Правительство рф до 2025 года поможет нарастить экспорт машин

Государство поддержит автоэкспорт

Отечественный автопром должен быть готов к усилению конкуренции на российском рынке. А государству следует помочь компаниям увеличить экспорт машин.

Об этом заявил председатель правительства Дмитрий Медведев на совещании по проекту стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года.

Доля собранных в России машин на внутреннем рынке достигла почти 86%, и этот уровень нужно как минимум удержать.

Обратите внимание

Как отметил премьер-министр, в 2017 году на отечественных предприятиях произведено почти на 20% больше авто, чем годом раньше. При этом рост наблюдается во всех сегментах — от легковых машин до автобусов.

— Сейчас конкуренция несколько ослабла, ряд автомобильных марок ушли с рынка. Но они могут вернуться, рынок у нас в этом смысле открытый. И к усилению конкуренции нужно готовиться, — заявил Дмитрий Медведев.

Первый вариант стратегии был подготовлен Минэкономразвития в прошлом году.

Тогда ведомство указывало, что объем российского авторынка по итогам 2016 года значительно сократился по отношению к пиковым показателям 2012 года: легковых автомобилей — на 52%, легких коммерческих машин — на 42%, грузовиков — на 63%, автобусов — на 31%. Сокращение спроса привело к уменьшению производства практически во всех сегментах авторынка по отношению к значениям 2012 года.

Однако, как отметил на нынешнем совещании Дмитрий Медведев, в 2017 году началось восстановление этой отрасли российской экономики.

— Сказался и эффект отложенного спроса, что само по себе неплохой сигнал. Как известно, покупка автомобилей носит циклический характер. Многие покупатели решили обновить свой автопарк именно в прошлом году. То есть и граждане нашей страны, и бизнес перестают воздерживаться от достаточно крупных покупок, — сообщил председатель правительства.

В то же время Дмитрий Медведев заявил о необходимости наращивать экспорт машин. Согласно проекту стратегии, к 2025 году российские производители должны поставлять в  другие страны 12–14% выпущенных автомобилей.

— Нужно наращивать экспорт. Это сделать непросто. Конкуренция на этом рынке очень высокая. Поэтому нужно не только повышать качество и узнаваемость товаров, которые сделаны в России, но и искать инструменты поддержки экспортеров, чем занимается весь мир, — сказал глава правительства.

По данным Минэкономразвития, росту объемов автоэкспорта мешает недостаточная конкурентоспособность отечественных машин для выхода на наиболее развитые рынки (ЕС, США), малая узнаваемость российских брендов в мире, а также закрытость рынков, потенциально привлекательных для экспортных поставок (Ближний Восток, Южная Америка и др.).

Согласно базовому сценарию, стратегии объем экспорта продукции отечественного автопрома к 2025 году составит $4,9 млрд, в том числе $1,6 млрд — за счет компонентов.

При этом из РФ в другие государства в 2025 году будет вывезено около 240 тыс. машин. Оптимистический сценарий предполагает, что объем экспорта вырастет до $7,8 млрд (400 тыс.

автомобилей и комплектов), включая $2,5 млрд — за счет компонентов.

Источник: https://iz.ru/714133/pavel-panov/gosudarstvo-podderzhit-avtoeksport

Отечественные автомобили готовят к экспорту

Чтобы продукция российского автопрома могла успешно конкурировать на внешних рынках, необходимо снизить затраты на логистику, вкладываться в научные разработки и новые технологии, а также расширить меры господдержки при продвижении нашей продукции за рубежом. По мнению экспертов, эти меры помогут участникам отрасли уже в ближайшие годы не только увеличить производство автомобилей до 2,5 миллиона единиц для внутреннего рынка, но и повысить объём экспорта — до 400 тысяч машин.

Цели достигнуты, идём дальше

Кризис 2014-2016 годов внёс коррективы в развитие отечественного авторынка, из-за чего предусмотренный в предыдущей версии стратегии развития автопрома до 2020 года объём производства в четыре миллиона автомобилей достигнут не был.

Тем не менее, считает руководитель Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития Александр Масленников, программа свою миссию выполнила: производство автомобилей в России подросло, потребности отечественного рынка обеспечены.

Читайте по теме

«За прошедшие годы общий объём инвестиций в российский автопром составил 23 миллиарда долларов. В отрасли было создано 25 тысяч рабочих мест.

Производственные мощности выросли в 1,7 раза», — сообщил представитель министерства на заседании Экспертного совета при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству 12 февраля, на котором обсуждалась Стратегия развития автомобильной промышленности в России до 2025 года.

Важно

Вместе с тем разрыв между ожиданиями отрасли и реальным спросом привёл к 50-процентному снижению уровня загрузки производственных мощностей. Сегодня эксперты считают, что наиболее оптимальный объём выпуска автомобилей в России — 2,5 миллиона штук в год.

«Создание новых мощностей позволило сократить долю импорта, которая сейчас не превышает 15 процентов.

Считаем, что этот уровень должен быть выдержан в долгосрочной перспективе, притом что российские автопроизводители должны обеспечить потребности внутреннего рынка на 90 процентов», — уточнил Масленников. 

Замминистра промышленности и торговли Александр Морозов убеждён, что помочь увеличению объёмов производства может только выход российских предприятий на внешние рынки. За последние годы география экспортных поставок расширилась, но не настолько, чтобы говорить о серьёзных сдвигах.

В 2017 году отечественным экспортёрам удалось реализовать только 100 тысяч автомобилей, из которых половина была отправлена в страны дальнего зарубежья. Рост составил 17 процентов, и специалисты называют это прорывом. Экспорт автомобилей до 2025 года, по прогнозам экспертов, вполне по силам довести до 400 тысяч. Нужно только устранить барьеры и не ослаблять господдержку.

Нам нужно расширить долю беспошлинного присутствия до пяти-восьми процентов. Однако эта проблема может быть решена только на государственном уровне, так как она увязана с большим количеством вопросов.

«Потенциал роста экспорта в этом году оценивается в 300 тысяч автомобилей. Дальнейший рост экспорта будет определяться уровнем проникновения на азиатские рынки, рынки Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки», — уточнил замминистра.

Увеличение объёмов экспорта на европейский рынок также возможен, но для этого нужно внести коррективы в существующий модельный ряд и активно внедряться в производственные цепочки глобальных производителей. Объём экспорта автозапчастей, производимых в России, также может быть увеличен при условии обеспечения стабильно высокого качества продукции.

По мнению директора Группы стратегического консультирования Сергея Павлова, для повышения конкурентоспособности и увеличения объёмов экспорта, в том числе и высокотехнологичной продукции, необходимо изменить требования к технологическим операциям на предприятиях российского автопрома. В перспективе их нужно будет распространить на всей территории Евразийского экономического союза.

