris поставляется в Ливан и Египет.

При этом существует не только официальный, но и серый экспорт, говорит исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. «У ряда марок машины и так уходят за границу.

Разница между продажами и регистрациями транспорта в России – это и есть те машины, которые покупатели увезли в страны СНГ.

Но по меркам рынка это немного, и спрос со стороны зарубежных частников несильно увеличит производство», – утверждает он.

«При стагнации российского автомобильного рынка, характеризующейся снижением потребительского спроса, ростом цен на автомобили вследствие девальвации рубля, падением реальных доходов населения, ориентация на зарубежные рынки отечественных автопроизводителей – естественный процесс, я бы сказал «тренд», и, возможно, единственный шанс выжить в нынешних реалиях. Следует понимать также, что у российских автопроизводителей большая доля импортных комплектующих, стоимость которых выросла вместе с ростом иностранной валюты, – говорит генеральный директор исследовательской компании «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» Александр Петренко. – Наши автогиганты «ВАЗ», «ГАЗ», «КамАЗ» имеют уже большой опыт по освоению зарубежных рынков. Я бы особенно отметил экспортные перспективы российских коммерческих автомобилей.

И дело не только в более низкой стоимости по сравнению с конкурентами, хотя это играет сейчас определяющую роль. В последние несколько лет наша компания проводила маркетинговые исследования в странах Европейского союза и Турции для «ГРУППЫ «ГАЗ», тестировались новые грузовые автомобили – «ГАЗЕЛЬ» NEXT и «ГАЗОН» NEXT различных комплектаций и модификаций. Так вот, европейские потребители с нескрываемым восторгом оценили, например, новую модель цельно-металлического фургона (ЦМФ) «ГАЗЕЛЬ» NEXT, и многие после тест-драйвов изъявляли желание приобрести автомобили нижегородского завода. «АвтоВАЗ» начинает все активнее переориентироваться с внутреннего рынка на внешние, автогигант уже давно имеет разветвленную дилерскую и сервисную сеть по всему миру, и есть все шансы увеличить продажи Lada на зарубежных рынках».

План мероприятий по поддержке российского автопрома в 2016 году, подписанный премьер-министром Дмитрием Медведевым 22 января, предусматривает выделение на поддержку экспорта автомобилей 3,3 млрд рублей.

Это ощутимо меньше, чем изначально планировалось (обсуждалась сумма около 6,3 млрд рублей, которая должна была включать компенсацию расходов по транспортировке машин до границы нашей страны и затрат на адаптацию и сертификацию).

«Субсидии на транспортные расходы сделают поставки за границу более выгодными, но привлекательность экспорта для российских автозаводов остается неочевидной», – считает Сергей Удалов.

Однако субсидирование вряд ли позволит нивелировать дальнейшее сокращение экспорта от потери двух важнейших для России экспортных рынков. По политическим причинам практически прекратились поставки автомобилей на Украину, а из-за введенного в начале текущего года утилизационного и регистрационного сборов на автомобили практически застопорился экспорт в Казахстан.

Так, цены на легковые автомобили Ford из-за введенного в Казахстане утилизационного сбора взлетели сразу на 2-3 тыс. долларов, в результате в начале марта поставки автомобилей Ford в Казахстан были приостановлены. Также приостановлены поставки в Казахстан автомобилей Lada, Nissan, Hyundai.

Читайте также:  Видео дня: «счастливчики» нюрбургринга

Причина введения утилизационных сборов с казахстанской стороны ясна – из-за девальвации рубля автолюбители из Казахстана начали массово скупать автомобили в России, что неблагоприятно сказалось на внутреннем авторынке.

Важно

Чтобы поддержать дилеров, правительство Казахстана и приняло эти меры. Пресс-служба Минэкономразвития России заявляет, что МЭР не намерено поддерживать экспорт отечественных автомобилей в Казахстан.

При этом министерство не рассматривает возможности введения взаимозачета по утилизационному сбору.

С 4 февраля этого года повышен утилизационный сбор на автомобили еще на одном значимом экспортном рынке – в Республике Беларусь. Для юридических лиц ставки повысились в 1,65 раза, для рядовых граждан – в 8,25 раза.

Не зря замминистра промышленности и торговли Александр Морозов заявлял недавно на Российском автомобильном форуме, что новыми целевыми рынками сбыта для автомобильной продукции из России в 2016 году могут стать Алжир, Иран, Египет, Вьетнам.

«Действительно, наиболее перспективные рынки сегодня для отечественных автопроизводителей, это страны Балканского полуострова, где идет смена автопарка, Северная Африка и Ближний Восток.

Отдельно выделяю вышедший из-под санкций Иран, а также Вьетнам и страны Латинской Америки, – подтверждает Александр Петеренко.

– Но не следует забывать о том, что у китайских и индийских автопроизводителей произошел качественный технологический скачок, и именно сегодня они активно пытаются выйти на мировые рынки.

Однако полагаю, что при грамотной маркетинговой стратегии, использовании определенных своих российских «козырей» в позиционировании наши автопроизводители имеют шансы «застолбить» себе место под солнцем на глобальном автомобильном рынке».

Чиновники рассчитывают за счет поддержки автопрома, как минимум, сохранить производство в текущем году на уровне 2015 года. Большинство специалистов не разделяют их оптимизм.

Пропало не все

Гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков ожидает, что 2016 год будет самым сложным для российского автобизнеса: «Наиболее вероятным прогнозом на 2016 год я вижу объем рынка новых автомобилей в 1,1-1,3 млн штук.

То есть падение на 15-25% относительно 2015 года. И это будет минимальный уровень за последние 15 лет».

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) прогнозирует снижение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2016 году на 15-20% даже с учетом мер господдержки спроса.

Совет

Глава Renault-Nissan Карлос Гон также ожидает продолжения спада продаж на российском авторынке: «К сожалению, перспектива для российского рынка в 2016 году – это спад, мы увидим очередное сокращение российского рынка. Ситуация не очень хорошая, но автопроизводители готовятся к этому – некоторые уже покинули страну, другие, как мы, верят, что рынок в России восстановится».

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассчитывает на успех государственной поддержки автопрома: «Мы исходим из того, что уже приняты решения по поддержке некоторых секторов промышленности. В частности, подписан план программы по поддержке автопрома.

Это отрасль, которая является мультипликатором и по другим отраслям промышленности. Мы рассчитываем либо на сохранение объемов 2015 года, либо на небольшой рост. С учетом того что 600 тыс.

автомобилей было реализовано в прошлом году по этой программе поддержки спроса, мы рассчитываем, что где-то 600-625 тыс. будет реализовано и в этом году».

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже подписал распоряжение о господдержке автопрома. В текущем году на эти цели будет направлено 50 млрд рублей. В 2015 году автопром получил государственную поддержку в размере 43 млрд рублей. По словам премьера, целью программы господдержки отрасли является закладка основы для возобновления роста производства российских автомобилей.

Предполагается, что обновленная стратегия развития автопрома будет предусматривать более точный прогноз рынка и развитие экспорта автомобильной техники.

Авторам документа предстоит определить механизмы поддержки развития автомобильной промышленности, направленные в том числе на увеличение объемов экспорта и доли закупок автомобильной техники российского происхождения компаниями с государственным участием и субъектами естественных монополий.

По мнению Сергея Удалова, поддержка государства «станет дополнительным фактором стабилизации спроса на продукцию заводов, и объемы локального выпуска не будут падать вместе с рынком».

По его мнению, производство будет подстраиваться под рынок, производители продолжат сокращать модельные ряды, а спрос будет все больше перераспределяться на модели внутреннего производства.

Трудно не согласиться с тем, что в любых условиях наилучшая стратегия для автопрома – слушать и слышать то, что «прописал» рынок.

Источник: http://expert.ru/northwest/2016/13/chto-ryinok-propisal/

Кому принадлежит наш автопром?

Когда смотришь на карту России — дух захватывает от просторов нашей страны. Мы первые по площади в мире.

31 Франция, 48 Германий, 45 Японий и почти два Китая, ну, или США, уместится на нашей территории. Наш рынок равноценен площади. И этот рынок — лакомый кусок для всех стран мира.

Особенно ярко это наблюдается по засилью наших трасс зарубежными автомобилями. В том числе автобусами и спецтехникой.

Обратите внимание

Отечественный автопром многие ругают. Особенно «горячие» головы призывают свернуть отрасль. Кстати, «сворачивание» проводят другим путем — Россия запустила на свой рынок сборочные производства практически всех иномарок. «Отверточные» заводы поддерживаются государством как родные, — иностранные собственники пользуются деньгами российского бюджета.

Контрольный пакет акций знаменитого «АвтоВАЗа» принадлежит французско-японскому альянсу «Рено-Ниссан». На предприятии произошло тотальное сокращение персонала Научно-технического центра — отечественных разработок у завода больше нет.

Что это как не расчистка российского рынка для иностранного автомобилестроения?! Поэтому поистине отечественных производств автомобилей, автобусов и спецтехники осталось очень мало.

Должны ли мы сдавать свои позиции в автопроме и полностью отказываясь от отрасли? И почему ни одна страна мира, производящая автомобили, не закрывает собственное производство? Является ли автопром локомотивом по развитию смежных отраслей и экономики в целом? Каково будущее российского автомобилестроения? Обо всем этом поговорили с Алексеем Сереженкиным, заместителем исполнительного директора Объединения автопроизводителей России.

«СП»: — Как обстоят дела с автомобилестроением сегодня? Сколько было предприятий до развала Советского союза и существует в современной России?

— Если говорить о предприятиях, которые собирают автомобильную технику, то их стало больше. Ведь появились сборочные заводы «Форд», «Тайота», «Хёнде», «Фолькваген» и так далее. Поэтому число заводов выросло.

Если говорить о грузовых автомобилях, то их до развала Советского Союза выпускали больше — около 600 тысяч машин. Именно такое количество требовалось для того, чтобы обеспечивать народное хозяйство.

И отдельный вопрос — нужно было столько или нет.

В России в 2012 году было выпущено почти 2 млн автомобилей. В 2015 году — 1,2 млн автомобилей. И снижение объемов производства зависит не от мощностей заводов, а от потребности в автомобилях. Она резко сократилась, как и все в нашей экономике. Та же тенденция наблюдается и в производстве грузовых автомобилей. В 2012 году их выпустили 200 тысяч, а в 2015 году — 126 тысяч.