Читайте по теме

При этом эксперт отмечает, что, помимо решения технологических задач, российским экспортёрам предстоит преодолеть ещё целый ряд серьёзных барьеров. В первую очередь им мешает высокая стоимость логистики. В отличие от тех же китайских компаний наши автопроизводители сосредоточены вдали от портов, что увеличивает расходы на транспортировку.

Следующая группа проблем связана с высокой себестоимостью продукции и ограниченным количеством внешних рынков, для которых импортные пошлины на российскую продукцию обнулены или существенно снижены. От общего объёма мирового рынка эти страны составляют лишь один процент.

Притом что у лидирующих стран-импортеров, к примеру, Мексики, Таиланда, Турции, Марокко, этот показатель достигает 30-40 процентов.

«Нам нужно расширить долю беспошлинного присутствия до пяти-восьми процентов. Однако эта проблема может быть решена только на государственном уровне, так как она увязана с большим количеством вопросов», — уточнил Павлов.

Зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина заверила участников «круглого стола», что в итоговой версии Стратегии все высказанные предложения и замечания будут учтены, а сам документ, «отражающий развитие важных ключевых направлений отрасли», будет принят в течение ближайших нескольких месяцев.

Справка

Производством легковых автомобилей в России занимаются 20 предприятий.

Зарубежные производители представлены марками: Ford, Hyundai, Kia, Audi, BMW, Kia, Chevrolet, Opel, Cadillac, Renault, Volkswagen, Skoda, Nissan, Mazda, SsangYong, Toyota, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Geely, Lifan, Chery, Brilliance, Hawtai, JAC, Luxgen, Datsun, Great Wall.

Отечественные марки: Лада, УАЗ, Tagaz.

Общее количество выпущенных автомобилей в России

Год Количество, шт.
2010 1 406 60
2011 1 990 968
2012 2 234 300
2013 2 185 317
2014 1 892 502
2015 1 379 929
2016 1 299 926
2017 1 424 471

Источник: https://www.pnp.ru/economics/otechestvennye-avtomobili-gotovyat-k-eksportu.html

Российский автопром потеряет часть платформ

Правительство РФ утвердило стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года.

В опубликованном документе перечислены основные цели стратегии.

Так, российские автопроизводители должны обеспечивать 80-90% внутреннего спроса, увеличить экспорт машин и компонентов, также предполагается увеличить «технологические компетенции» представителей автопрома РФ, вывести на рынок газомоторную технику, беспилотный автотранспорт и электрокары.

В документе отмечается, что в странах с развитой автомобильной промышленностью большая часть (примерно 80%) всего объёма выпуска машин приходится на шесть-восемь платформ.

К сокращению их количества будет теперь стремиться и Россия. Поясняется, что таким образом можно достичь экономически более выгодного и безубыточного производства на уровне 100 000-150 000 единиц в год на одну платформу.

Сейчас средний показатель в РФ составляет 127 000 экземпляров.

На сегодняшний день на мировые платформы B0 (Renault-Nissan), KP2 (Hyundai), PQ25 (Volkswagen) приходится 40% производства автомобилей в России.

Согласно утверждённой правительством программе, в свою очередь на отечественные платформы, в число которых входят 1118, Lada B, Lada 110, 2121, GAZelle Next, ГАЗ 2310, U452, U469, 3160 UAZ, — 29%.

Ещё примерно 11% — на модели с низким уровнем локализации, которые спроектированы на базе платформ ведущих мировых производителей.

Новости / Авто и бизнес

Россия к 2025 году выйдет на производство 2,5 миллиона автомобилей

Совет

В ходе интервью, которое размещено на сайте Минпромторга, глава ведомства Денис Мантуров рассказал о нынешнем состоянии отечественного автопрома, а также о перспективах его развития. Он напомнил, что по итогам 2017 года…

482 0 0 20.02.2018

Для улучшения экономических показателей правительство обязывает автопром РФ стремиться к большей консолидации по платформам: предполагается постепенно снимать с конвейера автомобили, выпускаемые на старых платформах и заменять их современными глобальными или новыми отечественными. При этом оговаривается, что в последнем случае это будет оправдано только в случае достижения объёма 370 000 — 500 000 единиц в год на одну платформу.

Предположительно количество собственно российских платформ сократится до минимума: наибольшие шансы «выжить» есть у Lada B (на ней собирают Lada Vesta), а также у основы модели УАЗ Патриот.

Предположительно новое поколение модели может быть построено на ЕМП (Единой модульной платформе), которая разработана НАМИ и Sollers (она легла в основу автомобилей проекта «Кортеж»).

По подсчётам специалистов, импортозависимость в производстве легковых машин сейчас оценивается на уровне более 60%, тогда как в 2008-ом она не превышала 40%. В сегменте грузовых машин нынешний показатель равен более 25% (десять лет назад он составлял около 10%).

Согласно стратегии, рост локализации производимых автомобилей планируется увеличить до 70-85%. На данный момент этот уровень в сегменте легковых машин составляет 30-60%, среди лёгкого коммерческого транспорта — 60-70%, в грузовиках — 70-85%, в автобусах — 60-80%.

В правительстве оптимистично смотрят на развитие электрокаров и беспилотных автомобилей в России. Новая стратегия предполагает появление целой линейки, причём продажи таких машин должны расти «ударными» темпами: на 40-50% в год.

Планируется, что в 2020 году объём рынка легковых автомобилей составит порядка 1 720 000 единиц, а ещё через пять лет будет равен примерно 2 230 000 экземпляров. Согласно документу, к 2025 году экспорт российских автомобилей и комплектующих предположительно вырастет до 240 000 машин (в случае реализации консервативного сценария), либо до 400 000 экземпляров (в случае оптимистичного).

Российский авторынок по итогам 2017 года показал прирост: всего было реализовано около 1,6 миллиона легковых и лёгких коммерческих машин, что почти на 12% больше по сравнению с показателем предыдущего года. В нынешнем году эксперты ждут снижения темпов прироста из-за колебаний на валютном рынке и повышения ставки утильсбора.

По материалам: www.kolesa.ru

Источник: https://auto.rambler.ru/news/39775999-rossiyskiy-avtoprom-poteryaet-chast-platform/

Утверждена новая стратегия развития российского автопрома — ДРАЙВ

Помимо прочего, стратегия предусматривает рост локализации производимых автомобилей до 70–85%. Сейчас уровень локализации в сегментах легковых автомобилей составляет 30–60%, лёгких коммерческих — 60–70%, грузовых — 70–85%, автобусов — 60–80%.

Правительство РФ утвердило стратегию развития отечественного автопрома до 2025 года.

Основной целью заявлены «удовлетворение российскими производителями 80–90% внутреннего спроса на современную автомобильную технику», а также «рост экспорта автомобильной техники и компонентов; наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих; выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, автономного вождения, подключённого автотранспорта, газомоторной техники».

Правительство намерено создать «технологические консорциумы, которые будут консолидировать усилия государства, автопроизводителей, информационно-телекоммуникационных компаний, научных, инжиниринговых и общественных организаций».

Обратите внимание

В государственной программе указано, что в странах с развитым автопромом ныне порядка 80% объёма выпуска машин приходится всего на шесть — восемь платформ, к чему нужно стремиться и нам. Именно так достигается экономически оправданное безубыточное производство на уровне 100–150 тысяч машин в год на одну платформу. Средний показатель в стране сейчас — 127 000 штук.

Сейчас на мировые платформы Renault-Nissan B0, Hyundai KP2, Volkswagen PQ25 приходится 40% российского производства автомобилей, гласит программа, а на отечественные 1118, Lada B, Lada 110, 2121, GAZelle Next, ГАЗ 2310, U452, U469, 3160 UAZ — 29%.

В правительстве считают, что для улучшения экономических показателей надо стремиться к большей консолидации по платформам, постепенно снимать с конвейера машины на старых платформах, заменяя их современными глобальными или вновь разрабатываемыми отечественными.

Но в последнем случае такой шаг оправдан лишь при объёме 370–500 тысяч на одну платформу в год. Отчасти тут поможет экспорт (ему благоприятствует слабый рубль).

Ныне он мизерный (до двух процентов от внутреннего рынка), но, по оценке Минпромторга, экспорт российских автомобилей и комплектующих к 2025 году должен подрасти до 240 000 машин при консервативном сценарии или до 400 000 при оптимистичном.

Читайте также:  В россии растёт парк автомобилей отечественной сборки

https://www.youtube.com/watch?v=jWsfcMfBQeY

Для выполнения всех планов будут предусмотрены разнообразные меры поддержки отрасли и рынка, причём особое внимание будет уделено росту локализации автокомпонентов, от исходного сырья и материалов до готовой продукции высокой сложности (двигатели, системы помощи водителю, тяговые батареи).

Напомним, что отечественный рынок новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в 2017 году впервые за несколько лет подрос, до 1 595 737 машин (+11,9% к 2016-му). А за январь — март 2018-го в России продано 392 920 автомобилей (+21,7% к соответствующему периоду прошлого года, по данным Ассоциации европейского бизнеса).

По оценке правительства, к 2020 году рынок легковых моделей подрастёт до 1,72 млн штук, а в 2025 году составит 2,23 млн (а всех автомобилей — 2,6–2,9 млн, в зависимости от показателей экономики). Также правительство сделало отдельный прогноз по электрокарам.

Важно

Их продажи в относительном выражении будут расти быстрее, чем весь рынок, и к 2020-му составят 15–25 тысяч штук в год, что будет равно 1–1,5% от всех продаж легковушек в стране.

Поделиться

Поделиться

Лайкнуть

Источник: https://www.drive.ru/entry/5aec3ae4ec05c40d1a00011a.html

Кабмин утвердил план развития автопрома до 2025 года

Москва, 4 мая — «Вести.Экономика». Правительство РФ утвердило стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 г. с целью удвоить производство и экспорт грузовых, коммерческих и легковых автомобилей.

Завод «АвтоВАЗ», Тольятти. Фото: Кирилл Здоров

Объем рынка легковых автомобилей в Российской Федерации в 2012 г. достиг рекорда в истории российского автопрома — 2,8 млн штук, а в 2017 г. продано лишь 1,51 млн штук.»Прогнозируется, что объем рынка легковых автомобилей в 2020 г. составит 1,72 млн штук, в 2025 г. — 2,23 млн штук, что меньше исторически максимального значения 2012 г.», — отмечается в стратегии.

По данным Федеральной службы государственной статистики, производство легковых автомобилей в 2017 г. составило 1,34 млн штук.По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, заложенной в стратегии, объем производства легковушек в 2020 г. составит 1,6 млн штук, в 2025 г. — 2,21 млн штук.Доля импорта на внутреннем рынке в 2017 г. составляла 17,5%.

Ссылки по теме

  • PwC: продажи автомобилей в России превысят 2 трлн

«Совокупность инвестиционного и таможенного регулирования поможет сохранить привлекательность производства автомобилей в Российской Федерации и обеспечить дальнейшее снижение доли импорта до 13,3% в 2025 г.», — сообщается в стратегии.

Текущие объемы экспорта легковых автомобилей, составляющие 83,4 тыс. штук в 2017 г., с ожидаемым ростом до 269 тыс. автомобилей к 2025 г., недостаточны для обеспечения необходимого эффекта масштаба, а также для защиты отрасли от будущих негативных внешних воздействий.

В сегменте легковых автомобилей необходима реализация стратегии экспорта.Спрос на автомобили генерирует потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической и других отраслей промышленности, обеспечивает занятость более чем 3,5 млн. человек.

Доля отрасли в текущем кредитном портфеле российских финансовых организаций (без учета автокредитов) составляет 1,1%, отмечается в стратегии. Одна из целей стратегии — повышение локализации производимых автомобилей до 70–85% и создание производства полного цикла из агрегатов, комплектующих местного выпуска.

В настоящее время более 60% произведенных в Российской Федерации моделей легковых автомобилей относятся к моделям с высоким уровнем локализации (50% и выше), спроектированным на базе платформ ведущих мировых автопроизводителей.Основные объемы производства около 40% приходятся на платформы B0 Renault-Nissan, KP2 Hyundai, PQ25 Volkswagen.

Около 29% российского производства легковых и легких коммерческих автомобилей приходятся на модели, спроектированные на базе российских автомобильных платформ, в том числе 1118, Lada B, Lada 110, 2121, GAZelle Next, ГАЗ 2310, U452, U469, 3160 UAZ.

Около 11% производимой автомобильной техники приходится на модели с низким уровнем локализации, спроектированные на базе автомобильных платформ ведущих мировых автопроизводителей.Импортозависимость в производстве легковых автомобилей в настоящее время оценивается на уровне свыше 60% (в 2008 г.

Совет

соответствующий показатель не превышает 40%), в сегменте грузовых автомобилей — на уровне свыше 25% (в 2008 г. — около 10%).Одновременно усиливалась зависимость от импорта в производстве автокомпонентов, например для двигателей внутреннего сгорания в 2016 г. составляет 26% (в 2008 г. — менее 2%).

Реализация стратегии позволит создать новую линейку высокотехнологичных автомобилей с высокими темпами роста продаж — 40-50% в год для электромобилей и беспилотных транспортных средств), прогнозируют авторы стратегии – Минэкономразвития и Минпромторг.

https://www.youtube.com/watch?v=e3Ix1bCID-c

Российский рынок электромобилей будет отставать от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на 4-5 лет. Таким образом, доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 г. может достичь 1-1,5% (15-25 тыс. автомобилей).