«СП»: — Это существенное сокращение. С чем оно связано?

— В связи с кризисом снизилась платежеспособность населения, и спрос на автомобили сократился. Если раньше автомобили меняли раз в семь-восемь лет, то теперь это происходит гораздо реже.

И по автобусам также. Сокращение на 30%.

«СП»: — Но автобусы закупаются всеми регионами России, муниципалитетами…

— Но и у муниципалитетов денег стало меньше. Здесь четкая связь с экономикой страны.

Сегодня наши заводские мощности задействованы примерно на 40%. Но вместе с тем, идут разработки новых моделей. Если вы ознакомитесь с модельным рядом «АвтоВАЗа», автомобиль стал другим и его уже не назовешь отсталым транспортным средством. Сегодня ЛАДА на хорошем уровне. Сам езжу и не страдаю.

«СП»: — Еще недавно мы не знали, что такое китайский автомобиль. И вот — их продукт ездит по нашим российским дорогам.

— Более того, организуются сборочные производства китайских автомобилей. Сейчас на стадии подготовки завод в Туле. У наших братьев белорусов тоже организуют производство китайских автомобилей.

«СП»: — В Белоруссии будут собирать китайские автомобили?

— Да, и этот продукт будет ориентирован, в том числе, и на российский рынок. Но самое неприятное то, что рынок снижается.

Сегодня падает импорт автомобилей из-за возросшей цены. Наши же автомобили в соотношении «цена-качество» находятся на достаточно хорошем уровне, но имеют около 30% импортируемых комплектующих изделий. Казалось бы, организуйте производство всех комплектующих в России!

«СП»: — Денис Мантуров недавно заявил, что основным ориентиром станет глубокая локализация за счет создания в России производства комплектующих. Как думаете, будет это реализовано на практике?

— Проблема в том, что для эффективного производства комплектующих изделий нужно иметь достаточные объемы производства самих автомобилей. А раз объемы снижаются, то и стимулы организации производств снижаются.

Важно

Допустим, такие вещи как производство сидений, различных деталей кузова, нелицевых панелей при небольшом выпуске продукции экономика еще терпит. А если говорить об изготовлении двигателей, а тем более их частей — должен быть масштаб.

Должны быть миллионные производства.

«СП»: — Двигатели на наших машинах российские?

— На наших машинах они отечественного производства. Более того, сегодня организованы производства двигателей «Фольксваген».

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/157066/

Авторынок России закрыл снижением четвертый год подряд :: Бизнес :: РБК

Относительная с​табилизация авторынка произошла благодаря программам господдержки, улучшению экономической ситуации и отложенному спросу, сказал РБК исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Прогноз «Автостата» не сильно отличается от АЕБ, прирост по итогам года может составить около 5%.

При этом авторынок достаточно волатильный, если будут резкие движения в экономике, то, возможно, восстановление рынка пойдет быстрее, добавляет он.

Одна пятая всех продаж новых автомобилей в 2016 году пришлась на автомобили, выпущенные АвтоВАЗом. Как следует из опубликованного в четверг сообщения компании, за год завод продал в России 266,23 тыс. автомобилей, что на 1% (на 2,8 тыс.

 штук) меньше, чем в 2015 году. По собственной оценке АвтоВАЗа, доля Lada на российском рынке по итогам года составила 20%, что на 2,2 п.п. лучше показателей 2015 года.

Впрочем, по данным АЕБ, в 2016 году доля концерна составила 18,7%, увеличившись лишь на 1,9% п.п.

Как АвтоВАЗ нарастил долю

По итогам 2015 года продажи Lada снизились на 30%, при этом доля АвтоВАЗа составляла 16,8% (по данным АЕБ) в общем объеме. В начале марта акционеры завода — альянс Renuat-Nissan и «Ростех» — решили отправить в отставку его президента Бу Андерссона, который возглавлял компанию с января 2014 года.

Одной из основных причин стали огромные убытки по итогам 2015 года — 73,9 млрд руб. Вместо того чтобы сотрудничать с российскими поставщиками комплектующих, Андерссон предпочел идти «по самому легкому пути», говорил тогда гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, объясняя причину отставки топ-менеджера и плохие финансовые результаты компании.

По его словам, это было «большой ошибкой».

За месяц до отставки Андерссон сказал, что в 2016 году АвтоВАЗ увеличит свою долю до 20%. В пресс-службе завода в четверг заявили, что эта цель достигнута — завод контролирует 20% продаж новых машин. Но, по данным АЕБ, доля Lada в общем объеме продаж составила 18,7%.

После отставки президента АвтоВАЗа компанию возглавил Николя Мор, который перешел из другой «дочки» альянса Renault-Nissan — румынской Dacia. «Во-первых, основная моя цель — вернуть компанию к прибыльности.

Во-вторых, усиление присутствия Lada на российском рынке.

Совет

В-третьих, необходимо привнести стандарты и способы управления альянса на АвтоВАЗ, привлекать все больше сотрудников с АвтоВАЗа в проекты, которые реализуются в периметре альянса Renault-Nissan», — говорил Мор в интервью «Ведомостям» в июне 2016 года.