Одновременно большая часть электромобилей будет представлена легковыми автомобилями премиального сегмента, что обосновано ожидаемым отсутствием на рынке моделей бюджетного сегмента вследствие сохраняющейся высокой глобальной стоимости батарейных блоков.В период 2020-2025 гг.

из-за прогнозируемого снижения средней стоимости батарей можно ожидать увеличения спроса на электромобили в среднем ценовом сегменте на российском рынке, что позволит увеличить продажи электромобилей до уровня 4-5% общего объема продаж (85-100 тыс. автомобилей).Темпы роста продаж электромобилей после 2025 г.

во многом будут определены развитием зарядной инфраструктуры в регионах Российской Федерации. Темпы роста доли автомобилей с ограниченной автономностью (уровень 3 по классификации Society of Automotive Engineers) могут отставать в России в среднем на 4-5 лет от глобальных.К 2025 г. доля таких автомобилей в продажах в РФ может достигнуть от 1 до 2 процентов (20-40 тыс. автомобилей в год) за счет более широкого внедрения технологий ограниченной автономности в базовом оснащении автомобилей премиального сегмента.Доступность технологий ограниченной автономности в моделях бюджетного сегмента позволит нарастить долю продаж до 10% к 2030 г.

Дорожная инфраструктура потребует определенной адаптации и модернизации в части состояния дорожного полотна, разметки и знаков, что позволит нарастить долю в продажах до 60-65% к 2035 г.

Источник: https://www.vestifinance.ru/articles/101057

Электрические 5%

Стратегия также предусматривает, что автопроизводители будут развивать технологии, увеличивать уровень локализации, развивать экспорт, а также сокращать отставание в применении инновационного транспорта (беспилотные и электромобили) от мировых производителей.

Реализация этой стратегии позволит обеспечить обновление российского парка автотранспортных средств всех типов и гарантирует появление в стране «новой линейки продуктов с высокими темпами роста продаж (40–50% в год для электромобилей и беспилотных транспортных средств)».

Одна из основных целей стратегии развития автопрома — наращивание технологических компетенций российских производителей и местных «дочек» иностранных автоконцернов за счет углубления локализации автомобилей до 70–85%.

Обратите внимание

По данным на конец 2017 года, уровень локализации автопроизводителей в России (доля стоимости компонентов, субкомпонентов и сырья, произведенных в России, в их общей стоимости) в сегментах легковых автомобилей составляет 30–60%, легких коммерческих — 60–70%, грузовых — 70–85%, говорится в стратегии.

Самый высокий уровень локализации имеют российские автопроизводители АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, УАЗ.

Как указано в стратегии, мировые автопроизводители тратят на НИОКР не менее 4% выручки в год, а российские компании — всего 1–1,5%. Приоритетными направлениями развития автопрома на следующие семь лет станут улучшение технологий, информатизация и компьютеризация, использование новых материалов, а также работа над повышением локализации автокомпонентов.

Чтобы локализовать производство определенных комплектующих, нужен большой объем рынка, отметил аналитик Владимир​ Беспалов из «ВТБ Капитала».

По его словам, большинство иностранных автопроизводителей уже имеют глобальных поставщиков комплектующих и поэтому не стоит ожидать, что они сейчас будут организовывать новое производство в России.

«Тем не менее, с точки зрения самих автопроизводителей, работающих в России, повышение уровня локализации — довольно важный момент, это позволяет снизить риски, связанные с валютными колебаниями», — рассказал эксперт.

Представитель АвтоВАЗа сообщил РБК, что компания принимала участие в разработке новой стратегии развития автопрома. По его словам, АвтоВАЗу необходимо будет направить «очень большие инвестиции» и человеческие ресурсы на полную локализацию двигателей, коробок передач и модулей управления.

Для достижения такой глубокой локализации концерну и производителям компонентов потребуется прямое государственное финансирование, добавил он.

В конце апреля президент АвтоВАЗа Николя Мор заявил, что компания намерена сохранить самый высокий в российской автомобильной отрасли уровень локализации (86%).

Важно

Директор московского завода Renault Жан-Луи Терон 24 апреля сказал, что производитель планирует увеличить уровень локализации на автозаводе в Москве в связи с выпуском нового кроссовера, но детали не уточнил. В 2017 году уровень локализации этого завода составил 66%.

Представитель Ford Sollers сообщила РБК, что компания приветствует углубление локализации и развитие локальной базы поставщиков в той мере, в которой это эффективно для бизнеса.

Представитель завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» сообщила РБК, что сейчас ведутся переговоры о подписании специнвестконтракта с российским правительством, который предусматривает строительство в ближайшие три года завода двигателей для моделей Solaris и Creta.

По ее словам, сейчас уровень локализации этих автомобилей составляет 46%, а после запуска завода двигателей он значительно увеличится.

Правительство намерено проводить совместную с автопроизводителями системную работу по выходу на зарубежные рынки в соответствии с экспортной стратегией автопрома, которая была утверждена в 2017 году. При базовом сценарии рост экспорта российских автомобилей и комплектующих к 2025 году должен увеличиться с 94 тыс. до 240 тыс.

штук, или до $4,9 млрд, а при оптимистичном — до 400 тыс. штук, или до $7,8 млрд, говорится в экспортной стратегии (эти же цели указаны в стратегии развития автопрома до 2025 года). Целевой объем поставок на экспорт составляет не менее 12–14% (в 2017 году за рубеж было продано 6,3% произведенных в России автомобилей).

Но в стратегии развития автопрома не говорится, какая именно поддержка будет оказываться при экспорте машин из России.

«Развитие экспорта автомобилей связано с определенными сложностями для автоконцернов: во-первых, у мировых автопроизводителей уже есть свои экспортно-сбытовые сети, во-вторых, выход на новые рынки сопряжен для них с большими тратами и не всегда окупается», — рассказал Беспалов. По его словам, экспорт важен с точки зрения диверсификации выручки, снижения рисков. Основными экспортными рынками для российских производителей и местных «дочек» международных компаний остаются страны СНГ, Азии, Ближнего Востока.

В марте 2018 года исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Ян Птачек говорил, что автоконцерн планирует увеличить экспорт в 2018 году за счет новых рынков, но конкретных цифр не назвал. В апреле компания начала экспортные поставки в Словакию и Тунис. Удвоить экспорт (до 8 тыс.

машин) в 2018 году планирует и УАЗ, который входит в группу Sollers. Hyundai заинтересована в развитии экспорта. Как сообщил РБК представитель завода Hyundai, для развития необходима поддержка правительства в части заключения межправительственных соглашений, облегчающих экспорт автомобилей.

Ford Sollers рассматривает различные экспортные проекты, однако «первостепенной задачей считает укрепление позиций на внутреннем рынке».

Представитель Nissan сообщил РБК, что компания экспортирует свои автомобили, например, в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан и Ливан.

Совет

В 2017 году было экспортировано 3832 автомобиля Nissan, из них 1976 автомобилей питерского производства (+21% к предыдущему году).

«Расширение экспорта зависит от целого ряда факторов, среди которых большое значение имеет государственная поддержка», — отметил представитель концерна.

Беспилотники и электрокары​​

Российский автопром, как полагают в правительстве, до 2025 года должен вывести на рынок «продукты с принципиально новыми свойствами в области электродвижения и автономного вождения».

4 мая премьер Дмитрий Медведев поручил госкомпании «Автодор» и Росавтодору определить тестовые участки дорог и до 30 ноября совместно с агентством «Автонет» начать тестирование технологий и инфраструктуры для движения беспилотного транспорта.

Новая стратегия также предусматривает развитие электромобилей и увеличение их доли в общем объеме продаж до мирового уровня. По оценке издания EV-volumes, доля электромобилей в глобальных продажах в 2017 году составила 1,28% (по прогнозам, в 2018-м приблизится к 2%). В России, по данным аналитического агентства «Автостат», в 2017 году было продано 95 электромобилей, или 0,006%.

К 2020 году их доля должна достичь 1–1,5% (преимущественно за счет премиальных легковых автомобилей), а к 2025 году — 4–5% от общего объема продаж (85–100 тыс. машин).

В качестве мер стимулирования спроса на электротранспорт правительство предлагает налоговые льготы, бесплатное использование инфраструктуры (платные дороги, зарядные станции, парковки). Кроме того, поддержка может быть оказана производителям, которые согласятся локализовать производство в России (в том числе и производители автокомпонентов).

Читайте также:  Кузова для спорткаров marussia motors могут начать выпускать на авиазаводах

Авторы: Валерия Комарова, Евгения Маляренко

Источник: https://www.rbc.ru/business/04/05/2018/5aebfadd9a7947be1fe51cf4

Господдержка и слабый рубль помогли увеличить экспорт автомобилей и компонентов из России

По итогам семи месяцев 2017 г. зарубежные поставки легковых автомобилей из России увеличились как в денежном выражении (на 38% до $802 млн), так и в количественном выражении (на 30% до 49 100 шт.), по данным Российского экспортного центра (РЭЦ). Экспорт грузовых машин вырос в штуках (на 1,5% до 6780 автомобилей), но просел по стоимости (на 8% до $152 млн).

По итогам 2017 г. экспорт легковых автомобилей вырастет почти на 50% – примерно до 100 000 машин, прогнозирует гендиректор РЭЦ Петр Фрадков. А к 2025 г. зарубежные поставки могут увеличиться до 190 000–200 000 шт., говорится в проекте стратегии развития российского автопрома.

«Рост экспорта – это в целом тенденция российского автопрома, – комментирует управляющий директор по клиентской работе группы РЭЦ Никита Гусаков. – Внутренний рынок сейчас крайне невелик, поэтому производители диверсифицируют свою работу». За 2013–2016 гг. рынок легковых автомобилей в России сократился вдвое.

«По нашим прогнозам объема внутреннего рынка, к 2023–2025 гг.

мы, скорее всего, не реализуем имеющиеся внутренние мощности, достигнув объема в размере 2,2–2,4 млн автомобилей при наличии производственных мощностей на 3 млн, – отмечает директор EY (практика консультационных услуг) Сергей Павлов.

– Чтобы обеспечивать низкую себестоимость продукции, нам необходимо наращивать объем рынка, и экспорт – это одно из направлений, за счет которого мы можем достичь нужного роста».

«Экспорт – это единственная возможность для экономического роста автопрома с учетом лимитов емкости российского рынка», – говорит представитель группы ГАЗ.

Стимулируют развитие экспорта господдержка, а также слабый рубль. С учетом курсовой разницы продукция, собираемая в России, имеет высокую ценовую привлекательность, отмечает представитель «Автостата». «Уже четко видна тенденция, когда ведущие отечественные автопроизводители за последние несколько лет расширили свои внешние рынки сбыта», – отмечает он.

«Умение быстро переориентироваться на внешний рынок – это и есть необходимое условие развития любой компании. Будь то компания крупная, международный гигант, интегрированный холдинг – или компания небольшая из категории малого и среднего бизнеса, производящая отдельные компоненты», – заявил Фрадков, выступая на конференции «Автоэволюция-2017» в Калуге, организованной «Ведомостями».

Наши за границей

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) увеличил экспорт легковых и легких коммерческих автомобилей в первом полугодии 2017 г. более чем в 2 раза – до 1911 шт.

«Значительный рост экспортных поставок стал возможным благодаря восстановлению объемов продаж на традиционных для УАЗа рынках стран СНГ и ближнего зарубежья, а также расширению географии поставок и выходу автопроизводителя на новые рынки», – сообщала компания.

В ближайшие три года УАЗ хочет увеличить объем продаж на зарубежных рынках до 20 000 автомобилей в год – «за счет продолжения расширения географии поставок и выпуска адаптированных продуктов под потребности зарубежных рынков».

Способствует экспорту и развитие локального производства. Например, Toyota, у которой есть завод в Санкт-Петербурге, за восемь месяцев 2017 г.

Обратите внимание

увеличила зарубежные поставки (на рынки Казахстана и Белоруссии) почти на 70% до 3876 автомобилей. Рост связан с увеличением спроса и с появлением в августе 2016 г.

на конвейере российского завода второй модели – кроссовера Toyota RAV4, пояснял представитель компании.

Группа Volkswagen увеличит в 2017 г. долю автомобилей, поставляемых на экспорт, в общем производстве в России с 10 до 20%, рассказал технический директор «Фольксваген груп рус» Оливер Грюнберг на конференции «Автоэволюция». Основная экспортируемая модель – кроссовер Skoda Yeti.

Впрочем, в ближайшее время будут поставлены последние партии этой модели (ее выпуск в России прекращается. – «Ведомости»), после чего экспорт сократится, добавил он. По словам Грюнберга, экспорт Yeti был связан с временным дефицитом мощностей группы на заводах в Чехии и Индии.

Растет в этом году и экспорт автокомпонентов. По данным Минпромторга, в 2017 г. он может достичь $2,3 млрд против $2,2 млрд в прошлом году. По данным РЭЦ, около 70% автокомпонентов отправляются в страны СНГ, 12% – в Европу, 11% – в Америку.

Компоненты из России автопроизводители, как правило, поставляют за рубеж для обеспечения запчастями уже проданных автомобилей и будущих поставок для своих дилеров и автосервисов за рубежом, говорит Гусаков.

Но некоторые автопроизводители развивают поставку компонентов для последующей сборки автомобилей за рубежом.

«Это способ обойти более высокие тарифные барьеры на внешних рынках, так как на автомобили пошлины могут достигать фактически запретительных размеров», – поясняет Гусаков.