К тому же перед Мором была поставлена задача повысить уровень локализации комплектующих, которые АвтоВАЗ использует в своих моделях, говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Южнокорейский производитель сидений Daewon локализует на площадке «ИжАвто» (один из заводов АвтоВАЗа) в Ижевске производство каркасов сидений для Lada Vesta, которые ранее импортировались, рассказал Чемезов на брифинге в декабре: «Задача — в максимально короткие сроки локализовать каркасы». По его словам, завод может повысить уровень локализации новых моделей как раз за счет активного привлечения иностранных поставщиков в Россию, АвтоВАЗ должен за три года поднять локализацию Vesta и Xray на 10 п.п., примерно до 50%.

Занявшие по итогам 2016 года второе и третье места корейские производители Kia (149,5 тыс.) и Hyundai (145,25 тыс.) сократили продажи на 9 и 10% соответственно, следует из отчета АЕБ.

Нарастить продажи по итогам года также смогли Lexus (рост на ​19%, до 24,1 тыс.), Lifan (+15%, до 17,46 тыс.), Ford (+10%, до 42,5 тыс.), Skoda (+1%, до 55,4 тыс.) и УАЗ (+1%, до 48,85 тыс.).

А аутсайдерами по итогам 2016 года оказались SsangYong (-78%), Honda (-62%), Geely (-61%) и Mitsubishi (-53%).

Читайте также:  «грязный выхлоп»: какие машины попадут под запрет на въезд?

Среди моделей главным бестселлером российского авторынка по итогам 2016 года стала Hyundai Solaris, хотя ее продажи в годовом исчислении упали более чем на 20% (до 90,38 тыс. штук). На втором месте — Lada Granta (-27%, 87,72 штук), на третьем месте — Kia Rio (+9,7%, 87,66 тыс. машин).

Оптимистичный настрой

Позитивные изменения на рынке в 2016 году видят как компании, сумевшие за год улучшить свои результаты, так и автопроизводители, снизившие долю продаж. Доля Kia по итогам года составила 10,5%, увеличившись на 0,3 п.п., сказал РБК управляющий директор «КИА Мотор Рус» Александр Мойнов. Цель на 2017 год — довести этот показатель до 11%, добавил он.

Обратите внимание

Россия остается «ключевым стратегическим рынком» и для Nissan, компания реализует долгосрочные планы по увеличению локализации и укреплению позиций, передал РБК через пресс-службу глава Nissan в России Андрей Акифьев. «Фундамент, построенный нами в России, достаточно прочен, но в то же время в связи с внешними факторами нам приходится корректировать свой курс в соответствии с новыми условиями», — признал он.

Директор по связям с общественностью Volkswagen Group Rus Наталья Костюкович сказала РБК, что, несмотря на то что в 2016 году автомобильный рынок упал на 11%, компания смогла увеличить свою долю рынка с 10,3 до 11%.

В 2016 году Volkswagen реализовал в России 157 тыс. автомобилей, из них 147 тыс. произведены на местных производственных площадках — в Калуге и Нижнем Новгороде.

Объем локального производства в 2016 году вырос на 9%, уточнила она.

«Результаты 2016 года вполне ожидаемы. Конечно, мы хотели продать больше автомобилей, но мы сделали неплохой задел на будущее. Наша цель на 2017 год — увеличение доли на рынке до 1% (около 0,5%), а при оптимистичном сценарии — до 4%», — сказал управляющий директор Peugeot, Citroen и DS Александр Мигаль.

«В 2016 году продажи Subaru снизились на 18%, это вызвано тем, что изначально мы планировали продажи исходя из того, что рынок упадет на 20%, поэтому для нас это вполне ожидаемый результат», — передал РБК через пресс-службу Кишимото. Изначально в 2016 году компания планировала продать 5,5 тыс. автомобилей, но в итоге реализовала чуть больше — 5,7 тыс.

Рост не в России

По предварительным оценкам, по итогам 2016 года объем мирового авторынка составит 90,9 млн штук, что на 1,7% выше 2015 года (89,4 млн штук — данные IHS Automotive). В отличие от российского авторынка мировые продажи демонстрируют положительную динамику в течение последних пяти лет.

Лидером мирового авторынка по итогам прошлого года, следует из данных focus2move, стал Volkswagen, продавший 10,1 млн автомобилей, что на 1,4% выше показателей 2015 года.

А Toyota опустилась на второе место с 9,95 млн машин (+0,2%). Альянс Renault-Nissan, контролирующий российский АвтоВАЗ, продал 8,5 млн автомобилей (+6,2%), корейские Hyundai и Kia — 8,17 млн штук (+1,9%).

Пятерку замыкает американская General Motors — 7,97 млн (+0,3%).

В топ-10 лидеров мирового авторынка в 2016 году также вошли Ford (6,295 млн, +1,7%), японская Honda (4,9 млн, +4,7%), французские FCA (4,86 млн, 2,5%) и PSA (3,25 млн, -1%) и японская Suzuki (2,86 млн, +0,3%).

В конце 2014 года произошло падение цен на нефть, ослабление рубля, дестабилизация экономики, это вызвало рост цен на автомобили, напоминает Удалов из «Автостата». В итоге российский авторынок пошел на спад в отличие от мирового, замечает он.

Но в 2017 году эксперты ожидают падение продаж мирового рынка автомобилей. До конца этого года может быть продано лишь 83,6 млн новых машин (на 8% меньше, чем ожидается по итогам 2016 года), прогнозирует Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA).