Яркий тому пример – смена стратегии «АвтоВАЗа» на крупнейшем экспортном рынке, Казахстана. В начале 2016 г. там были введены дополнительные сборы на ввозимые готовые машины, что ощутимо увеличило их стоимость.

Важно

В итоге «АвтоВАЗ» перешел на поставку в эту страну только сборочных машинокомплектов, из которых в Казахстане сейчас производится весь основной модельный ряд Lada. Это позволило вернуть экспорт Lada к росту. По итогам 2017 г.

«АвтоВАЗ» рассчитывает поставить в Казахстан и другие страны около 25 000 машин и машинокомплектов – на 45% больше, чем годом ранее, рассказал человек, знакомый с планами автопроизводителя.

Renault, контролирующий «АвтоВАЗ», экспортирует из России более 190 наименований автокомпонентов – детали штамповки, пластиковые детали, элементы тормозной системы и ходовой части, осветительные приборы и проч. Товарооборот экспорта российских комплектующих в рамках группы Renault за первое полугодие 2017 г. вырос более чем вдвое – до 35 млн евро.

Рост стал возможен за счет увеличения объемов, расширения номенклатуры, государственной поддержки, поясняет представитель компании. Один из крупнейших экспортных проектов Renault – поставка сваренных и окрашенных кузовов автомобилей в Алжир, который был запущен в декабре 2016 г.

Они нужны для производства Renault Logan (в Алжире это Renault Symbol) на совместном предприятии Renault (49%) и правительства страны. К сентябрю 2017 г. отгружено более 10 000 кузовов, план на год – более 18 000 шт.

«Стратегия развития экспорта «Renault Россия» направлена на максимальное расширение географии поставок, на открытие новых рынков, в том числе для изучения и разработки дальнейших перспектив развития экспорта, и приоритетными направлениями в текущий момент являются страны Ближнего Востока, Африки, Азии», – уточняет представитель компании.

Развивают экспорт и сами производители автокомпонентов. Удачные примеры есть в шинной отрасли, напоминает директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. Например, 70% шин, производимых на заводе Nokian Tyres во Всеволожске, экспортируются в Центральную Европу, Северную Америку.

Причем специальных мер поддержки именно шинной отрасли, экспорта шин не принималось, иностранные производители шин пользуются лишь региональными льготами, предоставляемыми крупным инвесторам, или льготами в ОЭЗ, замечает Арабаджи. «Опыт шинной отрасли позволяет сделать несколько выводов.

Во-первых, инвесторы открывают локальное производство в первую очередь тогда, когда размеры рынка и перспективы роста продаж существенные, и в этом случае вполне хватает и тех льгот, которые могут предоставить регионы, – говорит Арабаджи.

– Во-вторых, именно иностранные производители могут существенно увеличить экспорт из России, так как они в отличие от традиционных российских компаний работают в странах с крупными рынками». Кроме того, продолжает эксперт, для того чтобы производство на экспорт размещалось в России, стоимость издержек должна быть в России ниже, чем в других странах.

Компания Continental со своего завода в Калуге экспортирует шины более чем в 20 стран мира, рассказывал на «Автоэволюции-2017» гендиректор «Континентал Калуга» Георгий Ротов: «В прошлом году объем экспорта составил более 30% от общего объема выпуска наших шин В этом году мы планируем поставить не более 13% на экспорт.

Экспортный буксир от государства

«У ГАЗа есть конкурентоспособные продукты для экспортных рынков, за три года мы увеличили географию продаж с 23 до 45 стран, но вхождение на новые рынки требует очень серьезных вложений, которые российские производители не могут сделать одномоментно в условиях запредельной стоимости кредитных ресурсов», – говорит представитель группы ГАЗ. Барьеры для выхода на новые рынки – создание специальных экспортных модификаций под требования отдельных стран – правый руль, «Евро-6», машины для эксплуатации в жарком климате, на высокогорье, создание сервисной сети в каждой стране, складов запчастей, перечисляет собеседник.

Правительство поддерживает развитие экспорта, субсидируя часть расходов по транспортировке, сертификации, адаптации автомобилей и автокомпонентов.

На спецпрограмму по логистике на все отрасли в 2017 г. выделено 6,6 млрд руб. Уже предоставлено 1,8 млрд руб., автопром из них получил 1,27 млрд руб., приводит данные Гусаков. «По итогам года ожидаем, что автопром останется крупнейшим участником спецпрограммы по логистике», – добавляет он.

Значительно расширили инвестиционные и экспортные возможности российских производителей также финансовые механизмы ЭКСАР и Росэксимбанка (дочерние компании группы РЭЦ), такие как страхование и кредитование экспортных сделок, замечает Гусаков.

Совет

Господдержка экспорта помимо прочего позволяет иностранным брендам выигрывать внутрикорпоративную конкуренцию за поставки на тот или иной рынок, добавляет он.

В следующем году общая поддержка экспорта автопрома, как ожидается, составит 6,4 млрд руб., из них не менее 2,6 млрд руб. – на логистику. «Объемы поддержки спецпрограммы по логистике будут со временем снижаться при росте объемов экспорта, – говорит Гусаков.

– Мы оптимизируем работу: учитываются и контролируются логистические маршруты, а это способствует снижению транспортных расходов и развитию транспортной отрасли.

Все эти факторы позволяют утверждать, что объем прямого финансирования экспорта будет постепенно снижаться, во главу угла станут вопросы системной поддержки экспорта и инвестирования».

Не хватает свободы

Развивать экспорт мешают высокие расходы при производстве и транспортировке, малое количество стран, с которыми у России есть соглашения о свободной торговой зоне, нестабильность рубля, ужесточение экологических требований в других странах, которые выше, чем в России, неразвитость автокомпонентного производства в России, считает Грюнберг.

«России понадобится пройти в сжатые сроки тот путь, который европейские страны прошли десятилетиями, но сейчас только 1% мировых рынков открыт для экспорта из России, и это серьезный барьер, который необходимо устранить», – отмечает представитель Renault.

«На наш взгляд, основной помехой сегодня остаются тарифные и нетарифные барьеры – высокие ввозные пошлины и технические барьеры, – говорит и Гусаков. – При этом стоит отметить, что наши специальные программы помогают снимать часть проблем, плюс мы ведем работу по административному снятию барьеров через межправительственный диалог».

Об этом также говорит представитель Минпромторга: «Необходимо опережающими темпами формировать каналы продвижения российских товаров на международные рынки – создавать зоны свободной торговли, договариваться со странами-потребителями о снижении таможенных пошлин на российскую продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости и, конечно же, заниматься инвестициями в НИОКР».