Авторы: Валерия Комарова, Евгений Калюков

Источник: https://www.rbc.ru/business/12/01/2017/587754f69a79473ca5241553

Рынок легковых автомобилей в стране идет на спад |

Рынок легковых автомобилей в стране идет на спад. По итогам года импорт легковых автомобилей в страну упадет минимум на 30%. И, конечно, небольшое собственное производство в Борисове и Опчаке серьезно повлиять на ситуацию не сможет.

В первом полугодии «падал» только рынок поддержанных авто. Во многом из-за существенного падения реэкспорта в Россию. Во втором полугодии «в минус» ушел и рынок дилерских продаж новых легковых автомобилей. Вероятнее всего, белорусским дилерам не удастся повторить результат прошлого года.

В чистом выигрыше от сокращения серого рынка «перекупов» оказались российские дилеры. Если в прошлые годы ввоз из России новых автомобилей был на незначительном уровне, то уже за полгода россияне смогли получить 20% рынка продаж новых легковых автомобилей в нашей стране.

Важно

Часть «перекупов» и фирм, занимавшихся ввозом под заказ автомобилей из Европы и США, сейчас переориентировались в восточном направлении. Хорошо, что в этой сфере появились профессиональные посредники, плохо то, что они по-прежнему не платят налоги со всех доходов и не дают развиваться законопослушным участникам рынка.

К сожалению, тревожная тенденция быстрой потери огромного потребительского рынка страны пока никак не беспокоит власти Беларуси. Многочисленные обращения автодилеров и предпринимательских союзов пока больше похожи на «глас вопиющего в пустыне».

Как бы ни вел себя рынок вцелом, определенные тенденции по-прежнему прослеживаются. Одной из них является рост популярности среди белорусов автомобилей с повышенными внедорожными свойствами.

В текущем году такие  автомобили формируют около трети всех продаж новых авто в Беларуси. Хотя лет шесть-семь тому назад их доля не превышала четверти рынка

Кризис влияет на предпочтения и покупки белорусов. Если в 2008 году самым популярным среди новых SUV был Volkswagen Touareg, то сейчас лидеры продаж – это кроссоверы средних и малых размеров, такие как Renault Duster, Renault Sandero Stepway, Kia Sportage, Emgrand X7, VAZ Niva и другие.

Лидерами же по динамике роста продаж среди новых SUV в январе-августе текущего года являются китайская модель Emgrand X7, Mitsubishi ASX, Toyota RAV4.

Сегодня спрос на рынке новых SUVсосредоточен в ценовом диапазоне от 15 до 25 тысяч долларов. Конечно, большинство автомобилей в этом сегменте обладают ограниченными внедорожными свойствами.

Кроме коротких свесов кузова, увеличенного клиренса и незначительного защитного «обвеса» в таких автомобилях больше ничего внедорожного можно и не найти.

Но может и этого достаточно в условиях городской эксплуатации.

Из «настоящих внедорожников», то есть автомобилей, имеющих не только полный привод, но и раздаточную коробку, блокировку дифференциала, рамную конструкцию и т.д., в указанном ценовом сегменте сегодня можно приобрести только UAZ Patriot и Great Wall Hover (Haval).

Среди автомобилей сегмента SUV доля производимых в Таможенном союзе меньше, чем в целом по рынку. Если в сегменте бюджетных седанов доминируют только автомобили, собранные в России и Беларуси, то среди SUV такого подавляющего превосходства не наблюдается.

Совет

Думаю, что популярность сегмента внедорожных машин в Беларуси будет сохраняться в ближайшие годы. При этом активнее будут совершаться покупки SUV-B-класса, хотя лидерство, бесспорно, останется за автомобилями SUV-C.

В последние годы хорошую динамику продаж показывают китайские марки. Если по итогам 2013 года быстрее всех росли продажи китайской Chery, то по итогам 2014 года лучшую динамику покажет Geely, а самым продаваемым в сегменте SUV может стать Emgrand X7. Правда, самый продаваемый еще не значит самый популярный. Ведь львиную долю продаж продукции СП «БелДжи» обеспечивают государственные закупки.

Если говорить о ценах, то сейчас они находятся на минимуме под давлением ряда факторов. В первую очередь, это спад на автомобильных рынках России и Беларуси и существенная девальвация российской валюты. Остатки будут проданы, и ценники на автомобили вернутся на уровень нормальной маржинальности автодилеров.

Сейчас сложно делать какие-либо погнозы. Влияние политики на экономику велико, как никогда. Но я не исключаю, что спад на рынках легковых автомобилей в Таможенном союзе продолжится в 2015 году.

И пожалуй, только у Беларуси есть еще резерв для поддержки продаж национальных дилеров за счет сокращения ввоза «бэу» автомобилей.

Сегодня рынок Беларуси поделен между новыми и бывшими в употреблении легковыми автомобилями примерно поровну, имея ввиду первичные продажи.