Поддержка расширится

РЭЦ предполагает ввести новые меры поддержки, говорит Гусаков: «Все они освещены в утвержденной экспортной стратегии автопрома – это продолжение действия специальных программ поддержки, введение налоговых преференций и усиление работы по снятию барьеров на внешних рынках». Развитие экспорта автокомпонентов и встраивание российских экспортеров в глобальные производственные цепочки – одно из ключевых направлений экспортной стратегии автопрома, добавляет собеседник.

На следующий год запланирована новая спецпрограмма, которой раньше не было: частичная компенсация затрат на создание за границей дилерской сети либо инфраструктуры по ремонту и техническому обслуживанию, сказал Фрадков: «Мы понимаем, что принцип «продал – забыл» уже не работает».

Читайте также:  В тайване появилась своя tesla

«Поставщики компонентов очень хотят экспортировать, но, к сожалению, они могут экспортировать только в том случае, если есть на то воля ОЕМ, потому что та продукция, которую мы выпускаем, может быть использована только в конкретном автомобиле, – сказала на конференции «Автоэволюция» управляющий директор заводов «Гестамп» в России (во Всеволожске, Калуге и Тольятти) Юлия Гусева. – Соответственно, хотелось бы, чтобы у ОЕМ, которые присутствуют в России, были определенные стимулы, чтобы обеспечивать экспорт компонентов от их поставщиков».

Передача налоговых бонусов от производителей компонентов (OES) к автопроизводителям (OEM) позволит стимулировать экспорт компонентов, отмечает Павлов.

«В Индии компании, которые поставляют продукцию на экспорт, получают право на налоговый вычет – в размере 2–3% от объема экспортной поставки.

Причем вычет можно применить к нескольким налогам: это могут быть налог на прибыль, импортные пошлины на завоз компонентов – вычет можно передать компании-партнеру», – приводит он пример.

Необходимо также запускать не работающий сегодня в России механизм переработки на таможенной территории и такую меру, как, например, компенсация разницы ввозных пошлин в случае экспорта из России для приоритетных рынков – до введения с ними зон свободной торговли, предлагает представитель Volvo Trucks в России. «Экспортная продукция из России должна быть дешевле, чем автомобили, производимые на европейских заводах, которые на сегодняшний день имеют ценовое преимущество за счет эффекта масштаба», – резюмирует он.

Рост будет поступательным

В целом экспорт сохранять и поддерживать надо, говорит Арабаджи. Для того чтобы российский автопром смог значительно нарастить экспорт, нужно, чтобы основные зарубежные рынки (страны СНГ) существенно выросли, но в среднесрочной перспективе этого ждать не стоит, предупреждает она.

«Выход же на крупные и развитые рынки (США, Европа и др.) в массовом объеме российским производителям затруднен, прежде всего потому, что у нас нет продукта для этих рынков, – добавляет эксперт.

– Это развитые рынки, на которых нам невозможно конкурировать с европейскими, японскими, американскими и другими производителями».

А для того чтобы иностранные автопроизводители производили в России технику на экспорт в существенных объемах, производственные и логистические затраты должны быть в России ниже, чем в странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, добавляет эксперт.

По мнению Арабаджи, больше перспектив у экспорта российской грузовой техники, чем у легковой. «Техника традиционных российских производителей – «Камаза», группы ГАЗ – имеет хорошие перспективы на развивающихся рынках. Эти автомобили привлекательны по цене покупки, стоимости владения, по способности выдерживать перегруз и т. д.», – поясняет она.

Обратите внимание

По ее словам, в этом сегменте, как правило, нет конкуренции со стороны большой европейской семерки, хотя приходится конкурировать с китайскими, индийскими, белорусскими производителями, которые предлагают похожий продукт. Возможно, именно на этом сегменте следует сконцентрировать основные меры государственной поддержки экспорта, рассуждает Арабаджи.

Источник: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2017/10/19/738483-eksport-avtomobilei-komponentov

Путин поручил нарастить агроэкспорт до $45 миллиардов

Президент Владимир Путин 7 мая после церемонии инаугурации подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нем перечислены национальные цели, достижение которых правительство должно обеспечить до 2024 года.

Одна из них касается экспорта сельхозпродукции и продовольствия, который в течение ближайших шести лет должен достичь $45 млрд.

Такая задача должна быть решена «при разработке национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта», говорится в новом «майском указе» президента.

В базовых отраслях экономики, в том числе в АПК, должен быть создан «высокопроизводительный экспортно ориентированный сектор, развивающийся на основе современных технологий и обеспеченный высококвалифицированными кадрами».

Также правительству поручено провести модернизацию системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, и увеличить долю таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10%.

В 2017 году Россия экспортировала продукции АПК на $20,7 млрд против $17 млрд в 2016 году.

Важно

Основными статьями экспорта стали зерно (36% в стоимостном выражении), рыба и рыбопродукты (17%), растительное масло (12%), шоколад (2,6%).

Согласно подготовленному ранее проекту развития агроэкспорта, к 2025 году объем вывоза должен достичь $30 млрд. Подробнее о российской внешней торговле сельхозсырьем и продовольствием — в фотогалерее.

Гордеев вместо Дворковича

В понедельник Владимир Путин в четвертый раз стал президентом России, официальная церемония его вступления в должность прошла в Кремле. После церемонии инаугурации глава государства внес в Госдуму кандидатуру Дмитрия Медведева на должность премьер-министра.

Позднее Медведев провел в нижней палате парламента консультации с фракциями, в ходе которых назвал имена кандидатов на должности вице-премьеров.

Как сообщает РБК со ссылкой на двух участников консультаций, на должность вице-премьера, курирующего сельское хозяйство, анонсирован полпред президента в Центральном федеральном округе, бывший губернатор Воронежской области и экс-глава федерального Минсельхоза Алексей Гордеев. В прежнем составе правительства сельское хозяйство курировал Аркадий Дворкович.

Алексей Гордеев родился 28 февраля 1955 года в ГДР. При первом президентском сроке Путина Гордеев уже занимал пост вице-премьера: с 2000 по 2004 год он был заместителем председателя правительства — министром сельского хозяйства России в кабинете Михаила Касьянова.

Главой аграрного ведомства Гордеев пробыл до февраля 2009 года, поработав в правительствах Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова и Владимира Путина. Продовольственная безопасность — близкая Гордееву тема: он стал доктором экономических наук, защитив диссертацию «Продовольственное обеспечение России».

При нем значительно увеличилось федеральное финансирование агросектора — с 9,3 млрд руб. в 1999 году до 42,9 млрд руб. в 2008-м.

Как сообщил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, возвращение в правительство Гордеева «вызвало положительную реакцию депутатов», передает ТАСС.

Совет

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, Гордеев — профессионал в области аграрного комплекса, и для него это не новая работа.

 «За прошедшее время он получил региональный опыт, работая губернатором одной из крупных областей России, и полномочным представителем президента, и все это, безусловно, сработает ему в плюс, опыт ничем не заменишь», — сказал он (цитата по сайту Госдумы). 