Инструмент для решения проблемы «бэу» уже существует. Вступающий в силу с 1 января 2015 года технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» введет процедуру сертификации автомобилей, ввозимых физическими лицами. Воспользуются белорусские власти этой возможностью или нет – покажет время.
Сергей Варивода,

Заместитель Председателя РОО «БНПА»

Источник: https://chinamobil.by/rynok-legkovyh-avtomobilej-v-strane-idet-na-spad/

Господдержка и слабый рубль помогли увеличить экспорт автомобилей и компонентов из России

По итогам семи месяцев 2017 г. зарубежные поставки легковых автомобилей из России увеличились как в денежном выражении (на 38% до $802 млн), так и в количественном выражении (на 30% до 49 100 шт.), по данным Российского экспортного центра (РЭЦ). Экспорт грузовых машин вырос в штуках (на 1,5% до 6780 автомобилей), но просел по стоимости (на 8% до $152 млн).

По итогам 2017 г. экспорт легковых автомобилей вырастет почти на 50% – примерно до 100 000 машин, прогнозирует гендиректор РЭЦ Петр Фрадков. А к 2025 г. зарубежные поставки могут увеличиться до 190 000–200 000 шт., говорится в проекте стратегии развития российского автопрома.

«Рост экспорта – это в целом тенденция российского автопрома, – комментирует управляющий директор по клиентской работе группы РЭЦ Никита Гусаков. – Внутренний рынок сейчас крайне невелик, поэтому производители диверсифицируют свою работу». За 2013–2016 гг. рынок легковых автомобилей в России сократился вдвое.

«По нашим прогнозам объема внутреннего рынка, к 2023–2025 гг.

мы, скорее всего, не реализуем имеющиеся внутренние мощности, достигнув объема в размере 2,2–2,4 млн автомобилей при наличии производственных мощностей на 3 млн, – отмечает директор EY (практика консультационных услуг) Сергей Павлов.

– Чтобы обеспечивать низкую себестоимость продукции, нам необходимо наращивать объем рынка, и экспорт – это одно из направлений, за счет которого мы можем достичь нужного роста».

«Экспорт – это единственная возможность для экономического роста автопрома с учетом лимитов емкости российского рынка», – говорит представитель группы ГАЗ.

Обратите внимание

Стимулируют развитие экспорта господдержка, а также слабый рубль. С учетом курсовой разницы продукция, собираемая в России, имеет высокую ценовую привлекательность, отмечает представитель «Автостата». «Уже четко видна тенденция, когда ведущие отечественные автопроизводители за последние несколько лет расширили свои внешние рынки сбыта», – отмечает он.

«Умение быстро переориентироваться на внешний рынок – это и есть необходимое условие развития любой компании. Будь то компания крупная, международный гигант, интегрированный холдинг – или компания небольшая из категории малого и среднего бизнеса, производящая отдельные компоненты», – заявил Фрадков, выступая на конференции «Автоэволюция-2017» в Калуге, организованной «Ведомостями».

Наши за границей

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) увеличил экспорт легковых и легких коммерческих автомобилей в первом полугодии 2017 г. более чем в 2 раза – до 1911 шт.

«Значительный рост экспортных поставок стал возможным благодаря восстановлению объемов продаж на традиционных для УАЗа рынках стран СНГ и ближнего зарубежья, а также расширению географии поставок и выходу автопроизводителя на новые рынки», – сообщала компания.

В ближайшие три года УАЗ хочет увеличить объем продаж на зарубежных рынках до 20 000 автомобилей в год – «за счет продолжения расширения географии поставок и выпуска адаптированных продуктов под потребности зарубежных рынков».

Способствует экспорту и развитие локального производства. Например, Toyota, у которой есть завод в Санкт-Петербурге, за восемь месяцев 2017 г.

увеличила зарубежные поставки (на рынки Казахстана и Белоруссии) почти на 70% до 3876 автомобилей. Рост связан с увеличением спроса и с появлением в августе 2016 г.

на конвейере российского завода второй модели – кроссовера Toyota RAV4, пояснял представитель компании.

Группа Volkswagen увеличит в 2017 г. долю автомобилей, поставляемых на экспорт, в общем производстве в России с 10 до 20%, рассказал технический директор «Фольксваген груп рус» Оливер Грюнберг на конференции «Автоэволюция». Основная экспортируемая модель – кроссовер Skoda Yeti.

Читайте также:  Opel учит работать с навигатором и мультимедиа intellilink на видео

Впрочем, в ближайшее время будут поставлены последние партии этой модели (ее выпуск в России прекращается. – «Ведомости»), после чего экспорт сократится, добавил он. По словам Грюнберга, экспорт Yeti был связан с временным дефицитом мощностей группы на заводах в Чехии и Индии.

Растет в этом году и экспорт автокомпонентов. По данным Минпромторга, в 2017 г. он может достичь $2,3 млрд против $2,2 млрд в прошлом году. По данным РЭЦ, около 70% автокомпонентов отправляются в страны СНГ, 12% – в Европу, 11% – в Америку.

Важно

Компоненты из России автопроизводители, как правило, поставляют за рубеж для обеспечения запчастями уже проданных автомобилей и будущих поставок для своих дилеров и автосервисов за рубежом, говорит Гусаков.

Но некоторые автопроизводители развивают поставку компонентов для последующей сборки автомобилей за рубежом.

«Это способ обойти более высокие тарифные барьеры на внешних рынках, так как на автомобили пошлины могут достигать фактически запретительных размеров», – поясняет Гусаков.

Яркий тому пример – смена стратегии «АвтоВАЗа» на крупнейшем экспортном рынке, Казахстана. В начале 2016 г. там были введены дополнительные сборы на ввозимые готовые машины, что ощутимо увеличило их стоимость.

В итоге «АвтоВАЗ» перешел на поставку в эту страну только сборочных машинокомплектов, из которых в Казахстане сейчас производится весь основной модельный ряд Lada. Это позволило вернуть экспорт Lada к росту. По итогам 2017 г.

«АвтоВАЗ» рассчитывает поставить в Казахстан и другие страны около 25 000 машин и машинокомплектов – на 45% больше, чем годом ранее, рассказал человек, знакомый с планами автопроизводителя.

Renault, контролирующий «АвтоВАЗ», экспортирует из России более 190 наименований автокомпонентов – детали штамповки, пластиковые детали, элементы тормозной системы и ходовой части, осветительные приборы и проч. Товарооборот экспорта российских комплектующих в рамках группы Renault за первое полугодие 2017 г. вырос более чем вдвое – до 35 млн евро.

Рост стал возможен за счет увеличения объемов, расширения номенклатуры, государственной поддержки, поясняет представитель компании. Один из крупнейших экспортных проектов Renault – поставка сваренных и окрашенных кузовов автомобилей в Алжир, который был запущен в декабре 2016 г.

Они нужны для производства Renault Logan (в Алжире это Renault Symbol) на совместном предприятии Renault (49%) и правительства страны. К сентябрю 2017 г. отгружено более 10 000 кузовов, план на год – более 18 000 шт.

«Стратегия развития экспорта «Renault Россия» направлена на максимальное расширение географии поставок, на открытие новых рынков, в том числе для изучения и разработки дальнейших перспектив развития экспорта, и приоритетными направлениями в текущий момент являются страны Ближнего Востока, Африки, Азии», – уточняет представитель компании.

Развивают экспорт и сами производители автокомпонентов. Удачные примеры есть в шинной отрасли, напоминает директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. Например, 70% шин, производимых на заводе Nokian Tyres во Всеволожске, экспортируются в Центральную Европу, Северную Америку.

Совет

Причем специальных мер поддержки именно шинной отрасли, экспорта шин не принималось, иностранные производители шин пользуются лишь региональными льготами, предоставляемыми крупным инвесторам, или льготами в ОЭЗ, замечает Арабаджи. «Опыт шинной отрасли позволяет сделать несколько выводов.

Во-первых, инвесторы открывают локальное производство в первую очередь тогда, когда размеры рынка и перспективы роста продаж существенные, и в этом случае вполне хватает и тех льгот, которые могут предоставить регионы, – говорит Арабаджи.

– Во-вторых, именно иностранные производители могут существенно увеличить экспорт из России, так как они в отличие от традиционных российских компаний работают в странах с крупными рынками». Кроме того, продолжает эксперт, для того чтобы производство на экспорт размещалось в России, стоимость издержек должна быть в России ниже, чем в других странах.

Компания Continental со своего завода в Калуге экспортирует шины более чем в 20 стран мира, рассказывал на «Автоэволюции-2017» гендиректор «Континентал Калуга» Георгий Ротов: «В прошлом году объем экспорта составил более 30% от общего объема выпуска наших шин В этом году мы планируем поставить не более 13% на экспорт.

Экспортный буксир от государства

«У ГАЗа есть конкурентоспособные продукты для экспортных рынков, за три года мы увеличили географию продаж с 23 до 45 стран, но вхождение на новые рынки требует очень серьезных вложений, которые российские производители не могут сделать одномоментно в условиях запредельной стоимости кредитных ресурсов», – говорит представитель группы ГАЗ. Барьеры для выхода на новые рынки – создание специальных экспортных модификаций под требования отдельных стран – правый руль, «Евро-6», машины для эксплуатации в жарком климате, на высокогорье, создание сервисной сети в каждой стране, складов запчастей, перечисляет собеседник.

Правительство поддерживает развитие экспорта, субсидируя часть расходов по транспортировке, сертификации, адаптации автомобилей и автокомпонентов.

На спецпрограмму по логистике на все отрасли в 2017 г. выделено 6,6 млрд руб. Уже предоставлено 1,8 млрд руб., автопром из них получил 1,27 млрд руб., приводит данные Гусаков. «По итогам года ожидаем, что автопром останется крупнейшим участником спецпрограммы по логистике», – добавляет он.

Значительно расширили инвестиционные и экспортные возможности российских производителей также финансовые механизмы ЭКСАР и Росэксимбанка (дочерние компании группы РЭЦ), такие как страхование и кредитование экспортных сделок, замечает Гусаков.

Господдержка экспорта помимо прочего позволяет иностранным брендам выигрывать внутрикорпоративную конкуренцию за поставки на тот или иной рынок, добавляет он.

В следующем году общая поддержка экспорта автопрома, как ожидается, составит 6,4 млрд руб., из них не менее 2,6 млрд руб. – на логистику. «Объемы поддержки спецпрограммы по логистике будут со временем снижаться при росте объемов экспорта, – говорит Гусаков.

– Мы оптимизируем работу: учитываются и контролируются логистические маршруты, а это способствует снижению транспортных расходов и развитию транспортной отрасли.