Президент холдинга «Мираторг» Виктор Линник заявил РБК, что оценивает предложение о назначении Алексея Гордеева на пост вице-премьера по сельскому хозяйству «положительно».

Как отметил Линник, Гордеев имеет большой опыт в АПК и заложил основы для развития сельского хозяйства в России — в частности, при нем была введена система квотирования импорта мяса в Россию.

Основной акцент в новой должности Гордеев будет делать на развитие экспорта продовольствия и создание единой ветслужбы в России, предполагает глава «Мираторга».

Источник: https://www.agroinvestor.ru/archive/news/29793-putin-poruchil-narastit-agroeksport-do-45-milliardov/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Только экспорт, по мнению участников дискуссий и круглых столов ПМЭФ–2017, позволит решить задачу по увеличению темпов экономического роста, поставленную президентом РФ Владимиром Путиным.

Надежд на рост внутреннего потребления остается все меньше в связи со снижением реальных доходов населения, которые опустились, по оценкам Внешэкономбанка, до уровня 2009 года и продолжают падать.

Но и на внешних рынках, как выясняется, российских производителей никто не ждет, многие страны выставляют непреодолимые заградительные барьеры.

Одни барьеры можно снять только с помощью межправительственных соглашений, а чтобы нивелировать влияние других, нужны субсидии, отмечают бизнесмены. Но даже господдержка не всегда помогает.

Невероятная цель

Экономический рост невозможен без увеличения объемов экспорта, подумали в Минэкономразвития РФ и подготовили Приоритетный план правительства для поддержки экспорта.

Согласно этому плану, к 2025 году объем несырьевого российского экспорта должен достигнуть $200 млрд. И хотя с начала 2017 года весь российский экспорт начал расти (см.

«Экспорт товаров из России»), до целевого показателя очень далеко: сегодня объем несырьевого экспорта почти вдвое ниже целевого уровня.

Для его достижения придется наращивать экспорт продовольствия, машин, текстиля, древесины, металлов и других товаров средними темпами не ниже 9% в год.

Повод для оптимизма уже появился.

В I квартале 2017 года зафиксирован прирост несырьевого экспорта как в стоимостном эквиваленте (+19% по отношению к I кварталу 2016 года), так и в физических объемах, констатирует Петр Фрадков, генеральный директор АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ, создан в 2015 году для поддержки российского экспорта и объединяет в себе Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и АО «Росэксимбанк»). «Когда создавали РЭЦ, постарались учесть все потребности бизнеса. Сформировали пул экспортных мер, которые касаются всей сферы экспорта в целом и должны закрыть любой вопрос экспортера», — говорит Петр Фрадков.

Начиная с 2012 года, когда объем вывозимых из России товаров достиг рекордных отметок, продажи за рубеж сокращались в стоимостном выражении в среднем на 16% в год. Причем экспорт сырья рухнул на 62%, а вывоз товаров, произведенных предприятиями обрабатывающей промышленности, снизился только на 28%.

Против тренда двигались производители продовольствия, сельскохозяйственной продукции и текстиля. Им удалось увеличить отгрузку товаров за границу с 2012 года на 31%.

Однако это не оказало существенного влияния на общую картину, так как доля сельхозпроизводителей и пищевиков в совокупном экспорте едва превышает 5,5%.

Экспортные барьеры

Среди несырьевых экспортеров наибольшую долю занимают металлурги, деревообработчики и химическая промышленность. На их долю приходится 20% несырьевого товаропотока.

Наиболее востребованы за границей такие российские несырьевые товары, как алюминий и его сплавы, полуфабрикаты нелегированной стали, пшеница, пиломатериалы, удобрения, горячекатаный нелегированный листовой прокат, медь, металлы платиновой группы, а также мороженая рыба.

А вот машиностроителям тяжело покорять внешние рынки со своими изделиями. Сегмент мирового рынка, в который могут свободно войти российские компании, — не больше 1%, так как большинство стран защищают своих собственных производителей, говорит Андрей Панков, гендиректор ЗАО «Рено Россия».

«Если бы мы сегодня экспортировали в Иран двигатели или кузова, то платили бы 20% пошлины. Поэтому мы просим российских представителей Минэкономразвития, Минпромторга рассмотреть возможность заключения временного и ограниченного соглашения с Ираном, которое позволит в идеале снизить пошлины до нуля или хотя бы до 5%», — говорит Андрей Панков.

Обратите внимание

Создают барьеры на пути российских товаров даже соседи России, с которыми сложились давние торговые отношения. «Несмотря на поддержку государственной власти, направленную на увеличение экспорта, объем экспортных поставок за первые 5 месяцев этого года снизился», — говорят на петербургском заводе корейской компании Hyundai Motor — «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».

Этот автозавод продает автомобили в страны СНГ и Ближнего Востока, а летом 2016 года начались поставки в Тунис и Грузию. Предприятие получает поддержку в виде субсидий на транспортировку экспортных автомобилей на федеральном и региональном уровне.

«Однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать снижение объемов экспорта, связанное с введением Казахстаном утилизационного сбора», — сообщили на заводе. А между тем Казахстан — крупнейший покупатель произведенных в Петербурге автомобилей Hyundai.

За первые 5 месяцев этого года туда отправлено 500 авто, на втором месте Белоруссия — 490 авто.

«Хендэ Мотор» по итогам 2016 года отправил за границу около 7 тыс. автомобилей. Экспорт за первые 5 месяцев 2016 года составил 1,5 тыс. автомобилей. А с января по май 2017–го — чуть более 1,3 тыс.

Мы работаем над снятием барьеров, имеющихся перед российским экспортом на мировых рынках.

Пару недель назад состоялась встреча министров торговли стран АТЭС, на которой новый министр торговли США подтвердил концепцию отхода от механизма свободной торговли к принципу справедливой торговли, в переводе на русский язык это означает изящный протекционизм.

Это новая реальность, и мы должны это понимать и соответствующим образом подкручивать наши механизмы. В случае отрицательного торгового баланса можно вводить ограничительные меры против стран–экспортеров.

Станислав Воскресенский

Заместитель Министра Экономического Развития Рф

У нас большой объем сырьевого экспорта, и для него нужна тяжелая инфраструктура — порты, железнодорожные подходы к ним, — которую тоже нужно развивать. Сейчас не хватает подвижного состава для грузов, требующих температурного режима.

Необходимо также развивать и нематериальную инфраструктуру, информационные технологии: электронный документооборот, электронную подачу заявок в РЖД.

Важно

Необходимо развивать транспортные коридоры: Транссиб и Северный морской путь, чтобы ускорить движение товара.

Александр Исурин

Председатель Правления Fesco

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2017/06/07/Rost_s_barerami/

Ссылка на основную публикацию