Все эти факторы позволяют утверждать, что объем прямого финансирования экспорта будет постепенно снижаться, во главу угла станут вопросы системной поддержки экспорта и инвестирования».

Не хватает свободы

Развивать экспорт мешают высокие расходы при производстве и транспортировке, малое количество стран, с которыми у России есть соглашения о свободной торговой зоне, нестабильность рубля, ужесточение экологических требований в других странах, которые выше, чем в России, неразвитость автокомпонентного производства в России, считает Грюнберг.

«России понадобится пройти в сжатые сроки тот путь, который европейские страны прошли десятилетиями, но сейчас только 1% мировых рынков открыт для экспорта из России, и это серьезный барьер, который необходимо устранить», – отмечает представитель Renault.

«На наш взгляд, основной помехой сегодня остаются тарифные и нетарифные барьеры – высокие ввозные пошлины и технические барьеры, – говорит и Гусаков. – При этом стоит отметить, что наши специальные программы помогают снимать часть проблем, плюс мы ведем работу по административному снятию барьеров через межправительственный диалог».

Об этом также говорит представитель Минпромторга: «Необходимо опережающими темпами формировать каналы продвижения российских товаров на международные рынки – создавать зоны свободной торговли, договариваться со странами-потребителями о снижении таможенных пошлин на российскую продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости и, конечно же, заниматься инвестициями в НИОКР».

Поддержка расширится

РЭЦ предполагает ввести новые меры поддержки, говорит Гусаков: «Все они освещены в утвержденной экспортной стратегии автопрома – это продолжение действия специальных программ поддержки, введение налоговых преференций и усиление работы по снятию барьеров на внешних рынках». Развитие экспорта автокомпонентов и встраивание российских экспортеров в глобальные производственные цепочки – одно из ключевых направлений экспортной стратегии автопрома, добавляет собеседник.

На следующий год запланирована новая спецпрограмма, которой раньше не было: частичная компенсация затрат на создание за границей дилерской сети либо инфраструктуры по ремонту и техническому обслуживанию, сказал Фрадков: «Мы понимаем, что принцип «продал – забыл» уже не работает».

«Поставщики компонентов очень хотят экспортировать, но, к сожалению, они могут экспортировать только в том случае, если есть на то воля ОЕМ, потому что та продукция, которую мы выпускаем, может быть использована только в конкретном автомобиле, – сказала на конференции «Автоэволюция» управляющий директор заводов «Гестамп» в России (во Всеволожске, Калуге и Тольятти) Юлия Гусева. – Соответственно, хотелось бы, чтобы у ОЕМ, которые присутствуют в России, были определенные стимулы, чтобы обеспечивать экспорт компонентов от их поставщиков».

Передача налоговых бонусов от производителей компонентов (OES) к автопроизводителям (OEM) позволит стимулировать экспорт компонентов, отмечает Павлов.

«В Индии компании, которые поставляют продукцию на экспорт, получают право на налоговый вычет – в размере 2–3% от объема экспортной поставки.

Обратите внимание

Причем вычет можно применить к нескольким налогам: это могут быть налог на прибыль, импортные пошлины на завоз компонентов – вычет можно передать компании-партнеру», – приводит он пример.

Необходимо также запускать не работающий сегодня в России механизм переработки на таможенной территории и такую меру, как, например, компенсация разницы ввозных пошлин в случае экспорта из России для приоритетных рынков – до введения с ними зон свободной торговли, предлагает представитель Volvo Trucks в России. «Экспортная продукция из России должна быть дешевле, чем автомобили, производимые на европейских заводах, которые на сегодняшний день имеют ценовое преимущество за счет эффекта масштаба», – резюмирует он.

Рост будет поступательным

В целом экспорт сохранять и поддерживать надо, говорит Арабаджи. Для того чтобы российский автопром смог значительно нарастить экспорт, нужно, чтобы основные зарубежные рынки (страны СНГ) существенно выросли, но в среднесрочной перспективе этого ждать не стоит, предупреждает она.

«Выход же на крупные и развитые рынки (США, Европа и др.) в массовом объеме российским производителям затруднен, прежде всего потому, что у нас нет продукта для этих рынков, – добавляет эксперт.

– Это развитые рынки, на которых нам невозможно конкурировать с европейскими, японскими, американскими и другими производителями».

А для того чтобы иностранные автопроизводители производили в России технику на экспорт в существенных объемах, производственные и логистические затраты должны быть в России ниже, чем в странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, добавляет эксперт.

По мнению Арабаджи, больше перспектив у экспорта российской грузовой техники, чем у легковой. «Техника традиционных российских производителей – «Камаза», группы ГАЗ – имеет хорошие перспективы на развивающихся рынках. Эти автомобили привлекательны по цене покупки, стоимости владения, по способности выдерживать перегруз и т. д.», – поясняет она.

По ее словам, в этом сегменте, как правило, нет конкуренции со стороны большой европейской семерки, хотя приходится конкурировать с китайскими, индийскими, белорусскими производителями, которые предлагают похожий продукт. Возможно, именно на этом сегменте следует сконцентрировать основные меры государственной поддержки экспорта, рассуждает Арабаджи.

Источник: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2017/10/19/738483-eksport-avtomobilei-komponentov

Ссылка на основную публикацию